Практическая работа по химии"эксперементальное решение задач по неорганической химии"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

луговая елена анатольевна

 

Конспект урока

«Экспериментальное решение задач по неорганической химии»

 

Цели урока:

Обучающаяобобщить знания обучающихся о качественных реакциях  на  неорганические вещества,  через организацию исследовательской деятельности на уроке,  выработать умения записывать  химические реакции, подтверждающие индивидуальные свойства веществ.         

Развивающая: развивать у школьников умение выделять главное, сравнивать, обобщать изученные факты, логически излагать свои мысли при выполнении заданий; развивать у школьников самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении;  развивать положительное отношение к предмету.

Воспитывающая: создание ситуации успешности для повышения собственной самооценки; формирование познавательных способностей в соответствии с логикой химической науки.

 

Формы и приемы работы: Индивидуальная работа со справочными материалами, выполнение  групповой  работы исследовательского характера

Методы обучения: проблемно-поисковый и исследовательский.

 

1.     Оргмомент

2.     Постановка  проблемы.

Учитель:  Вчера я  приготовила для вас практическую работу, приготовила реактивы,  вещества, с которыми нужно поработать, все реактивы были подписаны….  А сегодня, я обнаружила, что  этикетки отсутствуют, а пробирки просто пронумерованы и рядом письмо:

               

               «Просто знать – ещё не всё, знания нужно уметь использовать.   

                 Попробуйте разгадать ребус: вот Вам 5 пробирок, в которых находятся         

                 веществ:  NaOH,  CuSO4, ZnCl2, FeSO4, FeCl3.

                Не используя другие реактивы, определите, в какой пробирке  находится

               каждое из веществ. Ребус оформите в виде таблицы, отметьте  

               видимые признаки, сделайте   соответствующие выводы  и

               напишите  уравнения  всех  реакций.

 

                 P.S.   Надеюсь, что  знания, полученные на предыдущих уроках,  

                 вы будете   использовать при решении этого ребуса.

                                                                                  Дерзайте!    Удачи Вам!!!»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pr.rab_.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

«Экспериментальное решение задач по неорганической химии»

Цели урока:

Обучающаяобобщить знания обучающихся о качественных реакциях  на  неорганические вещества,  через организацию исследовательской деятельности на уроке,  выработать умения записывать  химические реакции, подтверждающие индивидуальные свойства веществ.         

Развивающая: развивать у школьников умение выделять главное, сравнивать, обобщать изученные факты, логически излагать свои мысли при выполнении заданий; развивать у школьников самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении;  развивать положительное отношение к предмету.

Воспитывающая: создание ситуации успешности для повышения собственной самооценки; формирование познавательных способностей в соответствии с логикой химической науки.

Формы и приемы работы: Индивидуальная работа со справочными материалами, выполнение  групповой  работы исследовательского характера

Методы обучения: проблемно-поисковый и исследовательский.

  1. Оргмомент
  2. Постановка  проблемы.

Учитель:  Вчера я  приготовила для вас практическую работу, приготовила реактивы,  вещества, с которыми нужно поработать, все реактивы были подписаны….  А сегодня, я обнаружила, что  этикетки отсутствуют, а пробирки просто пронумерованы и рядом письмо:

               

               «Просто знать – ещё не всё, знания нужно уметь использовать.   

                 Попробуйте разгадать ребус: вот Вам 5 пробирок, в которых находятся        

                 5  веществ:  NaOH,  CuSO4, ZnCl2, FeSO4, FeCl3.

                Не используя другие реактивы, определите, в какой пробирке  находится

               каждое из веществ. Ребус оформите в виде таблицы, отметьте  

               видимые признаки, сделайте   соответствующие выводы  и

               напишите  уравнения  всех  реакций.

                 P.S.   Надеюсь, что  знания, полученные на предыдущих уроках,  

                 вы будете   использовать при решении этого ребуса.

                                                                                  Дерзайте!    Удачи Вам!!!»

Учитель: Ну как, справитесь с этим заданием?

 

             - Как  будете решать эту проблему? Что будете использовать?

                  ( Учащиеся высказывают  предположения, в ходе беседы выстраивается алгоритм  действий и необходимость использования  таблицы «Качественная реакция на катионы и анионы»)

Учитель: Итак, начало положено, теперь приступайте к  исследовательской деятельности, но помните про ТБ.

- Откройте тетради и оформите работу.  Каждый получает  «письмо» (инструктивную карту, набор реактивов)

 

- Что Вы должны сделать? ( сами формулируют цель - определить выданные вещества)

  1. Выполнение практической работы.

1  NaOH

2  CuSO4

3  ZnCl2

4  FeSO4

5  FeCl3

  1. Подведение итогов, оформление работы.   Формулировка выводов.
  2. Уборка рабочего места.

 Данная практическая работа в идеале должна выглядеть так:

«Решение экспериментальных задач по неорганической химии».

Цель: распознать выданные вещества, не используя  дополнительные реактивы.

           На основании имеющихся знаний, учащиеся должны  прийти к выводу, что из данного перечня веществ, необходимо  провести качественные реакции на катионы и действовать надо NaOH,  тогда таблица будет иметь вид:

1  NaOH

2  CuSO4

3  ZnCl2

4  FeSO4

5  FeCl3

NaOH

 Нет изменений

Осадок голубого  цвета (желеобразн)

Студенистый осадок белого  цвета, в избытке щелочи растворяется

Осадок болотного цвета

Осадок бурого цвета

  1. CuSO4    + 2NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4          (  Осадок голубого  цвета)
  2. ZnCl2 + 2NaOH → Zn(OH)2↓ + 2NaCl      (образование осадка)

             Zn(OH)2 + 2NaOH → Na2[Zn(OH)4]            (растворение осадка)

  1. 2NaOH +   FeSO4   = Na2SO4  +Fe(ОН)2↓   (Осадок болотного цвета)
  1. 3 NaOH   +  FeCl3   = 3NaCl + Fe(ОН)3 ↓      (Осадок бурого цвета)

Выводы:  качественной реакцией на Cu2+ + ОН-  - голубой осадок  

качественной реакцией на Zn2+ + ОН-  -  Студенистый осадок белого  цвета,  который в избытке щелочи растворяется из-за образования комплексной соли.

качественной реакцией на Fe2+ + ОН-  - Осадок болотного цвета

качественной реакцией на Fe3+ + ОН-  - Осадок бурого цвета

Анализ урока:  урок-практикум, построенный на основе самостоятельной исследовательской деятельности, стимулирует стремление учащихся самостоятельно мыслить, развивает их умения ориентироваться в новой ситуации, находить свои пути решения задач, осваивать различные способы добывания знаний, поощряет независимость суждений.

    В ходе данного урока реализуется  индивидуальный  и дифференцированный  подход (каждая  группа выполняет  задание в своем темпе, на основе индивидуальных знаний, при этом  дети учатся строить свою работу в группах, распределяя обязанности. В каждой группе есть свои лидеры и «исполнители»).

            Данный урок использую в 9 классе после изучения темы «Электролитическая диссоциация», количество реактивов может варьировать,  в зависимости от уровня знаний учащихся ( иногда сокращаю количество веществ  до 3, но обязательно должны быть прописаны полные ионные и сокращенные ионные  уравнения).

 В 11 классе   - провожу  данную работу без изменений.

 Задание данного урока  дублирует  задания практического  этапа муниципального  уровня олимпиады по химии.  Считаю, что проведение урока  в такой форме, готовит ребят  к участию в олимпиадах, и в будущем, у них не возникают   затруднения  при выполнении  аналогичного  испытания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективные курсы по химии "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ" для 11 класса

Элективные курсы по химии "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ" (поурочные планы с решениями задач)...

План-конспект урока " Экспериментальное решение задач по неорганической химии с использованием виртуальной лаборатории в 11 классе" (из опыта работы)

Урок-исследование.Преимущества решения практических задач по химии с использованием виртуальной лаборатории  перед традиционным лабораторным методом состоит в том,что данный способ позволяет учащ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ». 9 КЛАСС.

Данный факультативный курс позволяет помочь учащимся более глубоко изучить и систематизировать школьный курс химии, подготовиться к выпускным экзаменам в школе ,а также к учас...

Программа элективного курса для учащихся 10-х классов "Решение расчетных задач по неорганической химии"

Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-х классов. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач, что ...

Рабочая программа факультативного курса «Решение задач по неорганической химии»

Рабочая программа: аннотация, содержание, тематическое планирование....

Программа внеурочной деятельности по химии " Решение задач по неорганической химии" 8 класс

Программа внеурочной деятельности позволяет расширить знания основных понятий и законов химии, учит наблюдать, применять полученные знания на практике, развивает внимание, мышление учащихся, формирует...