Брейн-ринг по химии среди учащихся 8 классов
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Нормайкина Ирина Николаевна

Цели мероприятия: стимулировать познавательную активность учащихся, реализуя межпредметные связи курсов химии, истории, биологии; развивать смекалку, эрудицию, умения работать с дополнительной  литературой, быстро и четко формулировать и высказывать мысли, логически рассуждать и применять знания на практике, воспитывать чувство сопричастности к общему делу, умение работать в коллективе, создать условия для воспитания желания активно учиться, с интересом, без принуждения и перегрузок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon breyn-ring_dlya_8_klassa.doc56 КБ
Microsoft Office document icon otsenochnyy_list.doc46 КБ
Microsoft Office document icon foto.doc2.8 МБ

Предварительный просмотр:

Брейн-ринг по химии  среди учащихся 8 классов

Подготовила и провела: учитель химии и биологии Нормайкина И.Н.

 

Цели мероприятия: стимулировать познавательную активность учащихся, реализуя межпредметные связи курсов химии, истории, биологии; развивать смекалку, эрудицию, умения работать с дополнительной  литературой, быстро и четко формулировать и высказывать мысли, логически рассуждать и применять знания на практике, воспитывать чувство сопричастности к общему делу, умение работать в коллективе, создать условия для воспитания желания активно учиться, с интересом, без принуждения и перегрузок.

Оборудование: презентация, секундомер, химическая посуда, реактивы для опытов.

План мероприятия:

  1. Конкурс «Приветствие»
  2. Конкурс «Лучшая газета», защита газеты.
  3. Игра «Брейн-ринг»
  4. Занимательные опыты
  5. Подведение итогов. Награждение победителей.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент. Постановка цели мероприятия.
  2. Конкурс «Приветствие». (Жюри – ученики 10-11 класса оценивают конкурс, максимальное кол-во баллов – 5)
  3. Конкурс «Лучшая газета», оценивается художественное оформление, содержание, максимальное количество баллов – 10, представление газеты – 5 баллов
  4. Вопросы
  5. Конкурс «Кто больше»
  6. Игра с болельщиками
  7. Занимательные опыты
  8. Поведение итогов. Награждение команд

Вопросы для команд

  1.  Назовите древнюю науку, из которой выросла химия. (Алхимия)

  2. Как называется камень, который пытались найти алхимики? (Философский)

3. Как называется химический элемент, который можно перевести как «рождающий кислоты»? (Кислород)

 4. «Серебряный призёр» по электроотрицательности - это кислород, а кто же  «золотой»? (Фтор)

5. Какой элемент следует по порядковому номеру после углерода? (Азот)

6. Сложные вещества, молекулы которых образованы атомами водорода и кислотными остатками. ( Кислоты.)

7. Электролиты, при диссоциации которых в качестве анионов отщепляются только гидроксид-ионы. ( Щелочи.)

8. Самый сильный окислитель. ( Фтор.)

9. Какая кислота содержится в желудочном соке человека, какова ее роль? ( Cоляная кислота, расщепляет белки на более простые полипептиды, усваиваемые организмом.)

10. В 17-18 в. в России это вещество назвали «соленый спирт», «морская кислота». В 1790 г. Русский академик Лаксман ввел для него название. Которым мы пользуемся по сей день. Какое это вещество? (НСI).

11. Лао-Цзы утверждал, что она «самое мягкое и слабое вещество в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима и нет ей равной в этом. О каком веществе идет речь? (Вода)

12. Его разновидность называют «карбонадо», «борт», его плотность 3, 5г/см3. Это полупроводник. Твердость этого кристалла равна 10. (Алмаз)

13. Почему яйцо не тонет в соленой воде? (Потому что плотность соленой воды больше, чем пресной, значит больше выталкивающая сила)

14. Алхимики утверждали: «Семь металлов создал свет по числу семи планет…» Назовите эту великолепную семерку» (Золото - Солнце, серебро - Луна, железо - Марс, олово, свинец - Сатурн,  ртуть – Меркурий)

15. Какой металл в глубокой древности называли «небесной медью! И почему? (железо, первое железо с которым познакомился человек. Было метеоритным, т.е. «небесного» происхождения, обрабатывали его так же, как и медь)

16. Каким химическим элементом богата морская капуста-ламинария? (Йодом)

17. Отбросьте две первые буквы в названии химического элемента I группы и вы получите название дугообразно загнутой кости, входящей в состав грудной клетки. (Серебро – ребро)

18. Какую соль человек использует в повседневной жизни, необходимую для обмена веществ, образована ядовитым газом и металлом, который режут ножом. (хлорид натрия)

19. как получить раствор соли, не используя никаких растворителей? (Расплавить)

20. Какие болезни у человека вызывает избыток и недостаток фтора в питьевой воде? (флюороз – избыток фтора, кариес – недостаток фтора).

21. Какие два элемента наиболее распространены в космосе? (Водород и гелий)

22. О каком химическом элементе можно сказать, что он вездесущ, всемогущ и в то же время невидим? (О кислороде)

23. Какая жидкость самая легкая? (жидкий водород в 14 раз легче воды)

24. В какой кислоте растворяется царь металлов – золото? (В царской водке – это смесь                   1 HNO3 : 3HCI, селеновая кислота)

25. Как сделать воду, пригодной для питья, если она загрязнена примесями?

26. Без какого газообразного вещества растение не может развиваться? (Без углекислого газа)

27. Какие два вещества хорошо горят и поддерживают горение, а в соединении пригодны для тушения огня? (водород и кислород, соединение – вода)

28. Весной 327 г до н.э. знаменитый греческий полководец А. Македонский вторгся в пределы Индии. Однако здесь он встретил не только мужественное сопротивление свободолюбивого народа, но и другого грозного врага – кишечные заболевания, до крайности уставшие и изнуренные болезнями солдаты не выдержали, взбунтовались и принудили отдать приказ о возвращении домой. Как видно из оставленного историками описания этого похода, военачальники А. Македонского заболевали значительно реже, чем рядовые воины, хотя вместе с ними переносили невзгоды походной жизни и пили одну и ту же воду. Причина этого загадочного явления была найдена лишь спустя 2250 лет. Она состояла в том, что рядовые воины греческой армии в то время пользовались в походах оловянными бокалами, а военачальники серебряными.

Вопрос: Почему, пользуясь серебряными бокалами, военачальники армии А.Македонского были менее подвержены кишечными заболеваниями в этом походе? (Ответ: Как и все вещества, серебро хотя и очень мало, но растворяется в воде. Растворенное в воде серебро обладает замечательным свойством – убивает находящиеся в воде болезнетворные бактерии, чтобы полностью обеззаразить 1 литр воды, достаточно несколько миллиардных долей грамма серебра. Так как военачальники армии А Македонского пользовались серебряными бокалами, это в какой-то мере предохраняло их от заболеваний, вызывавшихся микробами, находящимися в воде, которую им приходилось пить, так же, как и рядовым воинам.

Задание для команд: кто больше придумает слов химических элементов из слова:

ПРОТАКТИНИЙ. Время 1 минута

Загадки для болельщиков:

        1

В минеральной воде я бурлю,

В топочном газе летаю,

Растениям пользу несу,

Пожар затухать заставляю.

Кто я?..

(О т в е т. СО2, углекислый газ.)

        2

Нахожусь, друзья, везде:

В минералах и в воде.

Без меня вы, как без рук:

Нет меня – огонь потух.

        3

(О т в е т. Кислород.)

Меня любит человек!

Мною назван целый век!

Я блестяща и рыжа,

Очень в сплавах хороша!

(О т в е т. Медь.)

        4

Хоть составчик мой несложный,

Без меня жить невозможно.

Я – отличный растворитель,

Жажды лучший утолитель,

А разрушите, так сразу

Вы получите два газа.

(О т в е т. Вода.)

        5

Рассеян по земле он повсюду,
Немного есть его в морской воде
Рассказывать не буду, как обнаружен он везде,
Летучий, темный, кристалличный
Он мало растворим в воде,
Раствор спиртовый столь типичный
В аптеке встретится везде (Йод)

        6

В воде обычно он хранится,
Свет излучает в темноте,
Искать в природе лучше не трудитесь,
Свободным нет его нигде,
Воспламеняться сам он может,
К тому же сильно ядовит,
Так отвечай без промедленья,
Коль в пятой группе он стоит (Фосфор)

        7

Везде в нашей жизни привычный,
Металл тот сопутствует нам,
На вид он блестящий и в общем обычный,
Активный и мягкий металл,
Он в войнах нашел примененье
И в сельском хозяйстве, в быту.
Металлом войны, преступленья
Я этот металл назову. (Железо)

        8

Прославлен всеми именами
Металл испытанный огнем,
Манил к себе людей веками,
Алхимик жил мечтой о нем!
Но как кумир он свергнут нами,
Уж блеск его нас не манит,
Ведь хорошо мы знаем с вами,
Не все так ценно, что блестит. (Золото)

        9

Давно известна человеку,
Она тягуча и красна,
Еще по бронзовому веку
Знакома в сплавах всем она,
С горячей серной кислотою дает нам синий купорос! (Медь)

        10

Едва ли знаете свободным тот элемент,
Который здесь мы обсуждаем!
Однако помните, он весь, скрывается от наших взоров
В стекле, песке и хрустале!
И без сомненья, вы найдете его повсюду на Земле! (Кремний)

Занимательные опыты (демонстрируют ученики 10 класса)

Мир богат наш чудесами, чудеса творим мы сами. Химия – наука чудесная, прекрасная и немного волшебная. И мы стали немного волшебниками.

- Я, например, могу зажечь спиртовку волшебной палочкой! (Демонстрирует опыт «Зажигание спиртовки волшебной палочкой»)

- А еще у нас есть «волшебный платок», который не горит в огне. (Демонстрирует опыт «Несгораемый платок»)

- Волшебной палочкой звеня, устроим дым мы без огня. (Демонстрирует опыт «Дым без огня»)

- А для следующего чуда нам нужен доброволец. Я от вас скрывать не стану, исцелим мы быстро рану. Чтобы было все стерильно, йодом смажем мы обильно.  (Демонстрирует опыт «Исцеление раны»)

- вы видели когда-нибудь извержение вулкана? Мы его вам покажем. (Демонстрирует опыт «Вулкан»)

- А на память мы сделаем вам фотографию. Все улыбнитесь! (Демонстрирует опыт «Мгновенное фото»)

Подведение итогов. Награждение победителей.

Опыт «Волшебная палочка»

Стеклянную палочку погрузите в свежеприготовленную окислительную смесь( для опыта необходимо подготовить кашицу из перманганата калия и концентрированной серной кислоты в фарфоровой чашке). Коснувшись палочкой фитиля, зажгите спиртовку.  

   Волшебную палочку можно изготовить и другим способом. Сначала конец стеклянной трубочки смочите в концентрированной серной кислоте, а потом нанесите на неё кристаллики перманганата калия. Если быстро поднести палочку к влажному фитилю спиртовке, то она воспламеняется. Выполнение опыта требует тренировки. Волшебную палочку можно использовать в опыте «Свеча зажгись». Для этого на фитиль свечи прикрепите ватку, которую перед опытом смочите спиртом (одеколоном). Сделав несколько движений палочкой, «прикажите» свече зажечься и дотроньтесь палочкой до фитиля. Свеча загорится.

2KMnO4 + H2SO4 = Mn2O7 +K2SO4 + H2O

Mn2O7+ 5C2H5OH + 12 H2SO4= 12 MnSO4 +10 CO2+ 27H2O

Опыт «Несгораемый платок»

Прополощите в воде носовой платок, затем слегка отожмите его (так, чтобы он был достаточно влажным) и хорошо пропитайте этиловым спиртом. Захватите платок за один из его концов тигельными щипцами и, держа их в вытянутой руке, поднесите к ткани длинную лучину (опыт должны  проводить два человека). Спирт сразу вспыхнет – создается впечатление, что горит платок. Но горение прекращается, а платок остается невредимым, так как температура воспламенения влажной ткани значительно выше, чем для спирта.

        Опыт «Дым без огня»

Ассистент перед началом опыта ополаскивает один стакан хлороводородной кислотой, а другой – раствором гидроксида аммония и прикрывает их стеклышками. Демонстрируя опыт, экспериментатор стакан со следами соляной кислоты держит сверху над стаканом со следами гидроксида аммония. При этом образуется густой белый дым из хлорида аммония.  

Опыт «Исцеление раны»

Руку ассистент смачивает йодом (хлорида железа(III). Затем резким движением проводит тупой стороной ножа, вынутым из раствора раствором роданида калия, по смоченной руке. Создается впечатление о порезе, выступает как бы кровь.

Опыт «Вулкан на столе»

В горло конической колбы вставьте тигелек или фарфоровую чашку. Колбу можно покрыть пластилином, придав ей форму горы, или изготовить модель сопки. Под колбу или макет положите большой лист бумаги для сбора оксида хрома (III). В тигелек насыпьте дихромат аммония, в центре холмика смочите его спиртом, Зажигается «вулкан» горящей лучинкой. Реакция экзотермическая, протекает бурно, вместе с азотом вылетают раскаленные частички оксида хрома (III). Если погасить свет, то создается впечатление извергающегося вулкана, из кратера которого выливаются раскаленные массы:  (NH4)2Cr2O3  Cr2O3 + N2 + 4 H2O

Опыт «Мгновенное фото»

На листе белой бумаги предварительно, до мероприятия,  рисуют веселые лица раствором фенолфталеина. Говорят детям, чтобы они улыбнулись. Мы сделаем фото на память, и показывают на лист  белой бумаги, на него посмотрите внимательно. Затем ведущий сбрызгивает из пульверизатора, заполненным раствором гидроксида натрия, белый лист.

Литература:

  1. В.Н. Алексинский – Занимательные опыты. М., Просвещение, 1980
  2. А.А.Лазаренко – Учителю о внеклассной работе по химии. М., Просвещение, 1981



Предварительный просмотр:

Оценочный лист( для жюри)

Название конкурса

Максим. Кол. баллов

Команда 8А

Команда 8 Б

1. Конкурс «Приветствие».

5

2. Конкурс «Лучшая газета»: а) содержание и художественное оформление;

б) представление газеты

10

5

3. Вопросы для команд:

1

1

2

1

3

1

4

1

5

1

6

1

7

1

8

1

9

1

10

1

11

1

12

1

13

1

14

1

15

1

16

1

17

1

18

1

19

1

20

1

21

1

22

1

23

1

24

1

25

1

26

1

27

1

28

1

Общее количество баллов

48


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

брейн ринг по химии для учащихся 8-9 класса презентация

Данная презентация может быть использована как одна из форм внеклассной и внеурочной работы. Она позволяет проверить кругозор учащихся, в занимательной форме расширить и углубить их знания по химии эл...

Брейн-ринг по литературе для учащихся 6-7 классов.

Брейн- ринг направлен на развитие познавательного интереса у учащихся к  предмету  литературы. Интеллектуальная игра  проводилась в целях: 1.Формирования у учащихся поняти...

Брейн-ринг по математике для учащихся 8 класса (урок закрепление)

Данный «Брейн-ринг» способствует, развитию познавательной активности учащихся, логического мышления, внимания, повышению интереса к изучению математики, углублению знаний по математике, расширению кру...

БРЕЙН-РИНГ ПО БИОЛОГИИ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССОВ

БРЕЙН-РИНГ ПО БИОЛОГИИ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССОВ  СОСТАВИТЕЛЬ - БЛИНОВА КАРИНА НИКОЛАЕВНА ПРЕЗЕНТАЦИЯ БРЕЙ-РИНГА [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9111483","attribu...

Брейн-ринг. Внеклассное мероприятие для учащихся 10 классов

Разработка мероприятия может быть использована при проведении недели математики в 10-х классах....

Брейн - ринг по страноведению для учащихся 7-9 классов. Великобритания.

Цель: - обучение иностранному языку через приобщение учащихся к культуре страны изучаемого языка.- углубление социокультурной компетенции учащихся.- расширение их эрудиции и кругозора на внеурочном ме...

Брейн-ринг по литературе для учащихся 9 класса

Брейн-ринг по литературе для учащихся 9 класса...