Элективный курс "Решение задач с параметрами". 9-й класс
элективный курс по алгебре (9 класс) по теме
Элективный курс "Решение задач с параметрами". 9-й класс. Базовый уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_po_teme_reshenie_zadach_s_parametrami.rar | 11.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс "Решение задач с параметрами". 9-й класс
Пояснительная записка
Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России становится переход к старшей профильной школе. Принята соответствующая концепция, разработан проект базисного плана.
В концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования сформулированы цели профильного обучения среди которых создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. Для реализации этой цели необходимо использовать модель обучения, при которой профильность достигается за счет различных учебных курсов, в том числе элективных курсов.
Элективные курсы – обязательные курсы, которые учащиеся выбирают сами, из имеющегося в учебном заведении комплекта и входящие в состав профиля на старшей ступени школы. Эти курсы реализуются за счет школьного компонента образования и могут выполнять несколько функций:
Дополнять содержание дополнительного курса;
Развивать содержание одного из базовых курсов;
Удовлетворять разнообразие познавательные интересы школьников, выходящие за рамки выбранного им профиля;
Стать полигоном для создания и экс проверки нового поколения учебных материалов.
Поэтому считаю целесообразным включение элективного курса “Решение задач с параметрами”. Предполагаемый курс является развитием ранее приобретенных программных знаний. Этот курс дополняет базовую программу, не разрушая ее целостности, расширяет и углубляет знания учащихся, является преемственностью между школой и ВУЗом.
Задачи с параметрами являются непривычными, сложными для многих. Они представляют сложность в логическом, техническом и психологическом плане.
Актуальность:
Задачи с параметрами часто встречаются на вступительных экзаменах в ВУЗы, есть в заданиях единого государственного экзамена. Именно эти задания вызывают наибольшие затруднения.
Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся.
Задачи с параметрами - это материал для настоящей учебно-исследовательской работы.
Задача курса:
Привлечь внимание учеников к этим задачам, привить вкус к решению задач с параметрами. Выработать прочные навыки решения. Закрепить навыки решения задач с параметрами.
Развивающая:
Развивать способность к исследованию, пониманию закономерностей. Развивать навыки анализа конкретного случая на основе известных общих свойств объекта. Развивать познавательную деятельность. Формировать логическое мышление и математическую культуру.
Образовательная:
Сформировать представление о задачах с параметрами. Формировать умение решать уравнения и неравенства с параметрами. Выработать навыки решения базовых видов задач с параметрами. Отработать приемы решения различных задач с параметрами. Формировать осознанный подход к решению задач.
Воспитательная:
Формировать основы научного мировоззрения, нравственные качества, навыки общения. Воспитать уверенность, трудоспособность.
Знание, умение, навыки
Знание:
Сформировать понятия: параметр, задача с параметром. Сформировать методы решения базовых видов задач с параметрами (линейное уравнение, квадратное уравнение, линейное неравенство). Сформировать алгоритмический подход к решению задач с параметрами.
Умения:
Точно, сжато выражать математическую мысль в устном и письменном изложении, использовать символику. Уверенно владеть знаниями и применять их к решению задач.
Навыки:
Уметь анализировать, систематизировать, объединять рассматриваемые задачи. Уметь решать линейные уравнения, неравенства, квадратные уравнения с параметрами. Уметь писать рефераты, доклады, оформлять их.
В процессе изучения материала предполагаются различные формы обучения: лекции, беседы, индивидуальная работа, групповая, взаимное обучение.
Эффективность обучения отслеживается следующими формами контроля:
- самостоятельная работа;
- итоговый контроль.
Итоговый контроль предусматривает:
- собеседование;
- зачет;
- написание реферата;
- защита проекта.
Показателем эффективности обучения следует считать повышающийся интерес к математике, творческая активность и результативность учащихся.
Требования к уровню усвоения содержания курса.
В результате изучения данных тем учащиеся будут уметь:
- уметь решать линейные, квадратные, рациональные уравнения с параметром;
- уметь решать неравенства с параметром.
Содержание.
Раздел . Решение задач с параметрами.
- Линейное уравнение с одним неизвестным. Линейное уравнение с параметром. Решение рациональных уравнений с параметром.
- Решение квадратных уравнений и неравенств с параметром. Основные приемы решения уравнений, неравенств, содержащих параметры.
Решение задач с параметрами (17 часов).
Основная цель: познакомить учащихся с основными приемами решения уравнений, неравенств, содержащих параметры.
Задачи для самостоятельного решения.
Решить уравнение:
(a2-1)x = a2 – a -2 | 3x+9= a(a-x) |
2x-b/x-2 = 0 | 4+mx=3x+1 |
(x-2)*√x-a=0 | mx-3/x-1=0 |
3/kx-12=1/3x-k | mx+1=x + m |
a/3a+x = 2/b+x | 2mx+5/x-10 = 0 |
ax+2x+3-1-x | a3-1/a3+1- a(x-1)+a2-x/a(x-1)-a2+x |
40x+ 2a = √a-2+ √a +36x |
|
Решить неравенство:
x-2(a-1/a) ≤ 2/3a (x+1) | a2x+1/2- a2x+3/3 < a+9x/6 |
2ax+5 > a+10x | ax+1/3 – x-4a/2 ≥ a2/6 |
mx > 1+3x | mx-6 ≤ 2m-3x |
x-5 > nx-1 | x2+ax+1 > 0 |
5+kx ≤ 5x+k | 2a/x- 1/x-1 > 1 |
Тематический план
№ | Тема | Кол. часа | Дата | |
По плану | Факт. | |||
1 | Понятие о задачах с параметрами | 1 | 21.01 | |
2 | Первое знакомство с параметрами в уравнении | 1 | 28.01 | |
3 | Алгоритм решения линейных уравнений с параметрами | 1 | 4.02 | |
4 | Решение линейных уравнений с параметрами | 1 | 11.02 | |
5 | Отработка навыков решения линейных уравнений с параметрами | 1 | 18.02 | |
6 | Алгоритм решения линейных неравенств с параметрами | 1 | 25.02 | |
7 | Решение неравенств с параметрами | 1 | 3.03 | |
8 | Отработка навыков решения неравенств с параметрами | 1 | 10.03 | |
9 | Квадратные уравнения с параметрами | 1 | 17.03 | |
10 | Решение квадратных уравнения с параметрами | 1 | 7.04 | |
11 | Алгоритм решения квадратных уравнений с параметрами | 1 | 14.04 | |
12 | Решение квадратных уравнений с параметрами | 1 | 21.04 | |
13 | Количество корней квадратных уравнений с параметрами | 1 | 28.04 | |
14 | Решение задач на нахождение количество корней квадратных уравнений с параметрами | 1 | 5.05 | |
15 | Задачи на расположение корней квадратного трехчлена | 1 | 12.05 | |
16 | Решение задач на расположение корней квадратного трехчлена | 1 | 19.05 | |
17 | Зачетная работа | 1 | 26.05 | |
Всего 17 часов |
Литература
Голубев В.И., Гольдман А.М., Дорофеев Г.В. О параметрах с самого начала. – Репетитор, № 2/1991, с. 3-13
Гронштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Необходимые условия в задачах с параметрами. – Квант, № 11/1991, с. 44-49
ДорофеевГ.В., Затакавай В.В. Решение задач, содержащих пареметры Ч.2. – М., Перспектива, 1990, с. 2-38
Пятьсот четырнадцать задач с параметрами. / Под ред. Тынякина С.А. – Волгоград, 1991
Ястребинецкий Г.А. Задачи с параметрами. – М., Просвещение, 1986.
Попов В.А. Задачи с параметрами в курсе алгебры 9-летней школы: Учебное пособие. – Сыктывкар, РИПКРО МО РК, 1997. с. 109.
Амелькин В.В. Рабцевич В.Л. Задачи с параметрами. – Минск. Асар, 1996. – 464.
Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами – К., РИА “ТЕКСТ”; МП “ОКО”, 1992. – с. 292
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Задачи с параметрами" 10-11 класс
Прграмма курса ориентирована на приобретение определенного опыта при решении задач с параметрами. Курс расчитан на 35 часов....
Элективный курс "Задачи с параметром" 11 класс
Сегодня нет необходимости доказывать актуальность темы «Задачи с параметрами» в рамках обучения математике в школе. Вместе с тем приходится констатировать факт отсутствия у большинства выпускников общ...
ПРОГРАММА Элективного курса «Задачи с параметрами» (10-11 классы)
Пояснительная запискаЭлективный курс профильной подготовки учащихся 10, 11 классов посвящён одной из тем курса алгебры – задачам с параметрами. К сожалению, в средней школе при изучении алгебры практи...
Урок алгебры в 11 классе (занятие элективного курса) «Задачи с параметрами. Расположение корней квадратного трёхчлена».
При изучении темы «Решение задач с параметрами» часто практикуют решение задач на выяснение расположения корней квадратного трёхчлена. Представляю урок алгебры в 11 классе (углублённый курс) по ...
Элективный курс «Задачи с параметрами и способы их решения» (9 класс)
Элективный курс «Задачи с параметрами и способы их решения» разработан для обучающихся 9 класса. Расчитан на 10 часов. Ресурс содержит методический материал для занятий и раздаточный материал для обуч...
Программа элективного курса "Задачи с параметрами" (10-11 класс)
Элективный курс для учащихся профильных 10, 11 классов посвящён одной из тем курса алгебры – задачам с параметрами и расчитан на 34 учебных часа....
Элективный курс по математике "Задачи с параметрами " 10-11 класс
Элективный курс рекомендуется для подготовки к олимпиадам и кЕГЭ по математике...