Информационно - коммуникационные технологии в процессе преподавания химии
статья по химии

Полещук Надежда Марковна

С помощью информационно - коммуникационных технологий мы воздействуем на зрительное, слуховое, тактильное восприятие материала учащимися

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatsionno_-_kommunikatsionnye_tehnologii_.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 78

__________________________________________________________________________

Информационно – коммуникационные технологии

в процессе преподавания химии

учитель химии

Полещук Н.М.

д.Пятково

2017 г.

Информационно – коммуникационные технологии

в процессе преподавания химии

     

Из всего многообразия педагогических технологий я выбрала информационно – коммуникационные технологии. Это информационные, интерактивные и коммуникативные технологии вместе взятые. Так как, на мой взгляд, в процессе преподавания невозможно использовать одну технологию в чистом виде (да и нужно ли?).

Ключевые компетенции, которые необходимо сформировать у учащихся в процессе преподавания химии:
- ознакомить учащихся с многообразием и единством веществ и химических явлений, их значением в природе и жизни человека;

- сформировать систему химических понятий в их взаимодействии друг с другом;

- ознакомить с методами познания природы, общими для естественных наук;

- сформировать необходимые в повседневной жизни навыки безопасного обращения с веществами(чистыми и смесями);

- воспитать ценностное отношение к природе, здоровью человека;

- развивать способности критически осмысливать полученную информацию, можно реализовать,  используя все доступные формы, средства  и методы в образовательном процессе во время урока.

Информационные технологии - совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта), в том числе при использовании компьютера в учебном процессе. Компьютер может поддерживать и тем вносить разнообразие в процесс изложения нового материала, не исключается возможность моделирования с помощью компьютера химических процессов и явлений и, конечно же,  в процессе контроля качества образования. При использовании метода моделирования с помощью компьютера химических процессов и явлений, ни в коем случае нельзя исключать  демонстрационный эксперимент, лабораторный опыт (также являющимися методом моделирования). Речь идёт о тех случаях, когда нет возможности продемонстрировать свойство вещества из-за отсутствия необходимых реактивов, условий для проведения, высокой токсичности веществ. Я использую  компьютер и проектор для компьютерного тестирования, демонстрации презентаций и видеоопытов. Можно встраивать  аудио-, видеофрагменты, делать гиперссылки на интернет-страницы с ЦОР.

Слово “интерактив” образовано от слова “interact” (англ.), где “inter” — взаимный, “act” — действовать. “Интерактивность” означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение. Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь на линиях “учитель — ученик” или “учитель — группа учащихся (аудитория)”. При интерактивном обучении диалог строится также на линиях “ученик — ученик” (работа в парах), “ученик — группа учащихся” (работа в группах), “ученик - аудитория” или “группа учащихся — аудитория” (презентация работы в группах), “ученик — компьютер” и т.д. Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Общеизвестно, что средний процент  усвоения учебного материала следующий: урок-лекция – 5%; при использовании элементов самостоятельного чтения – 10%; наглядных и аудиоматериалов – 20%; аудиовизуальных материалов – 30-40%; работа в дискуссионных группах – 50%; практика через действие – 75%; использования мультимедийных технологий – 80-85%; метод обучения других – 90% . Поэтому, чтобы максимально повысить качество знаний учеников, максимально их заинтересовать и увеличить их личностные компетенции, необходимо соединить интерактивное обучение с использованием аудиовизуальных и  мультимедийных средств. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы. Мультимедиа позволяют увеличить время работы на уроке учеников, интенсифицировать ее. Более того, они позволяют заставить работать каждого из них. Каждый сможет видеть, слышать. Таким образом, уровень индивидуализации обучения значительно возрастает.

При построении урока особое место необходимо определить метапредметному подходу, в основе которого лежит идея интеграции учебного материала и принцип рефлексивного мышления, учебное сотрудничество и ИКТ – компетентность и др. Это, во-первых, использование проблемных вопросов (объяснение сути химических явлений, выделение и обобщение главного, творческие задания). Во-вторых, ориентировочные основы действий, уровневая дифференциация заданий для самостоятельной работы, которые помогают учащимся овладевать учебной деятельностью.

  Данные методы, как ни какие другие, способствует формированию практически всех выбранных мною ключевых компетенций у учащихся и активизируют их познавательную активность.

                              Структура  урока «Вода»

Этап урока

Методическая цель

Примерные методики

1 этап.  Мотвация

Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы.

Мини-презентция «Вода в природе»

2 этап.  Определение задач урока

Обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока.

- Почему вода – самое удивительное вещество на Земле?

- Чему будем учиться?

- Какие сложные проблемы будем ставить и решать?

3 этап.  Получение новых знаний. Интеракивное задание

Презентация домашнего задания.

Групповые проекты в виде творческих  работ: «Физические свойства воды», «Вода и жизнь», «Вода на планете Земля»

и моделирование -  «Испорченный кран» - лабораторный опыт - моделирование, работа в парах по фрагменту текста научной статьи «Причины аномального поведения столь необычной жидкости»  

4 этап.    Получение новых знаний. Экспериментальное  задание

Практическое усвоение материала Инструктаж учащихся по ТБ для выполнения задания.

Выполнение лабораторных работ

«Взаимодействие с активными металлами» (видеоопыт CD + к учебнику химии Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман),

«Взаимодействие с оксидом кальция» (лаб.опыт).

5 этап.  Подведение итогов

Закрепление и обобщение материала по теме

Рефлексия

Что больше всего вам из данного урока запомнилось? Что вы назовёте самым удивительным свойством воды (что вас удивило?)  Что вы научились сегодня выполнять? Как вы теперь отнесетесь  к пресной воде?

          В заключение хотелось бы отметить, что с помощью информационно - коммуникационных технологий мы воздействуем на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, учащихся, концентрируем их внимание наглядностью. При создании презентации развиваются творческие способности учащихся, при выполнении лабораторного опыта  - формируются практические навыки и оперативная память. Используя возможности компьютера, преображаем дидактические материалы, создаем базу данных учителя химии и используем новый вид учебников – электронные учебники. Все это положительно сказывается на учебе учащихся по химии.

Используемая литература:

  1. Учебник химии Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман.
  2. Википедия

                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в преподавании предмета "Иностранный язык"

Современный этап развития, характерными чертами которого являются многочисленные динамичные социально-экономические перемены «требует поиска инновационных методов решения социально-стратегических зада...

Использование информационно – коммуникационных технологий в процессе обучения химии

В настоящее время к выпускникам средних школ предъявляются большие требования. Ребятам, окончившим школу необходимо адаптироваться в сложном современном мире и, скорее всего,  им не столько нужна...

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное направление модернизации российского школьного образования.

Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное нап...

Применение информационно-коммуникационных технологий в практике преподавания родного языка

Наш мастер-класс называется «Применение информационно-коммуникационных технологий в практике преподавания  родного языка».Цель нашего мастер-класса: продемонстрировать возможности ИКТ...

Статья «Информационно-коммуникационные технологии в процессе преподавания калмыцкого языка и литературы»

Эффективность урока в случае использования печатных материалов повышается вдвое: за урок можно не только изучить новый материал, но также закрепить его, отработать практические навыки....