ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ "ЭЛЕМЕНТЫ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ". 9 КЛАСС
методическая разработка по физике (9 класс) по теме

Сугробова Наталья Викторовна

Данная методическая разработка содержит рекомендации по включению в урок физики заданий, направленных на формирование и развитие информационных умений обучающихся. В презентации содержатся примеры заданий, обоснование включения их в урок на данном этапе, а также указано на какие умения оно работает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_sugrobova.pptx1.11 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование информационной компетенции учащихся при изучении темы «Элементы квантовой физики» 9 класс Учитель Сугробова Н.В. МБОУ СОШ № 128 Нижний Новгород

Слайд 2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Слайд 3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Слайд 4

ФГОС ООО

Слайд 5

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ

Слайд 6

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

Слайд 7

ЕГЭ «… Умения по работе с информацией физического содержания проверяются в тесте не специальными заданиями ( как сделано в экзамене для государственной ( итоговой ) аттестации за курс основной школы ), а опосредованно при использовании различных способов представления информации в текстах заданий или дистракторах . Поэтому каждый вариант КИМ содержит большое количество различных графиков , электрические или оптические схемы , таблицы , схематичные рисунки ». Демидова М.Ю. Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания физики (на основе анализа типичных затруднений при выполнении заданий ЕГЭ

Слайд 8

ПРОТИВОРЕЧИЕ

Слайд 9

ЦЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ Дать методические рекомендации по включению в урок заданий, направленных на формирование и развитие компонентов информационных умений

Слайд 10

ЭЛЕМЕНТЫ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ

Слайд 11

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ распознавать квантовые явления, объяснять их основные свойства или условия протекания: естественная и искусственная радиоактивность, возникновение линейчатого спектра излучения; описывать изученные явления , используя физические величины: скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, период полураспада; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины; анализировать квантовые явления, используя закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа; различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра; приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, линейчатых спектров; Объяснять принцип действия физических устройств: камера Вильсона, ядерный реактор, счетчик Гейгера использовать методы научного познания: наблюдение, гипотеза при изучении элементов квантовой физики ПРЕДМЕТНЫЕ

Слайд 12

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Слайд 13

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ метапредметные

Слайд 14

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ метапредметные

Слайд 15

ЭЛЕМЕНТЫ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ

Слайд 16

Возможности развития информационных умений Поиск и выделение нужной информации из источников, представленных в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема, опыт) Работать с несколькими источниками Определять, какой информации не хватает для решения учебной задачи Планировать работу по изучению этой информации ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Слайд 17

Возможности развития информационных умений Преобразование текста в таблицу, схему, график и др. пространственно-графические и знаково-символические формы. Структурирование текста: план, тезисы и др. Задавать вопросы по тексту Сопоставление текстовых и вне текстовых компонентов информации, информации из разных частей текста Делать выводы из сформулированных посылок Приводить доводы в подтверждение Выводить заключение о намерении автора Выявлять информацию, анализируя подтекст Классификация, сравнение и обобщение информации ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ И ЕЕ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ, ОСМЫСЛЕНИЕ

Слайд 18

Возможности развития информационных умений Использование информации для установления причинно-следственных связей Аргументация определенной точки зрения Строить логически связанные объяснения на основе информации Передача информации в устной (построение речевого сообщения), письменной форме, а также в форме гипермедиа ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ И ЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Слайд 19

Психологические особенности обучающихся Развивается рефлексивное мышление Способность рассуждать гипотетико-индуктивным способом, а также абстрактно-логически Осознание своих интеллектуальных операций и управление ими

Слайд 20

МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ, ПРИЕМЫ кластер несоответствия коллаж синквейн “ Fish-bone ” верно-неверно Алгоритм Цицерона виртуальный гость

Слайд 21

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНРОВАНИЕ УМК ПУРЫШЕВОЙ Н.С., ВАЖЕЕВСКОЙ Н.Е. Фотоэффект* Спектры испускания и поглощен ия Строение атома. Радиоактивность. Состав атомного ядра. Радиоактивные превращения Ядерные силы Ядерные реакции Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор*. Ядерная энергетика*. Термоядерные реакции. Кратковременная контрольная работа. Действия радиоактивных излучений. Элементарные частицы*.

Слайд 22

МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Урок 10. Действие радиоактивных излучений «Памятка работнику МЧС» Представьте, что вы работаете в МЧС. Вам дано задание, проверить сведения о возможном радиоактивном заражении местности. Какие правила вы должны соблюдать в ходе выполнения задания? Составьте памятку коллеге. РАБОТА В ГРУППАХ. ПРОЕКТ. На какое действие «работает» - Определять, какой информации не хватает для решения учебной задачи - Планировать работу по изучению этой информации

Слайд 23

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ Урок 2. Спектры испускания и поглощения. На какое действие «работает» Знаниевый компонент Восприятие, понимание информации о физических явлениях и законах, представленной в графическом виде Понятие спектра

Слайд 24

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ Урок 7. Ядерные реакции Перед вами уравнения, иллюстрирующие превращения ядер: Проанализируйте их и разделите на группы. Объясните . На какое действие «работает» Знаниевый компонент - Анализ информации, выявление основания для классификации информации Изменение состава ядра возможно при взаимодействии ядер друг с другом или элементарными частицами – ядерные реакции 9 4 Be + 1 1 H → 4 2 He + 6 3 Li, 210 84 Po → 4 2 He + 206 82 Pb 14 7 N + 4 2 He → 17 8 O + 1 1 H 7 3 Li + 1 1 H → 4 2 He + 4 2 He 60 27 Co → 0 -1 e + 60 28 Ni

Слайд 25

ПОЛУЧЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ Урок 4 Радиоактивность. Состав атомного ядра. Историческая справка 1 Историческая справка 2 Кто ? Что ? Где ? Зачем ? Как ? Когда ? АЛГОРИТМ ЦИЦЕРОНА На какое действие «работает» Знаниевый компонент - извлечение информации из текста - структурирование текста - Построение речевого сообщения Понятие радиоактивности Состав радиоактивного излучения

Слайд 26

ПОЛУЧЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ УРОК 6. Ядерные силы. ПРОБЛЕМА: Почему ядро не распадается на нуклоны? “ Fish-bone » ” На какое действие «работает» Знаниевый компонент Графическое представление информации Приводить доводы в подтверждение Делать выводы из сформулированных посылок Существование ядерных сил

Слайд 27

ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ Урок 2 Спектры испускания и поглощения. На рисунке приведены спектры неизвестного газа, паров лития и стронция. Что можно сказать о химическом составе газа? ГАЗ Li Sr На какое действие «работает» Знаниевый компонент - извлечение информации из рисунка - Соотнесение отдельных частей рисунка У каждого химического элемента свой спектр испускания

Слайд 28

ЗАКРЕПЛЕНИЕ Урок 5. Радиоактивные превращения. На рисунке представлена цепочка превращений радиоактивного урана 238 в стабильный свинец 206. Используя данные рисунка, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера. На какое действие «работает» 1. Понимание и анализ информации, представленной в виде рисунка (схемы) 2. Сопоставление текстовых и вне текстовых компонентов информации 1.Уран 238 превращается в стабильный свинец 206 с последовательным выделением шести альфа-частиц и шести бета-частиц. 2.Самый малый период полураспада в представленной цепочке радиоактивных превращений имеет полоний 214. 3.Свинец с атомной массой 206 не подвержен самопроизвольному радиоактивному распаду. 4. Уран 234 в отличие от урана 238 является стабильным элементом. 5. Самопроизвольное превращение радия 226 в радон 222 сопровождается испусканием бета-частицы.

Слайд 29

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Урок 1. Фотоэффект На основании многочисленных опытов А.Г. Столетов установил, что число электронов, вырываемых с отрицательно заряженной пластины, прямо пропорционально световому потоку, падающему на пластину. Противоречит ли этот вывод волновой теории света? Ответ поясните. Урок 3. Строение атома Если вместо золотой фольги, которую использовал в опыте Резерфорд, взять фольгу из меди, измениться ли число отклонений альфа-частиц? Ответ поясните . На какое действие «работает» - Построение логически связанного, аргументированного объяснения на основе информации - Поиск дополнительной информации

Слайд 30

ОБОБЩЕНИЕ, РЕФЛЕКСИЯ СИНКВЕЙН: Элементарная частица СХЕМА-КОЛЛАЖ - отображение содержания в произвольной форме, объединенного проблемой, понятием. Фиксация замеченного, понятного, непонятного, элементов деятельности. КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ПРИЗНАКИ, СВОЙСТВА ДВА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ТРИ ГЛАГОЛА ЛИЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ АВТОРА ФРАЗА ИЗ 4 СЛОВ СУТЬ ОБЪЕКТА СЛОВО-СИНОНИМ СЛОВО-РЕЗЮМЕ На какое действие «работает» - Структурирование информации в таблицу Представление информации в виде пространственно-графических моделей Осмысление информации

Слайд 31

ДЕЛЕНИЕ ЯДЕР. ЦЕПНАЯ ЯДЕРНАЯ РЕАКЦИЯ Этап урока Тип задания На какое действие «работает» Знаниевый компонент Мотивация Историческая справка: 5 и 9 Августа 1945 года на японские города Хиросиму и Нагасаки были сброшены американскими военными бомбы. В результате этой акции в один миг здания превратились в руины, погибли более 100 тысяч жителей. В.В. Балашов «Малость» …В каждом атоме незримо полыхает Хиросима… Как вы понимаете эту фразу поэта из стихотворения Анализ подтекста, сопоставление информации Применение бомбы связано с энергией атома. Откуда эта энергия берется, какие процессы при этом происходят?

Слайд 32

Актуализация и постановка задачи АНАЛИЗ ГРАФИКА Какие ядра наиболее устойчивы к распаду? Что можно сказать про устойчивость урана? Оцените массовое число урана. Как назвать ядро этого элемента по сравнению с ядром кислорода? Как должно вести себя ядро урана, чтобы оказаться в более выгодном, равновесном состоянии? УДЕЛЬНАЯ ЭНЕРГИЯ СВЯЗИ На какое действие «работает» Знаниевый компонент - извлечение информации из графика - делать выводы на основе информации Тяжелые ядра должны стремиться стать ядрами с меньшим массовым числом - делиться

Слайд 33

ПОЛУЧЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ Опишите по рисунку механизм деления ядер На какое действие «работает» -Извлечение информации из рисунка -Перевод пространственно-графической модели в словесную

Слайд 34

ПОЛУЧЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ Просмотр флеш-анимации: опишите происходящий процесс На какое действие «работает» Знаниевый компонент - Перевод пространственно-графической модели в словесную Цепная ядерная реакция

Слайд 35

Этап урока Тип задания На какое действие «работает» Знаниевый компонент Получение нового знания Прочитайте п.4-6 текста параграфа. Сформулируйте в виде тезиса главную мысль каждого пункта. Смысловое чтение. Умение оформлять тезисы Условия осуществления цепной ядерной реакции Обобщение Составить кластер. Ключевое понятие – деление ядер. Структурирование полученной информации в виде пространственно-графических моделей Домашнее задание Подготовить презентацию по теме «Ядерный реактор. Ядерная энергетика» Групповая работа . -Планировать работу по изучению информации -Отбор источников - Передача информации в форме гипермедиа -Управляемая ядерная реакция -Принцип действия реактора -Использование ядерной энергии в мирных целях

Слайд 36

РЕЗУЛЬТАТЫ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Слайд 37

Список литературы Реализация ФГОСов нового поколения в условиях целостного педагогического подхода. Под редакцией С.Л. Сидоркиной, Н.В. Тангалычевой. Департамент образования администрации г. Нижнего Новгорода, 2013г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя под ред. А.Г. Асмолова.- 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011г. Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приемов учебного успеха ученика…М.: Просвещение, 2007 Критическое мышление и основы обучения и учения. collegy.ucoz.ru › Каталог статей › 53-1-0-1146 Галеева Н.Л. Управление ростом и реализацией профессиональных компетенций учителя в системе внутришкольной методической и экспериментальной деятельности. М., 2009 Федеральный государственный стандарт основного общего образования

Слайд 38

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА В начале 1896 г. французским физиком Анри Беккерелем (1852—1908) было обнаружено неизвестное ранее невидимое излучение сильной проникающей способности. С этого открытия началась новая эпоха в развитии научного знания. Исследуя рентгеновское излучение, Беккерель проводил экс­перименты с некоторыми веществами, в том числе с солями урана, и полагал, что под действием солнечных лучей уран испускает излучение, подобное рентгеновскому. На фотопластинку, завернутую в плотную бумагу, он положил крупинки урановой соли и выставил на солнечный свет. После проявления пластинка почернела как раз в тех местах, где лежала соль. Однажды ученый обнару­жил, что почернение пластинки происходит и в том случае, когда уран предварительно не освещался солнечным светом. Это означало, что уран самопроизвольно испускает какое-то излучение.

Слайд 39

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА 2. В 1899 г. Э. Резерфорд экспериментально обнаружил, что радиоактивное излучение имеет сложный состав. Опыт, поставленный Резерфордом, схематично представлен на рисунке. В толстостенный свинцовый сосуд, имеющий небольшое отверстие, помещалась крупинка радия. На выходящее из отверстия излучение действовало сильное магнитное поле, линии индукции которого перпендикулярны исходящему пучку. После проявления фотопластинки, расположенной напротив радиоактивного пучка, были обнаружены три пятна, а не одно, как ожидалось. Одно пятно располагалось в центре, строго напротив отверстия, два других - по разные стороны от центрального пятна. Поскольку два пучка отклонились в магнитном поле, значит, они представляют собой потоки противоположно заряженных частиц. Положительно заряженные частицы назвали альфа-частицами, а соответствующее излучение - а-излучением; отрицательно заряженные частицы были названы бета-частицами, а излучение - б ета-излучением. Природа третьего, нейтрального излучения, на которое не действовало магнитное поле, была выявлена годом позже. Его назвали гамма-излучением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский СОБР (Детский Сетевой Образовательный Ресурс) как средство формирования информационной компетенции учащихся

Широкий выбор программного обеспечения и новых информационных технологий даёт возможность учителю обеспечить высокий  уровень преподавания,  развить творческий потенциал ребёнка, форми...

"Формирование информационных компетенций учащихся на уроках биологии".

В процессе обучения, у учащихся формируется прежде всего. эмпирическое мышление. Понятия преподносятся в готовом для запоминания виде, процесс их формирования не является осознанным, а учащиеся не овл...

Мастер -класс «Создание условий для формирования информационной компетенции учащихся».

Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся была и остается одной из актуальных задач педагогики.В русле деятельностного подхода психологическ...

Формирование информационной компетенции учащихся через организацию работы с письменными историческими источниками.

В статье рассматриваются основные принципы организации работы с историческими источниками...

Презентация "Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетенции учащихся"

Презентация к выступлению на мунииципальной научно-практической конференции педагогов в марте 2017г....