Элективный курс "Химия (решение задач)"
элективный курс по химии (11 класс) по теме

Кузнецова Альфреда Накиповна

          Рабочая учебная программа элективного курса «Химия (решение задач)» для 11 класса составлена на основании примерной государственной программы среднего (полного) общего образования  // Программы элективных курсов. Химия. 10–11 классы. Профильное обучение. Сост.  Г.А.Шипарева. М.: Дрофа, 2005. Курс рассчитан на 18 часов  в год .

Задачи элективного курса:

-          научить обучающихся приемам решения задач основных типов;

-          закрепить теоретические знания школьников по наиболее сложным темам курса общей, неорганической и органической химии;

-          способствовать интеграции знаний учащихся по предметам естественно-математического цикла при решении расчетных задач по химии;

-          продолжить формирование умения анализировать ситуацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа элективного курса для учащихся 11класса

_______  Химия (решение задач)_______

Название программы

Срок реализации рабочей программы 2013 -2014 учебный год

,

Руководитель курса: учитель

биологии и химии А.Н.Кузнецова

пгт. Новоаганск

2013

Пояснительная записка.

          Рабочая учебная программа элективного курса «Химия» для 11 класса составлена на основании:

- примерной государственной программы среднего (полного) общего образования

  // Программы элективных курсов. Химия. 10–11 классы. Профильное обучение.

  Сост.  Г.А.Шипарева. М.: Дрофа, 2005; 

- федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, Стандарт основного общего образования //Вестник образования России - №14, 2004 г;

- Закона «Об образовании»  РФ;

- методические рекомендации АПКиПРО по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников.

Срок реализации рабочей учебной программы 1 год.

Рабочая учебная программа  рассчитана на 18 часов  в год  ( недели),

 час  в неделю.

Цели элективного курса:

  • развитие познавательной деятельности обучающихся через активные формы и методы обучения;
  • развитие творческого потенциала обучающихся, способности критически мыслить;
  • закрепление и систематизация знаний обучающихся по химии;
  • обучение обучающихся основным подходам к решению расчетных задач по химии, нестандартному решению практических задач;
  • подготовка школьников старших классов к сдаче единого государственного экзамена по химии.

Задачи элективного курса:

  • научить обучающихся приемам решения задач различных типов;
  • закрепить теоретические знания школьников по наиболее сложным темам курса общей, неорганической и органической химии;
  • способствовать интеграции знаний учащихся по предметам естественно-математического цикла при решении расчетных задач по химии;
  • продолжить формирование умения анализировать ситуацию и делать прогнозы;
  • развивать учебно-коммуникативные навыки при подготовке к семинарским занятиям и выполнения коллоквиумов.

Ведущие формы, методы и технологии обучения:

Для организации процесса обучения используются различные формы учебных занятий: уроки-практикумы и объяснительно-иллюстративные,  частично–поисковые, проблемные   методы.

Формы, средства и способы проверки и оценки результатов  обучения по данной рабочей программе:  контрольные работы, отчеты.

Формы промежуточной и итоговой аттестации: защита творческой работы, зачет.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

По итогам элективного курса учащиеся должны:

Знать:

  • химические свойства разных классов неорганических и органических соединений;
  • признаки, условия и сущность химических реакций;
  • химическую номенклатуру.

Уметь производить расчеты:

  •  по формулам и уравнениям реакций;
  •  определение компонентов смеси;
  •  определение формул соединений;
  •  растворимости веществ;
  • вычисление объема газообразных веществ при н.у. и условиях, отличающихся

от нормальных;

  • энтальпии веществ;
  • переход от одного способа выражения концентрации к другому.

  Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков  обучающихся.

 

Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»: в логическом рассуждение и решении нет ошибок, задача решена

рациональным способом.

Отметка «4»: в логическом рассуждение и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»: в логическом рассуждение нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»: имеются существенные ошибки в логическом рассуждение и в решение.

Отметка. «1»: отсутствие ответа на задание.

 Тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

Практических

занятий

Формы контроля

1

Расчеты по формулам химических веществ

4

3

Решенные задачи

2

Расчеты по уравнениям реакций

 4

4

Решенные задачи

3

Решение задач на растворы

4

4

Решенные задачи.

4

Задачи по органической химии

5

3

Решенные задачи.

5

Итоговое занятие. Защита авторских задач

1

1

 Зачет

18

15

Основное содержание разделов

Элективный курс представлен в виде практикума, который позволит восполнить  пробелы в знаниях учащихся по вопросам решения расчетных задач разных типов и позволит начать целенаправленную подготовку к сдаче итогового экзамена по химии.

Основным требованием к составлению или отбору задач является их химическое содержание, чёткость формулировки и доступность условия задачи, использование в условии задачи сведений практического характера.

Тема 1. Задачи на газовые законы. Газовые законы -  4  часа.

КДЦ: научить обучающихся приемам решения задач на применение знаний  газовых законов, понятий:  массовая,  объёмная и мольная доли газов, средняя молярная масса.

Знать: закон  Авогадро и его следствия; объединены     газовый   закон  Бойля-Мариотта и Гей-Люссака,  уравнение Менделеева-Клайперона, понятия:   плотность газа, относительная плотность, нормальные условия и условия отличные от нормальных, международная система единиц (СИ)

Уметь: производить расчеты на применение знаний  газовых законов, понятий:  массовая,  

объёмная и мольная доли газов, средняя молярная масса:

- решать задачи  на соотношение основных характеристик газов;

- задачи на нахождение молярной массы смеси газов;

- задачи на нахождение состава смеси газов по молярной массе;

- задачи на определение объёмной доли (%), мольной доли (%) компонентов газовой смеси.

Тема 2. Расчёты по уравнениям реакций – 4 часа

КДЦ: научить обучающихся производить расчеты по уравнениям реакций,

Знать: алгоритмы решения задач по уравнениям химических реакций.

Уметь:

- производить расчеты,  если одно из веществ взято в избытке;

- определять  состав  соли (кислая или средняя) по массам веществ, вступающих в

   реакцию;

-определять  состав  двух-трехкомпонентной смеси по массам веществ, образующихся  в ходе одной или нескольких реакций;

- производить расчеты по термохимическим уравнениям;

-  решать задачи  на электролиз,  смешанные задачи.

Тема 3. Концентрация растворов. Выражение состава растворов-4часа

КДЦ: совершенствовать  умения и навыки решения задач на применение знаний понятий: массовая доля, молярная концентрация,  растворимость.

Знать: способы  выражения концентрации растворов, понятия : массовая доля, молярная концентрация, растворимость.

Уметь: - вычислять  массы растворенного вещества и растворителя для приготовления определенной массы (или объёма) раствора с заданной концентрацией;

               - производить расчеты на основе использования графиков растворимости;

               - вычислять  рН растворов;

               - производить вычисления по формулам веществ, содержащих кристаллизационную воду.

Тема 4. Задачи по органической химии – 5 часов + 1 час итоговое занятие

КДЦ: научить обучающихся решать задачи по органической химии.

Знать: основные классы органических соединений    алгоритмы решения задач по

             органической химии

Уметь:

- определять  молекулярные  формулы веществ;

- производить  расчеты:

  • объемных отношений газов при химических реакциях;
  • массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объёму
  • одного из участвующих в реакции органических веществ;
  • массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси);
  • массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества;

- составлять  цепочки  генетической связи  органических соединений;

- решать задачи с использованием схем превращений органических соединений,

  смешанные задачи.-


Календарно-тематическое планирование элективный курс химия 11 класс.

Наименование раздела

Элементы содержания

раздела

Требования

 к уровню подготовки обучающихся

занятия

Тема занятия

Кол-во

 ч.

Вид контроля

Сроки

план.

Сроки

Факт.

1

Газовые законы.

Задачи   на

газовые законы –

 4 часа

Задачи на газовые законы. Газовые законы: закон Авогадро и его следствия; объединенный газовый закон Бойля-Мариотта и Гей-Люссака. Уравнение Менделеева-Клайперона. Плотность газа, относительная плотность. Нормальные условия и условия отличные от нормальных. Международная система единиц (СИ). Массовая, объёмная и мольная доли газов. Средняя молярная масса. Составление и использование алгоритмических предписаний. Смешанные задачи.

Знать: закон  Авогадро и его следствия.

Уметь: производить расчеты на применение знаний  газовых законов, понятий:  массовая,  объёмная и мольная доли газов, средняя молярная масса:

- задачи на нахождение состава смеси газов по молярной массе;

- задачи на определение объёмной доли (%), мольной доли (%) компонентов газовой смеси.

1

2

3

4

Задачи  на

соотношения

основных характеристик газов

Задачи на нахождение состава смеси газов по молярной массе и

 Задачи на нахождение объёмной доли (%) компонентов газовой смеси.

Задачи на нахождение мольной доли (%) компонентов газовой смеси

1

1

1

1

устный

Письм.

Отчет

Отчет

17.09.11

1.10.11

3

Расчёты по уравнениям реакций –

4  часа

Расчёты по уравнениям реакций. Расчеты по уравнениям реакций, если одно из веществ взято в избытке. Определение состава соли (кислая или средняя) по массам веществ, вступающих в реакцию. Определение состава двух-трехкомпонентной смеси по массам веществ, образующихся в ходе одной или нескольких реакций. Задачи на электролиз. Составление и использование алгоритмических предписаний. Смешанные задачи

Знать: алгоритмы решения задач по уравнениям химических реакций.

Уметь:

- производить расчеты,  если одно из веществ взято в избытке;

- определять  состав  соли (кислая или средняя) по массам веществ, вступающих в

   реакцию;

-определять  состав  двух-трехкомпонентной смеси по массам веществ, образующихся  в ходе одной или нескольких реакций;

- производить расчеты по термохимическим уравнениям;

-  решать задачи  на электролиз,  смешанные задачи.

5

6

7

8

Составление и использование алгоритмических предписаний

Расчеты,  если одно из веществ взято в избытке;

Расчеты по термохимическим уравнениям

Определение состава веществ по массам, вступившим в реакцию.

 1

1

1

1

Отчет

Отчет

Отчет

15.10.11

29.10.11

19.11.11

3.12.11

4

Концентра-

ция растворов. Выражение состава растворов   -

4 часа

Концентрация растворов. Выражение состава растворов: массовая доля, молярная концентрация. Вычисление массы растворенного вещества и растворителя для приготовления определенной массы (или объёма) раствора с заданной концентрацией. Растворимость. Расчеты на основе использования графиков растворимости. Вычисление рН растворов. Расчеты по формулам веществ, содержащих кристаллизационную воду. Составление и использование алгоритмических предписаний.

Знать: способы  выражения концентрации растворов, понятия: массовая доля, молярная концентрация, растворимость.

Уметь:

 - вычислять  массы растворенного вещества и растворителя для приготовления определенной массы (или объёма) раствора с заданной концентрацией;

   - производить расчеты на основе использования графиков растворимости;

  - вычислять  рН растворов;

 - производить вычисления по формулам веществ, содержащих кристаллизационную воду.

9

10

11

12

Вычисления с использованием «правила

креста»

Приготовление определенной массы (или объёма) раствора с заданной концентрацией;

Расчеты на основе использования графиков растворимости;

  и вычисления рН растворов;

Вычисления по формулам веществ, содержащих кристаллизационную воду. Смешанные задачи

1

1

1

1

Отчет

Отчет

Отчет

Отчет

4.02.12

18.02.12

3.03.12

17.03.12

5

Задачи по органической химии – 5 часа+1 час итоговое занятие

Задачи по органической химии. Задачи с использованием схем превращений органических соединений. Смешанные задачи

Знать: основные классы органических соединений    алгоритмы решения задач по

 органической химии

Уметь:

- определять молекулярные  формулы веществ;

- производить  расчеты:

  • массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объёму  одного из участвующих в реакции органических веществ;
  • массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси);

- решатяь задачи с использованием схем

превращений органических соединений,

13

14

15-

16

17

18

Задачи с использованием схем превращений органических соединений

Определение

молекулярных  формул  веществ

Расчеты   по известному количеству вещества, массе или объёму  одного из участвующих в реакции органических веществ

Расчеты   по известному количеству вещества, массе или объёму  одного из участвующих в реакции органических веществ.

Итоговое занятие

1

1

2

1

1

Отчет

Отчет о самостоятельном решении задач.

Отчет

Защита творческого задания

7.04.12

21.04.12

5.05.12

19.05.12


Литература для учителя

  1. Гудкова А.С., Ефремова К.М., Магдесиева Н.Н., Мельчакова Н.В. 500 задач по химии: Пособие для учащихся. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981.
  2. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2000 задач и упражнений по химии. Для школьников и абитуриентов. – М.: 1 Федеративная Книготорговая Компания, 1998.
  3. Пузаков С.А., Попков В.А. Пособие по химии для поступающих в вузы. Программы. Вопросы, упражнения, задачи. Образцы экзаменационных билетов: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1999.
  4. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая волна, 1996.
  5. Цитович И.К., Протасов П.Н. Методика решения расчетных задач по химии: Кн. для учителя. – 4-е изд., перераб – М.: Просвещение, 1983.
  6. Штемплер Г.И., Хохлов А.И. Методика расчетных задач по химии 8-11 классов. – М.: Просвещение, 2001.
  7. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор Габриелян О.С.).
  8. Дайнеко В.И. Как научить школьников решать задачи по органической химии. – М.: Просвещение, 1992.
  9. Забродина Р.И., Соловецкая Л.А.. Качественные задачи в органической химии. – Белгород, 1996.
  10. Пак М. Алгоритмы в обучении химии. – М.: Просвещение, 1993.
  11. Романовская В.К. Решение задач. – С-Петербург, 1998.
  12. Штремплер Г.И., Хохлов А.И. Методика расчетных задач по химии 8-11 классов. – М.: Просвещение, 2001

Литература для учащихся

  1. Гудкова А.С., Ефремова К.М., Магдесиева Н.Н., Мельчакова Н.В. 500 задач по химии: Пособие для учащихся. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981.
  2. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2000 задач и упражнений по химии. Для школьников и абитуриентов. – М.: 1 Федеративная Книготорговая Компания, 1998.
  3. Пузаков С.А., Попков В.А. Пособие по химии для поступающих в вузы. Программы. Вопросы, упражнения, задачи. Образцы экзаменационных билетов: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1999.
  4. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая волна, 1996.
  5. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия для абитуриентов и учащихся. – М.: Экзамен, 2003.
  6. Маршанова Г.Л. 500 задач по химии. 8-11 класс. – М.: Издат-школа, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс: Решение задач по физике.

Данный курс предназначен для общеобразовательных учреждений 10-11 классов (учебник Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев), изучающих физику на базовом уровне, но интересующихся физикой и планирующих сдавать э...

Программа элективного курса" Решение задач на проценты "

Дання программа разработана для проведения элективного курса в 9 классах....

прорамма элективного курса "Решение задач по физике"

Программа необходима для использования при подготовке учеников к экзаменам...

Элективный курс: Решение задач по физике

Данный курс предназначен для учащихся общеобразовательных учреждений 10-11 классов (учебник авторов  Мякишева Г.Я. и Буховцева Б.Б), изучающих физику на базовом уровне, но интересующихся физикой ...

программа элективного курса "Решение задач по генетике"

Программа предусматривает проведение аудиторных занятий, в начале которых даются теоретические знания учителем, затем приводятся примеры решения задач и в конце учащимся предлагаются задачи для ...

Элективный курс "Решение задач с параметрами". 9-й класс

Элективный курс "Решение задач с параметрами". 9-й класс. Базовый уровень....

Элективный курс "Решение задач по химии"

Элективный курс "Решение задач по химии" предназначен для учащихся 11 классов и направлен на подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ....