Открытый урок по химии "Соли"
презентация к уроку по химии (8 класс) на тему
Цель урока: сформировать основные понятия о составе, номенклатуре, свойствах и значении солей.
Тип урока: комбинированный.
Образовательные задачи:
- Познакомить с составом, номенклатурой солей.
- Дать первоначальную классификацию солей.
- Рассказать о значении солей в жизни человека, показать их практическое применение.
- Выявить уровень знаний о составе оксидов, оснований и кислот.
Воспитательные задачи:
- Расширение мировоззрения в связи с изучаемой темой.
Развивающие задачи:
- Развивать интерес к предмету, используя различные методы и средства обучения.
- Совершенствовать химический язык.
- Развивать мышление методом дедукции (от частного к общему).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_8a.doc | 470.5 КБ |
povarennaya_sol2.ppt | 2.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Фахретдинова Рита Равиловна – учитель биологии, химии МБОУ СОШ №1 г. Межгорье РБ
Тема урока «Соли»
Тип урока – комбинированный
Химия, 8 класс
Цель урока: сформировать основные понятия о составе, номенклатуре, свойствах и значении солей.
Тип урока: комбинированный.
Образовательные задачи:
- Познакомить с составом, номенклатурой солей.
- Дать первоначальную классификацию солей.
- Рассказать о значении солей в жизни человека, показать их практическое применение.
- Выявить уровень знаний о составе оксидов, оснований и кислот.
Воспитательные задачи:
- Расширение мировоззрения в связи с изучаемой темой.
Развивающие задачи:
- Развивать интерес к предмету, используя различные методы и средства обучения.
- Совершенствовать химический язык.
- Развивать мышление методом дедукции (от частного к общему).
Оборудование и реактивы:
Для демонстрации – поваренная соль, медный купорос, мрамор, питьевая сода, кальцинированная сода, мрамор, известняк, мыло, мел, коралл, раковины моллюсков.
Для лабораторной работы – химические стаканы, стеклянная палочка, вода, кристаллические соли. Компьютер, экран, маршрутные листы.
Ход урока.
- Организованное начало урока.
- Проверка знаний и умений.
Учитель. Мы продолжаем путешествие по стране «Химляндия». Во время нашего путешествия вы познакомились с жителями этой страны. И, прежде чем мы сделаем очередную, последнюю остановку, вам нужно пройти четыре испытания.
Испытание 1. Дайте определение оксидам и выполните задание «Подъем с препятствиями». Поднимаясь по «химической лестнице», составьте формулы оксидов и назовите их.
К(I)
N(IV)
Cu(II)
Al(III)
P(V)
S(VI)
Испытание 2. Дайте определение основаниям, используя ключевые слова (сложные вещества, атомы металлов, гидроксогруппа). Составьте химические формулы оснований по их названиям: а) гидроксид натрия; б) гидроксид бария; в) гидроксид меди(II); г) гидроксид цинка; д) гидроксид железа(III).
Испытание 3. Дайте определение кислотам, используя ключевые слова (сложные вещества, атомы водорода, кислотный остаток). «Прятки с формулами». Необходимо вписать знак химического элемента, который «спрятался»
H2___O3; Н__SiO3; __Cl; H2__O4; __NO3; H3__O4.
Назовите эти кислоты.
Испытание 4. Из перечисленных формул: Fe(OH)3, H2SO3, Ag2O, CaCO3, Na2S, AlPO4, Ba(ОН)2, SO2, H3PO4, Al(OH)3, HNO2, AgCl, Na2SO4, HNO3, Al2O3 – выпишите формулы: а) оксидов; б) кислот; в) оснований.
(После выполнения этого задания остаются формулы солей)
Учитель. Выпишите отдельно формулы оставшихся соединений и используя необходимые ключевые слова (сложные вещества, атомы водорода, кислотный остаток, атомы металлов, гидроксогруппа) дайте определение этим веществам по составу. (Учащиеся дают определение)
- Изучение нового материала.
1этап. Знакомство с солями.
Учитель. Итак, сегодня мы делаем еще одну, последнюю остановку в стране «Химляндия». Не известные жители - кто они? Слушаем небольшое сообщение.
Выступление ученика. Презентация. Поваренная соль (хлорид натрия) – это единственное минеральное сырье, которое человек использует в пищу в чистом виде. Хлорид натрия – это хорошо растворимая в воде соль. Без этой соли невозможна жизнь растений, животных и человека, так как она обеспечивает важнейшие физиологические в организмах: в крови соль создает необходимые условия для существования красных кровяных телец, в мышцах обусловливает способность к возбудимости, в желудке образует соляную кислоту, без которой было бы невозможно переваривание и усвоение пищи. Необходимость соли для жизни была известна со времен глубочайшей древности. Значение соли отражено в многочисленных пословицах, поговорках, обычаях « Хлеб да соль» – вот одно из пожеланий, которым русские люди с давних пор обменивались друг с другом во время приема пищи, подчеркивая равноценное значение соли. Хлеб и соль стали символом гостеприимства и радушия русской нации.
Говорят: «Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть». Оказывается, ждать не так уж долго: за два года двое съедают пуд соли (16 кг), так как в год каждый человек с пищей потребляет от 3 до 5,5 кг соли.
Соль образует мощные отложения. В Соль-Илецке, например, толщина пласта соли превышает полтора километра. Соли, находящейся в озере Баскунчак в Астраханской области, хватит нашей стране на 400 лет. Огромные количества соли содержат в себе воды морей и океанов. Солью, извлеченной из Мирового океана, можно было бы засыпать всю сушу земного шара слоем в 130 м.
Хлорид натрия широко используют в химической промышленности для получения натрия, хлора, соляной кислоты, в медицине, для приготовления пищи, для консервирования продуктов питания (соление и квашение овощей) и т. д.
Физкультминутка.
Учитель. В стране «Химляндия» живут еще и соли. К солям относятся обширный класс соединений. На демонстрационном столе находятся небольшое количество солей. Одна из наиболее распространенных солей – поваренная (пищевая) соль. О других солях вы прочитаете в §22. Сегодня на уроке мы должны (используя цели и задачи предыдущих уроков, учащиеся сами формулируют задачи урока):
- закрепить умения находить формулы солей среди других неорганических соединений;
- составлять формулы солей;
- называть соли на химическом языке.
Запись темы урока и определения солей.
- этап. Составление формулы солей и знакомство с номенклатурой.
Задание. Используя заготовки составить формулы солей.
Na+Cl-, Al3+S2-, Zn2+NO3-, K+CO32-, Mg2+S2-, Fe3+NO2-. Используя таблицу 5 на с. 128 дать названия этим солям.
3 этап. Рассмотрим физические свойства солей и проведем лабораторный опыт.
Задание 2. Используя инструкцию на с. 129 выполнить лабораторный опыт «Ознакомление с коллекцией солей». При выполнении работы соблюдать правила ТБ. (Обсуждение результатов).
- Закрепление материала.
Задание. Заполните таблицу формулами и названиями солей, соответствующих приведенным в ней ионам металлов и кислотным остаткам (Приложение 2)
ИОНЫ МЕТАЛЛОВ | ИОНЫ КИСЛОТНЫХ ОСТАТКОВ | ||
Cl- | SO42- | PO43- | |
K+ | KCl – хлорид калия | ||
Ca2+ |
Рефлексия. По цепочке ребята высказываются.
- Сегодня я узнал…
- Я понял, что…
- Я смог…
- Теперь я могу…
- Меня удивило…
- Мне захотелось...
Подведение итогов урока:
- Оценка учителем деятельности учеников. (Раздача смайликов)
- Выставление итоговой оценки за урок. Д/З: прочитать §22, выполнить упр. 1,2. Инд. задание: составить 10 тестовых вопросов по темам «Оксиды, кислоты, основания и соли» и подготовить презентацию на тему «Соли в природе».
Использованные источники информации.
- О.С.Габриелян. Химия. 8 класс: учебник для ОУ. М.: Дрофа. 2013.
- Н.П. Троегубова. Поурочные разработки по химии. Москва. «ВАКО». 2014.
- Интернет.
Возможности использования презентации
– педагогами при закреплении материала;
– учащимися в качестве дополнительного материала.
Приложение 1
Маршрутный лист ученика__________________________
Испытание 1. Дайте определение оксидам и выполните задание «Подъем с препятствиями». Поднимаясь по «химической лестнице», составьте формулы оксидов и назовите их.
К(I)
N(IV)
Cu(II)
Al(III)
P(V)
S(VI)
Испытание 2. Дайте определение основаниям, используя ключевые слова (сложные вещества, атомы металлов, гидроксогруппа). Составьте химические формулы оснований по их названиям:
а) гидроксид натрия –
б) гидроксид бария –
в) гидроксид меди(II) –
г) гидроксид цинка –
д) гидроксид железа(III).
Испытание 3. Дайте определение кислотам, используя ключевые слова (сложные вещества, атомы водорода, кислотный остаток). «Прятки с формулами». Необходимо вписать знак химического элемента, который «спрятался»
H2__O3; Н_SiO3; ___Cl; H2__O4; __NO3; H3__O4.
Испытание 4. Из перечисленных формул: Fe(OH)3, H2SO3, Ag2O, CaCO3, Na2S, AlPO4, Ba(ОН)2, SO2, H3PO4, Al(OH)3, HNO2, AgCl, Na2SO4, HNO3, Al2O3 – выпишите формулы:
а) оксидов –
б) кислот –
в) оснований –
Лишние формулы –
Рефлексия.
- Сегодня я узнал…
- Я понял, что…
- Я смог…
- Теперь я могу…
- Меня удивило…
- Мне захотелось...
Приложение 2
Раздаточный материал к уроку
«Соли» I-вариант
Заполните таблицу формулами и названиями солей, соответствующих приведенным в ней ионам металлов и кислотным остаткам.
ИОНЫ МЕТАЛЛОВ | ИОНЫ КИСЛОТНЫХ ОСТАТКОВ | ||
Cl- | SO42- | PO43- | |
K+ | KCl – хлорид калия | ||
Ca2+ | |||
Al3+ | |||
Cu2+ |
Раздаточный материал к уроку
«Соли» II-вариант
Заполните таблицу формулами и названиями солей, соответствующих приведенным в ней ионам металлов и кислотным остаткам.
ИОНЫ МЕТАЛЛОВ | ИОНЫ КИСЛОТНЫХ ОСТАТКОВ | ||
NO3- | CO32- | S2- | |
Na+ | NaNO3- нитрат натрия | ||
Zn2+ | |||
Fe3+ | |||
Mg2+ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Поваренная соль – это единственное минеральное сырье, которое человек использует в пищу в чистом виде. Поваренная соль – это хорошо растворимая в воде соль.
Без этой соли невозможна жизнь растений, животных и человека, так как она обеспечивает важнейшие физиологические процессы в организмах.
В крови соль создает необходимые условия для существования красных кровяных телец, в мышцах обусловливает способность к возбудимости.
В желудке поваренная соль образует соляную кислоту, без которой невозможно было бы переваривание и усвоение пищи.
Необходимость соли для жизни была известна со времен глубочайшей древности. Значение соли отражено в многочисленных пословицах, поговорках, обычаях. « Хлеб да соль» – вот одно из пожеланий, которым русские люди с давних пор обменивались друг с другом во время приема пищи, подчеркивая равноценное значение соли.
Хлеб и соль стали символами гостеприимства и радушия русского народа
Говорят: «Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть». Оказывается, ждать не так уж долго: за два года двое съедают пуд соли (16 кг), так как в год каждый человек с пищей потребляет от 3 до 5,5 кг соли.
Соли, находящейся в озере Баскунчак в Астраханской области, хватит нашей стране на 400 лет. Огромные количества соли содержат в себе воды морей и океанов. Солью, извлеченной из Мирового океана, можно было бы засыпать всю сушу земного шара слоем в 130 м.
Спасибо за внимание! Будьте здоровы! И помните, что диетологи давно назвали соль «белой смертью». Ешьте соль в меру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Эксперный лист первого урока...
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого у...