программа элективного курса "Решение задач по генетике"
рабочая программа по биологии (10 класс) по теме
Программа предусматривает проведение аудиторных занятий, в начале которых даются теоретические знания учителем, затем приводятся примеры решения задач и в конце учащимся предлагаются задачи для самостоятельного решения. Для подготовленных учащихся в начале проводится краткое повторение теоретического материала, а затем учащиеся решают задачи. Контроль за выполнением проводится учителем, либо совместно с учениками. В заключение курса будет составлен задачник, в который войдут задачи, придуманные учениками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Решение задач по генетике»
Элективный курс:
10 класс (34 часа)
МОУ Парабельская гимназия
учитель биологии и химии
высшей кв.категории
Ратушняков В.В.
Пояснительная записка.
Разделы «Генетика» и «Молекулярная биология» являются одним из самых сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. Облегчению усвоения этих разделов может способствовать решение задач по генетике разных уровней сложности.
Решение задач, как учебно-методический приём изучения генетики, имеет важное название. Его применение способствует качественному усвоению знаний, получаемых теоретически, повышая их образность, развивает умение рассуждать и обосновывать выводы, существенно расширяет кругозор изучающего генетику, т.к. задачи, как правило, построены на основании документальных данных, привлечённых из области частной генетики растений, животных, человека. Использование таких задач развивает у школьников логическое мышление и позволяет им глубже понять учебный материал, а преподаватель имеет возможность осуществлять эффективный контроль уровня усвоенных учащимися знаний. Несмотря на это школьные учебники содержат минимум информации о закономерностях наследования, а составлению схем скрещивания и решению генетических задач в школьной программе по общей биологии отводится очень мало времени. Поэтому возникла необходимость в создании данного курса.
Целью курса является развитие у учащихся умения и навыков решения задач по основным разделам классической генетики. В задачи входит развитие интереса к предмету, ликвидация пробелов в знаниях учащихся, а также показать практическую значимость общей биологии для различных отраслей производства, селекции, медицины. Курс позволит учащимся усвоить основные понятия, термины и законы генетики, разобраться в генетической символике, применять теоретические знания на практике, объяснять жизненные ситуации с точки зрения генетики, подготовиться к сдаче ЕГЭ.
Основные разделы содержат краткие теоретические пояснения закономерностей наследования и предполагают решение задач. Курс рассчитан на тех, кто уже обладает знаниями по генетике и молекулярной биологии, но может быть использован и для тех, у кого таких знаний ещё нет. Например, при подготовке учащихся 10-х классов к биологическим олимпиадам или поступлению в ВУЗы. В зависимости от уровня подготовленности учащихся учитель может подбирать типичные задачи или задачи разного уровня сложности, а также по своему усмотрению увеличивать количество часов по отдельным разделам.
Программа предусматривает проведение аудиторных занятий, в начале которых даются теоретические знания учителем, затем приводятся примеры решения задач и в конце учащимся предлагаются задачи для самостоятельного решения. Для подготовленных учащихся в начале проводится краткое повторение теоретического материала, а затем учащиеся решают задачи. Контроль за выполнением проводится учителем, либо совместно с учениками. В заключение курса будет составлен задачник, в который войдут задачи, придуманные учениками.
Предлагаемая программа рассчитана на обучающихся 10 класса и включает материал на 34 учебных часа.
Задачи программы:
Через данный курс развивать у обучающихся познавательный интерес к изучению биологии. Показать роль генетических, цитологических и биохимических методов. Раскрыть значение генетики и её ведущей роли в медицине и селекции.
Требования к результатам изучения курса:
Учащиеся должны знать:
-основные понятия, термины и законы генетики
-генетическую символику
Учащиеся должны уметь:
-правильно оформлять условия, решения и ответы генетических задач
-решать типичные задачи
-логически рассуждать и обосновывать выводы
Содержание разделов.
- Основы генетики – 1 ч.
- Цитологические основы наследования признаков – 1 ч.
- Г.И. Мендель – основоположник науки генетики. Основные закономерности наследования. Наследование признаков при моногибридном скрещивании. 1-й закон Менделя. Решение задач на наследовании признаков при моногибридном скрещивании – 4 часа.
- Наследование признаков при моногибридном скрещивании. 2-й закон Менделя. Решение задач на наследование признаков при моногибридном скрещивании (неполное доминирование – 4 часа).
- Решение задач на анализирующие скрещивание – 4 часа.
- Наследование одного признака. Генетический анализ родословных. Составление родословных – 4 часа.
- Наследование признаков при дигибридном скрещивании. 3-й закон Менделя. Решение задач на наследование признаков при дигибридном скрещивании – 4 часа.
- Наследование признаков сцеплённых с полом – 4 ч. Решение задач на наследование признаков, сцеплённых с полом.
- Составление и оформление задачника.
Учебно – тематический план
№ | тема | Количество часов | |
теория | практика | ||
1. | Основы генетики | 1 | |
2. | Цитологические основы наследования признаков | 1 | |
3. | Решение задач на моногибридное скрещивание при полном доминировании | 1 | 3 |
4. | Решение задач на моногибридное скрещивание при неполном доминировании | 1 | 3 |
5. | Решение задач на анализирующее скрещивание | 1 | 3 |
6. | Генетический анализ родословных (наследование одного признака) | 1 | 3 |
7. | Решение задач на дигибридное скрещивание | 1 | 3 |
8. | Решение задач на генетику пола | 1 | 3 |
9. | Основные положения хромосомной теории наследственности | 1 | |
10. | Решение задач на сцепленное с полом наследование | 1 | 3 |
11. | Значение генетики для медицины и здравоохранения. | 1 | |
12 | Составление и оформление задачника. | 2 |
Литература:
- Биология для поступающих в ВУЗы/под ред. В.Н.Ярыгина. М., Высшая школа, 1997.
- Гершензон С.М. Основы современной генетики. М. Наука, 1983.
- Грин Н. Стаут У. Тейлор Д. Биология в 3-х т. Т.3.М.:Мир 1993.
- Гуляев В.Г. Задачник по генетике. М., Колос. 1980.
- Киселёва З.С. Мягкова А.Н. Генетика. М. Просвещение. 1983.
- Крестьянинов В.Ю. Вайнер Г.Б. Сборник задач по генетике с решениями. Саратов. «Лицей». 1998.
- Мацеевский Я. Земба Ю. Генетика и методы разведения животных. М. Высшая школа. 1988.
- Новиков Ю.М. Генетика: решение и оформление задач, основные термины, понятия и законы. Томск 2003.
- Общая биология. Учебник для 10-11 классов школ с углублённым изучением биологии/под ред. А.О. Рувинского. М. Просвещение. 1993.
- Петрова Е.В. Основы классической генетики. Учебное пособие по биологии. Саратов. ИЦ «Добродея» ГП «Саратовтелефильм». 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/06/picture-152753-1354819614.jpg)
рабочая Программа элективного курса "Задачи с модулями и параметрами"
Рабочая программа рассчитана на 11 класс при подготовке к ЕГЭ, но может быть использована для 9-11 классов с разной степенью подготовки....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/01/picture-169490-1357055251.jpg)
Программа элективного курса "Задачи с модулем и параметром"
Программа элективного курса "Задачи с модулем и параметром" для 9 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/11/picture-191532-1618146550.jpg)
ПРОГРАММА Элективного курса «Задачи с параметрами» (10-11 классы)
Пояснительная запискаЭлективный курс профильной подготовки учащихся 10, 11 классов посвящён одной из тем курса алгебры – задачам с параметрами. К сожалению, в средней школе при изучении алгебры практи...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/09/picture-109149-1355026150.jpg)
Рабочая программа Модуль «Решение задач по генетике» 9 класс
Программа модуля предназначена для учащихся 9 класса , носит межпредметный характер и рассчитана на 10 часов.Программа предназначена для дополнительного углубленного изучения предмет...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/21/picture-556517-1421865671.jpg)
Программа элективного курса "Задачи на проценты".
Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценн...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/31/picture-966570-1509435272.jpg)
Программа элективного курса "Задачи с параметрами" (10-11 класс)
Элективный курс для учащихся профильных 10, 11 классов посвящён одной из тем курса алгебры – задачам с параметрами и расчитан на 34 учебных часа....
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/10/picture-113497-1523386848.jpg)
Рабочая программа Элективного курса "Основы молекулярной генетики" 10 класс
Рабочая программа Элективного курса " Основы молекулярной генетики " 10класс....
Комментарии
программа "Решение задач по генетике"
Спасибо за курс задач по