Рабочая программа элективного курса «Практикум по решению задач» для 11 класса
рабочая программа по математике (11 класс)
Программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования и Шарыгин И. Ф., Голубев В. И. Факультативный курс по математике, материалов из газет «Первое сентября. Математика» и журналов «Математика в школе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_praktikum_resheniya_zadach.docx | 27.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10
города Новоалтайска Алтайского края»
Рабочая программа элективного курса
«Практикум по решению задач»
для 11 класса (базовый уровень)
( программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования и Шарыгин И. Ф., Голубев В. И. Факультативный курс по математике, материалов из газет «Первое сентября. Математика» и журналов «Математика в школе»).
Новоалтайск
1. Пояснительная записка
Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Единый государственный экзамен по математике проводится не по курсу алгебры и начал анализа, а по курсу математики. Демонстрационный вариант включает в себя много задач из различных разделов по данному предмету. В школьном курсе математики на каждой ступени рассматриваются задачи, но скорей всего не усваиваются настолько, чтобы без затруднения решить задачи, либо найти правильное решение. В итоге некоторые учащиеся овладевают общим умением решения задач, а многие, встретившись с задачей незнакомого или малознакомого вида, теряются и не знают, как к ней подступиться. В лучшем случае они решают только по образцу.
Предлагаемый элективный курс рассчитан на учащихся общеобразовательного класса. Данный курс рассчитан на 34 часа, что в принципе достаточно для усвоения, по крайней мере, алгоритма решения задач на движение, проценты, на сплавы и смеси, совместную работу. Конечно, научить решать все виды задач невозможно, но стоит рассмотреть этот вопрос шире. Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня их математической подготовки через решение тренировочных упражнений.
Цели и задачи курса:
- систематизировать ранее полученные знания по решению текстовых задач;
- познакомить учащихся с разными типами задач, особенностями методик и различными способами их решения;
- повышать математическую культуру ученика;
- развивать потенциальные творческие способности каждого ученика;
- развивать конструктивное и алгоритмическое мышления;
- подготовить к ЕГЭ и дальнейшему обучению в других учебных заведениях.
Для достижения целей курса предлагается следующие способы организации деятельности учащихся на различных уроках:
- на уроках-лекциях учащиеся учатся конспектировать, анализировать возникновение новых методов решения задач;
- на уроках-беседах совместными усилиями учителя и учащихся решаются ключевые задачи;
- на уроках-практикумах учащиеся самостоятельно решают задачи, добиваясь тех или иных навыков, анализируют ошибки и пути их исправления;
- на уроках-семинарах учащиеся рассказывают о проделанной работе, скажем, о решении каких-то задач из домашней работы, оценивают решения, оценивают свою деятельность.
2.Требования к подготовке учащихся по курсу
После изучения курса учащиеся должны уметь:
- определять тип текстовой задачи, знать особенности методики ее решения, использовать при решении различные способы;
- применять полученные математические знания при решении задач: знать все формулы по темам, выводить неизвестные в общем виде, решать и анализировать полученный ответ.
3. Содержание программы курса
Тема 1. Текстовые задачи и техника их решения (1 час)
Текстовая задача. Виды текстовой задачи. Анализ текста задачи, способы краткой записи задачи. Примерный алгоритм решения: решение текстовых задач арифметическими приемами (по действиям), решение текстовых задач методом составления уравнения, неравенства или их систем.
Тема 2. Задачи на движение (7 часов)
Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движение тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по окружности в одном направлении и навстречу друг другу. Графики движения в прямоугольной системе координат. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач.
Тема 3. Задачи с экономическим содержанием (6 часов)
Проценты. Основные задачи на проценты: нахождение процентов от данного числа, нахождение числа по его процентам, процентное отношение двух чисел. Сложные проценты. Понятия экономики: процент прибыли, стоимость товара, бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов. Решение задач, связанных с банковскими расчётами.
Тема 4. Задачи на сплавы, смеси, растворы (7 часов)
Концентрация вещества, процентное содержание вещества. Формула зависимости массы вещества от концентрации. Формула зависимости объема вещества от концентрации. Решение задач.
Тема 5. Задачи на работу (6 часа)
Понятие производительности труда. Формула зависимости объема выполненной работы от производительности и времени ее выполнения. Решение задач.
Тема 6. Решение задач по тестам для подготовки к ЕГЭ по математике (7 часов)
Задачи на движение. Задачи на проценты. Задачи на сплавы, смеси и растворы. Задачи на работу.
4.Тематическое планирование по элективному курсу (1 ч в неделю, всего 34 ч)
№ урока | № п.п. | Наименование разделов и тем. | Всего часов | Виды деятельности обучающихся. | |||
Лабора- торные и практи- ческие | Контрольные и диагностические | Экскурсии, проектные работы | Примечание | ||||
Тема 1. | Текстовые задачи и техника их решения. | 1 | |||||
1 | 1.1 | Текстовые задачи. | 1ч | ||||
Тема 2. | Задачи на движение. | 7 | |||||
2 | 2.1 | Движение тел по течению и против течения | 1ч | ||||
3 | 2.2 | Движение тел по течению и против течения | 1ч | ||||
4 | 2.3 | Равномерное и равноускоренное движение тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. | 1ч | ||||
5 | 2.4 | Равномерное и равноускоренное движение тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. | 1ч | ||||
6 | 2.5 | Графики движения в прямоугольной системе координат. | 1ч | ||||
7 | 2.6 | Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. | 1ч | ||||
8 | 2.7 | Задачи из тестов ЕГЭ. | 1ч | + | |||
Тема 3. | Задачи с экономическим содержанием. | 6 | |||||
9 | 3.1 | Проценты. | 1ч | ||||
10 | 3.2 | Нахождение процентов от данного числа. | 1ч | ||||
11 | 3.3 | Нахождение числа по его процентам. | 1ч | ||||
12 | 3.4 | Процентное отношение двух чисел. | 1ч | ||||
13 | 3.5 | Процент прибыли, изменение тарифов. | 1ч | ||||
14 | 3.6 | Решение задач из тестов ЕГЭ. | 1ч | + | |||
Тема 4. | Задачи на сплавы, смеси, растворы, концентрацию. | 7 | |||||
15 | 4.1 | Концентрация вещества, процентное содержание вещества | 1ч | ||||
16 | 4.2 | Концентрация вещества, процентное содержание вещества | 1ч | ||||
17 | 4.3 | Концентрация вещества, процентное содержание вещества | 1ч | ||||
18 | 4.4 | Формула зависимости массы вещества от концентрации. | 1ч | ||||
19 | 4.5 | Формула зависимости массы вещества от концентрации. | 1ч | ||||
20 | 4.6 | Формула зависимости объема вещества от концентрации. | 1ч | ||||
21 | 4.7 | Формула зависимости объема вещества от концентрации. | 1ч | ||||
Тема 5. | Задачи на работу. | 6 | |||||
22 | 5.1 | Понятие производительности труда. | 1ч | ||||
23 | 5.2 | Формула зависимости объема выполненной работы от производительности и времени ее выполнения. | 1ч | ||||
24 | 5.3 | Формула зависимости объема выполненной работы от производительности и времени ее выполнения. | 1ч | ||||
25 | 5.4 | Задачи на совместную работу. | 1ч | ||||
26 | 5.5 | Задачи на раздельную работу. | 1ч | ||||
27 | 5.6 | Решение задач из тестов ЕГЭ. | 1ч | + | |||
Тема 6. | Решение задач по сборникам для подготовки к ЕГЭ по математике | 7 | |||||
28 | 6.1 | Решение задач по тестам. Задачи на движение. | 1ч | ||||
29 | 6.2 | Решение задач по тестам. Задачи на проценты. | 1ч | ||||
30 | 6.3 | Решение задач по тестам. Задачи на сплавы, смеси и растворы. | 1ч | ||||
31 | 6.4 | Решение задач по тестам. Задачи на работу. | 1ч | ||||
32 | 6.5 | Решение задач по тестам. Задачи на концентрацию. | 1ч | ||||
33 | 6.6 | Практическая работа по решению задач. | 1ч | + | |||
34 | 6.7 | Итоговое занятие. | 1ч |
5.Список литературы
Литература для учителя
- Булынин В. Применение графических методов при решении текстовых задач. // Первое сентября. Математика 2005, № 14.
- Водинчар, М. И., Лайкова, Г.А., Рябова, Ю. К. Решение задач на смеси, растворы и сплавы методом уравнений// Математика в школе. – 2001. - №4.
- Городнова О. Учимся решать задачи на смеси и сплавы// Первое сентября. Математика 2004, № 36.
- Кац М. Проценты. // Первое сентября. Математика 2004, № 25-26.
- Севрюков П. Такие разные задачи на движение. // Первое сентября. Математика 2006, № 19.
- Ситникова О. задачи на смеси и сплавы. // Первое сентября. Математика 2004, № 17.
- Шевкин А.текстовые задачи в школьном курсе математики.5 -9 классы. // Первое сентября. Математика 2005, № 17 - 24.
- Шестаков С. Язык формул и язык расстояний. Геометрические методы решения алгебраических задач. // Первое сентября. Математика 2004, № 47.
Литература для учащихся
- Математика для учащихся 11 класса и поступающих в вузы: тренировочные тематические задания / сост. Г.И. Ковалева, Т.И. Бузулина, О.Л. Безрукова, Ю.А. Розка. – Волгоград: Учитель, 2006
- Математика. ЕГЭ 2007. Вступительные экзамены. Пособие для самостоятельной подготовки. Под ред. Ф.Ф. Лысенко – Ростов – на – Дону: Легион, 2006.
- Математика. Подготовка к ЕГЭ 2010. Под ред. Ф.Ф. Лысенко – Ростов – на – Дону: Легион – М, 2009.
- Цыпкин, А.Г. Пинский, А.И. Справочное пособие по методам решения задач по математике для средней школы / под ред. В.Л. Благодатских. – М.: Наука, 2004.
- Шарыгин И. Ф., Голубев В. И. Факультативный курс по математике. Решение задач: Учебное пособие для 11 класса, М.: Просвещение, 2004.
- Шарыгин, И. Ф. Решение задач: факультативный курс по математике. 10 класс. – М.: Просвещение, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по математике "Решение задач с модулем и параметрами" для 9 класса
Рабочая прогамма элективного курса по математике "Решение задач с модулем и параметрами" для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта ос...
Рабочая программа элективного курса "Практикум по решению химических задач"
Рабочая программа элективного курса по химии для учащихся 10 класса...
Программа элективного курса"практикум по решению задач" 11 класс, 35часов
Элективный курс по математике в 11 классе...
Рабочая программа Элективного курса «Практикум по решению текстовых задач» в 9 классе
Данный курс имеет общеобразовательный, межпредметный характер, освещает роль и место математики в современном мире. Всего на проведение занятий отводится 17 часов. На изучение методов решения типовых ...
Программа элективного курса "Практикум по решению задач по элементарной математике"
Программа расчитана на 34 часа для учащихся 11 классов, подготовка к ЕГЭ по избранным вопросам математики....
Рабочая программа элективного курса по математике «Решение задач повышенной сложности» для 10 -11 классов.
Данный курс направлен на более углубленное изучение тем по математике, для сдачи ЕГЭ на профильном уровне....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Практикум по решению задач по математике» 5 класс
Тип программы: программа основного общего образованияСтатус программы: рабочая программа учебного курса «Практикум по решению задач по математике» 5 классНазн...