Конспект открытого урока по теме: "Состав атомных ядер. Изотопы. Радиоактивность."
план-конспект занятия по химии (8 класс) по теме
Урок "Состав атомных ядер. Изотопы. Радиоактивность" проводился на семинаре завучей в ходе продуктивно-управленческой игры. Использованы здоровьесберегающие технологии. Урок сопровождается мультимедийной презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 87 КБ |
![]() | 44.5 КБ |
![]() | 33.5 КБ |
![]() | 1.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Кузнецова Наталья Георгиевна,
учитель химии
высшая квалификационная категория
1*Тема урока: Состав атомных ядер. Изотопы. Радиоактивность.
Урок изучения и первичного закрепления нового материала в 8 классе,
Учебник Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман «Химия 8»
«Отыщи всему начало, и ты многое поймешь» (Козьма Прутков)
Цели урока:
1.Обучающая:
рассмотреть физический смысл порядкового номера элемента, научить школьников описывать состав атомных ядер, разъяснить понятие изотопов, явление радиоактивности.
2.Развивающие:
сформировать у учащихся личностную мотивацию, познавательный интерес к данной теме; развить интеллектуальные и творческие способности учащихся, диалектическое мышление; углубить знания о взаимосвязи строения атома и структурой ПСХЭ;
отработать навыки работы с опорным конспектом и ПСХЭ.
3.Воспитательная:
развить познавательный интерес к устройству окружающего мира
4.Здоровьесберегающая:
Использовать методические приемы, позволяющие предотвратить переутомление учащихся, повысить их внимание.
Задачи урока:
Познакомить учащихся с историей установления сложного строения атома, с частицами, составляющими атом и их характеристиками.
Отработать умение записывать массовое число, порядковый номер элемента рядом с его символом, определять число протонов, нейтронов и электронов атомов любых химических элементов.
Показать, что этимологическое начало понятия "атом" ("неделимый") не соответствует действительности - атом делим. Дать понятие о составе атома и атомного ядра. Раскрыть взаимосвязь понятий: протон, нейтрон, электрон, массовое число.
Показать биологическое влияние радиации на организм человека.
Воспитывать в учениках уверенность в своих силах.
Межпредметные связи: физика, биология
Основные понятия (впервые вводимые):
1. Заряд ядра атома. 2. Электрон, протон, нейтрон. 3.Изотопы
Планируемые результаты обучения:
Знать строение атома, значение порядкового номера (физический смысл), состав атомного ядра, определение изотопов.
Знать 3 вида излучений.
Уметь описывать химический элемент с точки зрения положения в ПСХЭ и составе ядра.
Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала.
Оборудование:
ПСХЭ Д.И.Менделеева, опорный конспект (на каждый стол) (приложение 1), карточки с заданиями (приложение 2), мультимедиа проектор, экран , презентация по теме урока(приложение 3).
Ход урока:
- Организационный момент
- Введение
Девизом нашего урока могут служить слова небезызвестного Козьмы Пруткова:
«Отыщи всему начало, и ты многое поймешь»
Целью нашего урока является расширение ваших знаний по строению атома, полученных на уроках физики, знакомство с составом ядра, понятиями: протон, нейтрон, изотоп. Вы получите представление о явлении радиоактивности и о биологическом влиянии радиоактивности на организм человека.
- Актуализация опорных знаний
Прежде чем перейти к новой теме мы напишем Х/д (Химический диктант)
- Найди элемент по адресу, укажи его порядковый номер
(использовать ПСХЭ Д.И.Менделеева),
- 2период, 5группа главная(азот)
- 2период, 3группа главная(бор)
- 3период, 2группа главная(магний)
- 5период, 2группа побочная(кадмий)
- 2период, 7группа главная(фтор)
- 4период, 3группа побочная(скандий)
- 4период, 6группа побочная(хром)
- 4 период,4группа главная(германий)
- 4период, 4группа побочная(титан)
- 7период, 1группа главная(франций)
Оценить себя по следующему эталону:
-одна ошибка – оценка 4
-две ошибки – оценка 3
-более трех ошибок – тема не усвоена, посетить дополнительное занятие.
- Объяснение нового материала
Раннее мы давали определение «атому» - как неделимой частицы. Но в конце XIX века это определение потеряло свою актуальность. Посмотрим, какие же открытия подвигли ученый мир признать, что этимологически понятие «атом» - неделимый не соответствует действительности.
По ходу объяснения делайте записи в опорном конспекте, или выделяйте цветом, то что необходимо запомнить.
2*В 1879 году английский ученый Уильям Крукс открыл катодные лучи – поток быстролетящих отрицательно заряженных частиц, размеры которых были меньше самого маленького атома водорода, по вызываемой ими люминесценции. В 1891году Д.Стонэй предложил назвать открытые частицы электронами.
3*В 1895 году немецкий ученый Уильям Конрад Рентген обнаружил новый вид излучения, обладающего большой проникающей способностью, и назвал их Х-лучами. Таинственные лучи засвечивали фотопластинку, завернутую в черную бумагу. Несколько позднее было установлено, что Х-лучи представляют собой электромагнитные колебания с очень малой длиной волны. В настоящее время рентгеновские лучи широко используются в различных областях науки и техники.
В 1896 году французский ученый Анри Беккерель открыл явление естественной радиоактивности – самопроизвольного распада ядер атомов тяжелых элементов.
В 1898 году Мария и Пьер Кюри, изучавшие явление радиоактивности, открыли новый радиоактивный элемент, названный полонием.
4*Антуан Анри Беккерель, а также Мария Склодовская-Кюри и Пьер Кюри обнаружили, что при распаде атомы испускают три типа лучей, которые получили свои названия по трем первым буквам греческого алфавита: α, β, γ.
Эти три вида излучения очень сильно отличаются друг от друга по проникающей способности, т.е. по тому, насколько интенсивно они поглощаются различными веществами.
5*Главным итогом совершенных открытий было ясное осознание того, что атом не является мельчайшей частицей вещества, он имеет сложное строение. Было предложено несколько гипотез – моделей строения атома. Большинство из них основывалось на предположениях, что атом, оставаясь в целом электронейтральным, представляет собой совокупность положительно и отрицательно заряженных частиц.
В 1911 г Э.Резерфорд на основе своих исследований (известных вам из курса физики) предложил планетарную модель атома. Исследователь привел неоспоримые доказательства того, что атомы состоят из трех типов элементарных частиц: протонов, нейтронов и электронов.
6* (планетарная модель атома) Мы видим, что протоны и нейтроны составляют ядро, которое находится в центре атома. Ядро занимает очень небольшую часть объема атома, но в нем сосредоточена практически вся масса атома. Протоны имеют положительный заряд, а нейтроны не имеют заряда, они - нейтральны.
Вокруг ядра движутся электроны - частицы с отрицательным зарядом. Их движение ограничено сферическим пространством вокруг ядра.
Английский ученый доказал, что порядковый номер элемента в ПСХЭ Д.И.Менделеева совпадает:
а) с зарядом ядра;
б) с количеством протонов;
в) с количеством электронов.
7*Элементарные частицы, можно характеризовать следующим образом
Частица | символ | Заряд | Относительная масса, а.е.м. |
Электрон | ē | -1 | 1\1840 |
Протон | р | +1 | 1,007 |
Нейтрон | n | 0 | 1,009 |
8*Число протонов в ядре атома соответствует его атомному номеру и обозначается символом Z.
Порядковый номер элемента в ПСХЭ Д.И.Менделеева совпадает с зарядом ядра его атома! (выделить цветом в опорном конспекте (ОК)) Приложение 1
9*
Число протонов и нейтронов, образующих ядро атома, называют массовым числом и обозначают символом А.
A = число протонов + число нейтронов A=Z+N (записать в рамке в ОК)
Атомный номер Z и массовое число А элемента записываются перед символом элемента следующим образом:
Например, для магния: 2412 Mg
массовое число 24
атомный номер 12
символ элемента Mg
Количество нейтронов в ядре можно вычислить из соотношения между массовым числом и атомным номером.
Число нейтронов = A - Z N=A-Z (записать в рамке в ОК)
A - массовое число
Z - атомный номер
Ядро атома магния содержит 12 нейтронов (24 - 12 = 12)
Атомы электронейтральны, поэтому, что мы можем сказать о количестве протонов и электронов ?
р= е (выделить в ОК)
2412 Mg[ (12 p+; 12 n0);12e]0 Р
Zn Na
10*Динамическая пауза
1.Посмотрите на тренажер для глаз – выполнить упражнение по красному кругу – 2раза, затем по синему – в обратную сторону – 2 раза, затем опишите глазами восьмерку по часовой стрелке по зеленому контуру.(таким образом мы снимаем нагрузку с одних глазных мышц и перекладываем её на другие, что улучшает кровообращение и снимает напряжение зрительного нерва.)
2. Встали. Потянитесь. Сбросьте руки вниз –вдоль туловища,
-далее – руки к плечам – круговые движения назад на 4 счета, затем вперед на 4 счета,
-руки на талию – пружинящие наклоны вправо на 2 счета, влево на 2 счета, повторить,
-потянулись, сбросили руки вдоль туловища, улыбнулись, сели, продолжаем занятие.
- Скажите, пожалуйста, как вы думаете, почему массы атомов, указанные в ПСХЭ Д.И.Менделеева имеют дробное значение? Мы только что выяснили, что масса атома определяется суммой масс протонов и нейтронов, а это должно быть определенно целочисленное значение.
11*Изотопы
Как показали исследования, атомы одного элемента могут различаться между собой по некоторым свойствам, особенно по массе. Это происходит из-за разного количества нейтронов в их ядрах.
Атомы одного элемента, имеющие одинаковое число протонов, но различное число нейтронов, называются изотопами. (выделить в ОК)
Слово «изотоп» имеет греческое происхождение (isos - «равный» и topos - «положение») и в переводе означает «равный по положению», поскольку все изотопы одного элемента занимают одно место в периодической системе.
12*Известны три изотопа водорода: протий, дейтерий и тритий.
Все три изотопа имеют одинаковый атомный номер, так как у каждого из них лишь один протон в ядре. Различие же заключается в количестве нейтронов.
Ядро дейтерия, кроме одного протона, содержит также один дополнительный нейтрон. Поскольку дейтерий вдвое тяжелее протия, он называется тяжелым водородом. Поэтому вода, в молекулах которой находится дейтерий, а не протий, называется тяжелой водой (D2O). (в 1000г обычной воды – 150г тяжелой, с тритием – следовые количества)
Ядро трития самое тяжелое, оно состоит из одного протона и двух нейтронов. Тритий также присутствует в природной воде, но в крайне малых (следовых) количествах.
Только изотопы водорода имеют собственные символы - D и T. (отметьте в ОК)
11H 21D 31T
Изотопы других элементов не имеют собственных символов и названий.
13*Хлор существует в виде смеси двух изотопов:
одного - с атомной массой 35 а.е.м.,
a другого - с атомной массой 37 а.е.м.
14*Атомная масса элемента рассчитывается с учетом процентного соотношения его изотопов.
Атомная масса элемента может быть рассчитана с помощью следующей формулы:
(в рамки в ОК)
%w1 ∙ Ar1 + %w 2∙ Ar2 + %wn∙ Arn
Ar = -------------------------------------------------
100%
Атомная масса хлора рассчитывается так:
Ar (Cl) = 35 ∙ 0.75 + 37∙ 0.25=35.5
Таким образом можно объяснить положение Ar(39,95) и К(39,09) в ПСХЭ. Очевидно у К тяжелых изотопов в % отношении меньше, чем легких, а у аргона наоборот.
Итак, мы можем сказать, что открытие явления радиоактивности и опыты Э. Резерфорда, исследования М. Склодовской –Кюри, Пьера Кюри, работы Ирен Жолио-Кюри и Фредерика Жолио (1934г), сыграли ключевую роль в развитии знаний о строении вещества.
Большинство элементов встречаются в природе в виде стабильных изотопов.
Существуют и радиоактивные изотопы, в основном у элементов с относительной атомной массой больше 82, т.е. у элементов, стоящих в ПСХЭ Д.И.Менделеева после свинца.
15*Радиоактивные изотопы используются очень широко –
в медицине, в естественных науках, на электростанциях, для производства ядерного оружия.
16*Просмотрите видеосюжет и покажите стрелками в опорном конспекте положительные и отрицательные стороны использования радиоактивных изотопов.
Воздействие радиоактивности
Радиоактивные изотопы могут быть очень опасны для человека. Даже в небольших количествах радиоактивные элементы представляют потенциальную опасность для жизни. Радиация может повредить генетическую структуру, что приводит к поражению иммунной системы или раку. Посмотрите, какие части тела наиболее чувствительны к радиации.
17*
Легкие | Криптон 85,Радий 222 ,Уран, Плутоний 23 |
Щитовидная железа | Иод 131 |
Печень | Кобальт 60 |
Мышцы | Цезий 137,Калий 40 |
Кости | Углерод 14 ,Фосфор 32,Радий 226, Стронций 90 |
Степень воздействия радиации зависит от дозы радиоактивного облучения, полученного организмом, то есть зависит от количества радиоактивного вещества, расстояния до него и продолжительности облучения.
Небольшие дозы радиации, которые мы получаем от естественных источников, - безопасны. В природе находится множество радиоактивных изотопов. Они рассредоточены в воздухе, воде, почве, скалах и минералах. В живых организмах также присутствуют радиоактивные изотопы. Человеческий организм получает их вместе с пищей. Растения поглощают их из почвы.
18*Определенную часть этих компонентов можно получить при вдыхании сигаретного дыма даже при пассивном курении. Поэтому стоит наверное каждому задуматься ещё и об этой стороне этой пагубной привычки.
- Закрепление
Итак, мы с вами выяснили состав ядра атома, научились показывать, что атом электронейтрален, рассмотрели явлением радиоактивности , познакомились с изотопами. Выяснили, какое влияние может оказать радиация на организм человека.
Прежде чем вы приступите к выполнению индивидуальных заданий по первичному закреплению нового материала запишите домашнее задание и прослушайте указания к нему.
19*Домашнее задание
- §37,стр125-128, вопр. 1-3стр 138.
- упр1,(опорный конспект) Письменно в тетради, просмотрите текст упражнения, есть ли у вас вопросы по выполнению Д/з?
Приступаем к работе по карточкам в виде выполнения заданий разного уровня. Активно используем ОК и ПСХЭ Д.И.Менделеева.
Учащиеся получают индивидуальные карточки с заданиями разного уровня, где указано, какое количество баллов они могут получить при выполнении каждого задания.
(Приложение 2)
После выполнения задания проставьте, пожалуйста , соответствующие знаки в разделе «Рефлексия урока»
И последнее, обменяйтесь карточками с соседом по парте, и проверьте, как справился с заданием ваш коллега. Таким образом, вы выполните по два варианта, что способствует лучшему закреплению материала. Не забудьте оценить работу товарища по соответствующим уровням.
У нас осталось немного времени. Загадайте, пожалуйста, химический элемент. Его порядковый номер умножьте на 2, прибавьте к этому произведению 5. Теперь всю сумму умножьте на пять. По очереди говорите мне ответ, а я скажу вам порядковый номер вашего загаданного элемента.
(Разгадка: От предложенного ответа необходимо отбросить последнюю цифру и вычесть от оставшегося числа 2. Получится порядковый номер задуманного элемента в таблице Д.И.Менделеева).
В оставшееся время можно также предложить ученикам загадки:
Очень положительный
С массою внушительной,
А таких, как он, отряд
Создает в ядре заряд.
Лучший друг его – нейтрон.
Догадались? Он-….(протон)!.
Зарядом я похвастать не могу,
А потому сижу в ядре и ни гу-гу.
А то еще подумают: шпион,
А я нейтральный и зовусь…(нейтрон)!
Он бежит по проводам,
Он бывает тут и там,
Свет зажег, нагрел утюг
…. – наш лучший друг.
Если в атом он попал –
То считай почти пропал:
Он с утра и до утра
Носится вокруг ядра. (электрон)
Спасибо всем за урок! При выходе не забудьте сдать свои индивидуальные карточки – я, проверив их, соглашусь или нет с оценкой выставленной вам вашим коллегой.
До свидания.
/ Знак (*) в тексте соответствует определенному слайду презентации. / Приложение 3
Приложение 1
Опорный конспект по теме «Состав атомных ядер. Изотопы. Радиоактивность.»
Приложение 2
Карточки
Приложение 3
Презентация к уроку по теме «Состав атомных ядер. Изотопы. Радиоактивность.»
Приложение 4
Пакет документов для посещающих урок участников продуктивно-управленческой игры
Предварительный просмотр:
Опорный конспект по теме «Состав атомных ядер. Изотопы. Радиоактивность.»
1879/1891 | У.Крукс/Д.Стоней | |
1895 | У.К.Рентген | |
1896 | А.Беккерель | |
1898 | М.Складовская-Кюри, П.Кюри | |
1911 | Э.Резерфорд | |
символ | заряд | масса |
е | 1/1840 | |
р | 1 | |
n | 1 |
А Z N
Массовое число = число протонов + число нейтронов Атомы электронейтральны, поэтому число р = e
Порядковый номер элемента в ПСХЭ Д.И.Менделеева
совпадает с зарядом ядра его атома!
2412 Mg[ ( ); ]
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Атомы одного элемента, имеющие одинаковое число протонов, но различное число нейтронов, называются изотопами.
протий | дейтерий | тритий |
р | р | р |
n | n | n |
H2O | D2O |
%w1 ∙ Ar1 + %w 2∙ Ar2 + %wn∙ Arn
Ar = ------------------------------------------------- Ar (Cl) = 35 ∙ 0,75 + 37∙ 0,25=35,5
100%
Легкие | Криптон 85 Радий 222 Уран Плутоний 23 |
Щитовидная железа | Иод 131 |
Печень | Кобальт 60 |
Мышцы | Цезий 137 Калий 40 |
Кости | Углерод 14 Фосфор 32 Радий 226 Стронций 90 |
Определите, какие виды и результаты применения радиоактивных изотопов положительны, а какие – отрицательны (укажите стрелками)
Производство электроэнергии. Исследование строения материи. Лучевая болезнь. Антиопухолевая обработка.
Положительные Отрицательные
Производство ядерных вооружений. Повреждение генетической структуры. Определение возраста скал .
Д/з §37,стр125-128, вопр. 1-3стр 138.
1. Записать состав атомного ядра и показать, что атом электронейтрален, по образцу, для элементов с порядковыми номерами: 25,63,125.
Предварительный просмотр:
Вариант 1 1уровень(3) 1.Назови частицы, из которых состоит атом: а) протон, нейтрон, молекула; б) протон, электрон, ион; в) протон, нейтрон, электрон. 2. Какие частицы движутся вокруг ядра атома с большой скоростью: а) протоны; б) электроны; в) нейтроны; г) ионы. 2уровень(4) 3.Сравнение металлических свойств Mg и Al отражает запись: а) Mg > Al; б) Mg < Al; в) Mg = Al 4. С помощью периодической таблицы вычислите количество нейтронов в изотопах серы 3418S( ), 3519S( ) 3уровень(5) 5. Записать состав атомного ядра и показать электронейтральность атома для элементов с порядковыми номерами: 17___________________________________________________ 24___________________________________________________ 47___________________________________________________ Рефлексия урока: «+» – если было понятно; «+» – если было интересно; «+» – если считаешь, что работал хорошо; «–» – противоположный ответ. Выполнил Проверил | Вариант2 1уровень(3) 1. Как называется модель атома, предложенная Резерфордом? а) солнечная; б) планетарная; в) планёрная; г) галактическая. 2. Из каких частиц состоит ядро атома? а) из протонов и электронов; б) из протонов и нейтронов; в) из нейтронов и ионов; г) из электронов и нейтронов. 2уровень(4) 3.Сравнение металлических свойств Li и K отражает запись: а) Li > K; б) Li < K; в) Li = K 4. С помощью периодической таблицы вычислите количество нейтронов в изотопах серы. 3216S ( ) , 3317S( ), 3уровень(5) 5. Записать состав атомного ядра и показать электронейтральность атома для элементов с порядковыми номерами:
21____________________________________________________ 26____________________________________________________ 50____________________________________________________ Рефлексия урока: «+» – если было понятно; «+» – если было интересно; «+» – если считаешь, что работал хорошо; «–» – противоположный ответ Выполнил Проверил |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Открытие электронов
Открытие Х - лучей
α -, β -, γ -излучения
Характеристика элементарных частиц
Z заряд ядра, число протонов N число нейтронов A массовое число
Запомнить Атом состоит из маленького положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов, вращающихся вокруг него. Протоны, нейтроны и электроны - элементарные частицы. Число электронов, вращающихся вокруг ядра атома, равно числу протонов в его ядре.
Физкультминутка Стало палубу качать, Ноги к палубе прижать! Крепко ногу прижимаем, А другую расслабляем. Сели – руки на колени, А теперь немного лени. Напряженье улетело, И расслабилось всё тело. Наши мышцы не устали И ещё послушней стали. Дышится легко, Ровно, глубоко
Вычисление атомной массы элемента Ar (Cl) = 35 ∙ 0 , 75 + 37∙ 0 , 25=35 , 5
Запомнить Атомы одного элемента, имеющие одинаковое число протонов, но различное число нейтронов, называются изотопами. Изотопы имеют одинаковые химические свойства, но немного различаются по физическим свойствам, в частности по весу. Большинство элементов встречаются в природе в виде нескольких изотопов.
Использование радиоактивных изотопов
Специфические компоненты табачного дыма Металлы /Содержание, мкг на1 сигарету Калий /70 Натрий /1,3 Цинк/0,36 Свинец/0,24 Алюминий /0,22 Медь/0,19 Кадмий/0,121 Никель/0,08 Марганец/0,07 Железо/0,042 Радий/0,052 Мышьяк/0,012 Теллур/0,006 Висмут/0,004 Ртуть/0,004 Лантан/0,0018 Стронций/0,0014 Хром/0,0014 Серебро/0,0012 Селен/0,001 Кобальт/0,0002 Цезий/0,0002 Золото/0,00002
Домашнее задание §37,стр125-128, вопр. 1-3стр 138. Рефлексия урока: (обведи соответствующий знак (знаки)на карточке с заданием) «+» – если было понятно; «+» – если было интересно; «+» – если считаешь, что работал хорошо; «–» – противоположный ответ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/10/picture-91287.jpg)
Методическая разработка урока по теме "Состав атома и атомного ядра"
Методическая разработка урока по теме "Состав атома и атомного ядра" предназначена для проведения урока химии в 8 классе при изучении главы "Строение атома. Структура Периодической системы химических ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/12/picture-237784-1365767431.jpg)
Конспект открытого урока по теме: "Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции:"
Конспект открытого урока по теме: "Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции" содержит конспект урока, технологическую карту урока и опорный конспект....
Контрольная работа по теме "Состав атома.Атомное ядро"
Контрольная работа для учащихся 9 класса составлена в 4 вариантах....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/17/picture-37102-1358440021.jpg)
Конспект урока "Состав атомных ядер .Изотопы"
Цели урока:Обобщающая – обобщение знаний учащихся о составе атома и атомного ядра. Раскрыть физический смысл порядкового номера химического элемента в периодической таблице. Сформировать п...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/27/picture-1172518-1645957334.jpg)
Конспект урока по теме "Состав слова" (урок открытия новых знаний).
Конспект урока по теме "Состав слова" (урок открятия новых знаний)....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/12/picture-378211-1481566404.jpg)
Урок:Радиоактивные превращения атомных ядер. Закон радиоактивного распада.
Современный урок - это целостный фрагмент учебного процесса, представляющий систему взаимосвязанных элементов: образовательных ситуаций, форм организации взаимодействия участников, образовательной зад...