Брейн-ринг. Внеклассное мероприятие для учащихся 10 классов
методическая разработка по алгебре (10 класс) на тему
Разработка мероприятия может быть использована при проведении недели математики в 10-х классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
breyn-ring_10_kl._2018.doc | 50 КБ |
bren-ring_10_klass.pptx | 809.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель Большакова С.А.
Цели:
- Развивать и укреплять интерес к математике, истории ее развития, мотивировать познавательную и творческую деятельность, развивать сообразительность, любознательность, логическое и творческое мышление.
- Расширять математический кругозор учащихся.
- Прививать навыки самостоятельного поиска новых знаний.
- Содействовать развитию культуры коллективного труда, формированию доброжелательных и дружеских отношений.
Добрый день, юные математики! Здравствуйте, уважаемые болельщики! Сегодня мы с вами собрались в этом зале на математический турнир “Брей - ринг”. Математика многозначна и неисчерпаема. Одних покоряет ее логическая стройность, других – ее точность, а третьих - красота. Ведь не зря Жуковский Н.Е. говорил: “ В математике есть своя красота, как в живописи”. Так давайте, друзья, мы тоже посмотрим на красоту математики, порадуемся стройности, точности и логичности математики. А поможет нам в этом компетентное жюри. В составе жюри- победители олимпиад по математике... (представляет членов жюри). Поприветствуем их! А командам- участникам мы пожелаем удачи и успехов в игре!
Условия нашей игры:
«Брейн – ринг» проходит в два тура.
В ходе каждого тура командам задаются по 10 вопросов.
Каждая команда за одну минуту, посовещавшись, должна дать ответ.
За правильный ответ команда получает 1 балл.
Тур I «История математики»
1. Ученый-грек, который первым начал рассуждать о числах, начинал не как ученый, а как победитель Олимпийских игр по кулачному бою! Затем он занялся музыкой. Ему удалось установить связь между длиной струны музыкального инструмента и издаваемым им звуком. Тогда он решил, что не только законы музыки, но и вообще всё на свете можно выразить с помощью чисел. «Числа правят миром!» - провозгласил он.
Кто этот ученый?
Пифагор
2. Первыми «записями » чисел были зарубки на палке, на дереве. Однако таким способом большое число не запишешь, да и читать трудно и долго. Около 5000 лет назад у разных народов (в Вавилоне, Египте, Китае) появился новый способ записи чисел с помощью особых знаков – цифр. Но трудность общения заключалась в том, что все считали по разному. Наши предки использовали славянскую нумерацию: над буквой ставили черточку и буква обозначала уже число.
Современные цифры 1, 2, 3, …9,0 заимствовали арабы. От них же эти цифры в X-XIII веках распространились в Европе, затем во всем мире. Европейцы называют их арабскими.
У народов какой страны эти цифры позаимствовали арабы?
У индусов, Индия
3. Положительные и отрицательные числа служат для описания изменений величин. Если величина растет, то говорят, что ее изменение положительно, а если она убывает, то изменение называют отрицательным. В древности положительные и отрицательные числа толковались по иному. положительные числа выражали имущество, а отрицательные – долг. Так же толковали отрицательные числа индийские математики, когда столкнулись с ними при решении уравнений. Правила знаков при умножении положительных и отрицательных чисел впервые сформулировали индийские ученые. Именно это правило является самым таинственным во всей теории. В современной математике оно принимается без доказательства. отрицательные числа ввел греческий математик, живший в III веке.
Кто придумал отрицательные числа?
Диофант
4. Примитивный вычислительный прибор – счеты – появились еще у древних римлян. В 1673 году немецкий математик Лейбниц создает первую машину, которая могла быстро выполнять умножение и деление.
Как называлась первая вычислительная машина?
Арифмометр
5. Арифмометр не позволял выполнять сложные расчеты. Числа для новых подсчетов надо было вводить вручную. В 40-х годах XX века удалось построить первую машину, выполнявшую расчеты без вмешательства человека. Оборудование этой ЭВМ занимало несколько шкафов. В одной из таких машин было около 18 000 ламп, а электрической энергии она требовала столько, что хватило бы на целый завод. В нашей стране первая ЭВМ была построена в 1951 году под руководством Сергея Алексеевича.
Назовите его фамилию?
Лебедев
6. Слово «тригонометрия» впервые встречается в 1505 году в заглавии книги немецкого теолога и математика Питискуса. происхождение этого слова греческое.
Что означает в переводе «тригонометрия»?
Наука об измерении треугольника
7. Современный вид тригонометрии придал крупнейший математик 18 столетия. Он швейцарец по происхождению. Долгие годы работал в России, являлся членом Петербургской Академии наук. Именно он первым ввел известные определения тригонометрических функций, получил формулы приведения.
Он оставил свыше 800 работ, которые писал также легко, как опытный литератор пишет письма друзьям. Его талант ярко раскрылся в 19 лет. Обладал феноменальной памятью, умел работать всюду, при любых условиях. Имел 13 детей, причем мог писать свои работы, держа одного из них на коленях, а остальные при этом играли рядом. На протяжении последних 17 лет он был слепым, но продолжал работать. Благодаря своей феноменальной памяти, расчеты он держал в уме, а писали его работы сыновья и ученики. За несколько минут до смерти он набросал вычисления орбиты недавно открытой планеты Уран.
Назовите имя этого выдающегося математика.
Леонард Эйлер
8.Градусное измерение углов возникло в Древнем Вавилоне задолго до новой эры. Жрецы считали, что свой дневной путь Солнце совершает за 180 «шагов», и, значит, один «шаг» равен развернутого угла.
Вавилонская система измерения углов оказалась достаточно удобной, и ее сохранили математики Греции и Рима. Термины, которыми мы пользуемся для названия угловых величин, имеют латинские корни. слово «градус» происходит от латинского gradus (шаг, ступень). В переводе с латинского minutus означает «уменьшенный», sekunda переводится как «вторая». Имеется в виду следующее: деление градуса на 60 частей, т.е. – минуты, это первое деление; деление минуты на 60 секунд – это второе деление.
Как называется третье деление градуса?
секунды - терцина
9. Другая единица измерения углов - радиан – введена совсем недавно. Сам термин «радиан» происходит от латинского radius (спица, луч). Если вспомнить определение угла в 1 радиан (центральный угол, длина дуги которого равна радиусу окружности), то выбор корня «рад» для названия такого угла представляется совершенно естественным. Первое издание, которое содержало термин «радиан», появилось в 1873 году в Англии.
Как называлось это издание?
Это были экзаменационные билеты
10. Длительную историю имеет понятие синуса. Современный синус угла изучался как полухорда, т.е. отрезок, на которую опирается центральный угол величиной.
В IV-V веках великий индийский ученый Ариабхаты (476-около550г) называл этот отрезок ардхаджива (ардха – половина, джива – тетива лука, которую напоминает хорда).
Позднее привилось более краткое название джива. Арабскими математиками в IXвеке слово джива (или джиба) было заменено на арабское слово джайб(выпуклость). При переводе арабских математических текстов в XII веке это слово было заменено латинским синус.
Как переводится с латинского синус?
Изгиб, кривизна
Тур II «Задачи на смекалку»
1.Три разных натуральных числа сначала сложили, затем их же перемножили. Сумма и произведение оказались равными. Какие это числа?
1; 2; 3 (1+2+3= 1·2·3)
2. Шоколадка стоит 10 рублей и еще половину шоколадки. Сколько стоит шоколадка?
20 рублей
3. Какие корни не нужны растению?
Математические, арифметические
4. Лупа дает 4-х кратное увеличение. Каким будет угол в 25°, рассматриваемый через эту лупу?
25
5. У меня две монеты на общую сумму 15 копеек. Одна из них не пятак. Что это за монеты?
10 и 5 копеек
6. Сколько получится десятков, если умножить 5 десятков на 5 десятков?
50х50=2500=250 десятков 250
7.Разделите полсотни на половину. Сколько получится?
100
8. Стороны треугольника равны 13 см, 18 см, 31 см. Чему равен периметр треугольника?
0, треугольник не существует
9. Человек разглядывает портрет. «Чей это портрет вы рассматриваете?» - спрашивают его. И человек отвечает: «В семье я рос один, как перст один! И всё ж отец того, кто на портрете – сын моего отца (вы не ослышались, все верно, сын!)». Чей портрет разглядывает человек?
Свой
10. Сколько земли в дыре глубиной 2м, шириной 2м, длиной 2м?
Нисколько
Жюри объявляет результаты, называет команду- победителя.
Надеемся, что сегодняшняя игра пробудила у вас интерес и к истории математики, и к математике, расширило ваш кругозор. И ещё хотелось бы, чтобы все участники и гости знали главное: мир полон тайн и загадок, но разгадать их могут только пытливые и любознательные. Открытия ждут вас. Будьте настойчивы!
Еще раз поздравляем всех и благодарим за участие.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тур I История математики
Сергей Алексеевич Лебедев
Тур II Задачи на смекалку
Благодарим за участие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по истории. Брейн-ринг "Политическая раздробленность на Руси" 6 класс
Внеклассное мероприятие по истории. Брейн-ринг "Политическая раздробленность на Руси" 6 класс. Мероприятие подготовлено к предметной неделе. Участвуют команды параллели 6-х классов....
Брейн-ринг по русскому языку для учащихся 5-6 классов.
Брейн-ринг по русскому языку "Держи нос по ветру, чтобы всё из рук не валилось". Методическая разработка опубликована в журнале "Игровая библиотека" № 3 / 2010....
Внеклассное мероприятие "Брейн-ринг по географии в 5-6 классах"
Внеклассное мероприятие "Брейн-ринг по географии в 5-6 классах"...
Внеклассное мероприятие для учащихся 7 классов "Лингвистический брейн-ринг"
Форма проведения интеллектуальной игры "Лингвистический брейн-ринг" интересна для учащихся любого возраста, так как предполагает острый дух соперничества.Цели: активизировать познаваельную деятельност...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике игра «Брейн- ринг» «Решение занимательных задач» для учащихся 5-6 класса
Игра «Брейн- ринг» по теме «Решение занимательных задач», представленная в данной методической разработке, предназначена для учащихся 5-6 классов. Эту игру можно провести...
Внеклассное мероприятие для 4 класса. Брейн-ринг.
Участники – 2 команды (можно и больше) – рассаживаются за двумя столами. На столах флажки, которые капитаны будут поднимать в качестве знака, что ответ готов.Конкурс ведётся на русском и английском яз...
Презентация к мастер-классу "Не забывай те грозные года" (брейн-ринг для внеклассного мероприятия или урока повторения по теме "Великая Отечественная война 1941-1945"
Данная презентация предназначена служит дополнением к мастер-классу "Не забывай те грозные года"...