Практическая работа по химии 9 класс "Экспериментальные задачи по теме "Подгруппа кислорода"
план-конспект занятия по химии (9 класс) на тему


Предварительный просмотр:

Тема «Практическая работа»

Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода»

Цель: проверить знания учащихся полученные при изучении темы «Подгруппа кислорода» и закрепить их практически с помощью опытов; продолжить формировать умения и навыки работать с лабораторным оборудованием и реактивами соблюдая технику безопасности

Оборудование: штатив для пробирок,  пробирки, набор реактивов: серная кислота, соляная, гидроксид натрия, лакмус, хлорид бария, нитрат серебра.

Ход занятия

 I. Организационный момент.

На предыдущем уроке разбиралось выполнение задач, которые будут проделываться на практической работе. Это задачи № 1 и 4 учебника О. С. Габриеляна Химия 9 кл.: для общеобразовательных учреждений. Москва, Дрофа, 2013 г. на с.259. Объяснялось выполнение работы.

Давалось задание: подготовиться к практической работе (продумать цель, вещества и их формулы, ход выполнения работы уравнения и выводы).

На уроке в тетради записываем число, практическая работа, название работы, цель, оборудование.

Цель для всей работы определяем вместе с учащимися и учителем. Она такова: практически решить задачи знания по темы «Подгруппа кислорода», соблюдая технику безопасности и оформить работу.

На столе находится оборудование для практической работы. Один из учащихся перечисляет, называет его, остальные записывают в тетрадь.

Далее учащиеся вычерчивают в тетради таблицу такого плана.

Цель опыта

Формула и название вещества

Что делали, наблюдали, уравнения реакций

Выводы

II. Выполнение работы.

Задача 1. Провести реакции, подтверждающие качественный состав серной кислоты. Написать уравнения реакции.

Задача 4. Даны три пробирки с растворами. Определить в какой из них находится соляная кислота, серная кислота и гидроксид натрия. Написать уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.

Задачи для работы подбираются с учетом возможностей учащихся и материальной базой кабинета химии.

Прежде, чем приступить к выполнению задач, учитель предоставляет слово учащимся для определения цели к каждому опыту, корректирует и записывают в таблицу цели сразу для 2-х опытов. В таблице в графе «Формула и название вещества» просит одного из учащихся назвать какие вещества будут использованы в работе, остальные записывают в тетрадь

Далее выслушивается ход работы учащимися, с дополнением и уточнением с учетом ТБ.

По желанию предоставляется возможность выполнения первой задачи под наблюдением учителя.

Рассказывается ход работы задачи 4 и затем учащиеся выполняют ее в парах.

III. Закрепление.

По окончании работы учащиеся оформляют отчет о проделанной работе, т.е.заполняют таблицу.

Цель опыта

Формула и название вещества

Что делали, наблюдали, уравнения реакции

Выводы

1.Доказать, что H2SO4 состоит из H+ и сульфат-ионов

H2SO4 – серная кислота, лакмус,  BaCl2 – хлорид бария,

Раствор H2SO4, находящийся в пробирке, делим на 2 части, т.е. отливаем в другую пробирку. В одну пробирку добавляем лакмус, раствор стал красным, значит среда кислая. Кислая среда определяется наличием ионов H+.

Во вторую пробирку приливаем раствор BaCl2, выпадает белый осадок, значит там присутствуют сульфат-ионы.

H2SO4 + BaCl2 → BaSO4 + 2HCl 

                                               белый

2 H+ + SО42- + Ba 2+ + 2Cl- → BaSO4↓ + 2H+ + 2Cl-

Ba2+ + SO4 2- → BaSO4

H2SO4 состоит из ионов H+, т.к. при действии лакмуса раствор красный, это говорит о наличии H+; и из сульфат-ионов, т.к. BaCl2 является качественным реактивом на сульфат-ионы.

2.Определить вещества в пронумерованных пробирках

HCl – соляная кислота, H2SO4 – серная кислота, NaOH- гидроксид натрия, AgNO3 – нитрат серебра

Берем пробы из 3х пронумерованных пробирок, т.е. отливаем небольшое количество реактива в чистые пробирки. В эти пробы добавляем лакмус. В 2х пробирках раствор красный, в третьей – синий, значит там, где синий раствор – это щелочь, т.е. NaOH. Допустим это пробирка под № 3. Оставляем ее, т.е. мы ее определили. От оставшихся 2х пробирок вновь берем пробы и в эти пробы добавляем AgNO3, наблюдаем, что в I (допустим) пробирке выпал белый творожистый осадок, значит там находится HCl.

HCl + AgNO3 → AgCl↓ + HNO3

                                             белый

Н+ + Cl- + Ag+ + NO-3 → AgCl↓ + Н+ + NO-3

Ag+ + Cl- → AgCl↓

К оставшейся пробирке №2 приливаем BaCl2 – выпадает белый осадок, значит там серная кислота.

H2SO4 + BaCl2 → BaSo4↓ + 2HCl

2 H+ + SО42- + Ba 2+ + 2Cl- → BaSO4↓ + 2H+ + 2Cl-

Ba2+ + SO4 2- → BaSO4

В I пробуйте HCl, т.к. при действии AgNO3 выпадает белый творожистый осадок,

во II - H2SO4, т.к. при действии BaCl2 выпал белый осадок, в III пробирке – NaOH, т.к. при добавлении лакмуса раствор стал синим, среда щелочная

IV. Рефлексия.

Работа может быть оценена с учетом подготовки к практической работе, выполнения опытов и оформления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа по химии"эксперементальное решение задач по неорганической химии"

Конспект урока«Экспериментальное решение задач по неорганической химии»  Цели урока:Обучающая: обобщить знания обучающихся о качественных реакциях  на  неорганические веществ...

Конспект урока "Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

Конспект урока "Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». 9 класс....

Технологическая карта урока Химия 9 класс Тип урока: Практическая работа №2 «Экспериментальное решение задач по теме «Теория электролитической диссоциации»

Работа проводится в 9 классах по  УМК. Химия Учебник 9 класса  под редакцией Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдман (базовый уровень) после прохождения темы " Классификация химических реакции...

Практическая работа по химии на тему: "Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ" (10 класс)

Практическая работа по химии на тему: "Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ" (10 класс)...

Открытый урок-практикум по химии в 9 классе по теме: Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения»

Вид урока: урок совершенствования  знаний, умений и навыков на практике.Форма: практическая работа.Цели урока: ...