Элективный курс: Решение задач по физике
методическая разработка по физике (10 класс) на тему

Смирнова Ольга Анатольевна

Данный курс предназначен для учащихся общеобразовательных учреждений 10-11 классов (учебник авторов  Мякишева Г.Я. и Буховцева Б.Б), изучающих физику на базовом уровне, но интересующихся физикой и планирующих сдавать ЕГЭ по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elekt.kurs_.doc181 КБ

Предварительный просмотр:

             

                   

     

                      Элективный курс:          

                Решение задач по физике.

     

               

   Автор:           учитель физики высшей квалификационной категории

 

                         Смирнова О.А.      

           

2012 год

Аннотация.

Данный курс предназначен для учащихся общеобразовательных учреждений 10-11 классов (учебник Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев), изучающих физику на базовом уровне, но интересующихся физикой и планирующих сдавать ЕГЭ по предмету .

Программа курса учитывает цели обучения учащихся средней школы по физике и соответствует государственному стандарту физического образования. Материал излагается на теоретической основе, включающей вопросы классической механики, молекулярной физики, электродинамики, оптики и квантовой физики. Курс " Решение задач по физике" рассчитан на 68 часов(1час в неделю на 10-11классы).

Процесс решения задач служит одним из средств овладения системой научных знаний по предмету. Задачи выступают действенным средством формирования основополагающих знаний и учебных умений. В процессе решения учащиеся овладевают методами исследования различных явлений природы, знакомятся с новыми прогрессивными идеями и взглядами.

 Систематическое решение задач способствует развитию мышления учащихся, воспитывает трудолюбие, настойчивость, волю, целеустремленность, колоссальное терпение, является средством контроля знаний, умений и навыков.

 Программа разработана с таким расчетом, чтобы учащиеся получили достаточно глубокие знания по физике и в ВУЗе смогли посвятить больше времени профессиональной подготовке по выбранной специальности.

Пояснительная записка.

Одно из труднейших звеньев учебного процесса – научить учащихся решать задачи. Чаще всего физику считают трудным предметом, так как многие плохо справляются с решение задач.

Необходимость создания данного курса вызвана тем, что требования к подготовке по физике выпускников школы возросли, в связи с введением единого государственного экзамена, а количество часов, предусмотренных на изучение предмета, сократилось с 4часов в неделю до 2часов.

Программа курса предполагает проведение занятий в виде лекций и семинаров, а также индивидуальное и коллективное решение задач рекомендованных для подготовки к ЕГЭ по физике.

При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной сложности. Разбираются особенности решения задач в каждом разделе физики, проводится анализ решения, и рассматриваются различные методы и приемы решения физических задач. Постепенно складывается общее представление о решении задач как описание того или иного физического явления физическими законами.

Вид курса - профильно-ориентированный, рассчитанный на 34 часа в 10классе, и 34 часа в 11 классе.

Цель курса:

Знакомство с уровнем требований к экзамену по физике в формате ЕГЭ и подготовка учащихся к усвоению этого уровня (части А, В, С).

Задачи курса:

  1. развитие физической интуиции;
  2. приобретение определенной техники решения задач по физике в соответствии с возрастающими требованиями современного уровня  процессов во всех областях жизнедеятельности человека,
  3. анализ структуры решения задач,
  4. сформировать порядок состава операций, которые должны быть выполнены в процессе решения задачи,
  5. научить основным операциям, из которых складывается процесс решения задач,
  6. познакомить со структурой рациональной последовательности выполнения операций,
  7. научить переносить усвоенный метод решения задач по одному разделу на решение задач на другие разделы предмета,
  8. добиться определенного уровня  сформированности  умения решения задач.

Основные уровни:

  1. первый уровень − умение анализировать содержание задачи,  его, выполнять отдельные операции, общие для большого класса задач;
  2. второй уровень − овладение операциями, связанными  с особенностями использования различных способов решения задач ( вычислительных, графических, качественных, экспериментальных );
  3. третий уровень − овладение системой способов и методов решения задач, алгоритмами решения задач по конкретным темам разделов физики и общим алгоритмом решения задач;
  4. четвертый уровень − овладение новыми способами решения физических задач, умению применять общий алгоритм к решению задач по темам и разделам;
  5. пятый уровень − умение переноса структуры деятельности по решению физических задач на решение задач по другим предметам естественного цикла ( химии, биологии, астрономии).

Учащиеся, в ходе занятий, приобретут:

-навыки самостоятельной работы;

-овладеют  умениями анализировать условие задачи, переформулировать и заменять исходную задачу другой задачей или делить на подзадачи;

-составлять план решения,

-проверять предлагаемые для решения гипотезы (т.е. владеть основными умственными операциями, составляющими поиск решения задачи).

Основные виды деятельности учащихся:

1.Разбор задач на занятиях вместе с учителем.

2.Самостоятельная отработка аналогичных задач по данной теме.

3.Самостоятельное составление алгоритма решения новой задачи.

4.Самостоятельное конструирование своих задач ( в виде презентаций или компьютерных программ, иллюстрирующих влияние изменений параметров системы на ее состояние).

Формы контроля усвоенных знаний и приобретенных умений:

  1. разработка и создание компьютерной программы, иллюстрирующей явление или процесс;
  2. подготовка и проведение презентации, отражающей последовательность действий при исследовании влияния изменения параметра на состояние системы;
  3. тесты ЕГЭ и контрольные работы.

Содержание программы курса.

10класс  (34ч,1ч в неделю)

1.Общие подходы к решению физических задач (1ч).

Решая физические задачи, ребята должны иметь представление о том, что их работа состоит из трёх последовательных этапов:

1) анализа условия задачи (что дано, что требуется найти, как связаны между собой данные и искомые величины и т. д.),

2) собственно решения (составления плана и его осуществление),

3) анализа результата решения.

  Главная цель анализа - определить объект (или систему), который рассматривается в задаче, установить его начальное и конечное состояние, а также явление или процесс, переводящий его из одного состояния в другое. Выяснить причины изменения состояния и определить вид взаимодействия объекта с другими телами (это помогает объяснить физическую ситуацию, описанную в условии, и дать её наглядное представление в виде рисунка, чертежа, схемы). Заканчивается анализ содержания задачи краткой записью условия с помощью буквенных обозначений физических величин (обязательно указываются наименования их единиц в системе СИ).

    Приступая к решению задачи, надо напомнить ученикам о необходимости иметь план действий: представлять себе, поиск каких физических величин приведёт к конечной цели.

Алгоритм решения физических задач.

  1. Внимательно прочитай и продумай условие задачи.
  2. Запиши условие в буквенном виде.
  3. Вырази все значения в  СИ.
  4. Выполни рисунок, чертёж, схему.
  5. Проанализируй, какие физические процессы, явления происходят в ситуации, описанной в задаче, выяви те законы (формулы, уравнения), которым подчиняются эти процессы, явления.
  6. Запиши формулы законов и реши полученное уравнение или систему уравнений относительно искомой величины с целью нахождения ответа в общем виде.
  7. Подставь числовые значения величин с наименование единиц их измерения в полученную формулу и вычисли искомую величину.
  8. Проверь решение путём действий над именованием единиц, входящих в расчётную формулу.

9.  Проанализируй реальность полученного результата.

2.Кинематика(6ч)

Кинематика материальной точки. Графическое представление неравномерного движения. Вращательное движение твердого тела.

3.Основы  динамики. (8ч)

Стандартные ситуации динамики (наклонная плоскость, связанные тела).

Движение под действием нескольких сил в горизонтальном и вертикальном направлении. Движение под действием нескольких сил: вращательное движение. Динамика в поле  сил.

4. Законы сохранения.(8ч)

Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Закон сохранения энергии. Правила преобразования сил. Условия равновесия  и виды равновесия тел.

5. Основы МКТ и термодинамики.(6ч)

Температура. Энергия теплового движения молекул. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы в идеальном газе. Изменение внутренней энергии тел в процессе теплопередачи. Насыщенный пар. Поверхностное натяжение.

6. Электростатика.(6ч)

Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. Закон Ома для участка цепи. Соединение проводников. Закон Ома для полной цепи. Правила Кирхгофа. Закон электролиза.

11класс (34ч,1ч в неделю)

7. Электродинамика.(6ч)

Правило буравчика. Сила Ампера. Сила Лоренца. Применение правила Ленца.

Закон электромагнитной индукции. Явление самоиндукции. Индуктивность.

8. Механические колебания.(4ч)

Законы гармонических колебаний материальной точки. Модели колебательных механических систем: математический маятник; пружинный маятник; физический маятник. Закон сохранения и превращения энергии в процессе колебаний.

9. Электромагнитные колебания.(4ч)

Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. Различные виды сопротивлений в цепи переменного тока. Трансформаторы.

  1. Механические волны.(4ч)

Свойства волн. Звуковые волны. Резонанс. Применение.

11. Световые волны.(6ч)

Законы геометрической оптики. Формула тонкой линзы. Построение изображений в оптических приборах.

Увеличение линзы. Интерференция волн. Дифракция волн. Дифракционная решетка.

12. Элементы теории относительности.(3ч)

Инварианты и изменяющиеся величины.

Относительность длины, массы, времени, скорости.

13. Излучение и спектры.(1ч)

Виды излучений.

 Спектры и их виды.

Спектральный анализ.

14. Квантовая физика.(8ч)

Фотоэффект и законы фотоэффекта. Модели атомов. Квантовые постулаты Бора. Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер.

Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций.

Учебно-тематический план:

п/п

 Раздел/ вид деятельности 

кол-во

часов

теория

практика

содержание

1.

Алгоритм решения задач.

1

1

Структура процесса решения задач.

Кинематика.

6

   

2

Вводная лекция.

1

1

   

Кинематика материальной точки (произвольное движение; равномерное прямолинейное; равнопеременное прямолинейное; равномерное движение по окружности.)

3,4

Семинар, решение задач.

2

    2

Графическое представление

неравномерного движения.

5

6

Анализ решения задач.

Зачетное занятие.

2

    2

Вращательное движение твердого тела.

Презентации.

7

Зачетное занятие.

1

    1

Контрольный тест, задачи части С.

Основы  динамики.

8

   

8.9

Лекция.

2

2

   

Стандартные ситуации динамики (наклонная плоскость, связанные тела)

10,11

Семинар, решение задач.

2

    2

Движение под действием нескольких сил в горизонтальном и вертикальном направлении.

12

Семинар, решение задач.

1

    1

Движение под действием нескольких сил: вращательное движение.

13

14

Анализ решения задач.

Зачетное занятие.

2

    2

Динамика в поле  сил (вес; сила тяжести; сила тяготения; сила упругости; сила трения).

Презентации.

15

Зачетное занятие.

1

    1

Контрольный тест, задачи части С.

Законы сохранения.

8

   

16

17

Лекция.

Семинар, решение задач.

2

1

    1

Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

18

19

Лекция.

Семинар, решение задач.

2

1

    1

Закон сохранения энергии.

20

21

Лекция.

Анализ решения задач.

2

1

    1

Правила преобразования сил. Условия равновесия  и виды равновесия тел.

22

Проверка и контроль знаний.

1

    1

Комбинированные задачи. Презентации.

23

Зачетное занятие.

1

    1

Контрольный тест, решение задач части С.

Основы МКТ и термодинамики.

6

    6

24

Лекция.

1

1

   

Температура. Энергия теплового движения молекул.

25

Семинар.

1

    1

Уравнение состояния идеального газа.

26

Семинар.

1

    1

Изопроцессы в идеальном газе.

27,28

Семинар.

2

    2

Изменение внутренней энергии тел в процессе теплопередачи.

29

Зачетное занятие.

1

    1

Контрольный тест, решение задач части С..

Электростатика.

6

   

30

Лекция.

1

1

   

Закон Кулона. Напряженность электрического поля.

31

Семинар.

1

    1

Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора.

32

Семинар.

1

    1

Закон Ома для участка цепи. Соединение проводников.

33

Семинар.

1

    1

Закон Ома для полной цепи.

Правила Кирхгофа.

34

Семинар.

1

    1

Закон электролиза.

35

Зачетное занятие.

1

    1

Контрольный тест, решение задач части С.

36

Заключительное занятие.

1

    1

Тематические презентации.

Физика-11

Электродинамика.

6

   

1

Лекция.

1

1

   

Правило буравчика. Сила Ампера.

2

Семинар.

1

    1

Сила Лоренца. Составление качественных задач на определение направления сил.

3

Семинар.

1

    1

Применение правила Ленца.

4

Семинар.

1

    1

Закон электромагнитной индукции.

5

Семинар.

1

    1

Явление самоиндукции. Индуктивность.

6

Зачетное занятие.

1

    1

Контрольный тест.

Механические колебания.

4

 

   

7

Лекция.

1

1

   

Законы гармонических колебаний материальной точки.

8,9

Семинар.

2

    2

Модели колебательных механических систем: математический маятник; пружинный маятник; физический маятник. Анализ графиков колебательного движения.

10

Зачетное занятие.

1

    1

Контрольная работа.

Электромагнитные колебания.

4

   

11

Лекция.

1

1

   

Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях.

12,13

Анализ решения задач.

2

    2

Различные виды сопротивлений в цепи переменного тока.

14

Зачетное занятие.

1

    1

Контрольная работа.

Механические волны.

3

   

15

Лекция-семинар .

1

0,5

    0,5

Свойства волн и их применение.

16

Семинар.

1

    1

Звуковые волны.

17

Зачетное занятие.

1

    1

Контрольный тест.

Световые волны.

6

   

18

Лекция.

1

1

   

Законы геометрической оптики.

19

Семинар.

1

    1

Формула тонкой линзы.

Увеличение линзы.

20

Семинар.

1

    1

Интерференция волн.

21

Семинар.

1

    1

Дифракция волн.

22

Семинар.

1

    1

Дифракционная решетка.

23

Зачетное занятие.

1

    1

Контрольный тест, решение задач части С..

Элементы теории относительности.

3

   

24

Лекция.

1

1

   

Инварианты и изменяющиеся величины.

25

Решение задач.

1

    1

Относительность длины, массы, времени, скорости.

26

Зачетное занятие.

1

    1

Контрольная работа.

27

Излучение и спектры.

Лекция.

Решение задач.

1

0,5

    0,5

Виды излучений.

Спектры и их виды.

Спектральный анализ.

Квантовая физика.

8

   

28

29

Лекция.

Решение задач.

2

1

    1

Фотоэффект и законы фотоэффекта.

30

Анализ решения задач.

1

    1

Модели атомов.

31

Семинар.

1

    1

Квантовые постулаты Бора.

32

Семинар.

1

    1

Закон радиоактивного распада.

33

Семинар.

1

    1

Энергия связи атомных ядер.

34

Семинар.

1

    1

Ядерные реакции.

Энергетический выход ядерных реакций.

35

Зачетное занятие.

1

    1

Контрольное тестирование.

36

Заключительное занятие.

Презентация проектов.

1

    1

Проекты.

Презентации.

Литература:

1.Ерунова Л.И. Урок физики и его структура при комплексном решении задач обучения. – М.:Просвещение,1988

2.Балаш В.А. задачи по физике и методы их решения. – М.:Просвещение,1983

3.А.В.Усова. Н.Н.Тулькибаева. Практикум по решению физических задач. −М. Просвещение,2003.

4.Г.В. Ефрашкин. Н.Н.Романовская. А.Н. Тарасова. Учитесь решать задачи по физике. М. Просвещение. Учебная литература,1997

5.Гольдфарб Н.И. Физика: сборник задач. – М.:Просвещение,1997

6.Н.В. Турчина. Физика в задачах для поступающих в вузы. М. Оникс. Мир и Образование,2008

7.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11. – М.:Просвещение,2008

8. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика-10. – М.:Просвещение,2008

9.Л.В. Тарасов. А.Н. Тарасова. Готовимся к экзамену по физике. М. Оникс. Мир и Образование,2007

10.Тарасов Л.В., Тарасова А.Н. Вопросы и задачи по физике. – М., «Высшая школа»,1990

11.Кабардин О.Ф. Справочные материалы. – М.:Просвещение,1991

12.А.Н. Тренин. В.А. Никеров. Тесты по физике. М. Айрис. Пресс.,2003

13.А.И. Черноуцан. Физика, задачи с ответами и решениями. М. Университет,2008

14.А.Е. Марон. Е.А. Марон. Сборник качественных задач по физике. М. Просвещение,2006

15.Н.Е. Савченко. Задачи по физике с анализом их решения. М. просвещение. Учебная литература,1966

16.Н.Н. Беклимишев. Л.Г. Синанян. Задачи по физике для поступающих в вузы. М. Просвещение,1999

17.Степанова Г.Н. Сборник задач по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.:Просвещение,2003

18.О.Ф. кабардин. Физика. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М. АСТ-ПРЕСС ШКОЛА,2008

19. А.П. Логинов. Тесты по физике. М. ПОМАТУР,1999

20. Т.Г. Ничипорович. Физика. Решение задач. 2 тома. Минск. Литература.1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс: Решение задач по физике.

Данный курс предназначен для общеобразовательных учреждений 10-11 классов (учебник Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев), изучающих физику на базовом уровне, но интересующихся физикой и планирующих сдавать э...

прорамма элективного курса "Решение задач по физике"

Программа необходима для использования при подготовке учеников к экзаменам...

Программа элективного курса" Решение задач по физике методом графических образов"

Рабочая программа курса предлагает оригинальный метод в решении физических задач, в основе которого лежит креативный принцип изображения содержания задачи. Освоение этого метода, названный автор...

Рабочая программа элективного курса "Решение задач по физике" 9 класс

В рамках данного курсв рассматриваются нестандартные подходы к решению физических задач, овладение которыми поможет в подготовке к ГИА....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса "Решение задач по физике" в 10-11 классах

Материал содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование для 10 класса и для 11 класса. Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...

Рабочая программа и КТП. Элективный курс "Решение задач по физике"

Рабочая  программа и КТП. Элективный курс "Решение задач по физике". 10-11 классы...

Программа элективного курса «Решение задач по физике в форме ГИА -11»

Элективный курс «Решение задач по физике в форме ГИА -11» предназначен для подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся по физике (ГИА) в новой форме. Программа курса составле...