Методическая разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и оснований. Составление солей по степени окисления"
учебно-методический материал по химии (8 класс) по теме
Разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и оснований. Составление солей по степени окисления" содержит структуру, ход урока, приложения к модулю. Учебное содержание урока позволяет на основе имеющихся знаний, введении новых понятий расширить знания о классификации, составе солей, степени окисления элементов в сложных соединениях, видах ионов, заряда ионов. Алгоритм деятельности на каждом этапе предусматривает возможность для обучающихся учиться работать самостоятельно, добывать знания, работая с разными источниками информации, делового общения друг с другом, оценивать работу товарища и свою. Цель, поставленная на каждом этапе учебного элемента, обсуждается учителем совместно с обучающимися, чтобы ученик уяснил – что и как необходимо изучить, на чем сосредоточить внимание. Данный подход получения новых знаний позволяет развивать УУД обучающихся, мотивируя их к изучению последующих тем данного раздела.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_soli.docx | 33.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Самофаловская средняя общеобразовательная школа» Городищенского района Волгоградской области
Почтовый адрес. 403016, Волгоградская область Городищенский район п.Самофаловка ул. Советская, 82 Контактный телефон/e-mail . 88446842372/ Bolkova2008@yandex.ru
Методическая разработка модульного урока по химии в 8 классе
Тема урока: «Соли как производные кислот и оснований. Составление солей по степени окисления»
Автор: Куриленко Людмила Михайловна, учитель химии и биологии
Почтовый адрес: 403016, Волгоградская область Городищенский район п.Самофаловка ул. 221 Гвардейская дивизия, д4 кв 1
Контактный телефон/e-mail: 8-904-750-16-32/kurilenko3@yandex.ru
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Цель урока: продолжить формирование знаний по теме «Соли как производные кислот и оснований. Составление солей по степени окисления»
Задачи:
─ создать условия для усвоения обучающимися знаний о солях;
─ ввести понятие «соли»;
─ рассмотреть: определение степени окисления элементов в солях, свойств отдельных представителей солей, составление формул и названия солей;
─ использовать таблицы растворимости для определения растворимости солей;
─ содействовать развитию познавательного интереса, внимания, логического мышления через установление причинно-следственных связей «строение вещества — свойства вещества — применение вещества», коммуникативные навыками, способности к самостоятельному приобретению знаний.
Предметные результаты:
Знать:
─ определение класса неорганических веществ - соли ;
─ состав, классификацию, названия солей;
─ виды ионов и заряд ионов в составе солей;
─ характеристику некоторых солей (тип химической связи, физические свойства, области применения) : хлорида натрия, карбоната кальция, фосфата кальция;
─ порядок составления формул солей бескислородных и кислородосодержащих кислот.
Уметь:
─ определить степень окисления каждого элемента в формулах солей;
─ определить виды ионов и заряд ионов в составе солей;
─ определять названия солей;
─ определять тип химической связи в соединениях солей ;
─ характеризовать свойства солей;
─ сравнивать состав, строение и свойства различных солей , записывать формулы солей;
─ составлять схемы, опорный конспект, делать обобщения, выводы.
Тип урока: формирование новых знаний и умений.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах, самостоятельная работа, тренажер.
Технологические особенности:
Необходимое техническое оборудование: компьютеры, подключенные к сети Интернет (1 компьютер – 3-4 ученика); ноутбук учителя; проектор, интерактивная доска, ЦОР.
Дидактические средства: ПСХЭ Д.И. Менделеева, таблица «Растворимость кислот, оснований и солей в воде», таблица «Электрохимический ряд напряжений металлов», учебник «Химия» 8 класс О. С. Габриеля, Москва, Изд. Дрофа, 2012г; ЭОР.
Раздаточный материал: карточки, справочный материал, лист учета учащихся, алгоритмы составления формул солей.
Используемые ресурсы из других общедоступных источников: учебник «Химия» 8 класс О. С. Габриеля, Москва, Изд. Дрофа, 2012г;
Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный.
Вид деятельности учащихся: поисковый и репродуктивный.
Структура и ход урока
Модуль (2/2). Соли как производные кислот и оснований. Составление солей по степени окисления.
Приложение 1. Порядок составления формул солей бескислородных кислот (на примере Al 2S 3 )
1.Вначале выписывают заряды ионов, из которых состоит соединение: Al 3+ S 2- . Заряд иона металла можно найти в таблице растворимости. Но у алюминия мы знаем заряд иона постоянен и равен 3+. (так как металл находится в главной подгруппе 3 группы). Заряд иона кислотного остатка сероводородной кислоты определяют по числу атомов водорода в молекуле: H 2S , т.е. заряд иона равен -2.
2.Находите наименьшее общее кратное двух чисел. 3х2=6
3. Делим н.о.к. на заряды соответствующих ионов. Получаем индексы.
Для Al -6/3=2 (индекс) Для S- 6/2=3 (индекс)
4. Составляем химическую формулу, выписывая индексы возле знаков химических элементов:
Al 2S 3 . Формула читается: «алюминий-два, эс-три».
Итак, в молекуле Al 2S 3 имеются 6 положительных зарядов и 6 отрицательных зарядов.
Порядок составления формул солей кислородосодержащих кислот (на примере Fe2 (SO4)3)
Для составления формулы сульфата железа (III)
1.Вначале выписывают заряды ионов, из которых состоит соединение: Fe 3+ SO4 2- . Заряд иона металла можно найти в таблице растворимости. У железа мы знаем заряд иона непостоянен и может быть равен 2+; 3+. Заряд иона кислотного остатка серной кислоты определяют по числу атомов водорода в молекуле: H 2 SO4 , т.е. заряд иона равен -2.
2.Находите наименьшее общее кратное двух чисел. 3х2=6
3. Делим н.о.к. на заряды соответствующих ионов. Получаем индексы.
Для Fe -6/3=2 (индекс) Для SO4- 6/2=3 (индекс)
4. Составляем химическую формулу, выписывая индексы возле знаков химических элементов, сложные ионы берутся в скобки, если соответствующий индекс больше 1:
Fe2 (SO4)3. Формула читается: «феррум-два, эс-о-четыре-трижды».
Итак, в молекуле Fe2 (SO4)3имеются 6 положительных зарядов и 6 отрицательных зарядов.
Общая формула соли: Me x (K ост) y
Приложение 2.
Название соли= название кислотного остатка+название металла в родительном падеже+(степень окисления металла)
Приложение 3. Рекомендации и пояснения по названиям кислотных остатков.
1.Выучить наизусть названия солей (табл.5).
2.Название солей кислотных остатков образуются из названия элемента (сера-сульфо), (азот-нитро) с добавлением суффикса –ат, в случае высшей степени окисления и суффикса –ит, в случае более низкой степени окисления элемента-неметалла. Рассчитываете степень окисления элементов в приведенных солях:
Fe 2 3+ (S +6 O 4 -2 ) 3 2- Сера находится в VI группе периодической системы, значит в данном случае, сера проявляет высшую с.о., поэтому добавляете к названию элемента суффикс –ат. Получается-сульфат.
Fe 2 3+ (S +6 O 3 -2 ) 3 2- Сера в данной соли имеет с.о. +4, более низкое значение (т.е. меньшее число: 4 меньше 6), поэтому добавляете к названию элемента суффикс –ит. Получается-сульфит.
Выпишите отдельно в тетради названия серосодержащих кислотных остатков (в виде шпаргалки)
- SO 4 2- - сульфат;
- SO 3 2- - сульфит;
- S 2- - сульфид;
Приложение 4. Ключ к решению задачи.
Дано: m (Al2 (SO4)3 ) =34,2 мг
Найти: n=? N=?
Решение. M(Al2 (SO4)3 )= 2х27+ 3 х(32+4х16)=342мг/моль
1)n=m/M= 34,2/342=0,1 ммоль.
2)N=N a х n=6х10 20 х 0,1=6х10 19 молекул.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация химия 8 класс по теме: "Соли"
Презентация по химии: "Соли"...
Презентация к уроку химии 8 класс на тему Соли
Конспект урока Соли 8 класс и презентация к уроку...
методическая разработка урока для 8 класса по теме "Соли. Составление формул по степени окисления"
Урок по химии для учащихся 8 класса, разработан с использованием структур Сингапурской технологии....
Презентация и методическая разработка к уроку химии в 8 классе по теме "Соли". Разработана учителем химии МБОУ гимназии № 8 г.Хабаровска Кузьминской Л.Д.
Презентация к уроку "Соли" 8 класс включает 26 слайдов.Слайд 1 - информационный.Слайд 2 - Приветствие. Урок начинается с данного слайда.Слайд 3 - Повторение ранее изученного материала. Даны веще...
Методическая разработка к уроку химии в 8 классе на тему "Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия".
Конспект урока химии в 8 классе на тему "Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия"....
Методическая разработка к уроку химии в 8 классе на тему "Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия" (презентация).
Презентация к уроку....
Учебно - методическая разработка к уроку химии в 8 классе по теме "Соли - производные кислот и оснований"
Данный материал поможет успешнее провести урок по теме "Соли - производные кислот и оснований"...