Этапы урока | Содержание учебного материала Деятельность учителя | Формы организации учебной деятельности Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
- Организационный этап
Мотивация к учебной деятельности (1мин)
| Слайд№1 Элвин Тофлер:
«Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться» | Фронтальная
Осмысливают, концентрируют внимание, включаются в учебную деятельность на личностно значимом уровне |
|
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие с целью готовности мышления и осознания потребности к построению нового способа действия. (5-7 мин)
| Актуализация знаний. умений Карточки с формулами веществ на ваших столах распределите вещества на группы по известным вам признакам: Н2SO4, MgCl2, Cu(OH)2, HNO3, Ba(NO3)2, NaOH, HCl, Na3PO4, AL(OH)3 | Работа в парах
Систематизируют вещества в группы по известным признакам | Познавательные: формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием. |
Проверка знаний в ходе беседы на основе выполненного задания: Какие группы веществ у вас определились? По каким признакам проводили разделение? Что такое основания? Как мы их определяем среди других веществ? Назовите данные основания. Что такое кислоты? Как мы их определяем среди других веществ? Назовите заданные кислоты. | Фронтальная
Отвечают на вопросы Проводят аналогичную работу с магнитными карточками на доске | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалоговой формами речи. |
Пробное учебное действие Можем ли мы увидеть общие признаки у оставшихся веществ? | Фронтальная Испытывают затруднения Некоторые учащиеся могут назвать класс «Соли» | Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование. |
Фиксирование затруднений Сколько веществ в данном задании вызвали для вас затруднения? Какие затруднения возникли с оставшимися веществами? | Фронтальная Отвечают на вопросы. Формулируют затруднение (проблему): есть неизвестные вещества, которые по составу нельзя отнести ни к одному из изученных классов. | Познавательные: формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием |
Можем мы увидеть черты сходства веществ этой группы с известными веществами? Назовите их. Молодцы! Нам осталось отнести эти вещества к определенному классу. Внимание на экран | Обнаруживают сходство, формулируют. Сходство с кислотами: имеют кислотный остаток Сходство с основаниями: наличие элементов-металлов | Познавательные: выделение в задаче известных компонентов |
3. Выявление места и фиксация места и причины затруднения (1 мин)
| Слайд №2 - На торжественных пирах в Древней Руси это вещество подавалось в особых сосудах и лишь на столы знатных гостей…
- В середине 17 века в Москве из-за высокого налога на это вещество случился бунт, носящий название этого вещества…
- В одном кубометре морской воды содержится 27 кг этого вещества…
- Говорят, чтобы узнать человека, надо съесть с ним пуд этого вещества…
- Это вещество – символ гостеприимства и радушия русской нации, наши предки встречали гостей в знак дружбы хлебом и … (солью)!
| фронтальная
Воспринимают, анализируют, обобщают информацию, делают умозаключение Произносят термин «Соль»
| Коммуникативные: умение слушать.
Познавательные: выделение в задаче известных компонентов |
|
|
4. Построение проекта выхода из затруднения (4-6 мин)
| Мы разоблачили одного тайного представителя класса солей, которого в быту называют…? Итак, изучаем мы сегодня…какие вещества? Они образованы какими составляющими? Сформулируем тему урока? Слайд№3 Тема урока «Соли – производные кислот и оснований»
Химическим языком мы её будем называть хлорид натрия. Найдите ее среди ваших формул и покажите всем Запишите в тетрадях формулу поваренной соли с названием Слайды № 4-13 Учитель предлагает выяснить важность изучения темы Внимание на экран: по аналогии с известными сведениями о веществах изученных классов, определите цели изучения солей
| Фронтальная Ответ обучающихся: поваренная соль Формулируют тему урока «Соли – производные кислот и оснований», записывают тему в тетрадях
обнаруживают среди других представителей, записывают в тетради Фронтальная Формулируют причину затруднений. Осуществляют постановку проблемной задачи Соотносят с опытом изучения веществ изученных классов Формулируют план изучения: Определение солей Состав (строение) солей Составление формул солей Называть соли Классификация солей Получение солей Применение солей Нахождение в природе Биологическое значение Правила использования
| Регулятивные: целеполагание, выдвижение гипотез |
Познавательные: самостоятельное определять содержание и последовательность действий для решения поставленной цели, создание плана деятельности при решении проблем поискового характера. Коммуникативные: формирование способности каждого ученика к участию в совместной работе, воспитание культуры делового общения, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
5. Реализация построенного проекта (5-7 мин)
| Посмотрите на таблицу растворимости, которая всегда перед вами. В верхней строчке расположены частицы, которые как можно назвать? Частицы вертикального столбца называются…? Как называется химическая связь между ионами? Значит связь в кристаллах солей…? Пользуясь таблицей растворимости составить формулы из карточек-ионов на ваших столах: K+ и Br-, Na+ и NO3-, Ba2+ и SO42-, Li+ и CO32-, Na+ и PO43-, Al3+ и SO43-, Ca2+ и N3-
Рассмотрим алгоритм, предложенный в учебнике на §22 на стр.126-127. Правильно ли мы составили алгоритм? Пользуясь им продолжаем выполнять задание.
Лабораторная работа Перед вами образцы известных солей. Рассмотрите их, и выполните лабораторную работу по инструкции на слайде Слайд № 14 Инструкция к лабораторной работе Слайд № 15 Таблица на слайде заполняется по мере выполнения работы Фор мула | Тривиальное название (историческое) | Физические свойства | Система тическое название | NaCl | Поваренная соль |
|
| СаСО3 | Мел, мрамор, известняк |
|
| Na2CO3 | Сода |
|
|
Для того, чтобы назвать соли, посмотрите таблицу 5 учебника на странице 128. Сначала называем кислотный остаток в именительном падеже, затем металл в родительном падеже. Если металл побочной подгруппы, он имеет несколько степеней окисления (значений валентности), поэтому надо указывать в названии его валентность римской цифрой в скобках. Задание: назовите предложенные Вам вещества по систематической номенклатуре. Большинство химических реакций, с которыми мы будем знакомиться позднее, проходят в растворах, поэтому важным свойством многих веществ, в том числе и солей, является их растворимость в воде. Проверить на растворимость в воде наши вещества и будет последним заданием нашей лабораторной работы. Как мы работаем со стеклянной посудой? В трёх стаканах вода. Добавим в один немного поваренной соли, в другой – мел, в третий – соду. Перемешаем стеклянной палочкой. Посмотрите, как растворяются эти вещества? Запишите свои наблюдения в таблице, во второй колонке. Проверьте правильность своих наблюдений по таблице растворимости? Какие результаты вы получили? | Фронтальная Отвечают: Положительно заряженные ионы элементов-металлов Отрицательно заряженные ионы кислотных остатков Кристаллы солей образованы ионной связью Работа в парах Выдвигают гипотезу: если знаем состав веществ, то сможем составить алгоритм составления формул По мере выполнения работы выходят к доске и записывают полученный результат Не у всех получается сразу составить формулы веществ, поэтому у доски обучающиеся подробно объясняют последовательность своих действий при коррекции учителя и, т.о., формулируют алгоритм составления формул солей, пользуясь таблицей растворимости.
Работа в парах Выполняют лабораторную работу: рассматривают выданные экземпляры солей, описывают их физические свойства: агрегатное состояние, цвет, кристаллическое строение. Записывают в тетрадях названия веществ с помощью таблицы 5 учебника
Работа в группах. Обучающиеся выполняют второе задание в лабораторной работе: пользуясь таблицей (стр. 128) называют вещества.
Работа в группах. Обучающиеся выполняют третье задание в лабораторной работе: проверяют данные соли на их растворимость в воде. - Работать нужно осторожно, чтобы не разбить стекло и не пораниться
Выполняют работу и осуществляют самопроверку, пользуясь таблицей растворимости и информацией на экране Делают вывод по лабораторной работе. | Познавательные: формирование основ теоретического мышления, находить закономерности, развитие способности к обобщению. Создание алгоритма деятельности при решении проблем поискового характера, организация самостоятельного усвоения (принятия) знания и умения при работе по алгоритму.
Коммуникативные: формирование способности каждого ученика к участию в совместной работе, воспитание культуры делового общения, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
|
Физкультминутка | Первое упражнение Исходное положение сидя На счет раз: поднимите руки вверх, два: сомкните их, три: сильно потянитесь вверх, напрягая мышцы рук и туловища, четыре: исходное положение (повторить три раза) Второе упражнение выполняем в парах: раз: поверните голову драг к другу, улыбнитесь два: лицом вперед, три: поверните голову в другую сторону, улыбнитесь соседу. Четыре: ИП (3 раза) Продолжаем урок. | Фронтальная Выполняют упражнения | Регулятивные:
осуществляют пошаговый контроль своих действий, адекватно выполняют действия с учетом выделенных учителем ориентиров |
6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи с целью применения нового знания в типовых заданиях (4-5 мин) | Слайд № 16 Игра «Крестики–нолики» выигрышный путь - формулы солей. HNO2 | СаO | H2CO3 | KCl | K3PO4 | Mg(NO3)2 | Fe(OH)2 | Cr(OH)3 | Li2SiO3 |
| H2Se | ZnO | K2SO4 |
| HBr | Na2SO3 | Н2SiО3 |
| CuCO3 | HNO3 | CoСl2 |
Слайд №17 Задание Составьте формулы следующих солей: II II А) Na?NO2? , K?SO4? , Zn?Br? , Fe?PO4? , Al?NO3 Подсказка: стр. 127 учебника – алгоритм составления солей. Слайд №18 Задание А) Из данного списка выберите формулы солей, прочитайте формулы (произношение формул) Б) подберите к формулам солей соответствующие названия - ZnCl2 а) фосфат кальция
2. Ca3(PO4)2 б) хлорид цинка - BaSO4 д) силикат натрия
- Na2SiO3 е) сульфат бария
Учитель контролирует и корректирует деятельность обучающихся | Работа в парах Участвуют в игровом моменте «крестики-нолики», выбирают выигрышный путь – формулы только солей.
Отмечают, что испытывают затруднения в такой работе
Изучают алгоритм для выполнения работы
Используют алгоритм для выполнения задания
Работают у доски, выполняя задания, комментируют свои действия, пользуются алгоритмом и таблицей учебника | Познавательные: умение структурировать знания, поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону с целью самопроверки умения применять новое знание в типовых условиях (7- 8 мин)
| Учитель организует самостоятельную работу с помощью карточек с заданиями Слайд №19 Задание: Составьте формулы следующих солей: III А) Ba?NO3? , Fe?Br? , Al?SO4? , Mg?NO2? Б) Карбонат калия, сульфат меди (II), нитрат железа (III) Задание: Назовите соли MgCO3 Li2SO4 KNO3 СuСl2 - Формулы каких веществ у вас вызвали затруднения? В каких веществах были сделаны ошибки? Затем на доске 1-2 учащиеся выполняют написание 1-4 формулы, вызвавших затруднение с подробными комментариями, проговаривая алгоритм выполнения заданий. | Фронтальная Выполняют типовые задания Осуществляют самопроверку по эталону на слайде (оценивают результаты своей работы: ни одной ошибки – «5», 1-4 ошибки – «4», Более 4 ошибок – «3». Ставят оценку своей работы на полях в тетради.
Осуществляют коррекцию ошибок, проговаривание во внешней речи затруднений в заданиях и алгоритм правильного выполнения задания. | Познавательные: умение структурировать знания, поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез; применение методов информационного поиска Коммуникативные: умение выражать свои мысли, осуществлять контроль, коррекцию и оценку своих действий. Регулятивные: Самостоятельно анализи-руют условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия. |
8.Включение в систему знаний и повторение (6-8 мин)
| Задание 1 по вариантам Из перечня формул выпишите отдельно формулы солей, дайте им названия: MgO, HNO3, K2CO3, N2O5, K2S, Al(NO2)3, CaSO4, Cu(NO3)2, H3PO4, Na3PO4, Задание 2 по вариантам Определите степени окисления элементов в солях, формулы которых: Na2SO4, K2SO3, CuS, MgCO3, Fe(NO3)3, Fe(NO2)2, Al2(SO4)3, Zn3(PO4)2. Дайте названия веществам. - В каких формулах вам трудно определить степени окисления атомов элементов? | Индивидуальная
Выполняют задания в тетрадях Осуществляют взаимопроверку | Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, оценка правильности выполнения учебных действий
Познавательные: структурирование знаний, построение рассуждений в форме связи с ранее изученными знаниями и умениями. |
9.Рефлексия осуществляется для соотношения цели урока и его результатов, самооценки обучающимися работы на уроке, осознания ими метода построения нового знания | Задание -Составьте в рабочей тетради синквейн к химическому термину «СОЛЬ» Слайд № 20 Задание 2: Продолжите предложения СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я …. - Я научился ….
- Узнал (а) …
- Было интересно …
- Было трудно …
- У меня получилось …
- Я смог …
- Я попробую …
- Я понял(а), что могу …
- Я почувствовал(а), что …
- Я приобрёл(а) …
- Меня удивило …
- Мне захотелось …
- Этот урок дал мне для жизни …
- Больше всего мне понравились задания …
Вы большие молодцы! Спасибо за сотрудничество! Давайте сообща определим оценки отвечавшим на уроке. | Индивидуальная Составляют синквейн
Фронтальная Обучающиеся по желанию отвечают на вопросы | Регулятивные: восприятие оценки учителя, адекватная самооценка
Коммуникативные: умение выражать свои мысли; осознанно строить свои речевые высказывания, умение слушать собеседника, адекватно использовать устную речь. |
Домашнее задание §22 выучить названия солей по таблице 5, выполнить письменно №1,2,3 стр. 133 |
|