Конспект урока "Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».
методическая разработка по химии (9 класс) на тему
Конспект урока "Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». 9 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskaya_rabota_no2.pptx | 520.2 КБ |
prakticheskaya_rabota_razdat._mat.docx | 19.52 КБ |
konspekt_uroka.docx | 27.26 КБ |
instruktsiyarazdat._mat.docx | 16.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правила техники безопасности
1. Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем. 2. Вещества нельзя брать руками и проверять их на вкус. Твёрдые вещества берите только ложкой.
3. Без указания учителя не смешивайте неизвестные вам вещества. 4. Нагревая пробирку с жидкостью, держите её так, чтобы отверстие было направлено в сторону и от вас и от соседей.
5. Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать. 6. При выполнении опытов пользуйтесь небольшими дозами веществ. 7. Особую осторожность соблюдайте при работе с кислотами. Если случайно кислота попадёт на руки или на одежду, то немедленно смойте её большим количеством воды.
8. Остатки веществ не высыпайте и не вливайте обратно в сосуд с чистыми веществами. 9. Проводите опыты только над столом и, закончив работу, приведите рабочее место в порядок.
Предварительный просмотр:
Практическая работа №2.
Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».
Цель:
Оборудование и реактивы: хлорид бария, карбонат натрия, серная кислота, гидроксид натрия, соляная кислота, хлорид железа (III), хлорид алюминия, пробирки под номерами (серная кислота, сульфат натрия, карбонат натрия), лакмус, лоточек, видео блок, ноутбуки.
Отчет о проделанной работе по плану:
- Провести реакции между веществами: хлорид железа (III) и гидроксид натрия, хлорид алюминия и гидроксид натрия.
- Определить вещества в пробирках под номерами (серная кислота, сульфат натрия, карбонат натрия).
Что брали | Что наблюдали | Вывод (уравнения в молекулярном, полном ионном и сокращенном) |
хлорид железа (III) и гидроксид натрия | ||
хлорид алюминия и гидроксид натрия | ||
Пробирка №1 | ||
Пробирка №2 | ||
Пробирка №3 |
- Записать реакции: а) разложения перманганата калия, с точки зрения ОВР, б) взаимодействия железа с разбавленной серной кислотой, в) окисление сероводорода хлором с точки зрения ОВР
Вывод:
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».
Цель: проверить знания учащихся полученные при изучении темы «Подгруппа кислорода» и закрепить их практически с помощью опытов; продолжить формировать умения и навыки работать с лабораторным оборудованием и реактивами соблюдая технику безопасности.
Оборудование и реактивы: хлорид бария, карбонат натрия, серная кислота, гидроксид натрия, соляная кислота, хлорид железа (III), хлорид алюминия, пробирки под номерами (серная кислота, сульфат натрия, карбонат натрия), лакмус, лоточек, видео блок, ноутбуки, наушники, проектор.
Ход занятия
- Организационный момент.
Повторение правил по технике безопасности (приложение 1).
На уроке в тетради записываем число, практическая работа, название работы, цель, оборудование.
Цель для всей работы учащиеся ставят самостоятельно.
Она такова: практически решить задачи по темы «Подгруппа кислорода», соблюдая технику безопасности и оформить работу.
II. Выполнение работы.
Класс работает в трех зонах:
- Видео блок (презентация, с видеороликами реакций, которые не могут быть осуществимы в стенах школы) – обучающиеся работают на ноутбуках.
- Практическая часть (ребятам предлагается провести реакции получения заданных веществ и определить вещества под номерами) – работа с реактивами (приложение 2).
- Оформление отчета о проделанной работе (по данному образцу) – (приложение 3).
Страничка из тетради ученика:
Практическая работа №2.
Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».
Цель: научиться решать экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода».
Оборудование и реактивы: хлорид бария, карбонат натрия, серная кислота, гидроксид натрия, соляная кислота, хлорид железа (III), хлорид алюминия, пробирки под номерами (серная кислота, сульфат натрия, карбонат натрия), лакмус, лоточек, видео блок, ноутбуки.
Отчет о проделанной работе по плану:
- Провести реакции между веществами: хлорид железа (III) и гидроксид натрия, хлорид алюминия и гидроксид натрия.
- Определить вещества в пробирках под номерами (серная кислота, сульфат натрия, карбонат натрия).
Что брали | Что наблюдали | Вывод (уравнения в молекулярном, полном ионном и сокращенном) |
хлорид железа (III) и гидроксид натрия | Выпадение осадка бурого цвета | FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3 + 3NaCl Fe3+ +3Cl- +3Na+ +3OH- = Fe(OH)3 +3Na+ +3Cl- Fe3++3OH-= Fe(OH)3 |
хлорид алюминия и гидроксид натрия | Выпадение осадка белого студенистого | AlCl3 + 3NaOH = Al(OH)3 + 3NaCl Al3+ +3Cl- +3Na+ +3OH- = Al(OH)3 +3Na+ +3Cl- Al3++3OH-= Al(OH)3 |
Пробирка №1 | Лакмус краснеет | В пробирке находится серная кислота |
Пробирка №2 | Выпадение осадка белого цвета | Na2SO4 + BaCl2 = 2NaCl + BaSO4 2Na+ + SO4 2-+ Ba2+ + 2Cl- = 2Na+ +2Cl- + BaSO4 SO4 2-+ Ba2+= BaSO4 |
Пробирка №3 | Выделение газа без цвета, без запаха | Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2 2Na+ +CO3 2- + 2H+ +2CL- = 2Na+ +2Cl- + H2O + CO2 CO3 2- + 2H+ = H2O + CO2 |
- Записать реакции:
а) разложения перманганата калия, с точки зрения ОВР
2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2
Mn7+ +3 e = Mn4+ - окислитель, процесс восстановление
2O2- - 4e = O20 восстановитель, процесс окисление
б) взаимодействия железа с разбавленной серной кислотой
H2SO4 + Fe = FeSO4 + H2
в) окисление сероводорода хлором с точки зрения ОВР
H2S + Cl2 = 2HCl + S
S2- -2e =S0 восстановитель, процесс окисления
CL20 +2e = 2Cl- окислитель, процесс восстановления
Вывод: На сегодняшнем уроке мы научились решать экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода».
III. Закрепление.
По окончании работы учащиеся формулируют вывод о проделанной работе.
Использованные источники
- https://www.youtube.com/watch?v=pKQssqGnViA
- https://www.youtube.com/watch?v=1k5HFUWmaik
- https://www.youtube.com/watch?v=dbAqFbV4o5k
- https://www.youtube.com/watch?v=TofDJorxkHM
Приложение 1
Правила техники безопасности
- Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем.
- Вещества нельзя брать руками и проверять их на вкус. Твёрдые вещества берите только ложкой.
- Без указания учителя не смешивайте неизвестные вам вещества.
- Нагревая пробирку с жидкостью, держите её так, чтобы отверстие было направлено в сторону и от вас и от соседей.
- Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать.
- При выполнении опытов пользуйтесь небольшими дозами веществ.
- Особую осторожность соблюдайте при работе с кислотами. Если случайно кислота попадёт на руки или на одежду, то немедленно смойте её большим количеством воды.
- Остатки веществ не высыпайте и не вливайте обратно в сосуд с чистыми веществами.
- Проводите опыты только над столом и, закончив работу, приведите рабочее место в порядок.
Приложение 2
Инструкция, по выполнению практической части
- Провести реакции между веществами:
а) хлорид железа (III) и гидроксид натрия,
б) хлорид алюминия и гидроксид натрия.
- Определить вещества в пробирках под номерами (серная кислота, сульфат натрия, карбонат натрия).
Пробирка №1 – действие лакмусом
Пробирка №2 – добавление хлорида бария
Пробирка №3 - взаимодействие с соляной кислотой.
Приложение 3
Практическая работа №2.
Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».
Цель: (обучающиеся ставят самостоятельно)
Оборудование и реактивы: хлорид бария, карбонат натрия, серная кислота, гидроксид натрия, соляная кислота, хлорид железа (III), хлорид алюминия, пробирки под номерами (серная кислота, сульфат натрия, карбонат натрия), лакмус, лоточек, видео блок, ноутбуки.
Отчет о проделанной работе по плану:
- Провести реакции между веществами: хлорид железа (III) и гидроксид натрия, хлорид алюминия и гидроксид натрия.
- Определить вещества в пробирках под номерами (серная кислота, сульфат натрия, карбонат натрия).
Что брали | Что наблюдали | Вывод (уравнения в молекулярном, полном ионном и сокращенном) |
хлорид железа (III) и гидроксид натрия | ||
хлорид алюминия и гидроксид натрия | ||
Пробирка №1 | ||
Пробирка №2 | ||
Пробирка №3 |
- Записать реакции: а) разложения перманганата калия, с точки зрения ОВР, б) взаимодействия железа с разбавленной серной кислотой, в) окисление сероводорода хлором с точки зрения ОВР
Вывод: (формулируют самостоятельно)
Предварительный просмотр:
Инструкция, по выполнению практической части
- Провести реакции между веществами:
а) хлорид железа (III) и гидроксид натрия,
б) хлорид алюминия и гидроксид натрия.
- Определить вещества в пробирках под номерами (серная кислота, сульфат натрия, карбонат натрия).
Пробирка №1 – действие лакмусом
Пробирка №2 – добавление хлорида бария
Пробирка №3 - взаимодействие с соляной кислотой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа по химии 9 класс "Экспериментальные задачи по теме "Подгруппа кислорода"
Химия...
8 класс, химия, урок №40 :Практическая работа № 5 Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»
Практическая работа по химии...
11 класс Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме "Металлы"
Материал разработан для учащихся обучающихся по УМК Н.Е. Кузнецовой...
Практическая работа №4 "Экспериментальные задачи по теме "Подгруппа кислорода"
Представлен материал для проведения практической работы №4 "Экспериментальные задачи по теме "Подгруппа кислорода" в условиях дистанционного обучения....
Открытый урок на тему: Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач по теме "Металлы", 11 класс
Открытый урок на тему: Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач по теме "Металлы", 11 класс...
Урок по химии 9 класс "Решение экспериментальных задач по теме "Подгруппа кислорода"
Практическая работа по химии "Решение практических задач по теме "Подгруппа кислорода"...
Открытый урок-практикум по химии в 9 классе по теме: Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения»
Вид урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков на практике.Форма: практическая работа.Цели урока: ...