Конспект открытого урока по теме: "Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции:"
методическая разработка по физике (11 класс) по теме
Конспект открытого урока по теме: "Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции" содержит конспект урока, технологическую карту урока и опорный конспект.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции.
1. | ФИО (полностью) | Ахатова Сария Харисовна |
2. | Место работы | МБОУ «Нижнесуньская СОШ» Мамадышского р. РТ |
3. | Должность | Учитель физики и математики |
4. | Предмет | физика |
5 | Класс | 11 |
6. | Тема и номер урока в теме | Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции. Урок № 11(2 ч) |
7. | Тип урока | Урок изучения нового материала и первичного закрепления |
8. | Базовый учебник | Г. Б. Мякишев, Б. Б. Буховцев, В. М. Чаругин. Физика 11 класс. Москва «Просвещение» 2008 |
9. Цель урока: познакомить обучающихся с процессом деления ядер урана, механизмом протекания цепной ядерной реакции, устройством и принципом работы ядерного реактора.
10. Задачи:
- обучающие: изучить механизм деления ядер урана-235; ввести понятие критической массы; определить условия, определяющие протекание цепной реакции, изучить устройство и принцип работы ядерного реактора, дать понятие о термоядерных реакциях.
-развивающие: развитие зрительной памяти, логического мышления; монологической и диалогической речи; мыслительных операций: анализа, сравнения. Формирование бережного отношения к окружающему миру.
-воспитательные: показать обучающимся важность научных открытий и предупредить об опасности, которая существует при некорректном обращении с достижениями науки.
11.Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления
12.Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
13.Необходимое техническое оборудование:
- проектор,
- экран,
- компьютер с выходом в Интернет.
14.Структура и ход урока
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Организационный момент | 1-3-й слайд | Учитель создаёт психологически комфортную обстановку для работы на уроке; ставит цель урока, рассказывает, какими способами эта цель будет достигнута. | Участвуют в определении целей урока | 1 |
2 | Актуализация знаний | 4-й слайд | 1.Каков состав атомных ядер: Li, K, Co ? 2. Каковы особенности ядерных сил? 3. Сформулируйте закон радиоактивного распада и запишите его формулу. 4. Что называется ядерной реакцией? 5. Какие законы сохранения выполняются в ядерных реакциях? 6.Как рассчитать энергию связи атомных ядер? 7.Что называется энергетическим выходом ядерной реакции? | Отвечают на вопросы. 1) Li-Z=3,N=3; K-Z=19, N=20; Co-Z=27, N=31. 2) Это-ядерные силы притяжения. Они действуют между нуклонами и в сотни раз сильнее электрических сил отталкивания. 3) N=N02-t/T, где Т-период полураспада - это время, в течение которого распадается половина начального числа радиоактивных атомов. N0-число радиоак-х атомов в начальный момент времени. N-число нераспавшихся ядер в любой момент времени t. 4) Ядерной реакцией называется изменение атомных ядер при взаимодействии их с элементарными частицами или друг с другом. 5) В соответствии с законом сохранения энергии изменение кинетической энергии в процессе ядерной реакции равно изменению энергии покоя участвующих в реакции ядер и частиц. 6) Минимальная энергия, которую необходимо затратить для полного расщепления ядра на отдельные нуклоны-E = Δmc2 7) Q = (M1– M2)c2 = Δmc2 , где M1 – массы исходных продуктов, M2 – массы конечных продуктов реакции. | 5 |
3 | Мотивация изучения новой темы | 5-6 слайды 1.Атомный ледокол «Ленин» 2. Кольская АЭС 3. Атомные бомбы | Ставит проблему: Можно ли найти практическое применение выделяющейся энергии? Беседа с классом. презентация, в которой отражены ключевые моменты изучаемой темы «Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции». | Делают вывод после просмотра слайдов. | 1 |
4 | Изучение нового материала | Слайд 7 http://www.physbook.ru/images/8/8f/Img_Kvant-1986-05-005.jpg (график зав. уд. Эн. связи от мас. числа) Слайд 8-9 (2) 10 слайды 11 й слайд (7) Слайд 12. (5) Слайд 13. Модель ядра Бора-Френкеля (4) Слайд 14. Слайд 15 (8-9) Слайды16-17 (10-11) Слайд 18-20. Слайд 21. http://multiring.ru/lesson/view/1439 (термоядерные реакции) | 1.Обращает уч-ся к графику зависимости удельной энергии связи от массового числа.
Ставит проблему
По презентации обьясняет
.
| Отвечают на вопросы. 1.Синтез более массивных ядер из самых легких. 2. Деление массивных ядер А~ 200
Изучают содержание модуля Анализируют, какие именно частицы следует столкнуть с ядром: протоны, альфа-частицы, нейтроны. (Ответ: нейтрон, большая проникающая способность) Делают вывод: Деление возможно, если ядро возбудить или столкнуть с нейтроном
| 25 |
5 | Закрепление 1)По опорному конспекту отвечают на вопросы 2)Вопросы для самоконтроля. | (12) | 1.Что понимают под делением ядер урана? 2.Какой величиной характеризуется скорость цепной ядерной реакции? 3.Как пойдет реакция при k > 1? 4.При каком значении k ядерная реакция управляемая? | Краткие ответы на вопросы. Пишут ответы на вопросы самоконтроля и проверяют. | 7 |
6 | Домашнее задание | §107, 108 ,109,110. Готовиться к письменному воспроизведению опорных сигналов, в тетрадях для конспектов. По желанию - проект или презентацию по использованию ядерной энергии. | Записывают домашнее задание. | 1 | |
7 | Итоги | Оценки за урок выставляет в электронный журнал. | 1 | ||
8 | Рефлексия | 1) Предлагает продолжить предложение «Сегодня на уроке Я повторил … Я закрепил … Я научился … Я узнал …» | Высказывают свое мнение. | 4 |
Таблица 2
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
Интерактивная модель «Цепная реакция и ядерная энергетика» | И | Интерактивная модель | ||
3 | Интерактивная модель «Управление ядерным реактором» | И | Интерактивная модель | |
4 | График зависимости удельной энергии связи от массового числа. | И | иллюстрация | http://www.physbook.ru/images/8/8f/Img_Kvant-1986-05-005.jpg |
8 | Термоядерные реакции | И | анимированная модель | Посмотреть ЭОР можно на странице: http://multiring.ru/lesson/view/1439 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме: "Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции."
Разработка урока по теме: "Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции." содержит технологическую карту урока, презентацию и опорный конспект....
Разработка урока по теме: "Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции."
Разработка урока по теме: "Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции." содержит технологическую карту урока, презентацию и опорный конспект....
Конспект урока физики в 11 классе по теме: «Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции»
Урок получения новых знаний. Содержит тестовые задания для контроля знаний по теме "Атомная и ядерная физика". Форма проведения - эвристическкая беседа....
Разработка урока "Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции", 11 класс
Урок физики в 11 классе по учебнику С.А. Тихомировой...
Конспект открытого урока по теме "Деление дробей" 6 класс
Конспект открытого урока в 6 классе по теме "Деление дробей" в рамках областного семинара "Особенности организации образовательного процесса с детьми, имеющими нарушения слуха"....
Конспект открытого урока на тему: "Деление клетки", 6 класс
Конспект открытого урока на тему "Деление клетки" в 6 классе по умк Сонин Н.И. "Биология. Живой организм"...
Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции..
Цель: познакомить обучающихся с процессом деления ядер урана, механизмом протекания цепной ядерной реакции, устройством и принципом работы ядерного реактора....