Тема урока: "Основания". 8класс
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Сердюкова Людмила
Практическая направленность - компетентностный подход в преподавании химии. Тема урока: "Основания".8 класс
Используемые педагогические технологии.
1 Проблемное обучение.
2 Поисковая и исследовательская деятельность.
3. Компьютерная поддержка процесса изучения нового материала и контроля изученного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Тема: "Основания".8класс64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая направленность-компетентностный подход в преподавании химии.                                                                  

                                     

Класс  8 класс.  Тема:«Основания».

Цели урока.                                                                                                              

1.Учебная.  Сформировать знания учащихся о новом классе неорганических соединений- основаниях .

2.Развивающая. Выработать умения  определять принадлежность веществ к классу оснований, называть их, составлять формулы и пользоваться таблицей растворимости кислот, оснований и солей в воде для определения растворимости оснований; развивать логику, абстрактное мышление.         

3.Воспитательная. Экономическое воспитание с практической направленностью.

 Методы: объяснительно-иллюстративный, метод проектов. 

Формы работы: фронтальная, групповая и индивидуальная.                                                                

Используемые педагогические технологии:

1.Проблемное обучение.

2.Поисковая и исследовательская деятельность.

3.Компьютерная поддержка процесса изложения нового материала и контроля его усвоения.

4.Опережающее обучение.

Оборудование: мультимедийное приложение.

Демонстрации:

1. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.                                                 2. Таблица:  «Растворимость кислот, оснований и солей в воде».                                                             3.Образцы оснований, растворимых и нерастворимых в воде.

 Ход урока                                                                                                                                                               1. Организационный момент.                                                                                                                                             2.Разминка.                                                                                                                                                                       а) Фронтальная работа с классом.                                                                                                                     Используя    дидактические карточки  выписать формулы оксидов металлов и неметаллов, определить степень окисления химических элементов.                                                                                                     

б) Индивидуальное задание.                                                                                                                                                     Решение задач с использованием физических величин «количество вещества» и «молярная масса»  (на доске).

Решение заданий по дидактическим карточкам.                                                                                                                      Задание № 1. Определите виды химической связи в предложенных веществах  и обведите в таблице соответствующие цифры. Для проверки правильности выполнения задания сложите обведённые цифры. Если сумма равна порядковому номеру фосфора, задание выполнено правильно.

Формула/вид связи

Ковалентная неполярная

Ковалентная  полярная

 Ионная

K2SO4

1

2

3

H2S

4

5

6

O2

7

8

9

Задание № 2 «Крестики-нолики»: вычеркните прямой линией три вещества, в которых хлор имеет одну  и ту же степень окисления:

Cl2O

HClO3

HCl

Cl2O7

HClO

ClO2

NaCl

HClO4

ClF

3)  Индивидуальная работа.

Среди предоставленных образцов оксидов выбрать оксиды металлов  и оксиды неметаллов и дать им соответствующие названия.

Сообщения учащихся о свойствах и применении оксидов

Ученик №1 Применение СО2  (слайд № 1).

(газирование напитков,  для тушения пожаров,  в медицине –углекислые ванны, для производства и хранения мороженого. )

                                                                                                                         

Ученик №2 Применение SO2 (слайд № 2)

 (в виде песка в строительстве, в производстве стекла, керамики, цемента).

Ученик №3. Презентация: «Н2О- основа жизни на Земле)».

Применение оксида водорода.

Учитель: «Какой оксид участвует в процессе фотосинтеза и тем самым способствует  росту растений в теплицах и оранжереях?»

Ученик: «Обогащение воздуха  углекислым газом СО2

 способствует росту растений, поэтому его применяют в качестве удобрения в теплицах и оранжереях».

Учитель: Всегда ли вода является средством для тушения пожаров?

Ученик:  «Для тушения пожара применяют воду, пену, углекислый газ, снег, землю, песок и другие сыпучие негорючие материалы. Вода является эффективным огнегасительным средством, доступным, дешёвым и безвредным. Она оказывает сильное охлаждающее действие, резко понижая температуру горящего тела. Однако вода неэффективна при тушении горючих органических жидкостей, таких, как бензин, керосин, бензол, нефть, которые легче воды и не смешиваются с ней. Нельзя использовать  воду для гашения загоревшегося газа. Непригодна вода и для тушения пожара при наличии электроустановок, находящихся под напряжением. Использовать воду для тушения пожара в этом случае опасно для жизни, так как вода электропроводна. Горящие жидкости можно засыпать песком. Он устраняет доступ кислорода и ликвидирует пламя. Более эффективным средством пожаротушения является сода ( карбонат  и бикарбонат натрия). Она  разлагается при повышенной температуре, при этом поглощается тепло и выделяется углекислый газ, обволакивающий горящий предмет.

Загорание жидкого топлива, смазочных масел, а также газов на выходе из трубопроводов и баллонов можно остановить, набросив накидку огнезащитной  ткани или тяжёлое покрывало.

Учитель: «Особое внимание, ребята, необходимо обратить на приёмы тушения пожара, который  может возникнуть в кабинете химии. Горючие спирт и ацетон разрешается тушить водой, так как они в ней хорошо растворяются».

 

Учитель: « Почему при входе в колодезные шахты следует соблюдать осторожность?»                                                                                                                                                         Ученик: «Углекислый газ значительно тяжелее воздуха. (Мсо2  = 44)  (Мвоздуха=29).Поэтому он собирается на дне емкостей, в которых образуется.

При входе в такие помещения следует соблюдать осторожность, так как при вдыхании СО2  в большом количестве наступает удушье из-за недостатка воздуха.

3.Изучение нового материала .

План.

  1. Определение и состав.
  2. Классификация оснований.
  3. Номенклатура.

      4)Составление молекулярных и структурных формул оснований.

      5)Применение оснований.

Работа с анимационным алгоритмом « Основания».  

Слайд № 4

Анимационная схема-состав оснований.                                                                                                          Задание учащимся: просмотрев анимацию, постараться сформулировать определение «основания».

Основания-это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и одного или нескольких гидроксид-ионов.

Число  гидроксильных групп  равно  степени окисления  металла.

(-О-Н-)-   или     ( ОН )1-

Состав  выражается общей формулой:  Ме +п    (ОН)1- п

п-число гидроксильных групп

Примеры оснований: КОН,  Са (ОН)2,  

Номенклатура (названия) оснований.

В названии основания на первом месте стоит слово «гидроксид», а затем – наименование металла в родительном падеже:КОН-гидроксид калия, Са(ОН)2-ГИДРОКСИД КАЛЬЦИЯ  .                                       Если металл проявляет переменную степень окисления, то ее величину указывают римской цифрой в скобках.

Например,  Fе(ОН)3   -гидроксид железа(+3)                                                                                     Классификация оснований.                                                                                                                                            По растворимости делятся:

1.Растворимые (основания активных металлов) – щёлочи: NaOH, Ca(OH)2

2.Нерастворимые (основания неактивных металлов) Fe(OH)2, Cu(OH)2.

Щёлочи – это твёрдые красящие вещества, хорошо растворимы в воде, мылкие на ощупь, разъедают кожу и ткани

Растворимо основание или нерастворимо узнать можно, используя таблицу:  «Растворимость кислот, оснований и солей в воде».                                                            

 По числу гидроксид-ионов в молекуле:                                                                                                                   

 1.Однокислотные-основания, молекулы которых содержат один гидроксид-ион: КОН,                        NаОН

2.Многокислотные-основания, молекулы которых содержат два и более гидроксид-ионов: Fe(OH)2, Cu (OH)2 .

Применение оснований (слайды №5-8)

Cа(OH)2 – гашеная известь, для штукатурки стен;

NaOH –  для очистки нефтяных продуктов – бензина и керосина, для производства мыла, искусственного шёлка, бумаги, в текстильной, кожевенной, химической промышленности.

4.Закрепление и контроль знаний

Слайды №9-10.  Тренажер                          

Задание по группам: 1. Выбрать из предложенных веществ основания;

                                     2.Подчеркнуть щелочи;                                                                                                                                                            

                                    3.Определить степени окисления элементов в данных формулах.                                                    Побеждает команда, быстрее справившаяся с заданием.                                                                                  

5. Домашнее задание:  П 25, задания 1-4.

Подготовить сообщение о применении гашеной извести (гидроксида кальция) и других оснований, ТБ при работе со щелочами повторить.

 Дополнительный материал к уроку (если позволит время)

Металл, применяемый для коррозионной защиты стали, образующий зеркальное покрытие.                             ( Никель)

Металл, используемый для изготовления  регулирующих и аварийных стержней в ядерных реакторах ( Кадмий).

Недостаток этого элемента вызывает заболевание щитовидной железы (Йод).

«Аква тофана» - XVII в.  наделал много шума в Италии. Сицилианка Тофана, бежавшая в Неаполь  из Палермо, продавала женщинам, желавшим ускорить смерть своих мужей, бутылочки с портретом святого Николая. В бутылочках была жидкость без запаха, вкуса и цвета. Пяти-шести капель ее было достаточно, чтобы умертвить человека; смерть наступала медленно и безболезненно. Просто человек постепенно утрачивал силы и аппетит, его постоянно мучила жажда. Какой химический элемент входил в состав яда? ( Мышьяк.)

6.Этап подведения итогов занятия.

  1. Что нового вы узнали?
  2. Что было самым сложным на уроке и почему?
  3. Как вы считаете, где могут пригодиться вам новые знания?
  4. Оцените, насколько вам удалось достичь поставленной цели.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: «Свойства оснований: реакция нейтрализации» (8 класс).

Предложена методическая разработка урока по теме: «Свойства оснований: реакция нейтрализации» (8 класс).Учителем поставлена  задача создания условий, наряду с  обучением, для разностор...

Основания. 8класс. (презентация)

Урок в 8 классе. "Основания"...

Урок "Основание", 8класс.

Урок "Основание"...

Тема урока: «Основания. Качественные реакции. Индикаторы»

Технологическая карта урокаПредмет: ХимияКласс: 8 Базовый учебник: Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2013Тема урока: «Основания. Качественн...

Проверочная работа по теме :"Оксиды, кислоты, основания." 8класс химия

Проверочная работа состоит из 4 заданий, разного уровня....

тема урока основания

Разработка урока по химии. УМК О.С.Габриелян 8 класс. с приложением...

Технологическая карта урока Тема урока: «Соли как производные кислот и оснований»

Дидактическая цель:  формирование знаний обучающихся о составе, классификации, номенклатуре и применении солей.Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.Задачи урока:Позн...