Программа элективного курса по биологии: «Решение задач по генетике» 9 класс.
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Программа элективного курса по биологии: «Решение задач по генетике» 9 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_po_biologii.docx | 22.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сизябская средняя общеобразовательная школа»
Программа элективного курса по биологии: «Решение задач по генетике» 9 класс.
2013г.
Пояснительная записка
Предлагаемый курс охватывает основные разделы «Генетика» и «Молекулярная биология» , которые являются одним из самых сложных для понимания в школьном курсе биологии. Использование практических навыков, опирающихся на знания теории, позволяют выполнять триединость целей образования: научить, развивать, воспитывать. Использование этих задач развивает логическое мышление, позволяет учащимся добиваться получения качественных, углубленных знаний, дает возможность самоконтроля, самовоспитания, способность самостоятельно добывать знания.
Целью данного курса является развитие у учащихся умения и навыков решения задач по основным разделам классической генетики.
Задачи курса:
- усвоение основных понятий терминов и законов генетики;
- применение теоретических знаний на практике;
- развитие интереса к предмету;
- ознакомление с практической значимостью общей биологии для различных отраслей производства, селекции и медицины. Курс позволяет учащимся подготовиться к сдаче ЕГЭ. Данная программа рассчитана на 10 часов, целесообразно проведение курса как закрепляющего, после изучения тем на уроках биологии. Количество занятий -1час в неделю, периодичность – 1 раз в неделю. После прохождения курса учащиеся должны знать:
- основные понятия, термины и законы генетики;
- генетическую символику.
Учащиеся должны уметь:
- правильно оформлять условия, решения и ответы генетических задач;
- решать типичные задачи;
- логически рассуждать и обосновывать выводы.
Тематический план
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Моногибридное скрещивание | 4 |
1.Закономерности наследования при моногибридном скрещивании | 2 | |
2.Решение задач | 2 | |
3 | Дигибридное скрещивание | 4 |
1.Закономерности при дигибридном скрещивании | 2 | |
2.Решение задач | 2 | |
4 | Итоговое занятие | 1 |
Содержание программы:
Общее количество часов – 10
1.Введение. 1 час.
Теоретический курс.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Методы генетики. Генетическая терминология и символика. История генетических открытий.
2.Моногибридное скрещивание -.4 часа.
Теоретический курс – 2 часа
Закономерности наследования генов при моногибридном скрещивании, установленные Г. Менделем и их цитологические основы. Промежуточное наследование. Анализирующее скрещивание. Множественный аллелизм. Кодоминирование. Летальные гены.
Практический курс – 2 часа
Решение прямых задач при моногибридном скрещивании. Определение вероятности появления потомства с заданными свойствами. Определение количества потомков с заданными признаками. Определение количества генотипов и фенотипов потомков. Решение задач на промежуточное наследование. Решение задач на определение группы крови потомков и родителей по заданным условиям. Решение задач на анализирующее скрещивание.
3. Дигибридное скрещивание
Теоретический курс – 1 час
Закономерности наследования при дигибридном скрещивании. Цитологические основы наследования. 3 закон Менделя.
Практический курс – 3 часа
Решение прямых и обратных задач на дигибридное скрещивание. Выяснение генотипов особей. Определение генотипа организма по соотношению фенотипических свойств в потомстве. Определение вероятности появления потомства с анализирующими признаками. Выявление доминантности и реценссивности признаков. Независимое наследование при неполном доминировании.
4.Итоговое занятие – 1 час
Самостоятельное решение задач всех типов
В результате обучения учащиеся должны:
- расширить знания об основных генетических законах;
- овладеть специальной генетической терминологией;
- научиться решать генетические задачи повышенной сложности;
- уметь применять различные генетические законы при решении задач;
- уметь прогнозировать вероятность передачи по наследству различных генетических нарушений.
Оценивать учащихся на протяжении курса не предусматривается и основной мотивацией является познавательный интерес и успешность при изучении материала повышенной сложности. На итоговом занятии «Решение задач разных типов» используется недифференцированное оценивание в системе «зачтено-незачтено».
Список литературы для обучающихся;
1.Биология 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией И.Н Пономаревой. Москва. Издательский центр «Вентана – Граф».2008-2009гг.
2. Биология .ЕГЭ. Сборник экзаменационных заданий. Издательство «Эксмо» 2010г.
3.Задачи и упражнения по общей биологии. Г.М. Муртазин. М.Изд. «Прсвещение».
4.Сто задач по генетике и общей биологии Б.Х. Соколовская. Изд. «Наука» Новосибирск.
5.Основные биологические понятия и термины. Н.Ф. Реймерс. М. Изд. «Просвещение»
6.Биология.ГИА.Издательство «Учитель». 2010-2011гг.
Приложение 1
Таблицы для решения задач;
1.Наследование признаков у человека
Признаки | Доминантные | Рецессивные | Сцепленные с полом |
Размер глаз | большие | маленькие | |
Оволосение | раннее облысение | норма | |
Цвет волос | не рыжие | рыжие | |
Белый локон надо лбом | имеется | не имеется | |
Цвет глаз | карие | голубые или серые | |
Пигментирование кожи лица | веснушки | отсутствие веснушек | |
Рост | карликовость | нормальный рост | |
Лучшее владение рукой | праворукость | леворукость | |
Количество пальцев | полидактилия | нормальное число пальцев | |
Ямочка на подбородке | имеется | не имеется | |
Переносица | с горбинкой | без горбинки | |
Свертывание крови | нормальное | гемофилия | Х-хромосома |
Острота зрения | близорукость | норма | |
Способность различать цвета | норма | дальтонизм | Х-хромосома |
Длина ресниц | длинные | короткие | |
Геморрагический диагноз | кровоточивость | норма | Х-хромосома Y-хромосома |
Судорожные расстройства | судороги | норма | Х-хромосома Y-хромосома |
Тембр голоса | бас (у мужчин) сопрано( у женщин) | Контральто |
Таблица 2: Наследование признаков при неполном доминировании
Организм, признак | Гомозиготный по доминантному признаку (АА) | Гомозиготный по рецессивному признаку (аа) | Гетерозиготный(Аа) |
Земляника, окраска плода | красная | белая | розовая |
Душистый горошек, окраска цветка | Красная, | белая | розовая |
Ночная красавица. окраска цветка | красная | белая | розовая |
Львиный зев, окраска цветка | красная | белая | розовая |
Куры, окраска оперения | черная | белая | голубая |
Норка, окраска шерсти | светлая | темная | кохинуровая |
Морская свинка, окраска шерсти | Темная (шиншилла) | светлая | полутемная |
Кошка, окраска шерсти | черная | рыжая | черепаховая |
Овца, длина ушей | длинные | уши отсутствуют | короткие |
Крупный рогатый шортгорнский скот, окраска шерсти | черная | белая | серо-голубая |
Человек, форма волос | курчавые | прямые | волнистые |
Человек, размер носа | большой | маленький | средний |
Человек, форма эритроцитов и гемоглобин в крови | Округлая, нормальный гемоглобин | Серповидная, значительно понижен гемоглобин | Часть эритроцитов серповидной формы, количество гемоглобина меньше нормы |
.
Приложение 2: Задачи для самостоятельного решения
Вариант 1
Какое потомство следует ожидать при скрещивании:
- Белых (а) кроликов
- Мохнатых (А) гомозиготных кроликов
- Черных (А) гетерозиготных кроликов
- Мохнатую (А) гомозиготную крольчиху с мохнатым гетерозиготным кроликом
- Черную (А) гетерозиготную крольчиху с белым кроликом
- Гладкую (а) крольчиху с мохнатым гетерозиготным кроликом
- Белая гладкая особь
- Гомозиготная черная, гладкая
- Дигетерозиготная, черная, гладкая
- Белая, гетерозиготная, мохнатая
Вариант 2
Какое потомство следует ожидать при скрещивании
- Гладких (а) по шерсти кроликов
- .Черных(А) гомозиготных кроликов
- Мохнатых (А) гетерозиготных
- Белую (а) крольчиху с черным кроликом
- Мохнатую гетерозиготную крольчиху с гладким кроликом
- Черную гомозиготную крольчиху с черным гетерозиготным кроликом
- Черная гладкая гетерозиготная
- Черная мохнатая гетерозиготная по первому признаку
- Белая гомозиготная мохнатая
- Черная мохнатая гетерозиготная по второму признаку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по математике "Решение задач с модулем и параметрами" для 9 класса
Рабочая прогамма элективного курса по математике "Решение задач с модулем и параметрами" для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта ос...
Программа элективного курса по химии «Решение задач повышенной сложности» для учащихся 10 класса, Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории
Программа элективного курса по химии «Решение задач повышенной сложности» для учащихся 10 класса, Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории...
Программа элективного курса по информатике «Решение задач ЕГЭ на программирование», 10 класс, 17 ч.
Программа данного элективного курса (курса по выбору учащихся) ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) по теме "Алгоритми...
Программа элективного курса по математике "Решение задач повышенной трудности" (10 класс)
Математика в настоящее время проникает во все сферы деятельности человека.Математическими методами исследования должны владеть специалисты в области физики, химии, биологии, геологии, экономики ...
Программа элективного курса по биологии «Решение генетических задач». 10-11 класс
Курс демонстрирует связь биологии, в первую очередь, с медициной, селекцией. Межпредметный характер курса позволит заинтересовать школьников практической биологией, убедить их в возможности прим...
Рабочая программа факультативного курса по биологии « Решение задач по генетике » для 10 классов
Цель курса – обеспечение компетентности выпускника в области генетики, молекулярной биологии и эволюционной теории и развитие у обучающихся практических навыков решения биологических задач.В целом кур...
Рабочая программа элективного курса «Практикум по решению задач» для 11 класса
Программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования и Шарыгин И. Ф., Голубев В. И. Факультативный курс по математике, материалов из ...