Методическая разработка урока по теме: «Свойства оснований: реакция нейтрализации» (8 класс).
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

 

Предложена методическая разработка урока по теме: «Свойства оснований: реакция нейтрализации» (8 класс).

Учителем поставлена  задача создания условий, наряду с  обучением, для разностороннего развития учащихся, поэтому выбрана форма проведения урока  -   индивидуальная самостоятельная работа учащихся (возможна также работа в парах постоянного состава) с методическим пособием, учебником и выполнение лабораторных опытов.

Разработка может быть использована при прохождении программного материала с отстающими учащимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:   «Свойства оснований: реакция нейтрализации» (8 класс)

Заичко Г.Н.  учитель химии

Цели урока  

Развивающие

  Создать условия для:

  1. развития  логического мышления, умения сравнивать, обобщать, навыков самостоятельной познавательной деятельности через работу с учебником и дополнительной литературой,  через установление взаимосвязи состав – строение – свойства вещества;
  2. расширения кругозора, интереса к предмету;
  3. умения составлять уравнения реакций, анализировать, делать выводы.

Воспитывающие 

Способствовать:

  1. воспитанию наблюдательности, внимания,  настойчивости в овладении знаниями, самостоятельности, дисциплинированности, аккуратности;
  2. экологическому воспитанию, аккуратности;
  3. формированию коммуникативных качеств и чувства ответственности.

Образовательные  

Создать условия для:

  1. расширения знаний учащихся о свойствах кислот и оснований;
  2. формирования представления  о сути   реакции нейтрализации, как о  процессе взаимного уничтожения кислоты и основания, о противоположности кислотной и щелочной сред.

 

Тип урока:             комбинированный урок с лабораторной работой.

Формы работы:    индивидуальная самостоятельная и в парах постоянного состава, фронтальная.

Оборудование.

  1. На столе учащихся: растворы: CuSO4, NaOH, HCl, фенолфталеина, лакмуса, пронумерованные флаконы с растворами для распознавания, пробирки, планшет  для капельных реакций,  методичка (Приложение 1. Заполняется на уроке и остается в рабочей тетради учащихся), учебники Ф.Г. Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. Химия-8. М.: «Просвещение».
  2. На столе учителя растворы: HCl,  NaOH, фенолфталеина, лакмуса, метилового оранжевого, пробирки.

Приложение 1

Тема урока:                    Свойства оснований: реакция нейтрализации

(Г.Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Химия-8. М.: «Просвещение», §§ 31и 32)

Даны:           NaOH,   HCl,   CaO,   Ca(OH)2,   Ca(NO3)2,   HNO3,   KOH,   BaO,   Ba(OH)2,  

                    H2SO4,   FeSO4,    Fe(OH)2,     CuO,     Cu(OH)2,     CuSO4,     H3PO4

Задание 1. Закончите определение оснований.

Основания – сложные вещества, в состав которых входят ________________________________                                                  

( с валентностью        и          ), соединенные с одной или несколькими _____________________

                                 

Задание 2. Выберите формулы оснований и запишите их в таблицу

Формулы оснований

Классификация

По растворимости

По числу гидроксогрупп

Щелочи

Нерастворимые

Однокислотные

Двухкислотные

Охарактеризуйте в соответствии с таблицей основания:

NaOH –  _______________________________________________

Cu(OH)2 –  _____________________________________________

Задание 3. Закончите определение кислот.

Кислоты – сложные вещества, состоящие из ___________________________  и      _____________________ , (который   может замещаться на атомы  ____________________)

Задание 4. Выберите формулы кислот и запишите их в таблицу

Формулы кислот

Классификация

По числу атомов водорода

По составу кислотного остатка

Одноосновные

Двухосновные

Трехосновные

Бескисло-родные

Кислород-содержащие

Охарактеризуйте в соответствие с таблицей кислоту

Н3РО4 –      ______________________________________________

Задание 5. Распознавание кислоты и щелочи в растворе с помощью индикатора.

Внимательно изучите таблицу 10, стр. 96 учебника.   Посмотрите демонстрационные опыты и заполните таблицу (обратите внимание на условное название каждого цвета).

Индикатор

Цвет индикатора в среде

кислой

щелочной

нейтральной

Лакмус

Фенолфталеин

Метиловый оранжевый

Вывод:

Для определения щелочей лучше использовать   ____________________________________

Для определения кислот -  _______________________________________________________

Задание 6. Задача на распознавание.

Во флаконах  под номерами 1, 2, 3 находятся  растворы  HCl,  NaOH  и  H2O.  Используя индикаторы, узнайте в каком флаконе  раствор какого вещества находится. Для этого в три ячейки планшета  поместите по 2 капли растворов 1, 2 и 3 и добавьте по капле фенолфталеина. Запишите наблюдения в таблицу. Повторите  опыт с растворами 1,2 и 3, заменив  фенолфталеин на лакмус. Запишите наблюдения и  ответ.

Вариант № …………………  

Индикатор

Цвет индикатора в растворе образца

№ 1

№ 2

№ 3

Фенолфталеин

Лакмус

Вывод (формула вещества)

Сравните результат с ответами на доске.

Задание 7.

А) Добавьте в ячейку с  НСl (добавлен лакмус, раствор  красный) три капли NaOH.

Б) Добавьте в ячейку с NaOH (добавлен фенолфталеин, раствор  малиновый) три капли НСl.

Реакция   _______________________ (протекает или нет), так как цвет индикатора _______________________________ (меняется или нет).

Задание 8.

 Схема реакции нейтрализации:

Кислота + Основание = Соль + Н2О

Вспомните: Соль – сложное вещество, образованное атомами металлов и кислотными остатками. (При составлении формул солей пользуйтесь таблицей растворимости).

Пример:

                     3NaOH     +       H3PO4             =             Na3PO4      +        3H2O                   

                 гидроксид         фосфорная                     фосфат натрия

                    натрия              кислота    

                         

Задание 9.  

Осуществите реакции.

А)   Взаимодействие гидроксида натрия (щелочи) с серной кислотой (опыт проводится в пробирке).

К 1 мл раствора NaOH добавьте каплю фенолфталеина и затем несколько капель серной кислоты. Запишите уравнение реакции.

Подумайте, зачем вы добавили фенолфталеин.

Б)  Взаимодействие гидроксида меди(II) (нерастворимое основание) с соляной кислотой.

       Б.1) Получите нерастворимое основание  (опыт проводится в пробирке).

 Для этого к 1 мл NaOH добавьте 3 капли раствора CuSO4. Запишите уравнение реакции.

      Б.2) Добавьте к полученному  гидроксиду меди (II) три капли соляной кислоты. Запишите уравнение.

Задание 10.

Закончите уравнения, подпишите названия  веществ:    

                                                        Fe(OH)2   +  HNO3   =                      

                                                        Сa(OH)2  +   HCl  =  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме At the circus для 2го класса

Методическая разработка урока-экскурсии для учащихся 2-го класса на тему "At the circus"...

Методическая разработка урока по теме "Тепловые и электрические явления" 8 класс

Урок-игра по теме: "Тепловые и электрические явления " можно проводить в качестве повторения или внеклассного мероприятия в 8 классе....

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Типы химических реакций". 8 класс

Реакции соединенияРеакции разложенияРеакции замещенияРеакции обмена...

методическая разработка урока на тему: "клеточное строение листа" для 6 класса

Цели и задачи:Образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения кожицы листа и его внутренним строением, тканями, входящими в состав мякоти листа. Развивающие: развивать представлени...

методическая разработка урока на тему: "клеточное строение листа" для 6 класса

Цели и задачи:Образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения кожицы листа и его внутренним строением, тканями, входящими в состав мякоти листа. Развивающие: развивать представлени...

Методическая разработка урока по теме «Классификация химических реакций»

Цель урока: систематизировать знания студентов о подходах к классификации химических реакций.Задачи урока:– Расширить и углубить знания о химических реакциях, сравнить их с другими видами явлений...

Методическая разработка урока по теме "Свойства квадратных корней"

Методическая разработка по теме «Свойства квадратных корней» посвящена изучению нового материала. Показывается методика изучения правил извлечения квадратного корня из произведения и дроби...