Открытый урок по химии "Соли"
презентация к уроку по химии (8 класс) на тему

Цель урока: сформировать основные понятия о составе, номенклатуре, свойствах и значении солей.

Тип урока: комбинированный.

Образовательные задачи:

  1. Познакомить с составом, номенклатурой солей.
  2. Дать первоначальную классификацию солей.
  3. Рассказать о значении солей в жизни человека, показать их практическое применение.
  4. Выявить уровень знаний о составе оксидов, оснований и кислот.

Воспитательные задачи:

  1. Расширение мировоззрения в связи с изучаемой темой.

Развивающие задачи:

  1. Развивать интерес к предмету, используя различные методы и средства обучения.
  2. Совершенствовать химический язык.
  3. Развивать мышление методом дедукции (от частного к общему).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_8a.doc470.5 КБ
Office presentation icon povarennaya_sol2.ppt2.66 МБ

Предварительный просмотр:

Фахретдинова Рита Равиловна – учитель биологии, химии МБОУ СОШ №1 г. Межгорье РБ

Тема урока «Соли»

Тип урока – комбинированный

Химия, 8 класс

Цель урока: сформировать основные понятия о составе, номенклатуре, свойствах и значении солей.

Тип урока: комбинированный.

Образовательные задачи: 

  1. Познакомить с составом, номенклатурой солей.
  2. Дать первоначальную классификацию солей.
  3. Рассказать о значении солей в жизни человека, показать их практическое применение.
  4. Выявить уровень знаний о составе оксидов, оснований и кислот.

Воспитательные задачи: 

  1. Расширение мировоззрения в связи с изучаемой темой.

Развивающие задачи: 

  1. Развивать интерес к предмету, используя различные методы и средства обучения.
  2. Совершенствовать химический язык.
  3. Развивать мышление методом дедукции (от частного к общему).

Оборудование и реактивы:

Для  демонстрации – поваренная соль, медный купорос, мрамор, питьевая сода, кальцинированная сода, мрамор, известняк, мыло, мел, коралл, раковины моллюсков.

Для лабораторной работы – химические стаканы, стеклянная палочка, вода, кристаллические соли. Компьютер, экран, маршрутные листы.

Ход урока.

  1. Организованное начало урока.
  2. Проверка знаний и умений.

Учитель. Мы продолжаем путешествие по стране «Химляндия». Во время нашего путешествия вы познакомились с жителями этой страны. И, прежде чем мы сделаем очередную, последнюю остановку, вам нужно пройти четыре испытания.

Испытание 1. Дайте определение оксидам и выполните задание «Подъем с препятствиями». Поднимаясь по «химической лестнице», составьте формулы оксидов и назовите их.  

                                                                                                К(I)

                                                                                  N(IV)

                     

                                                                   Cu(II)

                                                    Al(III)

                                     P(V)

                     S(VI)

Испытание 2. Дайте определение основаниям, используя ключевые слова (сложные вещества, атомы металлов, гидроксогруппа). Составьте химические формулы оснований по их названиям: а) гидроксид натрия; б) гидроксид бария; в) гидроксид меди(II); г) гидроксид цинка; д) гидроксид железа(III).

Испытание 3. Дайте определение кислотам, используя ключевые слова (сложные вещества, атомы водорода, кислотный остаток).   «Прятки с формулами». Необходимо вписать знак химического элемента, который «спрятался»

H2___O3;   Н__SiO3;   __Cl;  H2__O4;  __NO3;   H3__O4.
Назовите эти кислоты.
 

Испытание 4. Из перечисленных формул:  Fe(OH)3, H2SO3, Ag2O, CaCO3, Na2S, AlPO4, Ba(ОН)2, SO2, H3PO4, Al(OH)3, HNO2, AgCl, Na2SO4, HNO3, Al2O3 – выпишите формулы: а) оксидов; б) кислот; в) оснований.

(После выполнения этого задания остаются формулы солей)

Учитель. Выпишите отдельно формулы оставшихся соединений и используя необходимые ключевые слова (сложные вещества, атомы водорода, кислотный остаток, атомы металлов, гидроксогруппа) дайте определение этим веществам по составу.  (Учащиеся дают определение)

  1. Изучение нового материала.

1этап. Знакомство с солями.

Учитель. Итак, сегодня мы делаем еще одну, последнюю  остановку в стране «Химляндия». Не известные жители -  кто они?   Слушаем небольшое сообщение.

Выступление ученика. Презентация. Поваренная соль (хлорид натрия) – это единственное минеральное сырье, которое человек использует в пищу в чистом виде. Хлорид натрия – это хорошо растворимая в воде соль. Без этой соли невозможна жизнь растений, животных и человека, так как она обеспечивает важнейшие физиологические в организмах: в крови соль создает необходимые условия для существования красных кровяных телец, в мышцах обусловливает способность к возбудимости, в желудке образует соляную кислоту, без которой было бы невозможно переваривание и усвоение пищи. Необходимость соли для жизни была известна со времен глубочайшей древности. Значение соли отражено в многочисленных пословицах, поговорках, обычаях « Хлеб да соль» – вот одно из пожеланий, которым русские люди с давних пор обменивались друг с другом во время приема пищи, подчеркивая равноценное значение соли. Хлеб и соль стали символом гостеприимства и радушия русской нации.

Говорят: «Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть». Оказывается, ждать не так уж долго: за два года двое съедают пуд соли (16 кг), так как в год каждый человек с пищей потребляет от 3 до 5,5 кг соли.

Соль образует мощные отложения. В Соль-Илецке, например, толщина пласта соли превышает полтора километра. Соли, находящейся в озере Баскунчак в Астраханской области, хватит нашей стране на 400 лет.    Огромные количества соли содержат в себе воды морей и океанов. Солью, извлеченной из Мирового океана, можно было бы засыпать всю сушу земного шара слоем в 130 м.

Хлорид натрия широко используют в химической промышленности для получения натрия, хлора, соляной кислоты, в медицине, для приготовления пищи, для консервирования продуктов питания (соление и квашение овощей) и т. д.  

Физкультминутка.

Учитель. В стране «Химляндия» живут еще и соли. К  солям относятся обширный класс соединений. На демонстрационном столе находятся небольшое количество солей. Одна из наиболее распространенных солей – поваренная  (пищевая) соль. О других солях вы прочитаете в §22. Сегодня на уроке мы должны (используя цели и задачи предыдущих уроков, учащиеся сами формулируют задачи урока):

  • закрепить умения находить формулы солей среди других неорганических соединений;
  • составлять формулы солей;
  • называть соли на химическом языке.

Запись темы урока и определения солей.  

  1. этап. Составление формулы солей и знакомство с номенклатурой.

Задание. Используя заготовки составить формулы солей.

Na+Cl-,   Al3+S2-,   Zn2+NO3-,  K+CO32-, Mg2+S2-, Fe3+NO2-. Используя таблицу 5 на с. 128 дать названия этим солям.

     3 этап. Рассмотрим физические свойства солей и проведем лабораторный опыт.

     Задание 2.  Используя инструкцию на с. 129 выполнить лабораторный опыт «Ознакомление с коллекцией солей». При выполнении работы соблюдать правила ТБ. (Обсуждение результатов).

  1. Закрепление материала.

    Задание.  Заполните таблицу формулами и названиями солей, соответствующих приведенным в ней ионам металлов и кислотным остаткам (Приложение 2)

 ИОНЫ МЕТАЛЛОВ

ИОНЫ  КИСЛОТНЫХ  ОСТАТКОВ

Cl-

SO42-

PO43-

K+

KCl – хлорид калия

Ca2+

Рефлексия. По цепочке ребята высказываются.

  1. Сегодня я узнал…
  2. Я понял, что…
  3. Я смог…
  4. Теперь я могу…
  5. Меня удивило…
  6. Мне захотелось...

Подведение итогов урока:

  1. Оценка учителем деятельности учеников. (Раздача смайликов)
  2. Выставление итоговой оценки за урок.                                                    Д/З: прочитать   §22, выполнить  упр. 1,2. Инд. задание: составить 10 тестовых вопросов по темам «Оксиды, кислоты, основания и соли» и подготовить презентацию на тему «Соли в природе».                                                                                           

 Использованные источники информации.

  1. О.С.Габриелян. Химия. 8 класс: учебник для ОУ. М.: Дрофа. 2013.
  2. Н.П. Троегубова. Поурочные разработки по химии. Москва. «ВАКО». 2014.
  3. Интернет.

Возможности использования презентации

– педагогами при закреплении материала;

– учащимися  в качестве дополнительного материала.


Приложение 1

Маршрутный лист ученика__________________________

Испытание 1. Дайте определение оксидам и выполните задание «Подъем с препятствиями». Поднимаясь по «химической лестнице», составьте формулы оксидов и назовите их.  

                                                                                  К(I)

                                                                       N(IV)

                     

                                                          Cu(II)

                                             Al(III)

                                 P(V)

                    S(VI)

Испытание 2. Дайте определение основаниям, используя ключевые слова (сложные вещества, атомы металлов, гидроксогруппа). Составьте химические формулы оснований по их названиям:

а) гидроксид натрия –  

б) гидроксид бария –

в) гидроксид меди(II) –  

г) гидроксид цинка –

д) гидроксид железа(III).  

Испытание 3. Дайте определение кислотам, используя ключевые слова (сложные вещества, атомы водорода, кислотный остаток).   «Прятки с формулами». Необходимо вписать знак химического элемента, который «спрятался»

H2__O3;   Н_SiO3;   ___Cl;  H2__O4;  __NO3;   H3__O4.

Испытание 4. Из перечисленных формул:  Fe(OH)3, H2SO3, Ag2O, CaCO3, Na2S, AlPO4, Ba(ОН)2, SO2, H3PO4, Al(OH)3, HNO2, AgCl, Na2SO4, HNO3, Al2O3 – выпишите формулы:

а) оксидов –

б) кислот –

в) оснований –

Лишние формулы –

Рефлексия.

  1. Сегодня я узнал…
  2. Я понял, что…    
  3. Я смог…
  4. Теперь я могу…
  5. Меня удивило…
  6. Мне захотелось...

Приложение 2

Раздаточный материал к уроку

 «Соли»      I-вариант

Заполните таблицу формулами и названиями солей, соответствующих приведенным в ней ионам металлов и кислотным остаткам.

 ИОНЫ МЕТАЛЛОВ

ИОНЫ  КИСЛОТНЫХ  ОСТАТКОВ

Cl-

SO42-

PO43-

K+

KCl – хлорид калия

Ca2+

Al3+

Cu2+

Раздаточный материал к уроку

 «Соли»     II-вариант

Заполните таблицу формулами и названиями солей, соответствующих приведенным в ней ионам металлов и кислотным остаткам.

 ИОНЫ МЕТАЛЛОВ

ИОНЫ  КИСЛОТНЫХ  ОСТАТКОВ

 NO3-

CO32-

S2-

Na+

NaNO3- нитрат натрия

Zn2+

Fe3+

Mg2+


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поваренная соль Выполнила ученица 8 б класса МБОУ СОШ № 1 г. Межгорье РБ Саитгалина Алина

Слайд 2

Поваренная соль – это единственное минеральное сырье, которое человек использует в пищу в чистом виде. Поваренная соль – это хорошо растворимая в воде соль.

Слайд 3

Без этой соли невозможна жизнь растений, животных и человека, так как она обеспечивает важнейшие физиологические процессы в организмах.

Слайд 4

В крови соль создает необходимые условия для существования красных кровяных телец, в мышцах обусловливает способность к возбудимости.

Слайд 5

В желудке поваренная соль образует соляную кислоту, без которой невозможно было бы переваривание и усвоение пищи.

Слайд 6

Необходимость соли для жизни была известна со времен глубочайшей древности. Значение соли отражено в многочисленных пословицах, поговорках, обычаях. « Хлеб да соль» – вот одно из пожеланий, которым русские люди с давних пор обменивались друг с другом во время приема пищи, подчеркивая равноценное значение соли.

Слайд 7

Хлеб и соль стали символами гостеприимства и радушия русского народа

Слайд 8

Говорят: «Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть». Оказывается, ждать не так уж долго: за два года двое съедают пуд соли (16 кг), так как в год каждый человек с пищей потребляет от 3 до 5,5 кг соли.

Слайд 9

Соли, находящейся в озере Баскунчак в Астраханской области, хватит нашей стране на 400 лет. Огромные количества соли содержат в себе воды морей и океанов. Солью, извлеченной из Мирового океана, можно было бы засыпать всю сушу земного шара слоем в 130 м.

Слайд 10

Спасибо за внимание! Будьте здоровы! И помните, что диетологи давно назвали соль «белой смертью». Ешьте соль в меру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...