Рабочая программа и календарно-тематический план по органической химии на 2013-2014 уч.г.
календарно-тематическое планирование по химии (10 класс) на тему
Рабочая программа и календарно-тематический план соответствуют требованиям ФГОС. Разработаны на основе УМК Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc | 387.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Спасская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа учебного предмета
химии
для 10a, 10b классов
на 2013-2014 уч.год
Разработана учителем Судницыной Г.В.
на основании УМК Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г и авторской программы курса химии Н.Н. Гара для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.
35 часов (1 час в неделю)
РАССМОТРЕНА на заседании МО учителей химии Руководитель МС __________ _______________ Протокол № ___ 2013 г | СОГЛАСОВАНА Замдиректора по УВР МБОУ Спасская СОШ _________ _Л.И._Мелёшкина ___. ___. 2013 г | УТВЕРЖДЕНА Директором МБОУ Спасская СОШ _______ В.К. Ефремкин ___. __. 2013 г |
Спасск
2013 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», на основании Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии Минобрнауки РФ 2004 г. (базовый уровень) и авторской программы курса химии Н.Н. Гара для 8-9 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2008г.
Программа рассчитана на 35 часов в X классе, из расчета - 1 учебный час в неделю, из них:
для проведения контрольных - 2 часа, лабораторных и практических работ - 10.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени полного общего образования, изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способах деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а так же возрастными особенностями учащихся.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Химия. Органическая химия. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений./ Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.- М.: Просвещение, 2009.- 192 с. ISBN 978-5-09-016478-8
а также методических пособий для учителя:
Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение, 2008.
Радецкий А.М. Контрольные работы по химии в 10-11 классах: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2006. – 96 с.
Гара Н.Н. Химия: уроки в 10 кл.: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 11 с.
Горковенко, М.Ю. Химия. 10 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С.Габриеляна; Л.С.Гузея и др.; Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана /М.Ю.Горковенко. – М.: ВАКО, 2005. – 320. – (В помощь школьному учителю). - ISBN 5-94665 -298- 2.
Дополнительная литература для учителя
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2004.- 304с.
Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для 10-11 классов: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2005. – 79 с.
Дополнительная литература для учащихся
Бабков А.Б., Попков В.А.- Общая и неорганическая химия: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. М.Просвещение, 2004 – 384 с.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В Начала химии. Учеб. пособие для старшеклассников и поступающих в вузы.. – М.: Дрофа, 2006. – 324 с.
ЕГЭ-2008: Химия: реальные задания: / авт.-сост. Корощенко А.С., Снастина М.Г.- М.: АСТ:Астрель, 2008.-94с. – (Федеральный институт педагогических измерений).
MULTIMEDIA – поддержка предмета
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 10-11 классы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004
Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. – М.: ЗАО Просвещение-МЕДИА, 2005.
CD диски телекомпании «Современная гуманитарная академия» под названием «Школьный эксперимент» 2008.
Цели курса:
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Ведущей технологией рабочей программы является технология деятельностного подхода в обучении, использование проблемного метода обучения. Цель использования технологии: формирование и развитие самостоятельности обучающихся; формирование умений организации собственной деятельности.
Основными методами обучения химии на старшей ступени обучения являются как репродуктивные, так и проблемные методы, направленные на формирование базовых знаний, умений и навыков и способов деятельности обучающихся.
Формами организации познавательной деятельности обучающихся являются: фронтальная, групповая, парная работа. Работа в группе, в парах направлена на формирование у обучающихся умений работать в команде, ответственности за конечный результат работы, коммуникативных способностей обучающихся, взаимопомощи.
Для контроля усвоения текущих знаний, умений обучающихся применяются различные формы: устный индивидуальный опрос, тесты, кратковременные проверочные работы (7-15 минут), результаты которых проверяются в процессе самоконтроля, взаимопроверки и проверки учителя по критериям оценивания различных видов работ. По окончании изучения отдельных тем курса проводятся контрольные работы. Цель проведения контрольных работ: выявление уровня освоения изученного материала и дальнейшая работа по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся.
Критерии оценок знаний учащихся по химии
При оценке знаний учитываются следующие качественные показатели ответов:
- глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям)
- осознанность (соответствие требуемым в стандарте умениям применять полученную информацию)
- полнота (соответствие объему программы, стандарта)
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные и несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, не правильно указаны основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировано закон, правило и пр., ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения, классификации и т.п.)
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из виду какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнений в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).
Оценка устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности; ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя; ответ самостоятельный.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка письменных контрольных работ
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий. При этом возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»: ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»: работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»: работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу
Отметка «5»: Работа выполнена полностью, правильно; сделаны правильные наблюдения и выводы;
эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
проявлены организационно-трудовые умения (поддерживается чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»: Работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, при этом эксперимент проведен неполностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»: Работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена несущественная ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности, при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»: допущены две и более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности, при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Критерии оценок в форме тестов:
«5» - 87-100%
«4» - 61-86%
«3» - 35-60%
«2» - 0-34%
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен знать / понимать
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Содержание курса
Введение (1 час)
Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения. Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.
Тема 1. Теория строения органических соединений (1 час)
Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии.
Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.
Тема 2. Углеводороды и их природные источники (11 часов)
Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.
Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение. Замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация. Полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.
Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия, полимеризация в каучуки. Резина.
Алкины. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.
Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.
Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.
Демонстрации. Горение этилена. Отношение этилена, бензола к раствору перманганата калия. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.
Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул углеводородов. 2. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки»
Тема 3. Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (12 часов)
Спирты. Получение этанола гидратацией этилена и брожением глюкозы. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. применение глицерина на основе свойств.
Фенол. Получение фенола коксованием каменного угля. Химические свойства фенола: горение, взаимодействие с натрием, гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе его свойств.
Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.
Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе. Их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
Углеводы. Классификация углеводов: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов живой природе и в жизни человека.
Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение 9молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки».
Практическая работа №1 Свойства карбоновых кислот.
Практическая работа №2 Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди(II). Качественная реакция на крахмал.
Лабораторные опыты. 1. Свойства этилового спирта и глицерина. 2. Свойства формальдегида. 3. Знакомство с образцами моющих и чистящих средств. Изучение инструкций по их составу и применению.
Тема 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в природе (5 часов)
Амины. Понятие об аминах. Получение ароматического амина – анилина – из нитробензола. Анилин как органическое основание.Применение анилина на основе свойств.
Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
Белки. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная, третичная структура белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити.
Практическая работа №3. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.
Тема 5. Биологически активные органические соединения (2 часа)
Ферменты .Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов.
Витамины. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гипо-и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.
Гормоны. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.
Лекарства. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.
Демонстрации. Испытание среды аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата инсулина на белок.
Лабораторные опыты:
- Знакомство с образцами лекарственных препаратов домашней медицинской аптечки.
Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения (3 часа)
Искусственные полимеры. Получение искусственных полимеров как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза). Их свойства и применение.
Синтетические полимеры. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон
Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных и синтетических волокон и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химическим реактивам.
Практическая работа №4. Распознавание пластмасс и волокон.
Перечень учебно-методического обеспечения
Литература для учителя
1. Рябов, М.А. Тесты по химии: 10 класс: /М.А.Рябов, Р.В.Линко, Е.Ю.Невская. - М.: Экзамен, 2006. – 158, [2] с. – ISBN 5-472 - 00660-0.\
2. Химия. 10 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана «Химия. 10» /Гара [и др.]. – 3-е изд., стереотип. - М.: Просвещение, 2005. – 127, [1] с. – ISBN 5-7107 -9054-0.
3. Горковенко, М.Ю. Химия. 10 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С.Габриеляна; Л.С.Гузея и др.; Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана /М.Ю.Горковенко. – М.: ВАКО, 2005. – 320. – (В помощь школьному учителю). - ISBN 5-94665 -298- 2.
4.Хомченко, И.Г. Решение задач по химии /И.Г. Хомченко – М.: ООО Новая волна, 2000. – 256 с. - ISBN 5-7864 -0124-3.
5. Радецкий, А.М. Дидактический материала по химии для 10-11 классов: Пособие для учителя / А.М.Радецкий, В.П. Горшкова, Л.Н. Кругликова. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1999. – 79 с. - ISBN 5-09-008673 -7.
6. Я иду на урок химии: 8-11 классы: Книга для учителя / редкол. О.Г.Блохина.– М.: Первое сентября, 2000. – 272с.: ил. - ISBN 5-8246 -0008 -2.
7. Я иду на урок химии: Летопись важнейших открытий в химии, XVII-XIX вв.: Книга для учителя / редкол. О.Г.Блохина – М.: Первое сентября, 1999. – 320с.: ил. - ISBN 5-8246 -0013 -9.
8. Я иду на урок химии: Органическая химия: 10-11 классы: Книга для учителя /редкол. О.Г.Блохина – М.: Первое сентября, 2003. – 264.- ISBN 5-8246 -0108 -9.
9.Долгов, В.П. Химия. Справочник абитуриента / В.П. Долгов, Е.В. Соловьева. – М.: Филол.общество «СЛОВО», АСТ, Компания «Ключ-С», 1997.- 608с.- ISBN 5-15- 000-456-1, ISBN 5-15- 000-303-4, ISBN 5-900411-26-5.
Литература для учащихся
1. Егоров, А.С. Все типы расчетных задач по химии для подготовки к ЕГЭ / А.С.Егоров – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 320с. - ISBN 5-222 -03658 -8.
2.Штремплер, Г.И. Химия на досуге: Домашняя химическая лаборатория: Книга для учащихся / Г.И. Штремплер. – М.: Просвещение, 1996. – 94 с.: ил. – ISBN 5-09-005174-7.
3.Химия: Задачи с ответами и решениями: Учебно-методическое пособие / П.А. Оржековский, Ю.Н.Медведев, А.В. Чураков, С.С. Чуранов; под ред. проф. Г.В.Лисичкина. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издателство Астрель», 2004. – 191 [1]с.: ил. – (Школьная олимпиада). - ISBN 5-17-022293-9(ООО «Издательство АСТ»). - ISBN 5-271-08026-9 (ООО «Издательство Астрель»).
4. Маршанова, Г. Л. 500 задач по химии. 8-11 класс. Задачи по общей и неорганической химии /Г.Л.Маршанова – М.: Издат-школа 2000, 2000. – 80 с. – ISBN 5-93291-025-9.
Электронные ресурсы
1.Образовательная коллекция. 8-9 классы. Химия базовый курс. Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ, 2001, 2003. – 1 диск. – Сист. требования: Windows 95/98/МЕ/NТ/2000ХР.
2. Виртуальная лаборатория. Химия. 8-11 классы. Комплект цифровых образовательных ресурсов.- 3 диска. - Электронное издание.- Министерство образования и науки РФ. Национальный фонд подготовки кадров. Проект «Информатизация системы образования»
3. Образовательный комплекс. 1С: Школа.Химия. 8 класс./под ред.А.К.Ахлебинина – ЗАО «1С», 2004. – 2 диска. - Сист. требования: Windows 95/98/МЕ/NТ/2000ХР.
Пояснительная записка
Календарно-тематический план по химии для 10-х классов составлен на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по химии, Примерной программы основного общего образования по химии, Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы УМК Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.).
Формулировка названий разделов соответствует Примерной программе, название тем – авторской. Тема урока совпадает с названием параграфа учебника. Все демонстрации, лабораторные опыты, практические занятия взяты из Примерной программы (2), запланированы две практические работы – из авторской программы:
- Изучение свойств карбоновых кислот.
- Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ (по теме: «Кислородосодержащие органические соединения»).
Из раздела «Химия и жизнь» изучаются темы:
- Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов
- Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.
Лабораторные опыты:
- Знакомство с образцами моющих и чистящих средств. Изучение инструкций по их составу и применению.
- Знакомство с образцами лекарственных препаратов домашней медицинской аптечки.
На основании того, что рабочая программа была составлена на основе «Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии. Базовый уровень», были внесены следующие изменения:
в примерную: включены (взяты из авторской программы):
- Расчетные задачи. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания
- Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений. Решение задач на определение массовой доли выхода продукта от теоретически возможного.
- Генетическая связь спиртов и фенола с углеводородами. Решение задач по химическим уравнениям при условии, что одно из веществ взято в избытке.
- Расчетные задачи включены в планирование, но не являются обязательными, так как отсутствуют в Примерной программе и в Требованиях к уровню подготовки выпускником.
в авторскую:
- включено изучение темы «Сложные эфиры» (соответствует примерной программе и отсутствует в авторской); исключен ряд элементов содержания (отсутствуют в Примерной программе): «Понятие о циклоалканах. Цис-, транс изомерия. Ацетон – представитель кетонов. Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах.
Элементы содержания Примерной программы в тексте выделены красным цветом; синим – те элементы, которые есть в Примерной программе, но отсутствуют в Стандарте; курсивом выделены элементы, которые изучаются, но не входят в «Требования к уровню знаний выпускников». Промежуточная аттестация проводится согласно Уставу и (или) локальному акту образовательного учреждения в форме теста. Рассчитан план на 35 часов (1 час в неделю, резерв 2ч.).
Контрольных работ – 2. Практических работ – 3. Лабораторных работ – 6.
2ч. | Введение. Теория строения органических соединений |
11ч 12ч 5ч 2ч 3ч | Углеводороды и их природные источники Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе Азотсодержащие соединения и их нахождение в природе Биологически активные органические соединения Искусственные и синтетические органические соединения |
Всего – 35 часов. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Спасская средняя общеобразовательная школа
Календарно-тематическое планирование по химии
Классы - 10 а, 10 б
35 часов (1 час в неделю)
Учитель химии Судницына Г.В.
Календарно-тематическое планирование Классы - 10 а, 10 б 35 часов (1 час в неделю) Практических работ –4, лабораторных опытов – 6. Контрольных работ - 2 | ||||||||
1 четверть: 9 учебных недель. Количество часов: 9. Практических работ – нет. Лабораторных – 2. Контрольной работы - нет Введение (1 час) | ||||||||
№ Кол-во часов | Тема урока Тип урока Домашнее задание | Элементы содержания цели урока | Требования к уровню подготовки обучающихся (Умения и виды деятельности) | Вид и форма контроля, измерители | Элементы дополни-тельного содержания | Дата По плану | По факту | |
Общеучебные | Специальные | |||||||
1. 1 1ч | Предмет органической химии. Инструктаж по ТБ Урок усвоения новых знаний. Д\з: предисловие, §1, упр.1- 4 | Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения. Цели: Актуализировать знания учащихся о составе, общих свойствах, особенностях строения органических веществ. Конкретизировать представления об органической химии и причинах выделения ее в самостоятельную дисциплину. | Познавательная деятельность Определение понятия органического вещества, характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов | Уметь определять: принадлежность веществ к различным классам органических соединений; Объяснять природу происхождения органического вещества. | Вид контроля выборочный, текущий Форма контроля - УО Измерители упр.5 с.10 | Использование интер\ доски и презентации Мультимедийный диск для 10 кл. | ||
Тема 1. Теория строения органических соединений (1 час) | ||||||||
2. 2 1ч | Теория строения органических соединений Комбинированный урок Д\з: §2, упр. 4,6 с. 10 | Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии. Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений. Цели: Познакомить учащихся с предпосылками создания теории строения органических соединений. Сформировать у учащихся представление о строении органических веществ. Познакомить учащихся с видами изомерии и понятием гомологии. | Познавательная деятельность Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах | Знать: - сущность понятий валентность, степень окисления, углеродный скелет, изомерия, изомеры, гомология, гомологи, гомологическая разность, строение атома - основные положения теории строения органических соединений А.М.Бутлерова | Вид контроля выборочный, текущий Форма контроля – СР Измерители Дидактический материал по химии для 10-11 классов. Авт. А.М.Радецкий, (далее [1]) стр.4, работа 1, вар.1,2,3 (вопрос 1), стр.7 работа 2 вар.1-4 (вопрос 1). | Использование
интер\ доски и презентации | ||
Тема 2. Углеводороды и их природные источники (11 часов) | ||||||||
3. 3 1ч | Природный газ. Алканы Комбинированный урок Д\з §5,6, упр.5,6,10 с.27 | Природный газ. Алканы. Радикалы. Номенклатура. Классификация и номенклатура органических соединений. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия. Цель: систематизировать знания учащихся о классификации органических соединений. Познакомить с гомологическим рядом и строением алканов, изомерией и номенклатурой класса | Познавательная деятельность Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Учебно-коммуникативная деятельность Перевод информации из одной знаковой системы в другую. | Знать: общую формулу алканов, что такое углеродный скелет, структурную изомерию, называть алканы по тривиальной и международной номен-ре. уметь объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; объяснять природу химической связи | Вид контроля текущий Форма контроля - ДСР Измерители упр.21, с.28 | Мультимедийный диск для 10 кл. Использование интер\ доски и презентации | ||
4. 4 1ч | Алканы, химические свойства, применение Комбинированный урок Д\з §7, упр.20 с.28 | Химические свойства алканов, применение метана, этана. Цель: Актуализировать знания учащихся о номенклатуре, применении и свойствах предельных углеводородов. Познакомить с химическими свойствами: крекингом изомеризацией, дегидрированием, окислением, замещением и др. | Познавательная деятельность Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов | Знать: химические свойства: горение, разложение, замещение, дегидрирование (на примере метана и этана), использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий | Вид контроля текущий Форма контроля - Т Измерители упр.13-15 с.28 | Использование интер\ доски и презентации | ||
5. 5 1ч | Алкены: общая формула, строение, изомерия Комбинированный урок Д\з §9, упр.2,4,8,9 с.43; задача 6,с.28 | Алкены. Номенклатура алкенов. Структурная изомерия. Демонстрации. Грение этилена, обесцвечивание раствора перманганата калия. Цель: рассмотреть классификацию, строение, изомерию и номенклатуру этилена и его гомологов; углубить и конкретизировать понятия о ков.связи. | Познавательная деятельность Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Учебно-коммуникативная деятельность Перевод информации из одной знаковой системы в другую, выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации | Знать: общую формулу алкенов, структурную изомерию, строение алкенов (наличие двойной связи); важнейшие вещества – этилен, полиэтилен, их применение. Уметь: называть алкены по тривиальной и международной номенклатуре, определять принадлежность веществ к классу алкенов. | Вид контроля выборочный, текущий Форма контроля- УО Измерители упр.11 с.43 | Л.о. Изготовление моделей молекул алкенов. Использование интер\ доски и презентации | ||
6. 6 1ч | Химические свойства алкенов, получение, применение Комбинированный урок Д\з §10, упр.15,16 с.43; | Химические свойства алкенов, применение этилена. Цель: рассмотреть химические свойства, способы получения этилена и общие свойства алкенов; углубить и конкретизировать представления о влиянии хим.связи на свойства веществ. | Познавательная деятельность Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов | Знать: химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация и полимеризация. Уметь: характеризовать строение алкенов, объяснять зависимость свойств этилена от его состава и строения. | Вид контроля выборочный, текущий Форма контроля- УО Измерители [1] стр.15, работа 2, 2 | Мультимедийный диск для 10 кл. Использование интер\ доски и презентации | ||
7. 7 1ч | Алкадиены. Каучуки Комбинированный урок Д\з: §11,12, упр. 8,4 с.49; | Алкадиены. Каучуки. Резина. Классификация и номенклатура органических соединений. Химические свойства основных классов органических соединений. Строение, свойства. Цель: сравнить строение и свойства способы получения акенов с алкадиен.. | Познавательная деятельность Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей | Знать: общую формулу алкадиенов, структурную изомерию, строение алкадиенов (наличие двух двойных связей); важнейшие вещества – бутадиен-1,3, изопрен; химические свойства бутадиена -1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки, применение. | Вид контроля текущий Форма контроля - УО Измерители упр. 6 с.49 | Л.о. ознакомление с образцами каучуков Использование интер\ доски и презентации | ||
8. 8 1ч | Алкины. Ацетилен Комбинированный урок Д\з: §13, упр. 9а,б с.55 | Алкины. Номенклатура Структурная изомерия. Химичес-кие свойства. Цель: сравнить строение и свойства акенов с алкинами. Конкретизировать знания об изомерии номенклатуре и способах получения | Познавательная деятельность Определение общей формулы алкинов, структурной изомерии, строения молекулы ацетилена (наличие тройной связи); характеристик изучаемого объекта; сам. выбор критериев для сравнения. | Знать получение и физические свойства. Уметь: называть ацетилен по международной номенклатуре, характеризовать строение и химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, полимеризацию. | Вид контроля тематический Форма контроля - СР Измерители упр. 1,5.6, работа 4, вар. 1 (в.1,2) | Л.о. Изготовление моделей молекул алкинов. Мультимедийный диск для 10 кл. | ||
9. 9 1ч | Упражнения в составлении изомеров и гомологов Урок закрепления изученного материала | Структурная формула. Изомерия, гомология, изомеры гомологи. Расчёт м\фор-ы вещества. Цель: Повторить и обобщить знания о предельных и непредельных углеводородах. Письменная проверка знаний учащихся. | Познавательная деятельность Решение логических заданий и задач по нахождению молекулярных формул органических веществ. | Знать: понятия «изомерия», «гомология», «изомеры», «гомологи». Уметь: приводить примеры изомеров, гомологов, составлять их структурные формулы. | Вид контроля тематический Форма контроля – СР Измерители Карточки по составлению структурных формул. | Использование интер\ доски и презентации | ||
2 четверть: 7 учебных недель. Количество часов: 7 Практических работ – нет. Лабораторная – 1. Контрольная работа - 1 Тема 2. Углеводороды и их природные источники (продолжение) | ||||||||
1.10 1ч | Нефть Комбинированный урок Д\з: §17, упр. 10, с.78 | Нефть – природный источник углеводородов. Нефтепродукты. Бензин, понятие об октановом числе. Демонстрации. Коллекция «Нефть и продукты ее переработки». Цель: дать представление о физ. св-ах и составе нефти, нефтепродуктов и их применение. Разобрать понятие: детонационной стойкости бензинов, перегонки нефти, ректификационной колонны, крекинг-процесса. Узнать о вкладе Д.И. Менделеева в развитие нефтехимии. | Познавательная деятельность Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность. Информационно-коммуникативная деятельность Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. отделение основной информации от второстепенной | Знать: Состав нефти, продукты нефтепереработки. Уметь: называть нефтепродукты. объяснять химические явления, происходящих в природе, быту и на производстве; определять возможности протекания химических превращений в различных условиях и построения экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; | Вид контроля тематический Форма контроля – оценка выступлений учащихся Измерители упр. 7, с.78 | Л.о. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки». Мультимедийный диск для 10 кл. | ||
2.11 1ч | Арены. Бензол Комбинированный урок Д\З. §14,15, упр. 4-6, с.66-67 | Общее представление об аренах. Бензол. Химические свойства бензола. Демонстрация Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Окисление толуола Цель: рассмотреть строение и гомологию бензола. Конкретизировать изомерию аренов, способы получения, химические свойства. | Познавательная деятельность Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; | Знать: Способы получения бензола( из гексана и ацетилена). Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе его свойств. Уметь: объяснять зависимость свойств бензола от его состава и строения. | Вид контроля выборочный, текущий Форма контроля - УО Измерители Гаврусейко сам. Раб. , упр. 12а,б, с.66-67. | Использование интер\ доски и презентации | ||
3.12 1ч | Систематизация и обобщение знаний по теме 2 Урок систематизации и обобщения знаний. | Классификация и номенклатура и химические свойства углеводородов: алканы, алкены, алкины, арены Цель: Повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме. Подготовить к контрольной работе. | Познавательная деятельность Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). | Уметь: называть вещества разных классов по международной номенклатуре, характеризовать строение и химические свойства | Вид контроля тематический Форма контроля – СР Измерители Карточки для индивидуа-ной работы. | Использование интер\ доски и презентации | ||
4.13 1ч | Контрольная работа №1 по теме 2 «Углеводороды и их природные источники». Урок проверки и оценки знаний и умений. | Классификация и номенклатура органических соединений. Химические свойства основных классов органических соединений. Углеводороды: алканы, алкены, алкины, арены Цель: Проверить знания и умения учащихся по теме. | Рефлексивная деятельность Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами. | Уметь определять: принадлежность веществ к различным классам органических соединений; характеризовать: общие химические свойства органических соединений | Вид контроля тематический Форма контроля - КР Измерители Задания по вариантам | Использование нетбуков Использование интер\ доски и презентации | ||
Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе (12 часов) | ||||||||
5.14 1ч | Спирты Комбинированный урок Д\з: §20,22, упр.1- 4, с.88 | Предельные одно- многоатомные спирты: состав, номенклатура, изомерия. Функциональная группа спиртов. Физические свойства метанола, этанола, их физиологическое действие на организм. Цель: объяснить строение молекулы спирта, рассмотреть структурную и пространственную формулы, изомерию и номенклатуру. Углубить знания об органических соединениях; познакомить учащихся с новыми функцио-ными производными углевод-в | Познавательная деяте-ность Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. | Знать: понятие «функциональная группа», физические свойства метанола, этанола, их физиологическое действие на организм. Получение этанола. Вещество глицерин как представитель многоатомных спиртов. Уметь: называть спирты по тривиальной и международной номенклатуре, определять принадлежность веществ к классу спиртов. | Вид контроля выборочный, текущий Форма контроля - Т Измерители упр.1-3, с.88 | Представление о водородной связи. Мультимедийный диск для 10 кл. | ||
6.15 1ч | Химические свойства спиртов и их применение Комбинированный урок Д\з: §21, упр.14, с.88 | Химические свойства этанола. Качественная реакция на глицерин. Применение этанола и глицерина на основе их свойств. Физиологическое действие спиртов на человека. Демонстрации. 1.Окисление этанола в альдегид. 2. Качественная реакция на глицерин. Цель: изучить химические свойства предельных одноатомных спиртов; отработать навыки составления уравнений химических реакций; | Познавательная деятельность Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей спиртов с другими веществами. | Знать: Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид, внутримолекулярная дегидратация. Качественную реакцию на глицерин. Применение этанола и глицерина на основе их свойств. Уметь: выполнять химический эксперимент по изучению химических свойств спиртов, распознаванию глицерина. | Вид контроля оперативный Форма контроля диктант Измерители идактический материал авт. А.М.Радецкий, [2]) стр. 115, вар.1 (вопрос 2А), вар.2 (2Б). | Л.о. 1.Свойства этилового спирта. 2. Свойства глицерина. Использование нетбуков Использование интер\ доски и презентации | ||
7.16 1ч | Фенол. Каменный уголь Комбинированный урок Д\з: §23, 24, упр. 1,3, с.98 | Фенол. Химические свойства.Поликонденсация фенола с формальдегидом. Применение фенола на основе его свойств. Демонстрации. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Цель: изучить состав, строение, свойства, области применения фенола. Обобщить и систематизировать материал по теме «Спирты и фенолы» | Познавательная деятельность Исследование несложных реальных связей и зависимостей фенола с другими веществами. | Знать: состав и строение молекулы фенола. Получение фенола коксованием каменного угля. Физические и химические свойства: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Уметь: объяснять зависимость свойств фенола от его состава и строения. | Вид контроля оперативный Форма контроля - Т Измерители упр. 8, с.98 [1] стр.30, работа 2, вар. 2 (в.1), вар.3 (в.2) | Мультимедийный диск для 10 кл. | ||
3 четверть: 10 учебных недель. Количество часов: 10. Практических работ – 2. Лабораторных опытов – 3. Контрольная работа - 1. Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе (продолжение) | ||||||||
1.17 1ч | Альдегиды Комбинированный урок Д\з: §25, 26, упр.10, с.106 | Альдегиды. Классификация и номенклатура органических соединений. Химические свойства. Кетоны. Строение молекул. Функц. гр-па. Демонстрации. Реакция «серебряного зеркала», окисление альдегидов с помощью гидроксида меди (II). Цель: изучить состав, строение, номенклатуру и химические свойства альдегидов. | Познавательная деятельность Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта | Знать: вещества - формальдегид, ацетальдегид: состав, строение молекул, функциональная группа, номенклатура: получение окислением соответствующих спиртов; химические свойства: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт; применение альдегидов на основе их свойств. Уметь: объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; определять принадлежность веществ к различным классам орг-х соединений; называть вещества по тривиальной и международной номенклатуре. | Вид контроля выборочный, текущий Форма контроля -Т Измерители упр.3,7, с.105-106 лабораторный опыт с.118-119 , | Л.о. 1. Свойства формальдегида. Использование нетбуков Использование интер\ доски и презентации | ||
2.18 1ч | Карбоновые кислоты Комбинированный урок | Одноосновные карбоновые кислоты. Классификация и номенклатура органических соединений. Химические свойства. Пальмитиновая и стеариновая кислота – как представители высших жирных карбоновых кислот. Цель: познакомить с классификацией, номенклатурой и изомерией карбоновых кислот. Объяснить строение карбоксильной группы. Различные способы получения карбоновых кислот. | Познавательная деятельность Определение химических возможностей объекта; Информационно-коммуникативная деятельность Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности. | Знать: состав, строение молекулы, функц-ную группу уксусной кислоты. Получение КК окислением соответствующих альдегидов; химические свойства: общие с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе ее свойств. Уметь: объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; определять принадлежность веществ к различным классам орг-х соединений; называть вещества по тривиальной и международной номенклатуре. | Вид контроля текущий Форма контроля УО Измерители упр.8, с.117 задание 3, вар.2 задание 1а,б, г, задание 2а,б,в, задание 3. | Использование интер\ доски и презентации | ||
3.19 1ч | Практическая работа № 1 по теме: «Решение экспериментальных задач на свойства органичес-х кислот» Д\з:с.120 | Практические занятия: Идентификация органических соединений Цель: исследовать растворимость карбоновых кислот в воде, взаимодействие уксусной кислоты с простыми и сложными веществами. Сравнить свойства с кислотами неорганической химии. | Познавательная деятельность Умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результатов). Исследование веществ. Учебно-коммуникативная деятельность Перевод информации из текста в таблицу, умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства. | Уметь выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ; уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; безопасного обращения с горючими и токсичными веществами | Вид контроля массовый, тематический Форма контроля – письменное оформление работы Измерители практическая работа с.120 | Использование нетбуков Использование интер\ доски и презентации | ||
4.20 1ч | Сложные эфиры. Жиры Комбинированный урок Д\з: §30.31, упр.3,7, с.128 | Сложные эфиры. Жиры. Нахождение жиров в природе. Мыла. Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Бытовая химическая грамотность. Цель: Актуализировать знания учащихся о строении, свойствах, получении и применении сложных эфиров. | Познавательная деятельность Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта. | Знать: получение сложных эфиров реакцией этерификации; химические свойства: гидролиз (омыление) и гидрирование. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Уметь: называть сложные эфиры по тривиальной и международной номенклатуре, определять принадлежность веществ к классу сложных эфиров. | Вид контроля текущий Форма контроля УО Измерители упр.34, с.128 лабораторный опыт с.130. | Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Л.о. Знакомство с образцами моющих и чистящих средств. Изучение инструкций по их составу и применению Мультимедийный диск для 10 кл. | ||
5.21 1ч | Углеводы Глюкоза Комбинированный урок Д\з: §32,33, упр.6,8, с.146 | Углеводы. Классификация органических соединений. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза. Строение молекулы и свойства глюкозы. Демонстрации. Образцы углеводов. Свойства глюкозы. Цель: Определить понятие углеводов, их строение, классификацию и свойства например глюкозы. | Познавательная деятельность Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта. | Знать: важнейшие вещества: глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза; классификацию углеводов: моносахариды ( глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал, целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и жизни человека, химические свойства глюкозы | Вид контроля текущий Форма контроля УО Измерители упр.7,с.128 лабораторный опыт с.147 | Единство химической организации живых организмов Использование интер\ доски и презентации | ||
6.22 1ч | Дисахариды и полисахариды Комбинированный урок Д\з: §33,34, упр.16, с.146 | Ди- и полисахариды. Крахмал и целлюлоза – представители природных полимеров. Реакции поликонденсации. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение. Ацетатное волокно Цель: Определить понятие дисахаридов. Изучить разновидности дисахаридов. | Познавательная деятельность Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Информационно-коммуникативная деятельность Передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). | Знать: состав, строение молекул сахарозы, крахмала и целлюлоза; их биологическую роль. уметь определять: принадлежность веществ к различным классам органических соединений; уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | Вид контроля текущий Форма контроля УО Измерители Сравнить по строению и свойствам крахмал и целлюлозу лабораторный опыт с.148 . | Использование интер\ доски и презентации | ||
7.23 1ч | Практическая работа № 2 по теме: «Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы. Качественная реакция на крахмал. Д\з: Пов. мат-ла по плану | Изучение свойств органических соединений экспериментальным путём. Цель: исследовать действие аммиачного раствора оксида серебра и гидроксида меди (II) на глюкозу и сахарозу. Действие иода на крахмал. | Познавательная деятельность Умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результатов). Организация и проведение учебно-исследовательской работы. Учебно-коммуникативная деятельность умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства. Объяснение изученных свойств на конкретных примерах. | Уметь выполнять химический эксперимент уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; безопасного обращения с веществами. | Вид контроля массовый, тематический Форма контроля – письменное оформление работы Измерители практическая работа с.149 | Использование нетбуков Использование интер\ доски и презентации | ||
8.24 1ч | Систематизация и обобщение знаний по теме 3 Урок систематизации и обобщения знаний. Д\з: §25-35 по плану | Генетическая связь спиртов, карбонильных соединений и углеводов с углеводородами. Решение задач на определение массовой доли выхода продукта от теоретически возможного. Цель: повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме. Решение усложненных заданий. Подготовка к контрольной работе. | Познавательная деятельность Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Исследование несложных реальных связей и зависимостей | Уметь определять: принадлежность веществ к различным классам органических соединений; уметь объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. | Вид контроля массовый, тематический Форма контроля СР Измерители Индивидуальная работа по карточкам. | Использование нетбуков Использование интер\ доски и презентации | ||
9.25 1ч | Контрольная работа №2 по теме 3 «Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе» проверка знаний и умений. | Урок проверки и оценки знаний и умений. Цель: Проверка знаний учащихся в виде письменной контрольной работы. | Познавательная деятельность Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Рефлексивная деятельность Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности | уметь определять: принадлежность веществ к различным классам органических соединений; знать химические свойства основных классов органических соединений; уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | Вид контроля тематический Форма контроля - КР Измерители Готовые варианты. | Использование интер\ доски и презентации | ||
Тема 4. Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе (4+1часов) | ||||||||
10\.26 1ч | Амины. Анилин Комбинированный урок Д\з: §36, упр.5,9, с.157 | Амины. Химические свойства. Классификация и номенклатура органических соединений. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия. Ацетатное волокно. Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Цель: изучить номенклатуру, изомерию свойства и общие способы получения аминов. | Познавательная деятельность Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта. | Знать: состав, строение предельных аминов и анилина как представителя ароматических аминов, получение анилина реакцией Зинина, его применение. Уметь: объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой; определять принадлежность веществ к классу аминов. | Вид контроля тематический Форма контроля - УО Измерители упр.5,9, с.157 | Использование интер\ доски и презентации Мультимедийный диск для 10 кл. | ||
4 четверть: 8 учебных недель. Количество часов: 8. Практических работ – 2. Лабораторных опытов – нет. Контрольных работ - нет. Тема 4. Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе (продолжение) | ||||||||
1\27 1ч | Аминокислоты Комбинированный урок Д\з: §37, упр.14, с.157 | Аминокислоты. Химические свойства. Классификация и номенклатура органических соединений. Пептидная связь и полипептиды. Цель: развивать знания учащихся об аминокислотах, продолжить работу по развитию умений и навыков составлять уравнения химических реакций, составлять формулы изомеров и давать им названия. | Познавательная деятельность Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта | Знать: получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков; химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации); применение аминокислот на основе свойств. Уметь: называть аминокислоты по тривиальной или международной номенклатуре, определять принадлежность веществ к классу аминокислот | Вид контроля тематический Форма контроля - УО Измерители упр.12, с.157 . | Использование интер\ доски и презентации | ||
2\28 1ч | Белки Комбинированный урок Д\з: §38, упр.1-5, с.162 | Азотсодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки. Природные полимеры. Состав, структура, свойства. Успехи в получении и синтезе белков. Демонстрации. 1.Растворение и осаждение белков. 2. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая Горение птичьего пера и шерстяной нити. Цель: Актуализировать знания учащихся о белках; изучить более подробно классификацию, химические свойства белков. | Познавательная деятельность Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. | Знать: получение белков реакцией поликонденсации аминокислот; первичную, вторичную, третичную структуры белков; химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Уметь: выполнять химический эксперимент по изучению химических белков, распознаванию важнейших органических веществ. | Вид контроля тематический Форма контроля - ДСР Измерители §38, упр.4,7 с.162 | Химия и пища. Калорийность жиров, белков, углеводов Использование интер\ доски и презентации | ||
3\29 1ч | Практическая работа №3. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений Урок систематизации и обобщения знаний. Д\з: Решение идив. заданий | Генетическая связь между классами органических соединений Урок систематизации и обобщения знаний с помощью химического эксперимента. Цель: Закрепить теоретические знания учащихся о хим-ких свойствах орган-ких веществ; продолжить работу по развитию умений проводить каче-ные реакции, определять орган-кие вещества. | Познавательная деятельность Умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результатов). Организация и проведение учебно-исследовательской работы. | Уметь: выполнять химический эксперимент и составлять уравнения химических реакций схем превращений, отражающих генетическую связь между классами органических веществ; использовать приобретенные знания и умения безопасного обращения с веществами, лабораторным оборудованием; определять принадлежность веществ к различным классам орг-х соединений.. | Вид контроля Массовый тематический Форма контроля - письменное оформление работы Измерители Инструктивные карточки | Использование нетбуков Использование интер\ доски и презентации | ||
Тема 5. Биологически активные органические соединения (2 часа) | ||||||||
4\30
1ч | Химия и здоровье. Ферменты Урок усвоения новых знаний. Д.з §41 | Химия и здоровье. Лекарства,, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов Цель: познакомить учащихся с химиотерапией, используя межпредметные связи с биологией. Рассмотреть химическую природу, механизм действия и безопасные способы применения лекарственных препаратов. | Информационно-коммуникативная деятельность Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности. Рефлексивная деятельность Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде с учётомэкологических требований | Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников. | Вид контроля тематический Форма контроля – оценка выступлений учащихся Измерители §41 | Ферменты. Знакомство с образцами лекарственных препаратов домашней медицинской аптечки Использование интер\ доски и презентации | ||
5\31 1ч | Витамины. Гормоны. Лекарства Урок усвоения новых знаний. Д.з сообщения | Демонстрации. 1.Коллекция витаминных препаратов, домашняя, лабораторная, автомобильная аптечки. 2.Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Цель: Дать общее понятие о витаминах, гормонах, познакомить с их классификацией, представителями и значением. На основе межпредметных связей с биологией раскрыть важнейшую роль для здоровья человека. | Познавательная деятельность Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Исследование несложных реальных связей и зависимостей. | Знать: понятие о витаминах. Витамины С и А. Авитаминозы. Понятие о гормонах. Инсулин и адреналин. Профилактика сахарного диабета. Лекарства. | Вид контроля тематический Форма контроля – оценка выступлений учащихся Измерители Тематический тест. | Витамины. Гормоны. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Минеральные воды | ||
Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения (3 часа) | ||||||||
6\32 1ч | Искусственные полимеры Комбинированный урок Д.з §42 | Демонстрация: Ознакомление с коллекцией пластмасс, волокон. Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна. Цель: изучить искусственные, и натуральные полимеры. Научиться отличать. | Умение самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность. Определение характеристик изучаемого объекта. Исследование. | Знать: Понятие об искус-венных полимерах – пластмассах, волокнах; их классификация, получение и применение. | Вид контроля текущий Форма контроля - УО Измерители §42, упр. 6 с | Использование нетбуков Использование интер\ доски и презентации | ||
7\33 1ч | Синтетические полимеры Комбинированный урок Д.з §43-44 | Демонстрация: Ознакомление с коллекцией пластмасс, волокон и каучуков. Цель: изучить искусственные, синтетические и натуральные полимеры. Научиться отличать. | Исследование несложных реальных связей и зависимостей строения полимеров разной природы. | Понятие о синтетических полимерах – пластмассах, волокнах, каучуках; их классификация, получение и применение. | Вид контроля текущий Форма контроля – УО Измерители §44, упр. 6-10 с. 182 | Использование интер\ доски и презентации | ||
8\34 1ч | Практическая работа №4. Распознавание пластмасс и волокон Д.з §45 | Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна. Распознавание пластмасс и волокон Цель: исследовать свойства разных по происхождению полимеров. | Познавательная деятельность Исследование химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; | Знать важнейшие вещества и материалы: искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы; | Вид контроля массовый, тематический Форма контроля – пис. оформление работы Измерители с. 185 | Использование нетбуков Использование интер\ доски и презентации | ||
Урок №35. Обобщение и систематизация знаний по курсу органической химии Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний за курс органической химии за 10 класс. Итоговый тестовый контроль. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ОБЖ для 8 класса общеобразовательной школы на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ОБЖ для 8 класса общеобразовательной школы.Программа рассчитана на 34 учебных часа и разработана на основе авторской программы под общей ред...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ОБЖ для 10 класса общеобразовательной школы на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ОБЖ для 10 класса общеобразовательной школы.Программа рассчитана на 34 учебных часа и разработана на основе авторской программы под общей ре...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ОБЖ для 11 класса общеобразовательной школы на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ОБЖ для 11 класса общеобразовательной школы.Программа рассчитана на 34 учебных часа и разработана на основе авторской программы под общей ре...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по истории для 9 класса (VII вида) на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по истории для 9 класса (VII вида) на 2013-2014 учебный год. Предназначена для учащихся VII вида, проходящих обучение индивидуально на базе общ...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по обществознанию для 9 класса (VII вида) на 2013-2014 учебный год
Рабоча программа и календарно-тематическое планирование по обществознанию для 9 класса (VII вида) на 2013-2014 учебный год.Предназначена для учащихся VII вида, обучающихся индивидуально в общеобразова...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии для 9 класса (VII вид) на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии для 9 класса (VII вид) на 2013-2014 учебный год.Рабочая программа по географии для 9 класса рассчитана на 17 часов и разрабо...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по алгебре и началам анализа (10 - 11 кл.), составленные на основе авторской программы Е. А. Семенко (2013-2014 учебный год)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по алгебре и началам анализа (10 - 11 кл.) составлены на основе Авторской программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев Краснодарско...