Программа элективного курса по информатике «Решение задач ЕГЭ на программирование», 10 класс, 17 ч.
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) по теме
Программа данного элективного курса (курса по выбору учащихся) ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) по теме "Алгоритмизация и программирование" для подготовки к сдаче единого государственного экзамена.
Цель курса: получение представления о сложности заданий ЕГЭ по информатике и наработка опыта решения задач на программирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moyelektivnyykurs10klass-2.doc | 194 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10 «Успех» г. о. Самара
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному учебному курсу
«Решение задач ЕГЭ на программирование»
10 класс (17 ч.)
(базовый уровень)
2013 - 2014 учебный год
Учитель информатики: Калюжная И. А.
Самара,
2014 г.
Пояснительная записка
Цель курса: получение представления о сложности заданий ЕГЭ по информатике и наработка опыта решения задач на программирование.
Задачи курса. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
сформировать:
- положительное отношение к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;
- представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
сформировать умения:
- работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
- эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
- правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом.
Программа данного элективного курса (курса по выбору учащихся) ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к сдаче единого государственного экзамена.
Поскольку курс предназначен для тех, кто определил информатику как сферу своих будущих профессиональных интересов либо в качестве основного направления, либо в качестве использования прикладного назначения курса, то его содержание представляет собой самостоятельный модуль, изучаемый в определенное время учебного года.
Количество часов в неделю: 1 час в неделю в течение полугода, всего 17 учебных часов.
Проверка знаний: тестирование по каждому разделу курса.
Итоговая аттестация проводится в форме тестирования с использованием тестовых материалов ЕГЭ по информатике.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
В результате изучения курса учащиеся должны иметь представление о следующих понятиях:
- о существующих методах измерения информации;
- о моделировании, как методе научного познания.
Владеть фундаментальными знаниями по таким темам, как:
- принципы кодирования;
- понятие алгоритма, его свойств, способов записи;
- основные алгоритмические конструкции;
- основные элементы программирования.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании;
- использовать необходимое программное обеспечение при решении задачи;
- уметь писать программы, используя следующие стандартные алгоритмы:
- суммирование массива;
- проверка упорядоченности массива;
- слияние двух упорядоченных массивов;
- сортировка;
- поиск заданной подстроки в последовательности символов;
- поиск корня делением пополам;
- поиск наименьшего делителя целого числа;
- разложение целого числа на множители (простейший алгоритм);
- умножение двух многочленов;
- знать базовые механизмы работы в данной программной среде (язык программирования, интерфейс с операционной системой) и уметь их использовать в простейших ситуациях:
- нарисовать на экране график синуса;
- нарисовать на экране окружность;
- подсчитать число символов и строк в файле;
- подсчитать число файлов в данной директории (каталоге, папке);
- реализовывать сложный алгоритм с использованием современных систем программирования.
Тематика занятий разработана по основным темам курса информатики и информационных технологий, объединенных в следующие тематические блоки: "Алгоритмизация и программирование" и «Технология программирования». Курс предусматривает отработку теоретических знаний, умений и навыков учащихся. Наибольшее внимание необходимо уделить отработке у учащихся навыков работы с тестами и тестовыми заданиями различных видов.
Содержание учебного курса
I. Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по информатике
ЕГЭ как форма независимой оценки уровня учебных достижений выпускников. Особенности проведения ЕГЭ по информатике. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание КИМов по информатике. Основные термины ЕГЭ. Классификация задач на программирование.
II. Алгоритмизация и программирование
Программирование в среде Turbo Pascal: инструментарий среды; информационная модель объекта; программы для реализации типовых конструкций алгоритмов (последовательного, циклического, разветвляющегося); понятия процедуры и модуля; процедура с параметрами; функции; инструменты логики при разработке программ, моделирование системы.
III. Технология программирования
Решение тренировочных задач на поиск и исправление ошибок в небольшом фрагменте программы. Решение задач средней сложности на составление собственной эффективной программы (30-50 строк).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название темы | Количество часов | Примечание |
I. Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по информатике | |||
1 | Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по информатике. | 1 | |
II. Алгоритмизация и программирование (9 часов) | |||
2 | Алгоритмы, виды алгоритмов, описание алгоритмов. Формальное исполнение алгоритма. | 1 | |
3 | Использование основных алгоритмических конструкций: следование, ветвление. | 1 | |
4 | Использование основных алгоритмических конструкций: цикл. | 1 | |
5 | Работа с массивами (заполнение, считывание, поиск, сортировка, массовые операции и др.) | 2 | |
6 | Вспомогательные алгоритмы: функции и процедуры. Файлы. | 2 | |
7 | Тренинг по решению задач частей А и В. | 2 | |
III. Технология программирования | |||
8 | Разбор заданий части С повышенного и высокого уровня сложности. | 2 | |
9 | Решение тренировочных задач | 2 | |
10 | Оценивание и выставление баллов | 1 | |
11 | Контрольная работа по решению одной из демонстрационных версий части С. | 2 | |
Всего: | 17 ч. |
Список литературы
- «Готовимся к ЕГЭ по информатике»: учебное пособие / Н.Н. Самылкина. – 3-е издание - М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.;
- «Информатика и ИКТ»: учебник для 8 класса / Н.Д.Угринович. - 2-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2012 г.;
- «Информатика и ИКТ»: учебник для 9 класса / Н.Д.Угринович. - 2-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2012 г.;
- «Информатика и ИКТ. Базовый уровень»: учебник для 10 класса / Н.Д.Угринович. - 5-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2012 г.;
- «Информатика и ИКТ. Базовый уровень»: учебник для 11 класса / Н.Д.Угринович. - М.:Бином. Лаборатория знаний, 2012 г.;
- «Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе»/Методическое пособие для учителей /Н. Д. Угринович. - 2-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2012 г;
- Демонстрационный вариант ЕГЭ по информатике (2012 - 2013 г.г.).
- «ЕГЭ. Информатика. Типовые тестовые задания.»: раздаточный материал/ П.Я. Якушкин – Экзамен, Москва, 2012 – 2013 гг.
Тренинг №1
Вариант 1
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А18) поставьте знак « × » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
A6
Определите значение целочисленных переменных a и b после выполнения фрагмента программы (ниже представлена одна и та же программа, записанная на разных языках программирования):
Бейсик | Паскаль | Алгоритмический |
a=42 \ — стандартная операция, вычисляющая | a:=42; b:=14; стандартная операция, вычисляющая результат деления нацело первого аргумента на второй} | a:=42 b:=14 стандартная функция, вычисляющая результат деления нацело первого аргумента на второй| |
1) | a = 42, b = 14 | 2) | a = 1, b = 42 | 3) | a = 0, b = 588 | 4) | a = 14, b = 42 |
A7
Значения двух массивов А[1..200] и В [1..200] задаются с помощью следующего фрагмента программы:
Бейсик | Паскаль | Алгоритмический |
FOR n = 1 TO 200 A(n)=n+100 NEXT n FOR n = 1 TO 200 B(n)=2*A(n)-500 NEXT n | For n:=1 to 200 do A[n]:=n+100; for n:=1 то 200 B(n):=2*A[n]-500; | нц для n от 1 до 200 A[n]=n+100 кц нц для n от 1 до 200 B[n]=2*A(n)-500 кц |
Сколько элементов массива В будут иметь положительный значения?
1) | 50 | 2) | 51 | 3) | 149 | 4) | 150 |
A12
Для составления цепочек разрешается использовать бусины 5 типов, обозначаемых буквами А, Б, В, Е, И. Каждая цепочка должна состоять из трех бусин, при этом должны соблюдаться следующие правила:
1) | на первом месте стоит одна из букв: А, Е, И, |
2) | после гласной буквы в цепочке не может снова идти гласная, а после согласной – согласная, |
3) | последней буквой не может быть А. |
Какая из цепочек построена по этим правилам?
1) | АИБ | 2) | ЕВА | 3) | БИВ | 4) | ИБИ |
A19
Определите значение переменной a после выполнения фрагмента алгоритма:
Примечание: знаком * обозначено умножение, знаком := обозначена операция присваивания.
1) | 8 | 2) | 16 | 3) | 32 | 4) | 12 |
А20
В приведенном ниже фрагменте алгоритма, записанном на алгоритмическом языке, переменные a, b, c имеют тип «строка», а переменные i, k – тип «целое». Используются следующие функции:
Длина (a) – возвращает количество символов в строке a. (Тип «целое»)
Извлечь (a, i) – возвращает i-тый (слева) символ в строке a. (Тип «строка»)
Склеить (a, b) – возвращает строку, в которой записаны сначала все символы строки a, а затем все символы строки b. (Тип «строка»)
Значения строк записываются в одинарных кавычках
(Например, a := ‘дом’).
Фрагмент алгоритма:
i := Длина (a) k := 2 b := ‘А’ пока i > 0 нц c := Извлечь (a, i) b := Склеить (b, c) i := i – k кц b := Склеить (b, ‘Т’) |
Какое значение будет у переменной b после выполнения вышеприведенного фрагмента алгоритма, если значение переменной a было ‘ПОЕЗД’?
1) | ‘АДЕПТ’ | 2) | ‘АДЗЕОП’ | 3) | ‘АДТЕТПТ’ | 4) | ‘АДЗОТ’ |
Часть 2
Ответом к заданиям этой части (В1–В8) является набор символов, которые следует записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.
B3
У исполнителя Утроитель две команды, которым присвоены номера:
1. вычти 1
2. умножь на 3
Первая из них уменьшает число на экране на 1, вторая – увеличивает его в три раза.
Запишите порядок команд в программе получения из числа 3 числа 16, содержащей не более 5 команд, указывая лишь номера команд.
(Например, программа 21211 это программа)
умножь на 3
вычти 1
умножь на 3
вычти 1
вычти 1
которая преобразует число 1 в 4.)
B6
Строки (цепочки символов) создаются по следующему правилу.
Первая строка состоит из одного символа — цифры «1». Каждая из последующих цепочек создается такими действиями: в очередную строку дважды записывается предыдущая цепочка цифр (одна за другой, подряд), а в конец приписывается ещё одно число — номер строки по порядку (на i-м шаге дописывается число «i»).
Вот первые 4 строки, созданные по этому правилу:
(1) 1
(2) 112
(3) 1121123
(4) 112112311211234
Сколько раз в общей сложности встречаются в восьмой строке нечётные цифры (1, 3, 5, 7, 9)?
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.
Вариант 1
Инструкция по проверке и оценке работ учащихся
по информатике и ИКТ
ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 2
Вариант 2
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А18) поставьте знак « × » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
A6
Определите значение целочисленных переменных a и b после выполнения фрагмента программы:
Бейсик | Паскаль | Алгоритмический |
a = 1819 | a:= 1819; | a:= 1819 |
1) | a = 81, b = 199 |
2) | a = 81, b = 189 |
3) | a = 71, b = 199 |
4) | a = 71, b = 189 |
A7
Значения двух массивов А[1..300] и В [1..300] задаются с помощью следующего фрагмента программы:
Бейсик | Паскаль | Алгоритмический |
FOR n = 1 TO 300 A(n)=100-n NEXT n FOR n = 1 TO 300 B(n)=2*A(n)+1 NEXT n | For n:=1 to 300 do A[n]:=100-n; for n:=1 то 300 B(n):=2*A[n]+1; | нц для n от 1 до 300 A[n]=100-n кц нц для n от 1 до 300 B[n]=2*A(n)+1 кц |
Сколько элементов массива В будут иметь положительный значения?
1) | 99 | 2) | 100 | 3) | 200 | 4) | 201 |
A12
Для составления цепочек используются бусины, помеченные буквами: A, B, C, D, E. На первом месте в цепочке стоит одна из бусин A, C, E. На втором – любая гласная, если первая буква согласная, и любая согласная, если первая гласная. На третьем месте – одна из бусин C, D, E, не стоящая в цепочке на первом месте.
Какая из перечисленных цепочек создана по этому правилу?
1) | CBE | 2) | ADD | 3) | ECE | 4) | EAD |
A19
Определите значение переменной c после выполнения фрагмента алгоритма:
Примечание: знаком * обозначено умножение, знаком := обозначена операция присваивания.
1) | 1 | 2) | 45 | 3) | 55 | 4) | 66 |
А20
В приведенном ниже фрагменте алгоритма, записанном на алгоритмическом языке, переменные a, b, c имеют тип «строка», а переменные i, k – тип «целое». Используются следующие функции:
Длина (a) – возвращает количество символов в строке a. (Тип «целое»)
Извлечь (a, i) – возвращает i-тый (слева) символ в строке a. (Тип «строка»)
Склеить (a, b) – возвращает строку, в которой записаны сначала все символы строки a, а затем все символы строки b. (Тип «строка»)
Значения строк записываются в одинарных кавычках
(Например, a := ‘дом’).
Фрагмент алгоритма:
Какое значение будет у переменной b после выполнения вышеприведенного фрагмента алгоритма, если значение переменной a было ‘МОТОР’?
1) | ‘РМТДА’ | 2) | ‘РОТОДА’ | 3) | ‘РОТОМДА’ | 4) | ‘РОТОНДА’ |
Часть 2
Ответом к заданиям этой части (В1–В8) является набор символов, которые следует записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.
B3
У исполнителя Квадратор две команды, которым присвоены номера:
1. возведи в квадрат;
2. прибавь 1.
Первая из них возводит число на экране в квадрат, вторая – увеличивает его на 1.
Запишите порядок команд в программе получения из числа 1 числа 10, содержащей не более 4 команд, указывая лишь номера команд.
(Например, программа 12122 это программа:
возведи в квадрат;
прибавь 1
возведи в квадрат;
прибавь 1
прибавь 1
которая преобразует число 1 в 6.)
B6
Цепочки символов (строки) создаются по следующему правилу.
Первая строка состоит из одного символа — цифры «1».
Каждая из последующих цепочек создаётся следующими действиями: в начало записывается число — номер строки по порядку (для iй строки записывается число «i»), далее дважды подряд записывается предыдущая строка.
Вот первые 4 строки, созданные по этому правилу:
- 1
- 211
- 3211211
- 432112113211211
Сколько раз встречаются в восьмой строке чётные цифры (суммарно)?
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.
Инструкция по проверке и оценке работ учащихся
по информатике и ИКТ
ЧАСТЬ 1
ЧАСТЬ 2
Тренинг №2
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 – А20) поставьте знак « » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
Определите значение переменной m после выполнения фрагмента алгоритма.
Примечание: знаком := обозначена операция присваивания.
1) | 1 | 2) | 2 | 3) | 6 | 4) | 16 |
Определите значение целочисленных переменных a и b после выполнения фрагмента программы:
Бейсик | Паскаль | Алгоритмический |
a = 3 + 8 * 4 | a:= 3 + 8*4; | a:= 3 + 8*4 |
1) | a = 0, b = 18 |
2) | a = 11, b = 19 |
3) | a = 10, b = 18 |
4) | a = 9, b = 17 |
Значения двух массивов A[1..100] и B[1..100] задаются с помощью следующего фрагмента программы:
Бейсик | Паскаль | Алгоритмический |
FOR n=1 TO 100 | for n:=1 to 100 do | нц для n от 1 до 100 |
Какой элемент массива B будет наибольшим?
1) | B[1] | 2) | B[21] | 3) | B[80] | 4) | B[100] |
В формировании цепочки из четырех бусин используются некоторые правила:
в конце цепочки стоит одна из бусин Р, N, Т, O. На первом – одна из бусин P, R, T, O, которой нет на третьем месте. На третьем месте – одна из бусин O, P, T, не стоящая в цепочке последней. Какая из перечисленных цепочек могла быть создана с учетом этих правил?
1) | PORT | 2) | TTTO | 3) | TTOO | 4) | OOPO |
Система команд исполнителя РОБОТ, «живущего» в прямоугольном лабиринте на клетчатой плоскости:
вверх | вниз | влево | вправо |
При выполнении любой из этих команд РОБОТ перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →. Четыре команды проверяют истинность условия отсутствия стены у каждой стороны той клетки, где находится РОБОТ: | |||
сверху свободно | снизу свободно | слева свободно | справа свободно |
Цикл
ПОКА < условие > команда
выполняется, пока условие истинно, иначе происходит переход на следующую строку.
Сколько клеток лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную программу, РОБОТ остановится в той же клетке, с которой он начал движение?
НАЧАЛО
ПОКА < справа свободно > вправо
ПОКА < сверху свободно > вверх
ПОКА < слева свободно > влево
ПОКА < снизу свободно > вниз
КОНЕЦ
1) | 1 | 2) | 0 | 3) | 3 | 4) | 4 |
Часть 2
Ответом к заданиям этой части (В1 – В8) является набор символов, которые следует записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.
У исполнителя Утроитель две команды, которым присвоены номера:
1. вычти 2
2. умножь на три
Первая из них уменьшает число на экране на 2, вторая – утраивает его. Запишите порядок команд в программе получения из 11 числа 13, содержащей не более 5 команд, указывая лишь номера команд. (Например, 21211 – это программа:
умножь на три
вычти 2
умножь на три
вычти 2
вычти 2,
которая преобразует число 2 в 8).
(Если таких программ более одной, то запишите любую из них.)
Цепочки символов (строки) создаются по следующему правилу:
Первая строка состоит из одного символа – цифры «1».
Каждая из последующих цепочек создается такими действиями: в начало записывается число – номер строки по порядку (для i-й строки ставится число «i»), далее дважды подряд записывается предыдущая строка.
Вот первые 4 строки, созданные по этому правилу:
(1) 1
(2) 211
(3) 3211211
(4) 432112113211211
Сколько раз встречается цифра «1» в первых семи строках (суммарно)?
Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по информатике
ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по математике "Решение задач с модулем и параметрами" для 9 класса
Рабочая прогамма элективного курса по математике "Решение задач с модулем и параметрами" для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта ос...
Программа элективного курса по химии «Решение задач повышенной сложности» для учащихся 10 класса, Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории
Программа элективного курса по химии «Решение задач повышенной сложности» для учащихся 10 класса, Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории...
Программа элективного курса по математике "Решение задач повышенной трудности" (10 класс)
Математика в настоящее время проникает во все сферы деятельности человека.Математическими методами исследования должны владеть специалисты в области физики, химии, биологии, геологии, экономики ...
Программа элективного курса по математике "Решение задач повышенной трудности" (11 класс)
Математика в настоящее время проникает во все сферы деятельности человека. Математическими методами исследования должны владеть специалисты в области физики, химии, биологии, геологии, экономики и др....
ПРОГРАММА элективного курса по математике "Решение задач с параметрами" для учащихся 11 класса
Решению задач с параметрами в школьной программе уделяется мало места. Многообразие задач с параметрамиохватывает весь курс математики.Владение приемамирешение задач с параметрамиможно считать кр...
Программа элективного курса по биологии: «Решение задач по генетике» 9 класс.
Программа элективного курса по биологии: «Решение задач по генетике» 9 класс....
Программа элективного курса"практикум по решению задач" 11 класс, 35часов
Элективный курс по математике в 11 классе...