Методические разработки к конкурсу знатоков Отечественной истории "Золотое кольцо России": вопросы заочного-очного туров, сценарий кукольного театра об Александровской слободе
методическая разработка по истории по теме

Антонова Ольга Николаевна

Ежегодный конкурс знатоков Отечественной  истории - один из самых любимых для детей и  взрослых. В 2016-2017 учебном году он был посвящён 50-летнему юбилею туристического маршрута "Золотое кольцо России". Вашему вниманию - вопросы для проведения заочного и очного туров, а также сценарий рекламы музея-заповедника "Александровская слобода".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №6»

Методические разработки

«Конкурс знатоков Отечественной истории «Золотое кольцо России»

Автор: Антонова Ольга Николаевна,

учитель истории и обществознания  

Кольчугино

2017 год

Пояснительная записка

Данная разработка предназначена для участия сводной команды учащихся школы №6 в ежегодном районном конкурсе знатоков Отечественной истории.

Она включает:

 1-ый блок  - вопросник для дистанционного тура по разделу конкурса «Историко-культурное пространство городов Золотого кольца (Владимирская область),

2-ой блок – вопросы для очного тура с презентацией,

3-ий блок – сценарий домашнего задания «Реклама города, включённого в туристический маршрут «Золотое кольцо», Владимирской области».

Все вопросы составлялись с учётом возрастных особенностей целевой группы, школьной программы по отечественной истории с включением краеведческого компонента и направлены на поиск дополнительной информации. В основу вопросов легли сведения об архитектуре, живописи, археологии, выдающихся деятелях.

Целевая группа – учащиеся 7-9 классов

 

Вопросы для дистанционного тура

1. Каких только диковинных строений деревянного зодчества нет во Владимирской области.  В каком городе есть столетний дом с гнутыми брёвнами? Кому он принадлежал? (Название города - 1 балл, фамилия хозяина- 1 балл, его должность - 1 балл. Всего 3 балла)

Ответ: в Гороховце, хозяин дома М.И. Шорин - управляющий котельной судостроительного завода

2. Эта гора во Владимирской области отгоняет всех недругов после событий 1539 года. Тогда подошедшие к городу казанские татары увидели на фоне  предрассветного неба огромного роста витязя, испугавшего их. Витязь превратился в гору, напоминая недругам, что снова проснётся и защитит свой город. В каком городе находится гора? Как она называется? (Название города 1 балл, название горы - 1 балл, всего 2 балла)

Ответ: Гороховец, Пужалова гора

3.  Этот собор был построен в 19 веке по проекту известного архитектора Л.Н. Бенуа, расписан самим В.М. Васнецовым. О соборе Бенуа говорил, что "вложил в него всё, что мог, и может быть, он останется лучшим из моих творений". О каком соборе идёт речь? Где он находится? (Название собора - 1 балл, название города - 1 балл, всего 2 балла)

Ответ: Собор  Святого Георгия Победоносца (Георгиевский собор) - равнозначные названия, город Гусь-Хрустальный

4. Русские храмы мастера украшали каменной резьбой, рельефами. Часто героями этих украшений были святые, библейские цари, диковинные животные и птицы. Это таинственный храм украшен "дыньками и бусинами в наличниках". Как называется храм и где он находится?  А если вы найдёте его брата-близнеца - точную копию, то прибавите очков в свою копилку. (Названия храмов - по 1 баллу на каждый пример, названия городов - по 1 баллу соответственно на каждый город, всего - 4 балла)

Ответ: Благовещенский собор в Вязниках, Троице-Никольский собор в Гороховце

5. Об этой церкви из летописи известно, что её  "чюдную резаным камнем" строил сам князь Святослав. И крест, установленный им, так и называется - крест Святослава. Найдите местоположение церкви и её название. (Название храма - 1 балл, город - 1 балл, всего 2 балла)

Ответ: Георгиевский собор в Юрьев-Польском

6. Изящную, лёгкую архитектуру этого каменного храма Игорь Грабарь называл "русским узорочьем". Красоты и неповторимости церкви добавляет пояс наливных цветных изразцов с изображением птиц, цветов и всадников. О каком храме идёт речь? Частью какого комплекса он является? В каком городе нашей области он расположен? (Название храма -1 балл, монастыря - 1 балл, города - 1 балл, всего - 3 балла).

Ответ: Троицкий собор в Свято-Троицком монастыре г. Муром.

 "Горячая десятка".   Задание: заполните пропуски в предложениях.

1. Древняя история Владимирской земли отражена в .... летописи.

2. В Киево-Печёрской лавре хранятся мощи святого .... - богатыря и защитника земли русской.

3. .... монастырь в Суздале служил пристанищем для жён царей, постриженных в монахини.

4. Деревня, а ныне город ...., стояла на землях Троицкого монастыря в переписных книгах 1678 года.

5. Одна из самых почитаемых реликвий Русской Православной церкви Владимирская икона .... была вывезена из Вышгорода.

6. Разрушенный татаро-монголами Ярополч-Залесский располагался в 5 км от современного города ....

7. Фильм "Золотой телёнок" о приключениях афериста Остапа Бендера был снят в городе ....

8. Основание города .... связано с развитием фабрики орловского купца Акима Мальцева.

9. Резиденция царя .... расположена в Александрове.

10. Название города .... созвучно фамилии академика 18 века Палласа, проездом посетившего этот город во время очередной экспедиции.

Ответы:

1. Лаврентьевской

2. Ильи Муромца

3. Покровский

4. Петушки

5. Божьей Матери

6. Вязники

7. Юрьев-Польский

8. Гусь-Хрустальный

9. Ивана Грозного

10. Покров

Вступительное слово на очном туре

Культурное пространство Золотого кольца России охватывает уникальный по своему содержанию исторический пласт. Каждый город - это живая история, воплощённая в архитектуре, живописи, событиях и, главное, сохранённая людьми для последующих поколений.  В 2017 год – юбилейный, в этот праздничный период произошло чудо. В музей Александровской слободы вернулся бесценный раритет – «Псалтырь», изданный здесь же, в печатне, во второй половине 16 века. Ранее считалось, что  их всего 24. Оказалось, нашёлся 25-й. Нет лучше подарка в юбилейный год. Руководством нашей области  и лично Губернатором С.Ю. Орловой уделяется большое внимание развитию туристической сферы 33-го региона, улучшению туристической привлекательности наших городов и селений.  Наша задача - знать, помнить, сохранять и  развивать накопленный предками культурный потенциал не только для себя, своих потомков, но и для соседей, жителей других стран. Чтобы символом современности стал туризм  и путешествия,  а не военные конфликты, вынужденные миграции и руины.

Вопросы очного тура

  1. В 60-е годы 20 века один из столичных журналистов, проехав на автомобиле по старинным русским городам, был так глубоко впечатлён, что дал название этому маршруту  "Золотое кольцо России". Кто является автором термина. Когда появилось это название?             (Ответ - Автором является Юрий Бычков, 1967 год)
  2. Известно, что в результате реформы Екатерины Великой Россия была разделена на  50 губерний, в числе которых появилась  и Владимирская губерния. Назовите первого губернатора Владимирской губернии, которому принадлежало родовое имение в Покровском уезде.  (Ответ - граф Роман Илларионович (Ларионович) Воронцов)
  3. В старинных городах Золотого кольца археологи до сих пор находят бесценные исторические источники, свидетельствующие о жизни, культуре наших предков. Кто же является отцом русской археологии? Известно, что усадьба этой очень известной семьи находилась в селе Карачарово, что недалеко от Мурома  (Ответ - Алексей Сергеевич Уваров )
  4. В 20-м веке близ Владимира археологи открыли стоянку первобытного человека эпохи палеолита с уникальными погребениями. Как называется эта стоянка? (Ответ - Сунгирь)

  1. Одно из своих произведений церковный писатель 16 века Ермолай Еразм посвятил этим двум хорошо известным в России святым, почитают которых летом. Как их зовут?            (Святые князья Пётр и Февронья )
  2. Перед вами уникальные экспонаты Оружейной палаты Московского Кремля. Здесь в своё время работали самые лучшие мастера России, среди них был земляк-оружейник, создававший воинское снаряжение для царей. Как его зовут?  (Ответ - Никита Давыдов)
  3. Украшением столицы является Царь-Пушка, а изготовил её выходец из Мурома. Назовите его. (Ответ - Андрей Чохов)
  4. Поднялись к небу маковки церквушек,

Вознёсся ввысь Георгиевский собор,

Дома Мальцова встали как игрушки,

Мы видим это чудо до сих пор.       (Ответ - Гусь-Хрустальный)

На Пужалову на гору

Заберись в любую пору,

Вид захватывает дух,

Перезвоны ловит слух.                      (Ответ - Гороховец)

Кланяемся предкам, что смогли создать

На равнине Русской город-благодать.

С вечным неразрывны мысли о земном,

Праздники и будни в Огурце родном.           (Ответ - Суздаль)

  1. В Кольчугинской Картинной галерее постоянно проводятся персональные выставки работ известных художников современности.  Одна из них была посвящена творчеству заслуженного художника СССР, уроженца города Камешково Бориса Французова. В какой технике работал художник? (Ответ - графика)
  2.  Историко-культурным наследием Владимирской области может гордиться каждый её житель. Множество интересных экспонатов прошлого можно увидеть в музеях и коллекциях... Самые крупные музеи получили статус заповедников. Знаете ли вы, какие музеи-заповедники находятся на территории 33-го региона? Назовите их. (Владимиро-Суздальский музей-заповедник и Александровская слобода)
  3. Оказывается, название одного из городов Золотого кольца появилось и в космосе.  Учёный Королевской обсерватории Бельгии Эрик Вальтер Эльст, открывший порядка 3600 астероидов, в 1992 году одному из них присвоил название этого старинного города.  (Ответ - Муром)

 «Сценарий рекламы музея-заповедника «Александровская слобода»

Пояснительная записка

Ежегодно проводимый конкурс знатоков Отечественной истории в 2016-2017 учебном году посвящён 50-летнему юбилею известного туристического  маршрута «Золотое кольцо России». Каждая команда-участница очного тура готовит домашнее задание – рекламу (в любом формате) пункта маршрута-юбиляра.

Актуальность темы бесспорна – туристические бренды России являются одной из составляющих визитной карточки страны. Подрастающее поколение должно их знать  и беречь.

Цель разработки – привлечение внимания школьников к уникальным историческим местам Владимирской области, в данном случае это - музей-заповедник «Александровская слобода». Задачи – развитие УУД – познавательных, коммуникативных и регулятивных через открытие полезной информации в оригинальном исполнении (игровая технология) с использованием системно-деятельностного подхода, а главное, воспитание чувства патриотизма и уважения к памятникам прошлого.

В основе разработки использованы материалы УМК по истории России Данилова А.А., Косулиной Л.Г., сайтов маршрута  и  г. Александров.

Одноактовое действие происходит в формате кукольного театра.

Главные герои:

Работник музея – Ведущая,

Старая ворона – Каркуша,

Старожила места – Баба-Яга.  

Второстепенные участники – два ученика с ширмой.

Техническое сопровождение -  презентация с фотографиями зданий, исторических личностей, упоминаемых в сценарии.

Утро в музее-заповеднике…

Вед. - Над рекою на холме кремль белеет вдалеке

           Жемчугом в оправе золотой...

          Пять веков истории родной,

          Ты послушай, путник дорогой!

          В Золотом кольце России Александров навсегда,

          Белоснежною красою в нём сияет слобода.

Раздаётся звонок телефона

Вед :  - Вызывают! Ждут туристы

             Из Китая, США.

            Мне идти уже пора,

            Встретить, всё им рассказать

             И музей наш показать.

Карк.   - Что? Ушла? А вот и я!

              Звать Каркушкою меня.

              В слободе давно живу.

              Слободу я покажу...

Б. Яга      -   Интересно расскажу...

                   Про меня пошто забыла?

                   Я ведь местный старожила.

                  Прям обидеться могу,

                   Не сказала про Ягу?!

                  Этот русский наш Версаль

Строил князь, никак не царь.

Звать Василием  еси -

Государь всея Руси.

Знать места он выбирал -

Вот сюда и прискакал.

Изумрудные леса, нескончаемы поля,

Что понравилось - не знаю,

Но построил он усадьбу,

Чтоб от княжеских делов

 убежал - и был таков!

Веселиться, отдыхать, на охоте пострелять.

Карк.   - Вот ушёл на вечный он покой -

               Занята усадьба Глинскою, вдовой.

               А потом пришло величие и слава -

               Слобода - столица Грозного Ивана.

              С этих мест опричнина пошла,

              Много жертв себе она нашла.

              Ульфельдт - Дании посол прибёг,

              Ваню фараоном и нарёк,

              Книгу про царя он написал,

              И с кремля гравюру срисовал.

Б-Яга -  Говорят, во время Смуты

              Скопин-Шуйский здесь пожил,

              А потом Михайло Фёдрыч

              Свой  хором расположил.

              И сестра Петра Марфуша

              10 лет  здесь отбыла

              Словно узница она.

              Дочь Петра Елизавета    

              Как-то сослана была,

             До венчания на царство

             Тоже 10 лет жила.

Карк. - Вот  настали времена,

             Наша с вами слобода

             Статус "город" обрела.

             Поделилась на Заречье и Посад,

             В лавках, в двориках

             Гостить был каждый рад.

Б -Яга - И ситцы барановские были лучше ивановских...

               Полюбуйтесь на постройки!

               Что ни глянь - всё лепота!

               Вот Распятской колокольня...

               Ведь с её высоких стен

               Холоп Никита аки птица

               На крыльях самодельных полетел...

               Что с ним сделал царь - не знаю,

                За авантюру уважаю.

 Карк. - А в Успенской церкви на века

               Царские остались погреба.

               Сретенская церковь - вот она -

               Усыпальница сестёр Великого Петра.

               Покровской церкви шатёр

               как раз

               Фресками украшен под царский заказ.

               Сюжет их неповторим

               Такой храм в России один!

 

 Б-Яга - Самый мощный Троицкий собор...

               Как богат, красив, хорош собой.

               И резьба по камню, фрески - всё как есть

               Всех чудесных мест не перечесть!

              Ой, хозяюшка идёт!

              До свидания, народ!

              Убегаем, нам пора!

              Натворили мы дела!

Вед.-    Эй, Каркуш, не улетай.

             Ты, Яга, рекламу закрывай.

Б-Яга - Что ж, оказана мне честь

              Посмотреть на что - всё есть!

              Приезжай к нам, гость, ты всяк -

              Молодой и пожилой,

              Краснощёкий, седовласый,

              Иностранец иль земляк!

Вместе - Щедро встретим как нигде,

                В Александровской да в слободе!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ И ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ ТЕМА: «БЫЛОЕ И ДУМЫ…» (Россия в I половине XIX века)

Понятие «интеграция» пришло в российскую педагогику в 80-е годы, но и  сегодня день интегрированные учебные занятия актуальны, так как, формируют целостное представление о мире, преодолевают разо...

Методическая разработка педагога: сценарий кукольного театра "Зайчик, который все время хвастался"

Сценарий кукольного театра: "Зайчик, который все время хвастался"....

Презентация для вопросов очного тура конкурса знатоков Отечественной истории "Золотое кольцо России"

Фотоснимки для проведения очного тура конкурса расположены по порядку задаваемых вопросов....

Методическая разработка командного конкурса "Мозаика России"

Методическая разработка командного конкурса "Мозаика России" . Тема конкурса: "Республики, входящие в состав РФ"Конкурс "Мозаика России" посвящен Дню толерантности. Прово...

Методическая разработка интеллектуальной игры "Знатоки России" для 10-11 класса

Данная методическая разработка позволяет в игровой форме закрепить материал по конституционному устройсту, символике Российской Федерации, различным достижениям нашей страны в экономике и культуре. По...

Сценарий кукольного театра для детей во второй группе «Колобок-ледяной бок»

Для театра используются куклы: Колобок снежный, Заяц, Медведь, Волк, Лиса, Маша; декорации леса: ели, кусты, ледяная избушка....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА-КОНКУРСА «ИСТОРИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНЮЮ И СРЕДНЕВЕКОВУЮ РОССИЮ»

Предлагаемая разработка позволяет на основе организации групповой работы проконтролировать усвоение материала тем IV; VII; VIII программы курса Истории для СПО. Способствует закреплению сложившиеся у ...