Мастер-класс "Диктант как средство формирования основных компетенций учащихся"
методическая разработка по русскому языку по теме

Методические материалы для мастер-класса "Диктант как средство формирования основных компетенций". Повышение квалификации педагогов в рамках введения ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности формирования компетенций

с помощью основных видов диктантов


п/п

Виды диктантов

Компетенции         

Языковая

и лингвистическая

Коммуникативная

Культуроведческая


Диктанты по источнику предъявления диктуемого материала 

1

Диктанты с диктующим – педагогом

+

+

+

2

Диктанты с применением приёма «ученик в роли учителя»

+

+

+

3

Взаимодиктант (диктант в паре)

+

+

+

4

Диктанты с привлечением гостя (в том числе диктора радио или телевидения, артиста, профессионального чтеца) в роли диктующего

+

+

+

5

Самодиктант

+

+

+


Диктанты по структуре и объёму диктуемого материала

6

Диктанты, направленные на формирование лингвистических и коммуникативных компетенций с использованием отдельных слов, словосочетаний (в том числе терминов и понятий) или предложений

+

+

7

Диктанты с использованием пар или групп слов, словосочетаний или предложений

+

8

Диктанты с использованием связных текстов

+

+

+


Диктанты по дидактической цели

 

9

Комментированный диктант

+

+

10

Объяснительный диктант

+

+

+

11

Диктант «Проверяю себя»

+

+

12

Предупредительный диктант

+

+

13

Контрольный диктант

+

+

14

Конкурсный диктант (диктант-соревнование)

+

+

+


Диктанты по особенностям восприятия диктуемого материала

15

Зрительные диктанты

+

+

16

Слуховые диктанты

+

+

17

Зрительно-слуховые диктанты

+

+

18

Разученный диктант (или диктант по памяти) как средство формирования логических учебных действий и мыслительных навыков

+


Диктанты, сгруппированные по особенностям процесса диктовки

19

Диктант-провокация

+

20

Немой диктант (или диктант-молчанка)

+

+



Диктанты по особенностям оформления и записи диктуемого материала

21

Диктанты без изменения диктуемого материала

+

+

22

Графический диктант

+

23

Цифровой (тестовый) диктант

+

24

Буквенный диктант

+

25

Буквенно-цифровой диктант

+

26

Выборочный диктант

+

27

Распределительный диктант

+

28

Выборочно-распределительный диктант

+

29

Диктант с перестановкой

+

30

Диктант на соединение отдельных языковых элементов в единую конструкцию

+

31

Диктант на разделение конструкций на составляющие элементы

+

+


Диктанты с изменением диктуемого материала по содержанию (творческие диктанты)

32

Диктант на расширение

+

+

+

33

Диктант на сужение

+

+

+

34

Диктант с заменой

+

+

+

35

Кроссвордный диктант

+

+

+

36

Свободный диктант

+

+

+

37

Восстановленный диктант

+

+

+

38

Диктант по аналогии

+

+

+

39

Диктант с продолжением

+

+

+


Диктанты по применению дидактических средств

40

Диктанты, предполагающие применение дидактических средств

+

+

+

41

Диктанты, не предполагающие применение дидактических средств

+

+

+


Диктанты по наличию дополнительного грамматического задания

42

Диктанты, предполагающие выполнение дополнительного грамматического задания

+

+

43

Диктанты, не предполагающие выполнение дополнительного грамматического задания

+


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ текста краеведческого содержания как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся и подготовки к ЕГЭ

Развитие учебного процесса в современной школе показывает, что в обучении востребованы такие методы, которые не просто формируют определенные знания и умения, а компетенции, то есть умения, непосредст...

Работа над речевыми ошибками в сочинениях и изложениях учащихся 5-х – 6-х классов как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Чтобы успешно вести работу над ошибками нужно определиться с классификацией и условным обозначением их...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для учащихся 5-9 классов "Технология морфемного письма как средство формирования правописной компетенции учащихся".

Задача программы-формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся при помощи углубленного изучения морфемики....

Использование групповых технологий на уроках биологии и географии для формирования основных компетенций учащихся

Выступление  учителей (Лихачева Н.С.,Попова С.В.)на районной методической конференции...

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ IMPROVING MOTIVATION TO STUDY MATHEMATICS THROUGH THE FORMATION OF KEY COMPETENCES OF STUDENTS

Трапеция, виды трапеции, свойства трапеции; площадь прямоугольника, квадрата, треугольника,  параллелограмма, ромба, трапеции....