Урок по теме "Ионные уравнения"
презентация к уроку по химии (8 класс) на тему
Данный урок проводится в разделе «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» на уроках химии в 8 классе (программа О.С Габриеляна (2 часа в неделю)) и занимает одно из главных мест, так как здесь идет знакомство с важнейшими классами веществ в свете ТЭД. Данная тема подготавливает учащихся к пониманию таких тем как: «Свойства растворов электролитов», «Генетическая связь между классами неорганических веществ», а также к ГИА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.17 МБ |
![]() | 21.57 КБ |
![]() | 37.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Р-р KCl Твердый KCl Кристаллы сахара Карбонат кальция Вещества разделите на два столбика – электролиты и неэлектролиты
K + ; H + ; CO 3 2- ; Пользуясь таблицей растворимости, определите какие вещества, могут образовывать перечисленные ионы:
Зашифровано название двух классов веществ, назовите их. - Какое действие вы выполнили, чтобы отгадать название классов?
ИОННЫЕ УРАВНЕНИЯ
Ионные р-ции – р-ции между ионами Ионные ур-я – уравнения ионных р-ций РИО (реакции ионного обмена) – это реакции протекающие между электролитами.
Правила: В-ва малораств ., нераств ., газообразных в-в записывают в молекулярном виде. В-во , выпавшее в осадок обозначают - ↓ , а газ - ↑. Ионные ур-я бывают полными и сокращенными.
Пример: Взаимодействие хлорида бария с сульфатом натрия . BaCl 2 + Na 2 SO 4 BaSO 4 + NaCl Ba 2+ 2Cl - + + 2Na + SO 4 2- + 1. Записать уравнение реакции в молекулярном виде. Порядок действий: 2. Расставить коэффициенты. 2 3. По таблице растворимости, определить нерастворимые вещества. Обозначить их стрелкой вниз. 4. Составить полное ионное уравнение (растворимые вещества расписать на ионы. BaSO 4 + 2Na + + 2Cl - 5. Сократить одинаковые ионы в левой и правой части полного ионного уравнения. 6. Составить сокращенное ионное уравнение. Ba 2+ + SO 4 2- BaSO 4
Условия протекания реакций ионного обмена. I . Если образуется осадок. BaCl 2 + Na 2 SO 4 BaSO 4 + NaCl Ba 2+ 2Cl - + + 2Na + SO 4 2- + 2 BaSO 4 + 2Na + + 2Cl - Ba 2+ + SO 4 2- BaSO 4 Mg(NO 3 ) 2 + Na 2 CO 3 MgCO 3 + NaNO 3 Mg 2+ 2NO 3 - + + 2Na + CO 3 2- + 2 MgCO 3 + 2Na + + 2NO 3 - Mg 2+ + CO 3 2- MgCO 3 I Если образуется газ. Na 2 CO 3 + H 2 SO 4 Na 2 SO 4 + H 2 CO 3 H 2 O CO 2 H 2 O CO 2 2Na + CO 3 2- + + 2H + SO 4 2- + 2Na + SO 4 2- + + + CO 3 2- + 2H + H 2 O CO 2 + III . Если образуется вода. 2 NaOH + H 2 SO 4 Na 2 SO 4 + 2 H 2 O 2H 2 O 2Na + 2OH - + + 2H + SO 4 2- + 2Na + SO 4 2- + + 2OH - + 2H + 2H 2 O OH - + H + H 2 O
Продолжите фразу: «Сегодня я узнал о ….» «Самым сложным для меня сегодня было…..» «За урок я бы поставил себе оценку ….»
Домашнее задание: § 37(№5)
Предварительный просмотр:
Практико-ориентированные задания
Раздел «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»
- На дачном участке вы собрали хороший урожай овощей. Делая заготовки на зиму, вы решили засолить огурцы. Для этого вам нужно приготовить раствор для засолки. Рассчитайте массу соли и воды, которые потребуются для приготовления 500г 7% раствора поваренной соли. Напишите формулу поваренной соли.
Источник: Для засолки огурцов используют раствор хлорида натрия (пищевой или поваренной соли) с массовой долей 7%. Именно такой раствор в достаточной мере подавляет жизнедеятельность болезнетворных микробов и плесневелого грибка и в то же время не препятствует процессам молочнокислого брожения. Образующаяся молочная кислота является прекрасным консервантом, сохраняя нам овощи в зимнее время.
Решение:
- рассчитана и указана масса соли: m(соли) = ω . m р-ра = 500г. 0,07 = 35г - рассчитана и указана масса воды: m(воды) = 500 – 35 = 465г - написана формула поваренной соли: NaCl.
- Отравление соединениями ртути
В качестве противоядия при попадании ионов Нg2+ в организм используют сульфид натрия. Вопросы:
1. Какую формулу имеет сульфид натрия?
2.Составьте в молекулярном и ионном виде уравнение химической реакции, понижающей концентрацию токсичного катиона Нg2+ .
3.С чем связано понижение концентрации токсичного катиона Нg2+ ?
4.Составьте мини-пособие «Правила безопасности при работе с соединениями ртути». Тексты инструкций можно найти в интернете.
Решение:
- Na2S
- Na2S+ Hg(NO3)2 = HgS+2NaNO3
2Na++S2-+Hg2++2NO3-=HgS+2Na++2NO3-
Hg2++S2-=HgS
- Сульфид ртути является нерастворимым соединением, впоследствии связанная (депонированная) ртуть предотвращает отравление, и выводится из организма, причем освобождение организма от депонированной ртути сопровождается нормализацией нарушенных окислительно-восстановительных процессов.
- Техника безопасности при работе со ртутью.
При работе со ртутью должны быть созданы ртутонепроницаемые покрытия, практически исключающие поглощение паров ртути и сводящие к минимуму их десорбцию.
Работать со ртутью необходимо в накрахмаленной спецодежде, изготовленной из плотной белой ткани, наглухо завязанном сзади балом халате, не имеющем карманов, белой косынке или в белой шапочке. Нельзя работать в валяной или мягкой суконной обуви. Кожанную или резиновую обувь рекомендуется защищать поливинилхлоридными чехлами; пользоваться этой одеждой можно только при работе со ртутью, а затем их нужно оставлять в гардеробной комнате.
По окончании работы, а также перед едой руки и лицо надо мыть теплой водой с мылом, а после работы принимать душ и чаще бывать в бане. При мытье горячей водой кожа очищается, что способствует удалению ртути из организма, так как она, в частности, выделяется и потовыми железами.
Наряду с профилактическими мероприятиями общего характера известны
медикаментозные способы предупреждения ртутных отравлений, использующие различные фармакологические препараты, повышающие общую сопротивляемость организма отравлению. В частности, в качестве средств индивидуальной профилактики, в последнее время начинают применять тиоловые соединения, среди которых наибольшей антидотной активностью обладает 2,3-димеркаптопропансульфонат натрия, так называемый унитиол.
- Почему в Древней Греции перед длительными походами в жаркую погоду воинам рекомендовали съесть кусочек хлеба, круто посоленный, и запить водой?
Научно-популярная информация-подсказка. Ионы электролитов легко гидратируются, поэтому поваренная соль задерживает воду в организме.
Задание. Составьте уравнения электролитической диссоциации хлорида натрия.
Решение: NaCl —> Na+ + Cl–;
NaCl + (m + n)H2O —> [Na(H2O)m]+ + [Cl(H2O)n]–
Творческое задание. Придумать и записать вопросы к тексту параграфа “Электролитическая диссоциация”.
Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться составлять уравнения электролитической диссоциации солей.
- Жженая магнезия.
Человеку, нечаянно выпившему соляную кислоту, рекомендуют принять водную суспензию жженой магнезии.
Вопросы:
1. Составьте формулу жженой магнезии. Какое другое название у этого соединения.
2. Почему человеку, нечаянно выпившему соляную кислоту, рекомендуют принять водную суспензию жженой магнезии?
3.Запишите уравнение реакции, протекающей при взаимодействии жженой магнезии с соляной кислотой.
4. Найдите в интернете или других источниках информации, что обозначает понятие «водная суспензия»?
Решение:
- MgO - оксид магния
- Потому что, жжёная магнезия –это оксид магния, он проявляет основный характер и нейтрализует кислоту, при взаимодействии водной суспензии жженой магнезии и соляной кислоты образуется хлорид магния (соль) и вода.
- MgO + 2HCl = MgCl2 + H2O
- А). Смесь веществ, где твёрдое вещество распределено в виде мельчайших частичек в жидком веществе.
Б). Жидкая форма, представляющая собой дисперсную систему, содержащую одно или несколько твердых лекарственных веществ, суспендированных в жидкости, как правило, — в воде. Суспензии используют для внутреннего и наружного применения, а также для инъекций.
Предварительный просмотр:
УРОК ПО ТЕМЕ:
Ионные уравнения
(раздел «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»
8 класс)
Выполнил: учитель химии
МБОУ СОШ № 27 г. Мурманска
Тюрина Татьяна Анатольевна
Мурманск
2013
Пояснительная записка
Автором данного урока по теме «Ионные уравнения» является Тюрина Т.А. Урок для 8 класса (базовый уровень) разработан на основе авторской программы О.С.Габриеляна (О.С.Габриелян. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010.), соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования 2004 года и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
УМК: Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений/ О.С.Габриелян.- 12-е изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2007.-256.
Данный урок проводится в разделе «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» на уроках химии в 8 классе (программа О.С Габриеляна (2 часа в неделю)) и занимает одно из главных мест, так как здесь идет знакомство с важнейшими классами веществ в свете ТЭД. Данная тема подготавливает учащихся к пониманию таких тем как: «Свойства растворов электролитов», «Генетическая связь между классами неорганических веществ», а также к ГИА.
Урок по теме: Ионные уравнения.
Цель урока: углубление понятий “реакции обмена”, “электролитическая диссоциация”; овладение умением составлять полные и сокращенные ионные уравнения; объяснять их сущность.
Задачи урока:
Образовательная:
Сформировать понятия: «ионные уравнения», «реакции ионного обмена». Добиться того, чтобы учащиеся усвоили правила составления полного и сокращенного ионного уравнения, а так же случаи протекания реакций ионного обмена до конца.
Развивающая:
Создать условия для формирования УУД: умений анализа, синтеза, умения обобщать, выявлять причинно-следственные связи, выделение существенных признаков и свойств, наблюдение, умение делать выводы, сотрудничество.
Воспитательные:
Продолжить формирование личностных УУД: коммуникативных умений, правила работы с веществами; прививать культуру умственного труда, работа в группах и парах, вызывать интерес к предмету через использование ИКТ.
Приёмы обучения:
работа с презентацией, работа с рабочими листами, обработка информации, ведение беседы, самостоятельная познавательная деятельность.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.
Прогнозируемые результаты:
Личностные результаты: профессиональная ориентация, личностное самоопределение.
Метапредметные результаты: владение учащимися умениями ставить цель, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы.
Предметные результаты: отработать навык составления молекулярных уравнений по данному сокращенному уравнению.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Предполагаемые ре.зультаты обучения:
- знать: понятие «ионные уравнения», «реакции ионного обмена», правила составления полного и сокращенного ионного уравнения.
- уметь: пользоваться таблицей «Растворимости кислот, оснований и солей в воде».
Оборудование к уроку: Оборудование для урока:
1. компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
2.Таблицы: “Растворимости кислот, оснований и солей в воде”, “Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева”,
4. рабочий лист, содержащий задания.
Этапы урока. Время. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный этап. | Подготовка учащихся к работе (приветствие, проверка отсутствующих, проверка внешнего состояния класса и готовность учеников к уроку). Организация внимания и внимания учеников, психологический настрой учащихся на проведение урока. | Готовятся к уроку. | Коммуникативные: сотрудничество с учителем. |
Актуализация знаний | Повторение опорных понятий: Беседа учителя с учащимися по вопросам (слайд №1): – Что такое ионы? - (слайд №2)Я называю вещества, вы – относите их к электролитам или к неэлектролитам: раствор гидроксида калия, твердый гидроксид калия, кристаллы сахара, карбонат кальция. -(Слайд №3) Пользуясь таблицей растворимости, определить какие вещества, могут образовывать перечисленные ниже ионы: К+, Н+, СО32-. Настрой учащихся на занятие.(Слайд №4) Зашифровано название двух классов веществ, назовите их. Ос-ло-ты Ки-но-ва-ния - Какое действие вы выполнили, чтобы отгадать название классов? Мы с вами уже говорили о реакциях обмена, и такие реакции возможны только если в результате реакции выделяется или осадок, или газ, или вода. До изучения ТЭД, мы рассматривали эти реакции как взаимодействие молекул, теперь мы вами знаем, что в растворах этих веществ молекул практически нет, а есть ионы водорода, гидроксид-ионы, ионы металлов и кислотных остатков. - Сформулируйте тему урока? (Слайд №5) - Так что такое ионные реакции? (Слайд №6) - А что такое ионные уравнения? (Слайд №6) Молодцы! Ребята у вас на столах лежат рабочие листы, подпишите их, пожалуйста, и поставьте дату. | Ответы (примерные) -“электролитическая диссоциация”. -распад электролитов на ионы в растворе или расплаве; -катионы металла и анионы кислотного остатка; катионы металла и анионы гидроксо-группы; катионы водорода и анионы кислотного остатка. - раствор гидроксида калия (э), твердый гидроксид калия (н), кристаллы сахара (н), карбонат кальция (э) - К2СО3, Н2СО3. - Действие обмен - тема урока «Ионные уравнения» - Реакции между ионами. - Уравнения ионных реакций. Записывают определения в тетрадь. | Познавательные: систематизируют информацию до изучения нового материала, дают определение понятиям; анализ объектов с целью выделения признаков. применяют знания, полученные на предыдущих уроках о классах веществ. Коммуникативные: сотрудничество с учителем, формируют собственное мнение. Регулятивные: Самостоятельная работа учащихся, оценка. |
Изучение нового материала | - Реакции ионного обмена (РИО) протекают между электролитами.(Слайд №6) При составлении ионных уравнений руководствуются тем,что (Слайд №7):
Давайте обратимся к таблице растворимости и разберем правила составления уравнений реакций ионного обмена(Слайд№8): 1.Записать молекулярное уравнение реакции, расставить коэффициенты. ВаСL2+Na2SO4=BaSO4+2NaCl 2.С помощью таблицы растворимости определить растворимость каждого вещества. ВаСL2 (р)+Na2SO4 (р)=BaSO4 (н)+2NaCl (р) - Какое вещество нерастворимо? Учитель создает проблемную ситуацию: - А как мы распишем на ионы нерастворимое вещество? 3.Составляем полное ионное уравнение. (слабые электролиты, малорастворимые вещества, оксиды и газообразные вещества записывают в виде молекул (осадок – стрелка вниз, газ – стрелка вверх)) Ba2++2Cl-+2Na++SO42-=BaSO4+2Na++2Cl- - Какие ионы у нас повторяются в левой и правой частях? Как вы думаете, что мы должны сделать дальше? 4.Найти одинаковые ионы (они не приняли участия в реакции в левой и правой частях уравнения реакции) и сократить их слева и справа. 5.Составить сокращенное ионное уравнение (выпишите знаки, формулы ионов или веществ, которые приняли участие в реакции). Ba2++SO42-=BaSO4 - У вас ребята на столах есть карточки с заданиями (приложение1,2). В парах самостоятельно выполните задания по трем вариантам (1вар - в результате реакции образуется осадок; 2 вар - образуется вода; 3вар - газ). Первый ряд выполняет первый вариант, второй ряд – второй вариант и третий ряд третий вариант. - Задание: вам необходимо составить молекулярное, полное и сокращенное уравнение для данных реакций. Через 5 минут ряды меняются вариантами. Проверка задания (Слайд №9).
| Записывают определение РИО и алгоритм в тетради. Ответы (примерные): - BaSO4 - мы оставим его в молекулярном виде - 2Cl- и 2Na+; сократим их.
Ребята самостоятельно в парах выполняют задания по карточкам. По желанию ученики объясняют и сравнивают свое решение и решение на экране. | Познавательные, логические: обобщение, аналогия, сравнение, установление причинно-следственных связей; подведение под понятия, определение основной информации, постановка и формулирование проблемы. умение структурировать знания; общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование. Коммуникативные: сотрудничество с учителем, формируют собственное мнение, устанавливают и сравнивают разные точки зрения, принимают решения. |
Закрепление знаний | - А теперь ребята для закрепления знаний выполните задание 2 (приложение 3) | Индивидуальное выполнение заданий и взаимопроверка. | Познавательные: Логические УУД - установление причинно-следственных связей; - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) -первичное закрепление материала - Учащиеся совершенствуют умение извлекать необходимую информацию, отбирать, сопоставлять, делать выводы. Используется элемент технологии дифференциации по степени самостоятельности работы учащихся. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование |
Итог урока, рефлексия. | Предлагает учащимся продолжить фразы следующего типа (Слайд № 10):
| Характеризуют урок, подводят итог урока, высказывая свои варианты продолжения фраз. | Познавательные (общеучебные – контроль и оценка процесса и результатов деятельности). Регулятивные (оценка, саморегуляция). Коммуникативные (умение полно и точно выражать свои мысли, владение разными формами речи). |
Домашнее задание. | Д/з: § 37(№5) (Слайд № 11) | Записывают домашнее задание в дневник. Задают вопросы по оформлению д/з. | Личностные (самоопределение). Регулятивные (саморегуляция). |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рабочий лист.(на парту)
Фамилия Имя _____________________________
Дата: ____________________________________
Задание № 1: Сформулируйте тему урока.
Тема урока: __________________________________________________________________
Задание №2.
Запишите молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций.
1 вар
Молекулярное: ___________________________________________________________________________
Полное ионное: ___________________________________________________________________________
Сокращенное ионное:___________________________________________________________________________
2 вар
Молекулярное: ___________________________________________________________________________
Полное ионное: ___________________________________________________________________________
Сокращенное ионное:___________________________________________________________________________
3 вар
Молекулярное: ___________________________________________________________________________
Полное ионное: ___________________________________________________________________________
Сокращенное ионное:___________________________________________________________________________
Приложение 2
Задание 3:
1 вар.
Mg(NO3)2+Na2CO3 = ….. + ……
2 вар.
Mg2CO3+H2SO4 = ….. + …… +……
3 вар.
NaOH+H2SO4 = ……. + …….
Приложение № 3
Задание
Вариант 1
Установите соответствие между реагентами и краткими ионными уравнениями реакций между ними
РЕАГЕНТЫ УРАВНЕНИЯ
А) BaCl2 и Na2CO3 1) Ba2+ + SO42- = BaSO4
Б) BaNO3 и H2SO4 2) Cu2+ + S2- = CuS
В) CuSO4 и Na2S 3) Ba2+ + CO32- = BaCO3
Г) NH4OH и HCl 4) H+ + OH-
А | Б | В | Г |
Задание
Вариант 2
Установите соответствие между реагентами и краткими ионными уравнениями реакций между ними
РЕАГЕНТЫ УРАВНЕНИЯ
А) NH4OH и HCl 1) Fe2+ + OH- = Fe(OH)2
Б) FeCl2 и KOH 2) H+ + OH- = H2O
В) H2SO4 и Na2SiO3 3) NH4+ + OH- = NH3 + H2O
Г) NH4NO3 и LiOH 4) 2H+ + SiO32- = H2SiO3
А | Б | В | Г |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/31/picture-53850.jpg)
Конспект к уроку алгебры в 8 классе по учебнику Алимов Ш.А. ТЕМА УРОКА «Решение квадратных уравнений. Теорема Виета»
Информационные технологии на уроках математики.Урок в системе деятельностного подхода обучения. Включает в себя слайдовую презентацию, с помощью которой можно активизировать познавательный интерес уч...
Урок по теме "Уравнения. Решение задач на составление уравнений"
презентация урока...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/18/picture-184728-1616077462.jpg)
Конспект урока "Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения."
Конспект урока "Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения."...
Урок закрепления в форме игры, в 7 классе. Тема урока: Выражения, тождества, уравнения. По учебнику: Алгебра 7 класс. Авторы: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.
Данный урок проводиться в конце темы: Выражения, тождества, уравнения. С целью, выявить уровень усвоения пройденного материала по теме. Закрепление пройденного материала проходит в виде игры, которая ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/21/picture-245724-1579610937.jpg)
Открытый урок Тема урока: "Решение квадратных уравнений по формуле"
Тип урока: Урок закрепления знаний, комбинированный с элементами игры и кейс – технологий.Цели урока.-обучающие: закрепить и систематизировать знания о квадратных уравнениях в ходе в...
Урок по теме: "Уравнение. Решение задач с помощью уравнений"
Урок математики в 5 классе по учебнику Н.Я.Виленкина...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/17/picture-92889-1403001445.jpg)
Открытый урок по математике "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений" 5 класс (ФГОС)
Данный урок третий по счету в изучении данной темы. Содержит презентацию, раздаточный материал....