Рабочая программа по химии 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс) на тему
Рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_khimiya_8.docx | 25.64 КБ |
Рабочая программа, пояснительная записка, содержание рабочей программы | 25.64 КБ |
rabochaya_programma_khimiya_8.docx | 25.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ермоловская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по предмету «химия»
к учебнику
под редакцией
И.И. Новошинский, Н. С. Новошинская
8 класс
на 2014 – 2015 учебный год
Составила: Сальникова Татьяна Константиновна
с. Ермоловка
2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Рабочая программа конкретизирует содержание стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В примерной программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчетных задач.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Рабочая программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников. Рабочая программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса химии в основной школе, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников химии могут предложить собственный подход в части структурирования и определения последовательности изучения учебного материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению курса химии в основной базовой школе.
Учебно – тематический план
8 класс
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе на | Контрольные работы | Примерное количество часов на самостоятельную работу учащихся | ||
Уроки | Лабораторные и практические работы | ||||||
1 | Введение | 5 | 3 | 2 | - | 2 | |
2 | Тема №1: Строение атома. Структура периодической системы Д. И. Менделеева | 9 | 7 | - | Строение атома. Структура периодической системы химических элементов | 2 | |
3 | Тема №2: Химическая связь. Строение вещества. | 12 | 12 | 1 | Химическая связь строение вещества | 1 | |
4 | Тема №3: классификация сложных неорганических веществ | 6 | 6 | - | - | 1 | |
5 | Тема №4: Химические реакции | 9 | 7 | 1 | Химические реакции | 1 | |
6 | Тема №5: Растворы. Электролитическая диссоциация | 14 | 10 | 4 | - | 3 | |
7 | Тема №6: Важнейшие классы неорганических соединений | 13 | 9 | 1 | Важнейшие классы неорганических соединений | 2 | |
Итого: | 68 | 55 | 9 | 4 | 12 |
Содержание рабочей программы
Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе. Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности. Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование. Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах. Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании. Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы. Получение газообразных веществ.
Демонстрации
Образцы простых и сложных веществ.
Горение магния. Растворение веществ в различных растворителях.
Лабораторные опыты Знакомство с образцами простых и сложных веществ.
Разделение смесей.
Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой). Практические занятия Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории.
Очистка загрязненной поваренной соли.
Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества. Вещество ( 25 час).
Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава. Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.
Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.
Качественный и количественный состав вещества. Простые вещества (металлы и неметаллы). Сложные вещества (органические и неорганические). Основные классы неорганических веществ.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.
Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления. Составление формул соединений по валентности (или степени окисления).
Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).
Химические соединения количеством вещества в 1 моль.
Модель молярного объема газов.
Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей.
Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений.
Возгонка йода.
Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.
Образцы типичных металлов и неметаллов.
Расчетные задачи Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.
Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.
Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Химическая реакция (15 час). Химическая реакция. Уравнение и схема химической реакции. Условия и признаки химических реакций.
Сохранение массы веществ при химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Демонстрации Реакций, иллюстрирующих основные признаки характерных реакций Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.
Лабораторные опыты Взаимодействие оксида магния с кислотами.
Взаимодействие углекислого газа с известковой водой.
Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств. Практические занятия
Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений.
Расчетные задачи Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей. Элементарные основы неорганической химии (62 час). Водород, физические и химические свойства, получение и применение. Кислород, физические и химические свойства, получение и применение. Вода и ее свойства. Растворимость веществ в воде. Круговорот воды в природе. Галогены. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли. Сера, физические и химические свойства, нахождение в природе. Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Сернистая и сероводородная кислоты и их соли. Аммиак. Соли аммония. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота. Оксиды азота (II и IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты. Фосфор. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли. Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ – свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода. Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и силикаты. Стекло. Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Ряд напряжений металлов.
Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения. Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида. Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III). Демонстрации Взаимодействие натрия и кальция с водой.
Образцы неметаллов.
Аллотропия серы.
Получение хлороводорода и его растворение в воде.
Распознавание соединений хлора.
Кристаллические решетки алмаза и графита.
Получение аммиака. Лабораторные опыты Знакомство с образцами металлов и сплавов (работа с коллекциями).
Растворение железа и цинка в соляной кислоте.
Вытеснение одного металла другим из раствора соли.
Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами, сульфидами, сульфатами, нитратами, карбонатами, силикатами).
Знакомство с образцами металлов, рудами железа, соединениями алюминия.
Распознавание хлорид-, сульфат-, карбонат-анионов и катионов аммония, натрия, калия, кальция, бария. Практические занятия Получение, собирание и распознавание газов (кислорода, водорода, углекислого газа).
Решение экспериментальных задач по химии теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств». Решение экспериментальных задач по теме: «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств».
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
знать / понимать
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
Контроль уровня обучения.
Контрольная работа №1: «Строение атома. Структура периодической системы химических элементов»
Контрольная работа №2: « химическая связь. Строение вещества.»
Контрольная работа №3 « Химические реакции».
Контрольная работа №4: Важнейшие классы неорганических соединений.
Практическая работа №1: «Ознакомление с лабораторным оборудованием и основы техники безопасности».
Практическая работа№2: «Вещества и физические свойства».
Практическая работа №3 «Признаки протекания химических реакций.
Практическая работа №4 «Очистка загрязненной поваренной соли»
Практическая работа №5 «Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества»
Практическая работа №6 « Среда водных растворов электролитов».
Критерии оценивания.
- При оценивании устного ответа основанием служат следующие критерии:
Оценка «5» ставится, при полном, четком ответе с грамотным использованием химических терминов, 100-%-ом ответе на дополнительные вопросы. Учитываются способности ученика пользоваться таблицами растворимости, периодической таблицей Д. И. Менделеева, умение работать с химическими формулами и выводить их.
Оценка «4» ставится при недостаточно полном ответе с использованием химических терминов, 80-90-%-ом ответе на дополнительные вопросы. Учитываются способности ученика пользоваться таблицами растворимости, периодической таблицей Д. И. Менделеева, умение работать с химическими формулами и выводить их.
Оценка «3» ставится при нечетком ответе на поставленный вопрос, при затруднительном ответе на дополнительные вопросы, без навыков работы с химическими таблицами, химическими терминами. При незнании правил техники безопасности. При этом объем ответа должен составлять 50-60%.
Оценка «2» ставится при неправильном ответе на вопрос, либо при необоснованном отказе от ответа. А также при малосодержательном ответе (менее 50 %).
- При оценивании письменного ответа (работа по карточкам, тестирование, самостоятельная работа, контрольная работа) основанием служат следующие критерии:
Оценка «5» - 80-100% выполнения работы
Оценка «4» - 65-79 % выполнения работы
Оценка «3» - 50-64% выполнения работы
Оценка «2» - менее 50% выполнения работы.
- При оценивании выполнения лабораторной или практической работы основанием служат следующие критерии:
Оценка «5» ставится при безупречном оформлении работы в тетради, при правильно сформулированном выводе, при грамотном описании химических веществ, их свойств, химических реакций и процессов. Учитывается своевременное оформление и сдача работы на проверку. Главное требование -соблюдение правил техники безопасности.
Оценка «4» ставится при незначительных погрешностях в оформлении практической, либо лабораторной работы, при недостаточно содержательном выводе. Но при этом сохраняется грамотное владение химическими терминами, и своевременное оформление и сдача работы на проверку. Соблюдение правил техники безопасности.
Оценка «3» ставится при выявлении ошибок в работе, при неаккуратном оформлении и несвоевременной сдаче работы на проверку.
Оценка «2» ставится при отказе выполнения работы, либо при недостаточном оформлении работы ( менее 50%) и несвоевременной сдаче работы.
Ресурсное обеспечение.
- Сборник нормативных документов. Химия. Примерные программы по химии. Изд. Дрофа – 2006.
- примерные программы по химии (проект.). Химия 8-9 классы. Изд. Москва «Просвещение» - 2010.
- Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы И.И. Новошинский, Н. С. Новошинская.
- Сборник задач по общей и неорганической химии 8-11 классы С.- Петербург «Паритет» 2001.
- Дидактический материал по химии для 8-9 классов А. М. Радецкий, В. П. Горшкова. ИЗД. «Просвещение» - 2004.
- Контрольные работы по химии 8 класс. И. И. Новошинский 2004.
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ермоловская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по предмету «химия»
к учебнику
под редакцией
И.И. Новошинский, Н. С. Новошинская
8 класс
на 2014 – 2015 учебный год
Составила: Сальникова Татьяна Константиновна
с. Ермоловка
2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Рабочая программа конкретизирует содержание стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В примерной программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчетных задач.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Рабочая программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников. Рабочая программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса химии в основной школе, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников химии могут предложить собственный подход в части структурирования и определения последовательности изучения учебного материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению курса химии в основной базовой школе.
Учебно – тематический план
8 класс
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе на | Контрольные работы | Примерное количество часов на самостоятельную работу учащихся | ||
Уроки | Лабораторные и практические работы | ||||||
1 | Введение | 5 | 3 | 2 | - | 2 | |
2 | Тема №1: Строение атома. Структура периодической системы Д. И. Менделеева | 9 | 7 | - | Строение атома. Структура периодической системы химических элементов | 2 | |
3 | Тема №2: Химическая связь. Строение вещества. | 12 | 12 | 1 | Химическая связь строение вещества | 1 | |
4 | Тема №3: классификация сложных неорганических веществ | 6 | 6 | - | - | 1 | |
5 | Тема №4: Химические реакции | 9 | 7 | 1 | Химические реакции | 1 | |
6 | Тема №5: Растворы. Электролитическая диссоциация | 14 | 10 | 4 | - | 3 | |
7 | Тема №6: Важнейшие классы неорганических соединений | 13 | 9 | 1 | Важнейшие классы неорганических соединений | 2 | |
Итого: | 68 | 55 | 9 | 4 | 12 |
Содержание рабочей программы
Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе. Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности. Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование. Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах. Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании. Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы. Получение газообразных веществ.
Демонстрации
Образцы простых и сложных веществ.
Горение магния. Растворение веществ в различных растворителях.
Лабораторные опыты Знакомство с образцами простых и сложных веществ.
Разделение смесей.
Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой). Практические занятия Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории.
Очистка загрязненной поваренной соли.
Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества. Вещество ( 25 час).
Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава. Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.
Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.
Качественный и количественный состав вещества. Простые вещества (металлы и неметаллы). Сложные вещества (органические и неорганические). Основные классы неорганических веществ.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.
Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления. Составление формул соединений по валентности (или степени окисления).
Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).
Химические соединения количеством вещества в 1 моль.
Модель молярного объема газов.
Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей.
Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений.
Возгонка йода.
Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.
Образцы типичных металлов и неметаллов.
Расчетные задачи Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.
Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.
Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Химическая реакция (15 час). Химическая реакция. Уравнение и схема химической реакции. Условия и признаки химических реакций.
Сохранение массы веществ при химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Демонстрации Реакций, иллюстрирующих основные признаки характерных реакций Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.
Лабораторные опыты Взаимодействие оксида магния с кислотами.
Взаимодействие углекислого газа с известковой водой.
Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств. Практические занятия
Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений.
Расчетные задачи Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей. Элементарные основы неорганической химии (62 час). Водород, физические и химические свойства, получение и применение. Кислород, физические и химические свойства, получение и применение. Вода и ее свойства. Растворимость веществ в воде. Круговорот воды в природе. Галогены. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли. Сера, физические и химические свойства, нахождение в природе. Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Сернистая и сероводородная кислоты и их соли. Аммиак. Соли аммония. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота. Оксиды азота (II и IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты. Фосфор. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли. Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ – свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода. Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и силикаты. Стекло. Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Ряд напряжений металлов.
Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения. Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида. Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III). Демонстрации Взаимодействие натрия и кальция с водой.
Образцы неметаллов.
Аллотропия серы.
Получение хлороводорода и его растворение в воде.
Распознавание соединений хлора.
Кристаллические решетки алмаза и графита.
Получение аммиака. Лабораторные опыты Знакомство с образцами металлов и сплавов (работа с коллекциями).
Растворение железа и цинка в соляной кислоте.
Вытеснение одного металла другим из раствора соли.
Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами, сульфидами, сульфатами, нитратами, карбонатами, силикатами).
Знакомство с образцами металлов, рудами железа, соединениями алюминия.
Распознавание хлорид-, сульфат-, карбонат-анионов и катионов аммония, натрия, калия, кальция, бария. Практические занятия Получение, собирание и распознавание газов (кислорода, водорода, углекислого газа).
Решение экспериментальных задач по химии теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств». Решение экспериментальных задач по теме: «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств».
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
знать / понимать
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
Контроль уровня обучения.
Контрольная работа №1: «Строение атома. Структура периодической системы химических элементов»
Контрольная работа №2: « химическая связь. Строение вещества.»
Контрольная работа №3 « Химические реакции».
Контрольная работа №4: Важнейшие классы неорганических соединений.
Практическая работа №1: «Ознакомление с лабораторным оборудованием и основы техники безопасности».
Практическая работа№2: «Вещества и физические свойства».
Практическая работа №3 «Признаки протекания химических реакций.
Практическая работа №4 «Очистка загрязненной поваренной соли»
Практическая работа №5 «Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества»
Практическая работа №6 « Среда водных растворов электролитов».
Критерии оценивания.
- При оценивании устного ответа основанием служат следующие критерии:
Оценка «5» ставится, при полном, четком ответе с грамотным использованием химических терминов, 100-%-ом ответе на дополнительные вопросы. Учитываются способности ученика пользоваться таблицами растворимости, периодической таблицей Д. И. Менделеева, умение работать с химическими формулами и выводить их.
Оценка «4» ставится при недостаточно полном ответе с использованием химических терминов, 80-90-%-ом ответе на дополнительные вопросы. Учитываются способности ученика пользоваться таблицами растворимости, периодической таблицей Д. И. Менделеева, умение работать с химическими формулами и выводить их.
Оценка «3» ставится при нечетком ответе на поставленный вопрос, при затруднительном ответе на дополнительные вопросы, без навыков работы с химическими таблицами, химическими терминами. При незнании правил техники безопасности. При этом объем ответа должен составлять 50-60%.
Оценка «2» ставится при неправильном ответе на вопрос, либо при необоснованном отказе от ответа. А также при малосодержательном ответе (менее 50 %).
- При оценивании письменного ответа (работа по карточкам, тестирование, самостоятельная работа, контрольная работа) основанием служат следующие критерии:
Оценка «5» - 80-100% выполнения работы
Оценка «4» - 65-79 % выполнения работы
Оценка «3» - 50-64% выполнения работы
Оценка «2» - менее 50% выполнения работы.
- При оценивании выполнения лабораторной или практической работы основанием служат следующие критерии:
Оценка «5» ставится при безупречном оформлении работы в тетради, при правильно сформулированном выводе, при грамотном описании химических веществ, их свойств, химических реакций и процессов. Учитывается своевременное оформление и сдача работы на проверку. Главное требование -соблюдение правил техники безопасности.
Оценка «4» ставится при незначительных погрешностях в оформлении практической, либо лабораторной работы, при недостаточно содержательном выводе. Но при этом сохраняется грамотное владение химическими терминами, и своевременное оформление и сдача работы на проверку. Соблюдение правил техники безопасности.
Оценка «3» ставится при выявлении ошибок в работе, при неаккуратном оформлении и несвоевременной сдаче работы на проверку.
Оценка «2» ставится при отказе выполнения работы, либо при недостаточном оформлении работы ( менее 50%) и несвоевременной сдаче работы.
Ресурсное обеспечение.
- Сборник нормативных документов. Химия. Примерные программы по химии. Изд. Дрофа – 2006.
- примерные программы по химии (проект.). Химия 8-9 классы. Изд. Москва «Просвещение» - 2010.
- Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы И.И. Новошинский, Н. С. Новошинская.
- Сборник задач по общей и неорганической химии 8-11 классы С.- Петербург «Паритет» 2001.
- Дидактический материал по химии для 8-9 классов А. М. Радецкий, В. П. Горшкова. ИЗД. «Просвещение» - 2004.
- Контрольные работы по химии 8 класс. И. И. Новошинский 2004.
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ермоловская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по предмету «химия»
к учебнику
под редакцией
И.И. Новошинский, Н. С. Новошинская
8 класс
на 2014 – 2015 учебный год
Составила: Сальникова Татьяна Константиновна
с. Ермоловка
2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Рабочая программа конкретизирует содержание стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В примерной программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчетных задач.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Рабочая программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников. Рабочая программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса химии в основной школе, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников химии могут предложить собственный подход в части структурирования и определения последовательности изучения учебного материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению курса химии в основной базовой школе.
Учебно – тематический план
8 класс
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе на | Контрольные работы | Примерное количество часов на самостоятельную работу учащихся | ||
Уроки | Лабораторные и практические работы | ||||||
1 | Введение | 5 | 3 | 2 | - | 2 | |
2 | Тема №1: Строение атома. Структура периодической системы Д. И. Менделеева | 9 | 7 | - | Строение атома. Структура периодической системы химических элементов | 2 | |
3 | Тема №2: Химическая связь. Строение вещества. | 12 | 12 | 1 | Химическая связь строение вещества | 1 | |
4 | Тема №3: классификация сложных неорганических веществ | 6 | 6 | - | - | 1 | |
5 | Тема №4: Химические реакции | 9 | 7 | 1 | Химические реакции | 1 | |
6 | Тема №5: Растворы. Электролитическая диссоциация | 14 | 10 | 4 | - | 3 | |
7 | Тема №6: Важнейшие классы неорганических соединений | 13 | 9 | 1 | Важнейшие классы неорганических соединений | 2 | |
Итого: | 68 | 55 | 9 | 4 | 12 |
Содержание рабочей программы
Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе. Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности. Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование. Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах. Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании. Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы. Получение газообразных веществ.
Демонстрации
Образцы простых и сложных веществ.
Горение магния. Растворение веществ в различных растворителях.
Лабораторные опыты Знакомство с образцами простых и сложных веществ.
Разделение смесей.
Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой). Практические занятия Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории.
Очистка загрязненной поваренной соли.
Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества. Вещество ( 25 час).
Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава. Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.
Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.
Качественный и количественный состав вещества. Простые вещества (металлы и неметаллы). Сложные вещества (органические и неорганические). Основные классы неорганических веществ.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.
Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления. Составление формул соединений по валентности (или степени окисления).
Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).
Химические соединения количеством вещества в 1 моль.
Модель молярного объема газов.
Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей.
Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений.
Возгонка йода.
Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.
Образцы типичных металлов и неметаллов.
Расчетные задачи Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.
Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.
Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Химическая реакция (15 час). Химическая реакция. Уравнение и схема химической реакции. Условия и признаки химических реакций.
Сохранение массы веществ при химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Демонстрации Реакций, иллюстрирующих основные признаки характерных реакций Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.
Лабораторные опыты Взаимодействие оксида магния с кислотами.
Взаимодействие углекислого газа с известковой водой.
Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств. Практические занятия
Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений.
Расчетные задачи Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей. Элементарные основы неорганической химии (62 час). Водород, физические и химические свойства, получение и применение. Кислород, физические и химические свойства, получение и применение. Вода и ее свойства. Растворимость веществ в воде. Круговорот воды в природе. Галогены. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли. Сера, физические и химические свойства, нахождение в природе. Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Сернистая и сероводородная кислоты и их соли. Аммиак. Соли аммония. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота. Оксиды азота (II и IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты. Фосфор. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли. Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ – свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода. Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и силикаты. Стекло. Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Ряд напряжений металлов.
Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения. Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида. Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III). Демонстрации Взаимодействие натрия и кальция с водой.
Образцы неметаллов.
Аллотропия серы.
Получение хлороводорода и его растворение в воде.
Распознавание соединений хлора.
Кристаллические решетки алмаза и графита.
Получение аммиака. Лабораторные опыты Знакомство с образцами металлов и сплавов (работа с коллекциями).
Растворение железа и цинка в соляной кислоте.
Вытеснение одного металла другим из раствора соли.
Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами, сульфидами, сульфатами, нитратами, карбонатами, силикатами).
Знакомство с образцами металлов, рудами железа, соединениями алюминия.
Распознавание хлорид-, сульфат-, карбонат-анионов и катионов аммония, натрия, калия, кальция, бария. Практические занятия Получение, собирание и распознавание газов (кислорода, водорода, углекислого газа).
Решение экспериментальных задач по химии теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств». Решение экспериментальных задач по теме: «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств».
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
знать / понимать
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
Контроль уровня обучения.
Контрольная работа №1: «Строение атома. Структура периодической системы химических элементов»
Контрольная работа №2: « химическая связь. Строение вещества.»
Контрольная работа №3 « Химические реакции».
Контрольная работа №4: Важнейшие классы неорганических соединений.
Практическая работа №1: «Ознакомление с лабораторным оборудованием и основы техники безопасности».
Практическая работа№2: «Вещества и физические свойства».
Практическая работа №3 «Признаки протекания химических реакций.
Практическая работа №4 «Очистка загрязненной поваренной соли»
Практическая работа №5 «Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества»
Практическая работа №6 « Среда водных растворов электролитов».
Критерии оценивания.
- При оценивании устного ответа основанием служат следующие критерии:
Оценка «5» ставится, при полном, четком ответе с грамотным использованием химических терминов, 100-%-ом ответе на дополнительные вопросы. Учитываются способности ученика пользоваться таблицами растворимости, периодической таблицей Д. И. Менделеева, умение работать с химическими формулами и выводить их.
Оценка «4» ставится при недостаточно полном ответе с использованием химических терминов, 80-90-%-ом ответе на дополнительные вопросы. Учитываются способности ученика пользоваться таблицами растворимости, периодической таблицей Д. И. Менделеева, умение работать с химическими формулами и выводить их.
Оценка «3» ставится при нечетком ответе на поставленный вопрос, при затруднительном ответе на дополнительные вопросы, без навыков работы с химическими таблицами, химическими терминами. При незнании правил техники безопасности. При этом объем ответа должен составлять 50-60%.
Оценка «2» ставится при неправильном ответе на вопрос, либо при необоснованном отказе от ответа. А также при малосодержательном ответе (менее 50 %).
- При оценивании письменного ответа (работа по карточкам, тестирование, самостоятельная работа, контрольная работа) основанием служат следующие критерии:
Оценка «5» - 80-100% выполнения работы
Оценка «4» - 65-79 % выполнения работы
Оценка «3» - 50-64% выполнения работы
Оценка «2» - менее 50% выполнения работы.
- При оценивании выполнения лабораторной или практической работы основанием служат следующие критерии:
Оценка «5» ставится при безупречном оформлении работы в тетради, при правильно сформулированном выводе, при грамотном описании химических веществ, их свойств, химических реакций и процессов. Учитывается своевременное оформление и сдача работы на проверку. Главное требование -соблюдение правил техники безопасности.
Оценка «4» ставится при незначительных погрешностях в оформлении практической, либо лабораторной работы, при недостаточно содержательном выводе. Но при этом сохраняется грамотное владение химическими терминами, и своевременное оформление и сдача работы на проверку. Соблюдение правил техники безопасности.
Оценка «3» ставится при выявлении ошибок в работе, при неаккуратном оформлении и несвоевременной сдаче работы на проверку.
Оценка «2» ставится при отказе выполнения работы, либо при недостаточном оформлении работы ( менее 50%) и несвоевременной сдаче работы.
Ресурсное обеспечение.
- Сборник нормативных документов. Химия. Примерные программы по химии. Изд. Дрофа – 2006.
- примерные программы по химии (проект.). Химия 8-9 классы. Изд. Москва «Просвещение» - 2010.
- Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы И.И. Новошинский, Н. С. Новошинская.
- Сборник задач по общей и неорганической химии 8-11 классы С.- Петербург «Паритет» 2001.
- Дидактический материал по химии для 8-9 классов А. М. Радецкий, В. П. Горшкова. ИЗД. «Просвещение» - 2004.
- Контрольные работы по химии 8 класс. И. И. Новошинский 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...
Рабочая программапо обществознанию для 9 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...
Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)
Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...
Рабочая программапо геометрии, 11 класс
Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...