технологическая карта
план-конспект урока по химии на тему

Марциш Людмила Ивановна

Тема "Химические свойства кислот"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8 класс75 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта    к  теме  2   «Классы неорганических веществ. Типы химических реакций»

Тема урока:

                                                                                      «Химические свойства кислот».

От кислых яблок -                                                                                                                                           Упорный и терпеливый увидит

Сразу кисну.                                                                                                                                                     Благоприятный конец начатого дела.

     В. Шекспир                                                                                                                                                                                                 В. Г. Ян

 Цель:

  • изучить химические свойства кислот (взаимодействие с металлами);
  • познакомить учащихся с рядом активности металлов, показать принцип работы с ним.

КДЦ (комплексно-дидактическая цель):

                                                    Для   учителя

     

                                           Для ученика        

                         

 Обучающая:

  • Создать условия для высокого уровня воспроизведения системы знаний и умений учащихся по данной теме:
  • Обобщить знания о составе и классификации кислот; физических свойствах; действии индикаторов;
  • Познакомить учащихся с общими химическими свойствами растворов кислот – их способности взаимодействовать с металлами,
  • Показать использование на уравнениях химии электрохимического ряда напряжения металлов;
  • Совершенствовать знания о типах химических реакций на примере реакции замещения, раскрыть сущность данного типа реакции;
  • Подготовить учащихся к восприятию материала о новом классе сложных веществ - солях, их составе.
  • Знать состав кислот, номенклатуру, классификацию;
  • Химические свойства кислот: действие индикаторов ; Взаимодействие растворов кислот с активными металлами
  •  Уметь:   находить выделять кислоты среди других сложных веществ, классифицировать их;
  • составлять по схеме уравнения реакций, доказывающих химические свойства кислот (на примере взаимодействия с металлами);
  • разъяснять сущность реакции замещения, используя ряд активности;
  • высказывать содержательное суждение относительно возможности химических реакций между металлами и растворами кислот                                                          

                         

 Развивающая:

  • Создать условия для поиска между новым и изученным материалом, развитие логического мышления, умений приобретать знания не памятью, а мыслью:
  • организационные навыки;
  • умение работать самостоятельно с алгоритмами, проводить эксперимент, ОК, оформлять записи в тетрадях;
  • сравнивать, обобщать и выделять главное;
  • самостоятельно применять и систематизировать знания;
  • умение преодолевать трудности;
  • творческие способности;
  • навыки работы с товарищем по парте

развивать умение:

  • речевой деятельности
  • поиска решения проблем
  • логически мыслить (обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать)
  • проводить эксперимент, соблюдая Т/Б

                 

                             Воспитывающая:

  • создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям, умений проводить самооценку
  • владение интеллектуальными умениями и мыслительными операциями;
  • умение организации времени
  • формировать умение работать по культуре умственного и практического труда, адекватной оценки своей деятельности

 № урока

              6

Планируемые результаты:

  • Учащиеся расширяют свои знания о классах неорганических веществ на примере класса Кислот;
  • Должны уметь составлять по схеме уравнения реакций, доказывающие химические свойства растворов кислот на примере их взаимодействия с некоторыми металлами;
  • Уметь разъяснять сущность реакций замещения, используя ряд активности металлов;
  • Уметь высказывать содержательные суждения относительно возможности протекания химических реакций между металлами и растворами кислот; действием индикаторов

Понятия, вновь вводимые на уроке:

ряд активности металлов

Тип урока:

Изучение и первичное закрепление новых знаний

ИДЦ (интегрирующая дидактическая цель)

Знать:      *   состав кислот, номенклатуру кислот их классификацию; физические свойства

                *  химические свойства кислот: действие индикаторов ; взаимодействие растворов кислот с активными металлами

Актуализация

Валентность;   состав, строение, классификация кислот;   типы химических реакций (реакция замещения);  коэффициенты;  названия бинарных соединений;  Т/Б при работе с веществами, лабораторное оборудование

Методы обучения

Проблемный, частично-поисковый (исследовательский).  С какими веществами будут реагировать кислоты?  В чем сущность реакций замещения?

Форма организации учебной деятельности

Фронтальная, парная, индивидуальная

Оборудование и реактивы:

  • штатив с пробирками                                                                                          
  • держатель
  • металлы:  цинк, алюминий, железо, медь
  • растворы кислот: соляная, серная,
  • растворы индикаторов

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Психологическая разминка.
  3. Актуализация знаний

    А) фронтальная беседа

    Б)  работа по карточкам (разноуровневая)

    В)  химический диктант (по вариантам)

    Г)  экспериментальная задача

  1. Изучение нового материала

       Целеполагание и мотивация

    А) взаимодействие с металлами (эксперимент)

    Б) сущность реакции замещения (видеофрагмент)

  1. Закрепление
  2. Д/З
  3. Итог по уровню обученности. Рефлексия

Средства обучения:

  • учебник:  Е. Е. Минченков и др. «Химия- 8»  Москва «Школьная пресса» 2005  ОАО «Московские учебники» 2005;
  • компьютер (презентация  в «Мicrosoft Power Point»);
  • ТСО:   Видеофильм (фрагмент);   музыкальное сопровождение
  • опорный конспект (ОК)  -  «Кислоты»;
  • ряд активности металлов
  • Информационные карточки (инструкции –алгоритмы для проведения эксперимента), индивидуальные карточки

Приемы деятельности учителя

организую работу

  • по актуализации знаний; обсуждении проблемы; по проведению эксперимента; работу с ОК, инструктивными карточками, схемами, работу по самооценки уч-ся,
  • провожу беседу с классом
  • обобщая ответы учащихся

Организация деятельности учащихся:

  • обсуждают проблемы; беседуют с учителем, анализируют информацию; делают выводы;
  • выполняют самостоятельные работы; проводят эксперимент,  работают в парах, составляют уравнения химических реакций, смотрят видеофрагмент;
  • оформляют записи в тетрадях, слушают учителя

Развитие умений учащихся:

  • схематично (кратко) оформлять информацию;
  • проводить эксперимент, используя инструктивные карточки;
  • анализировать, делать выводы, сравнивать, применять на практике полученные знания,
  • творческие способности учащихся, интеллектуальные (решать поставленную проблему)
  • сочетать различные виды деятельности (индивидуальную, парную, фронтальную)
  • работать в заданном темпе;
  • сотрудничать в парах, следить за временем.

                                                                                         Структура и содержание урока

                        Этап

Время

         Деятельность учителя

         Деятельность ученика

Контроль

1. Организационный этап

 1 мин

Предлагаю проверить готовность учащихся к уроку, приветствие учащихся

Готовятся к уроку, приветствуют учителя

2. Ориентировочно-мотивационный этап. Психологическая разминка.

 

Обращаю внимание учащихся на шкалу для определения эмоционального состояния.

Было бы замечательно, если бы к концу урока каждому удалось переместить галочку хотя бы на одну клеточку влево.

Отмечают галочкой на начало урока, конец урока

3.      Актуализация знаний

цель: выявить знания о составе, номенклатуре и классификации кислот

          1) «Мозговая атака»  

  1. Самостоятельная работа:

А) индивидуальная;

Б) общеклассная (химический диктант – по вариантам)

  1. Самооценка работ

10

мин

1)Организую:

а) фронтальную беседу

2) а) индивидуальную разноуровневую работу по карточкам;

б) химический диктант в форме игры «Верю – не верю» ( по варианта) –слайд № 4

3)         Организую проверку работ:

4)    Проставляю оценки в журнал и в дневник

1)

а) отвечают на вопросы

2) а) работают следующие учащиеся:

                             

Б)  выполняют работу  ( 7 человек сдают учителю)

а)  индивидуальная  сдают учителю –

б)  химический диктант – самооценка  слайд

уровень А: 

                   Донцова О                       Байрамов Э                Игнатова М                        Гаспорян Р

Воронов Г

Уровень «Б» Солопова                           Тарусова В

Уровень  «В»   Панкова

Лукашова Л  -  1 вариант Гуленков Данил –3вариант

Нечаева -  4 вариант

4.  Изучение нового материала.

Реализация плана через решение частных задач:

А) систематизация и обобщение материала по первому химическому свойству кислот - действие индикаторов;

Б) Целеполагание и мотивация.

Б) изучение химических свойств кислот (на примере взаимодействия металлов с растворами кислот):

25 мин

3 мин

1 мин

1 мин

3 мин

15 мин

Организую решение экспериментальной задачи.

Объявляю тему урока

Предлагаю учащимся зачитать цель урока в стихах.

Б)  1) Напоминаю правила Т/Б при работе с кислотами      

  1. Организация постановки проблемы (из видеописьма)

    3)    Организация исследовательской деятельности по отношение растворов кислот к металлам:

  • проведения эксперимента по инструктивной карточки;
  • работы по ОК (алгоритму)
  • просмотра видеофрагмента (взаимодействие цинка с кислотой);
  • работы с рядом активности
  • беседую с классом

Ученик проводит эксперимент, делает вывод

Записывают тему урока в тетрадь.

1) Внимательно читают цель,  анализируют и расшифровывают ее.

2)Слушают, отвечают, ставят проблему.

3) Проводят эксперимент, делают выводы,составляют уравнение химических реакций, работают с ОК, смотрят фрагмент фильма и отвечают на вопросы учителя, разбирают ряд активности металлов, реакцию замещения.

                  Мурадян В

5. Закрепление изученного материала.

5 мин

5) а) Прошу сформулировать проблемы, которую ставили вначале урока и сделать вывод.

Б) организация составления реакций замещения

а) формулируют проблему и делают общий вывод по химическим свойствам кислот.

б) ученики (2) работают у доски; в)самостоятельно в тетрадях составляют взаимодействие цинка с соляной кислотой.

Черевков И,  Гергая Н

(Нечаева Ж)

8.  Домашнее задание

2 мин

Задаю Д/З с комментариями

Записывают в дневник

§  16 с. 79-83

повт. § 14

упр.    ▲  2, 3(только для р. З.) с. 85

упр.    4 (а, г,) с. 85

9. Итог по уровню обученности

    Рефлексия.

1 мин

Ставлю оценки за работу

Рефлексивные листочки

Отмечают в тетрадях свое эмоциональное состояние.

Дописывают листочки.

В зависимости от темпа работы учащихся, можно продолжить рассмотрение плана.

Задания на слайде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...