Брейн-ринг по литературе для учащихся 6-7 классов.
план-конспект занятия по литературе (6 класс) по теме
Брейн- ринг направлен на развитие познавательного интереса у учащихся к предмету литературы. Интеллектуальная игра проводилась в целях:
1.Формирования у учащихся понятий о нормах русского литературного языка.
2.Умения применять учащимися знаний о русском литературном языке в речевой практике.
3.Проверки у ребят умения анализировать художественные произведения с учетом их жанрово-родовой специфики.
4.Приобщения учащихся через изучение литературы к ценностям национальной и мировой культуры.
5.Сплочения классных коллективов.
6. Выявления талантливых, эрудированных учащихся.
Мероприятие было направлено на знание учащимися литературных произведений, авторов, истории литературного процесса в рамках школьного курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
breyn-ring.docx | 24.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Брейн-ринг по литературе для учащихся 6-7 классов.
Цели: формировать у уч-ся понятий о нормах русского литературного языка, умение применять знания о них в речевой практике; проверить у учащихся владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; приобщать уч-ся через изучение литературы к ценностям национальной и мировой культуры.
Проведение мероприятия:
Ведущий: Уважаемые ребята! Как вы знаете в школе проходит неделя литературы и, в рамках этого события мы сегодня с вами проведем брейн-ринг по знанию литературных произведений, авторов, истории литературного процесса. Вы проявите свою эрудицию и смекалку. Итак, мы начинаем нашу игру.
1 задание
Ведущий: Название, девиз ваших команд, желательно, чтобы оно соответствовало предмету литературы. За представление-1 балл каждой команде, за оригинальность- дополнительный балл.
2 задание
Ведущий: Следующее задание будет посвящено знанию текстов художественных произведений.
Задание для 6 класса:
Ведущий: Вспомните, из каких басен И.А.Крылова взяты эти строчки, несущие в себе мораль всей басни.
- А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.
- У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем...
- Вперед чужой беде не смейся, Голубок!
- К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все сходу клонит;
А ежели невежда познатней,
То он ее еще и гонит.
- Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Задание для 7 класса:
Ведущий: Перед вами отрывки из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», описывающие самые трагические сцены произведения. Назовите героев, которые присутствуют в описаниях, и сами эпизоды.
- Он не хотел бы слышать рыданий и сокрушения слабой матери или безумных воплей супруги, исторгающей волосы и биющей себя в белые груди; хотел бы он теперь увидеть твердого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине!
- А уж огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву… Да разве найдутся на свете такие огни и муки и сила такая, которая бы пересилила русскую силу!
- Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова.
- Длинные и черные, как уголь, волосы, неприбранные, растрепанные, лезли из-под темного, наброшенного на голову покрывала; и странный блеск взгляда, и мертвенная смуглота лица, выступавшего резкими чертами, заставляли скорее думать, что это был призрак.
- Пусть же хотя и будет орел выклевывать из твоего лба очи, да пусть же степовой наш орел, а не ляшский, не тот, что прилетает из польской земли. Хоть живого, а довезу тебя да Украины!
За каждый правильный ответ -1 балл.
3 задание
Ведущий: Это задание направлено на знание теории и истории литературы. Назовите места, откуда родом русские былинные богатыри.
Задание учащимся 6 класса:
- Илья Муромец.
- Алеша Попович.
- Добрыня Никитич.
- Садко.
Задание учащимся 7 класса:
Ведущий: Угадайте имена русских былинных героев по их краткой характеристике.
- В 33 года получил чудесное исцеление от старцев и начал совершать подвиги, очищая землю Русскую от врагов.
- Велик ростом, могуч, его с трудом носит земля, нашел суму переметную, но. Пытаясь ее поднять, надорвался.
- Гусляр, поразив мастерством своей игры морского царя, получил совет. Как разбогатеть.
- Ему свойственны удаль, натиск, находчивость, хитроумие, а также он хвастлив, лукав, женолюбив и коварен.
За правильный ответ-2 балла.
Задание учащимся 6 класса:
Ведущий: Вот рукопись из бутылки, выловленной в море. Можете ли вы восстановить название рукописи, которая частично оказалась поврежденной? Известно, что ее автор- русский поэт А.С.Пушкин.
«С…к. о ца.е .а.та.е, о сы.е ..о с.авн.. и мог..ч.. бо..т.р. к..з. .ви..н. С…а..в… и о ..екр.с.о. ца..в.е .еб.д.».
(Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)
Задание учащимся 7 класса:
Ведущий: Еще одна рукопись А.С.Пушкина. Восстановите частично поврежденные строчки.
«Цар. с .ар..ею п..с..л.я, в пу.ь- .оро.усн..я.и..я, . цар..а у о..а .е.аж.ат. ..о о…».
(Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился, и царица у окна села ждать его одна).
4 задание.
Ведущий: В следующем задании вы должны будите ответить на вопросы.
- Какой русский поэт сказал о себе: «Я лиру посвятил народу своему»?
- В каких произведениях главными героями его стихов были крестьянки, деревенские мальчишки?
- В каком стихотворении он пишет о бурлацкой песне, в которой слышится стон всех обездоленных?
- О ком идет речь в этом описании? «Он был сыном помещика и пленной турчанки, другом великого русского поэта и воспитателем цесаревича, стал известным поэтом, написав в стихотворении о событиях Отечественной войны 1812 г., любил все таинственное и романтическое, о чем писал в своих сказках и балладах.
- Какие известные баллады этого автора вы знаете?
6 задание
Ведущий: Здесь вы должны проявить свое творчество на составление ЦЕНТОНА.
Еще в Древнем Риме поклонники таланта какого-нибудь поэта, желая выразить восхищение его стихами, составляли из строк его стихотворений новое произведение, в котором появлялся новый смысл. Такое стихотворение называлось центон, что по-латыни означало «одеяло из цветных лоскутков». Позже составление нового произведения из строк стихов стало литературной игрой.
Отгадайте, из каких произведений составлен этот центон.
Зубастой Щуке в мысль пришло
За кошачье приняться ремесло.
Да призадумалась. А сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала.
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Отколь такой берется голосок?
И чист, и нежен, и высок».
По счастью, близко тут Журавль случился.
Он костью чуть не подавился.
Попробуйте сами составить центон из стихов и сказок разных поэтов. Затем предложите своим соперникам разгадать свое произведение, определить, откуда взяты строки.
7 задание
Ведущий: А теперь давайте поиграем с вами в игру, которая называется «Герои произведений».
К доске вызываются два участника из команд. Они начинают игру, пишут имя любого героя, например, Буратино. Следующие игроки из команд записывают новое имя, в котором одна из букв совпадает с буквой в первом слове, например Кощей. Это слово записывается по вертикали, как в кроссворде:
К
БУРАТИНО
Щ
Е
Й
Очередные игроки вписывает по горизонтали или по вертикали новые имена, в которых буква совпадает с одной из букв записанных слов. Дальше появится возможность вписать имя, в котором будут совпадать две и даже три буквы. Если совпала одна буква - 1 очко. Если две - четыре очка. Если три - девять очков. Кто быстрее наберет 40 очков.
Подведение итогов. Награждение команды-победителя.
Использованная литература:
1. Р.И. Альбеткова. Учебник «Русская словесность» для 5 класса. М.: Дрофа, 2005.
2. Е.В. Амелина. Школьный справочник по литературе, серия «Библиотека школьника». Ростов-на –Дону: Феникс, 2010.
3. А. Квятковский. Школьный поэтический словарь. М.: Дрофа, 2000.
4. Е.Д. Волжина. Олимпиады по литературе. М.: ВАКО, 2012 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Брейн-ринг по русскому языку для учащихся 5-6 классов.
Брейн-ринг по русскому языку "Держи нос по ветру, чтобы всё из рук не валилось". Методическая разработка опубликована в журнале "Игровая библиотека" № 3 / 2010....
Брейн-ринг. Интеллектуально-практическая игра для старшеклассников (7-11 класс)
Интеллектуально-практическая игра для старшеклассников на тему: "Чем больше я узнаю, тем больше я смогу!"...
"Брейн-ринг". Игра по русскому языку для 8-11 классов.
Завершающее мероприятие Недели русского языка в школе. В игре рассматриваются вопросы по синтаксису, морфологии, фразеологии. Учащиеся соревнуются в разгадывании шарад, метаграмм....
Брейн - ринг по музыкальной литературе для учащихся VI класса ДШИ: «Прогулки по России под музыку русских классиков»
Викторина по музыкальной литературе включает в себя список вопросов для двух команд,подборку фото и видео - материала для игры....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике игра «Брейн- ринг» «Решение занимательных задач» для учащихся 5-6 класса
Игра «Брейн- ринг» по теме «Решение занимательных задач», представленная в данной методической разработке, предназначена для учащихся 5-6 классов. Эту игру можно провести...
Обобщение опыта работы методического объединения по проведению литературного брейн-ринга как способа проверки знаний учащихся
На основе материалов Жирновой С. Ю., Чигиренкова В. А., Хаеровой Н. В., Стребличенко Е. А. Обобщение: Бусс Н. И....
Брейн-ринг по осетинской литературе
Брейн-ринг по осетинской литературе. Жизнь и творчество Коста Хетагурова...