Создание условий для развития коммуникативной компетенции учащихся в сельской школе через творческую деятельность.
статья по английскому языку
Творческая деятельность является одним из успешных факторов в преподавании иностранному языку в школе. Для снятия языкового барьера необходимо создавать ситуации в игровой форме, организовывать творческие конкурсы и концерты.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Зайцева Тамара Владимировна,
учитель английского языка,
МБОУ «Бичурская СОШ № 1»
Создание условий для развития коммуникативной компетенции учащихся в сельской школе через творческую деятельность.
Важнейшей характеристикой успешной деятельности учителя является качество образования, создание условий, обеспечивающих развитие творческих способностей учащихся, активизацию их познавательной деятельности, формирование умений действовать в нестандартной ситуации.
Проблема в том, что учащиеся не всегда осознают и понимают значимость и необходимость изучения языка, так как находятся в среде, в которой отсутствуют возможности практической реализации своих знаний в данной области. Не только высокомотивированных детей можно заинтересовать какой-либо деятельностью, но и тех, кто имеет возможность снять языковой барьер и осмыслить значимость изучения иностранного языка. Главной целью обучения иностранному языку остаётся обучение коммуникации, для достижения которой учитель должен найти самые эффективные способы. На уроке и вне уроков необходимо создать такие условия, при которых будет происходить не просто передача определенной суммы знаний и формирование отдельных умений и навыков в освоении иностранного языка, а самостоятельная учебная, творческая деятельность ребят, способствующая глубокому осмыслению ими приобретаемых знаний.
В работе учителя особое значение имеет работа с детьми, которая позволяет повысить интерес к творческой деятельности. Основным направлением работы с учащимися является воспитание социально активной личности, способной к продолжению самообразования, ориентирующейся на умение строить акты коммуникации в различных ситуациях.
Система работы в данном направлении включает несколько этапов:
- создание условий для развития у ребят положительной мотивации к использованию иностранного языка как средства общения в новой ситуации общения;
- индивидуальная работа с учащимися, проявляющими повышенный интерес к изучению предмета;
- реализация потенциальных возможностей учащихся через участие в различных мероприятиях творческой направленности: ситуации реальных событий на уроке по изучаемым темам в виде инсценировок, постановочных диалогов, ролевых игр, театральных постановок, творческих заданий, исследовательских работах и т.д.
Для развития интереса у детей к коммуникации, я считаю необходимым использование в практике преподавания развивающих технологий, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся, стимулирование их творческих способностей через организацию на уроках проблемных ситуаций, требующих от учеников креативного мышления, поиска решения, необходимости применения знаний языка для решения образовавшейся коммуникативной задачи. Для этого я по каждой изучаемой теме создаю ситуации реального общения с использованием реквизита. Учащиеся с удовольствием принимают участие в данной работе, они видят в этом игру, но эта игра вынуждает их общаться, применять полученные знания для решения поставленных задач. Независимо от уровня подготовленности, учащиеся становятся равными. Практически, я вижу, что у учащихся снимается языковой барьер. Во внеурочной деятельности для учащихся младших и средних классов использую театрализованные постановки. Причем, всегда предлагаю самим учащимся выбрать роли. Самостоятельное решение в выборе персонажа несет наиболее положительные результаты. Дети с желанием учат свои роли, лучше слушают рекомендации и охотнее вступают в коммуникацию друг с другом, что также способствует более осознанному овладению учащимися необходимыми знаниями, умениями и навыками в области языка. Большой популярностью пользуются постановки “Cinderella”, “ “ Christmas Fairy-Tale”, “ Mary Poppins”, “ Little Red Riding Hood” и др.
У старшеклассников популярностью пользуются экскурсии, ролевые игры, дискуссии. В учебной деятельности уроки-дискуссии (тема «Ecology: Save the Baikal» , "You can never make a successful career unless you graduate from a prestigious university".), на которых учащиеся выступают в качестве людей разных профессии и взглядов, учатся грамотно, аргументировано представлять и защищать свои интересы; попробовать себя в роли оппонентов, задавая вопросы по обсуждаемой в классе проблеме и в коллективной дискуссии (споре) находить пути ее решения. При подобной организации учебной деятельности учащимся поручаются роли ведущих, которые направляют ход конференции, а также оппонентов, чья задача – находить слабые стороны, предлагать проблемные вопросы или альтернативные подходы к решению учебной задачи. Это способствует повышению заинтересованности всех учащихся, помогает им проявить свои личностные качества, формирует умение критически воспринимать информацию, использовать другой язык в качестве средства для донесения информации и своих идей другим людям.
Интересной формой является реализация проекта «Welcome to Bichura». Этот проект действует уже несколько лет. Проект был разработан мной для изучения достопримечательностей села и возможности проведения экскурсии для иностранных гостей. Для его реализации необходимо было собрать материал, перевести его и подготовить экскурсоводов. Материал ежегодно пополняем, добавляем с учениками. Кроме того, проект остается актуален сегодня, так как состав учащихся меняется, новые участники приносят свои идеи, экскурсоводы меняются- выпускаются. Последнее время в село приезжают иностранцы, хотя очень редко, тем не менее их приезд дает возможность учащимся-экскурсоводом практически реализовать свои возможности. Такие экскурсии были проведены гостям из Мексики, Индии, Англии, Германии.
Игра является одним из средств повышения качества образовательного процесса. Игровые технологии обеспечивают разнообразные воспитательные и обучающие возможности, развивают у школьников воображение, мышление, волю. Игра способствует вовлечению учеников в творческую деятельность и общение, предполагает личностный подход в игровой ситуации, стимулирует познавательную активность учащихся. Несомненным достоинством игровой технологии является возможность для каждого ученика внести свой посильный вклад в победу, так как результат складывается из совместных усилий участников игрового процесса. Учащимся с высокой мотивацией целесообразно отводить ведущие, организационные роли, поскольку их пример окажет положительное влияние на мотивацию остальных участников, поможет полнее реализовать разнообразные способности. Уроки иностранного языка имеют возможности создавать игровые ситуации на любом этапе обучения. Это также один из эффективных приёмов в создании ситуаций для применения языка на продуктивном уровне.
Таким образом, уроки, предусматривающие активизацию решения коммуникативных задач в деятельности учеников, также позволяют выявить ребят, способных к творческой и исследовательской работе по предмету. Учащиеся, демонстрирующие повышенный уровень владения языком видят себя востребованным во внеурочной деятельности: участие в творческих конкурсах («Познание и творчество»), исследовательской деятельности, представление собственных творческих работ по английскому языку (участники и призёры научно-исследовательских конференции разного уровня).
Следующие этапы предусматривают работу с творчески-мотивированными детьми по индивидуальной программе, в основу которой положен принцип увеличения объёма знаний, умений и навыков. Эта работа осуществляется во внеурочной деятельности.
Как влияет творческая деятельность на развитие коммуникативных способностей учащихся?
- Расширяет знания языка;
- Мотивирует на практическое владение иностранным языком;
- Снимает языковой барьер в общении в различных ситуациях, приближенных к реальным;
- Формирует научно-исследовательские навыки;
- Реализует творческий потенциал одарённых учащихся;
- Открывает возможности изучения иностранного языка после окончания школы. ( профориентация).
Создание условий для реализации коммуникативных навыков на иностранном языке в условиях села, где учащимся не предоставляется возможность коммуникации с реальными носителями, необходимо продумывать и делать этот процесс регулярным с постепенным усложнением, чтобы у ребенка появилась уверенность в своих силах и желание совершенствоваться. Не всем учащимся легко вступать в диалог на родном языке, поэтому важно, чтобы ребенок был открыт для общения, для этого нужно придерживаться следующих принципов. Ученик сам должен принять решение о необходимости вступить в коммуникацию или принять участие в творческом проекте, конкурсе. Роль учителя возбудить интерес через различные формы на уроке и во внеурочной деятельности. Примером для ребят может стать удачное выступление мотивированных учащихся. При этом сразу следует начинать с младших классов через игру, когда дети легко вовлекаются в такую деятельность. Формировать теоретическую базу, на основе которой будет легче справиться в решение коммуникативных задач.
Я считаю, что, пробуждая интерес ученика к коммуникативной деятельности через творческий подход, учитель содействует становлению его как личности. Каждый ребенок талантлив, нужно лишь увидеть это и раскрыть в нем, а талант в свою очередь поможет ребенку общаться с другими людьми на любом языке. Современному ребенку, живущему в мире интернет-общения- искусственного общения, важно показать, что общаться в реальном мире нужно и важно для раскрытия своего потенциала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для коррекционно-развивающей работы в сельской школе
В нашей школе около 20 учащихся обучаются по программам специальной коррекционной школы...
Методическая разработка "Создание условий для формирования коммуникативных УУД на уроках английского языка в средней и старшей школе с применением коммуникативной технологии "Дебаты""
В данном материале раскрывается роль и значение коммуникативных универсальных учебных дейсвиях в свете внедрения новых государственных образовательных стандартов.Дается характериста коммуникативных УУ...
2013 г. «Создание условий для развития творческих способностей ребенка в семье и школе».
Данное выступление состоялось на городской родительской конференции. Целью выступления было привлечь родителей к активному участию в развитии своих детей....
Воспитание учащихся в духе демократии и свободы, создание условий для развития лидерского потенциала подростков через организацию деятельности детской общественной организации
Материал из опыта работы по созданию условий для развития лидерского потенциала подростков, через организацию работы городской школы актива на примере программ дополнительного образования, используемы...
Городской семинар в рамках "Школы новых технологий" по теме:"Создание условий для развития творческого потенциала и мотивации детей"
Создание на уроке мини-проекта с использованием материалов о жизни и творчестве великой французской певицы Эдит Пиаф....
Инновационный проект "Создание условий для развития исследовательской деятельности учащихся в сельской школе"
Материал был представлен на конкурсе "Учитель года". Если в сельской школе создать условия для развития исследовательской деятельности учащихся, то это будет способствовать успешной самореализации дет...
«Создание условий для профессионального мастерства педагогов в сельской школе»
В каждой образовательной организации созданы условия для повышения профессионального мастерства педагогов, они стандартные (курсы повышения квалификации, конкурсы, выступления на семинарах...