Методическая разработка к уроку химии в 8 классе на тему "Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия".
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме
Конспект урока химии в 8 классе на тему "Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_himii_8_klass_soli.docx | 28.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 92 г. Сочи |
Конспект открытого урока химии на тему: «Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия». |
Класс: 8 |
Тип урока: комбинированный. Методы: репродуктивный, наглядно-поисковый, самостоятельная работа, словесный метод (беседа). Формы работы: фронтальная, индивидуальная. Технологии, используемые при проведении урока:
Харанова Ольга Ивановна, учитель химии МОБУ СОШ № 92 г. Сочи |
Конспект открытого урока химии в 8 классе на тему: «Соли как производные кислот и оснований.
Их состав и названи».
(Линия УМК по химии 8 – 9 класс О.С.Габриелян)
Урок № 26.
Дата проведения: 07.12.2016 г.
Предмет: химия.
Класс: 8Б
Тема урока: Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия.
Тип урока: комбинированный
Методы: исследовательский, репродуктивный, практическая работа, самостоятельная работа.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Технологии, используемые при проведении урока:
- Технология проблемного обучения
- Технология уровневой дифференциации
- Здоровьесберегающие технологии
- Информационно-коммуникативные
Цель урока: формирование знаний о солях как производных кислот и оснований.
Задачи урока:
Обучающие:
– сформировать представления учащихся о солях как классе неорганических соединений, дать определение солей;
– рассмотреть состав и название солей;
– продолжить формирование умений различать и обозначать на письме заряды ионов и степеней окисления;
– формировать умение составлять формулы солей и называть соли;
– познакомить учащихся с физическими свойствами и классификацией солей.
Развивающие:
– активизировать речевую и мыслительную деятельности учащихся;
– развивать умение определять степени окисления элементов в сложных соединениях, мышление, память, внимание;
– совершенствовать навыки взаимопроверки, умение работать в парах.
Воспитывающие:
– воспитывать положительное отношения к знаниям;
– воспитывать культуру речи, поведения, умения групповой коммуникации;
– прививать интерес к химии.
Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, таблица «Растворимость кислот, оснований и солей в воде». учебник, тетрадь.
Вид используемых на уроке средств ИКТ: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, презентация.
Основное содержание урока:
1. Определение солей как производных кислот и оснований;
2. Состав и название солей;
3. Растворимость солей в воде;
4. Представители солей: хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция.
Межпредметные связи: география, биология, экология, литература.
Ход урока.
I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
II. Проверка изученного материала.
С классом проводится фронтальный опрос, используется презентация.
Вопросы (Слайд 3):
- Какие классы веществ вы знаете?
Ответ: оксиды, кислоты, основания.
- Что такое оксиды?
- Что такое основания?
- Что такое кислоты?
- Что такое основные оксиды? (кислотные оксиды, амфотерные)?
6. К какому классу относятся вещества, дать им названия. (Слайд 4)
NO, HNO3, NaOH, HNO2, CO2, Mg(OH)2, H2CO3, H2SO3, H2SO4.
Учащиеся дают определение оксидам, кислотам, основаниям, определяют классы веществ по формулам и называют вещества.
Тест учащиеся выполняют письменно по вариантам (Слайд 5):
1. Определите ряд формул, состоящих только из
оксидов неметаллов (1 вариант); оксидов металлов – 2 вариант
а) Na2O, N2O, CuO; б) CO2, P2O5, Cl2O7;
в) MgO, BaO, ZnO; г) Li2O, CaO, CO.
2. Выберите из списка веществ формулы только кислот (1 вариант),
только оснований (2 вариант): (Слайд 6)
а) НСI, AICI3, CO2, H2SO4
б) Н2SO4, HCI, HNO3, HF
в) Na OH, BaCI2, CO, Ca(OH)2
г) AI(OH)3, NaOH, KOH, Ba(OH)2
3. Выберите формулу оксида серы (IV) – 1 вариант, оксида углерода (II) – 2 вариант: (Слайд 7).
а) H2S б) CO в) HNO3 г) ZnO д) SO2
4. Выберите формулу серной кислоты – 1 вариант, сернистой – 2 вариант: (Слайд 8).
а) H2SiO3 б) H2SO4 в) H2 SO3 г) H2 S
5. Выберите формулу гидроксида калия – 1 вариант, гидроксида кальция – 2 вариант: (Слайд 9).
а) Ba(OH)2 б) NaOH в) KOH г) Ca(OH)2
6. Выберите формулы растворимого в воде основания – 1 вариант, нерастворимого в воде основания – 2 вариант (Слайд 10).
а) Cu(OH)2 б) KOH в) LiOH г) AI(OH)3
7. Выберите формулы, в которых лакмус изменяет цвет на красный – 1 вариант, на синий – 2 вариант: (Слайд 11).
а) НСI б) H2SO4 в) NaOH г) KOH
Учащиеся меняются попарно листочками и проверяют выполнение теста. На экране изображены правильные ответы и критерии оценивания учащихся. Выставляют друг другу оценки - взаимопроверка (Слайды 12,13).
Ответы к тесту:
I вариант II вариант
1. б 1. в
2. б 2. г
3. д 3. б
4. б 4. в
5. в 5. г
6. б, в 6. а, г
7. а, б 7. в, г
Физкультминутка для глаз
Куда бы нас не занесло, повсюду видим мы стекло,
Глазки влево, взгляд в окно, разглядим мы там стекло.
Взгляд ведем наверх и вот
Стеклянный видим там плафон.
Глазки вправо – монитор,
Взгляд вперед – и снова он.
Мы как будто бы во сне к стеклянной подошли стене.
Руками трогаем стекло – очень гладкое оно.
Руки в стороны разводим,
По стеклу руками водим.
Спинку выгнули, прыжок!
И вновь вернемся на урок!
III. Изучение темы урока.
Фронтальная беседа.
1. Проблемный вопрос. Из предложенных формул выбрать те формулы, которые они ещё не изучали. И сравнить, чем они сходны между собой, а чем отличаются?
(предполагаемый ответ: сходство - во всех формулах на первом месте присутствует металл, а отличаются кислотными остатками). (Слайд 14,15).
2. Дайте сами определение солям. Проверим формулировку на экране. (Слайд 16).
3. Знакомство с представителями солей (слайд 17).
С солью люди знакомы еще из глубокой древности. Значение соли отражено во многих пословицах и поговорках: «Хлеб да соль» — такое пожелания использовали люди во время приема пищи, в этом выражении подчеркивалось значение соли наравне с хлебом. Хлеб и соль стали символом гостеприимства и радушия русской души. Говорят: «Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть». Оказывается, двое людей за 2 года съедают пуд соли (16 кг). Каждый человек в год потребляет 3 – 5,5 кг соли.
В названиях многих городов и поселков присутствует слово соль: Соликамск, Соль-Илецк, Усолье, Солт-Лейк-Сити, Солтвиль, Зальцбург и др.
4. Образование соли хлорида натрия и выяснение у учащихся, почему соли считаются производными кислот и оснований? (ответ: они образуются из кислот и оснований) (Слайд 18),
Номенклатура солей (слайд 19)
Название соли | = | Название кислотного остатка | + | Название металла в родительном падеже | + | С.О. или вал. металла |
Формулы кислотных остатков и их названия (слайд 20).
Задание 1. По таблице растворимости дать названия всех солей для иона натрия.
Задание 2. С помощью таблицы растворимости составить формулу сульфата алюминия: (Слайд 21).
При составлении формулы соли необходимо:
- Обозначить заряды ионов металла и кислотного остатка.
- Найти наименьшее общее кратное.
- Разделить наименьшее общее кратное на величины зарядов.
Задание 3. Составьте формулы следующих солей (Слайд 22).
1. Сульфата натрия
2. Сульфата кальция.
3. Сульфата железа (III).
Классификация солей.
- По составу: средние, кислые, основные (определения учащиеся формулируют сами) (Слайд 23).
- По растворимости: растворимые в воде и нерастворимые (таблица растворимости).
IV. Закрепление темы урока. Рефлексия.
Фронтальный опрос класса:
- По цели урока и задачам урока (слайд 23): какие цели были поставлены в начале урока?
- Что такое соли?
- Дать названия веществам: Ca(NO3)2, K2SO3, Li2CO3, CuSO4. Определить растворимость этих веществ.
- Составить формулы солей: нитрита магния, силиката натрия, фосфата кальция.
V. Домашнее задание (слайд 23).
§ 21, страница 113 упр.2, 3,
Разноуровневое задание: 1. Составить формулы средних солей магния по таблице растворимости, назвать соли.
2. Дополнительное задание: составить и назвать формулы кислых и основных солей магния.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и оснований. Составление солей по степени окисления"
Разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и оснований. Составление солей по степени окисления" содержит структуру, ход урока, приложения к мод...
Методическая разработка классного часа в 7 классе по теме "260 лет со дня основания МГУ"
Методическая разработка была подготовлена к юбилею со дня основания Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова в 2015 году....
Методическая разработка интегрированного урока математики и физики по теме "Применение производной к решению физических задач"
Данный урок показывает метапредметную связь математики и физики. Выбор данной темы обусловлен её актуальностью. Многие задачи физики решаются с помощью производной. При помощи производной можно найти ...
Презентация и методическая разработка к уроку химии в 8 классе по теме "Соли". Разработана учителем химии МБОУ гимназии № 8 г.Хабаровска Кузьминской Л.Д.
Презентация к уроку "Соли" 8 класс включает 26 слайдов.Слайд 1 - информационный.Слайд 2 - Приветствие. Урок начинается с данного слайда.Слайд 3 - Повторение ранее изученного материала. Даны веще...
Методическая разработка к уроку химии в 8 классе на тему "Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия" (презентация).
Презентация к уроку....
Методическая разработка-конспект урока биологии: 7 класс «Химический состав клетки»
Изучение химического состава клетки, роль органических и неорганических веществ...........
Учебно - методическая разработка к уроку химии в 8 классе по теме "Соли - производные кислот и оснований"
Данный материал поможет успешнее провести урок по теме "Соли - производные кислот и оснований"...