Программа эколого-химического кружка "Химия вокруг нас"
рабочая программа по химии (8 класс) на тему
Срок реализации 1 год. Программа предназначена для детей 13-15 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ekologo-himicheskogo_kruzhka.doc | 146 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Илешевская основная общеобразовательная школа
Кологривского муниципального района
Костромской области
Программа химико-экологического кружка
«ХИМИЯ ВОКРУГ НАС»
Срок реализации программы 1 год.
Возраст обучающихся 13-15 лет.
Автор программы:
учитель химии и биологии
Назадзе Татьяна Юрьевна
2016
Предлагаемая программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:
- Пояснительную записку.
- Общую характеристику программы кружка.
- Результаты освоения программы кружка.
- Содержание программы.
- Тематическое планирование.
- Планируемые результаты.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа разработана в соответствии с современными тенденциями развития образования и соответствует положениям Федерального образовательного стандарта основного общего образования.
Программа включает основы экологии, химии, биологии, учитывает возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста.
Экология, биология и химия – дисциплины с необъятным полем деятельности для проведения научных изысканий силами школьников.
Экологическая ситуация, сложившаяся в стране и во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразные их проявления в каждом регионе, настойчиво требует скорейшей перестройки мышления человечества и каждого отдельного человека.
На сегодняшний день у большинства людей преобладает потребительский подход к природе. Еще низок уровень восприятия экологических проблем как лично значимых, поверхностные знания об объектах природы и принципах их охраны, не развита потребность практического участия в реальной природоохранной деятельности.
Основная задача программы заключается не в передаче определенного объема знаний ученику, а научить его добывать эти знания самостоятельно, проявляя при этом активную учебную деятельность. При обучении учитываются и возрастные особенности учащихся: любознательность, наблюдательность, интерес к различным изменениям, происходящим с веществами, быстрое овладение знаниями и умениями.
Кружковые занятия с их разнообразием форм и методов создают для становления личности благоприятные условия, позволяя не только ответить на возникающие у учащихся вопросы, но и существенно конкретизировать и расширить их знания как в области химической науки, так и в отношении научно- технических задач в области химизации народного хозяйства, ознакомления с профессиями и специальностями, связанными с химией и ее приложениями. Тем самым кружковая работа способствует решению проблемы ранней профессиональной ориентации молодежи.
На кружковых занятиях в свободном общении с учителями, в обмене мнениями с товарищами в ходе коллективных дискуссий знания учащихся расширяются и углубляются, возникает интерес к творческой исследовательской работе и практическим приложениям химии.
В наш век бурного развития пограничных научных дисциплин особенно важно, что такая работа создает большие возможности для раскрытия межпредметных связей, особенно с физикой, экологией, географией и биологией, в развитии которых огромная роль принадлежит химии. Это способствует выработке подлинно научного мировоззрения.
Занятия проводятся один раз в неделю (всего 34 часа). Возраст обучаемых 13–15 лет.
Большое внимание уделяется практике с использованием иллюстративного и природного материала. К практическим занятиям относятся выступления, участие в конкурсах, смотрах, конференциях, проведение всевозможных природоохранных мероприятий, изготовление поделок .
При работе с химическими реактивами руководитель кружка выбирает те практические работы, которые могут сделать кружковцы с учетом своих способностей при наличии материально-технического обеспечения этих работ. Задания могут быть индивидуальными и групповыми. В случае выполнения группового задания следует предусмотреть четкое распределение обязанностей между членами группы.
В ходе обучения учащиеся осваивают межпредметные связи между естественно-научными дисциплинами. Изучают их структуру и взаимосвязь с окружающей средой.
Формы контроля и анализа результатов освоения программы
- обсуждение педагогом и воспитанником результатов выполнения определенных работ и их оценка;
- представление мультимедийных презентаций, выполненных работ на стендах, участие в научно-практических конференциях.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ КРУЖКА
Цели: обеспечить реализацию ФГОС с целью развития личности ребёнка в условиях эколого-краеведческого направления, способствовать углублению знаний учащихся в данных областях, умение применять на практике полученные знания, привитие учащимся любви и бережного отношения к природе.
Данная программа предусматривает проведение практических работ и экспериментов, решение задач, изучение теоретических основ химии и экологии, краеведческой работы, исследовательской и проектной работы, проведение конференций, презентаций, экскурсий , изучение истории химии и новых направлений химических производств в России и мире.
Как показывает опыт, теоретические знания и практические навыки, полученные на кружке, для многих ребят оказываются значительно более широкими, глубокими и разнообразными, чем предусматриваемые программой. Объясняется это тем, что для многих ребят интерес к химии не ограничивается занятиями , а продолжается в виде самостоятельной работы дома, в процессе чтения научно-популярной литературы и даже специальной литературы, изучения сайтов в Интернете.
Задачи:
Образовательные:
- Выяснить роль экологии и химии в жизни человека, познакомить учащихся с понятиями экологии и химии. Показать необходимость устранения экологических последствий и правонарушений. Выявить пути загрязнения окружающей среды и возможные способы предупреждения загрязнения.
- Преподнести экологические и химические знания нетрадиционно, просто, доступно и одновременно правдиво, не искажая научных фактов, реальной экологической ситуации, не приглаживая остроты её проблем.
3. Усовершенствовать навыки по химическому эксперименту;
Воспитательные:
- Прививать навыки коммуникативного общения, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.
- Способствовать развитию у кружковцев ценностно-мотивационных качеств: любви и бережного отношения к природе; экологической этики; этики ответственности в их отношениях с природой.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность и творческие способности учащихся в процессе углубленного изучения экологии и химии.
- Формировать у детей наблюдательность, логическое мышление, умение сравнивать и анализировать, умение делать выводы на основании полученных результатов, вести дискуссию
3.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Изучение данного кружка дает возможность достичь следующих результатов:
Личностные
- воспитание патриотизма, формирование ответственного отношения к учению;
- готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
- формирование основ экологической культуры
Метапредметные
- умение самостоятельно определять цели своего обучения , ставить задачи и
развивать интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
- умение соотносить свои действия с результатами;
- владения основами оценивания и самоконтроля познавательной деятельности;
- формирование и развитее экологического мышления
Предметные
- формирование представлений о химии и экологии;
- овладение практическими умениями и навыками, проведение экспериментов;
- объяснение роли химии и экологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе;
- формирование представлений о значении экологических и химических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем.
4.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вводное занятие. (2 часа) Правила поведения учащихся. Техника лабораторных работ и правила безопасной работы в лаборатории.
Содержание и общий план занятий. Основная деятельность кружка.
Условие и характер самостоятельной работы членов кружка.
2. Общие вопросы охраны природы. (3 часа)
Что изучает экология и химия, их взаимосвязь. Основные понятия и определения.
Химическая экология. История охраны природы. Влияние хозяйственной деятельности на природу.
Химическое загрязнение окружающей среды и здоровье человека.
3. Малая моя Родина. (2 часа)
Географическое положение своей местности. Природные ресурсы своей местности.
Экскурсия по окрестностям поселка.
4. Растительный и животный мир . (4 часов)
Растительный и животный мир Костромской обл. и Кологривского района. «Кологривский заповедник» . Лес: проблемы и перспективы.
Лесное хозяйство. Лесные пожары и борьба с ними. Значение леса в жизни человека.
Охрана леса и рациональное использование его продуктов.
Экскурсия в лес. Сбор гербариев.
5. Вода: её свойства и значения. (5 часов)
Водные ресурсы поселка. Водопользование и водопотребление. Источники загрязнения воды.
Экскурсия на водоемы.
Практическая работа. Отбор и хранение водных проб; выбор места для отбора; виды и нормы проб воды; взятие проб воды из школьного водопровода и колодца на территории соей местности. Определение количественных показателей природной воды: температуры, прозрачности, общего содержания примесей, реакций среды, жесткости воды, примесей нефтепродуктов.
6. Воздух: его состав и значение.. (5 часов)
Состав атмосферы и потребности в кислороде на Земле. Источники загрязнения атмосферы и их состав. Кислотные дожди. Парниковый эффект. Озоновые дыры. Последствия загрязнения атмосферы для жизни на Земле. Воздух населенного пункта и его охрана. Вопросы эксплуатации автотранспорта и борьба с вредными последствиями. Охрана воздушной среды Мероприятия по охране воздушной среды и их эффективность.
Экскурсия в окрестности поселка .
Практическая работа№3. Определение загрязнения окружающей среды пылью по ее накоплению на листовых пластинках растений.
7. Почва: её состав и свойства. (4 часа)
Почвы и её состав. Охрана и рациональное использование почв. Пестициды в почве. Ядохимикаты и фауна. Сохранение и увеличение плодородия
Экскурсия. Сбор почв в окрестностях.
Практическая работа. № 4 Определение кислотности почвы.
8. Международная деятельность в области охраны природы. (2 часа)
Международные организации охраны природы. Их структура и деятельность, печатные издания, акции.
Практическая работа№5. Работа в интернет-сайтах международных экологических организаций.
9. Выполнение индивидуальных заданий, подготовка докладов и рефератов к конференциям. Мультимедийные презентации. Защита работ. (4 часа)
10. Проведение экологических викторин, ролевых игр в школе, подготовка к олимпиадам. (3 часа)
Изготовление поделок из природного материала, кормушек из пластиковых бутылок и коробок из под сока, их развешивание и уход за ними. Конкурс рисунков для младших школьников на темы экологических праздников.
Темы исследовательских работ:
1. Исследование воды из водопроводного крана и колодца.
2. Как сделать воду чистой?
3. Сосновый бор-индикатор атмосферного воздуха.
4. Красители из растений.
5. Влияние кислотности почвы на урожай пришкольного участка.
5. Тематическое планирование
(1 час в неделю всего 34 часа)
№п/п | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | В том числе | Основное содержание по темам рабочей программы | Планируемые результаты основных видов деятельности обучающихся | ||
теоретические | практические | Экскурсии | |||||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности. | 2 | 2 |
| Правила поведения учащихся. | Соблюдать правила техники безопасной работы в кабинете. (Приложение№1) | |
2 | Общие вопросы охраны природы. | 3 | 3 |
|
| Взаимосвязь экологии и химии. Связь понятий «химический элемент», «вещество», «химическая реакция» с экологическими понятиями. Влияние хозяйственной деятельности на природу. Химическое загрязнение окружающей среды и воздействие вредных веществ на здоровье человека | Давать определения науки экологии, химии, биологии. Обсуждать проблему влияния хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. |
3 | Малая моя Родина. | 2 | 2 | 1 | Географическое положение своей местности . Экскурсия по окрестностям поселка. Природные ресурсы своей местности. | Знать и объяснять географическое положение своей местности. показывать по карте природные ресурсы. | |
4 | Растительный и животный мир | 4 | 2 | 1 | 1 | Растительный и животный мир своей местности и Кологривского заповедника Костромской области. Лес: проблемы и перспективы. Лесное хозяйство. Лесные пожары и борьба с ними. Значение леса в жизни человека. Охрана леса и рациональное использование его продуктов. Экскурсия в лес. Сбор гербариев. | Называть особенности растительного и животного мира своего края. Изучать проблемы и перспективы своей местности, влияние человека на природный комплекс и окружающую среду Соблюдать правила поведения в природе. |
5 | Вода: её свойства и значения. | 5 | 3 | 2 | 1 | Водные ресурсы пос. Красный Бор. Водопользование и водопотребление. Источники загрязнения воды. Экскурсия на водоемы Практическая работа №1,2.Взятие проб воды в колодце, школьном водопроводе. Определение количественных и качественных показателей природной воды: температуры, прозрачности, общего содержания примесей, реакций среды, жесткости воды , примесей нефтепродуктов. (Приложение№2) | Изучать водные ресурсы своей местности. Изменение вод под влиянием хозяйственной деятельности .Обсуждать проблемы загрязнения водных ресурсов. Изучение и определение количественных и качественных показателей природной воды. |
6 | Воздух: его состав и значение. | 5 | 3 | 1 | 1 | Источники загрязнения атмосферы и их состав. Кислотные дожди. Парниковый эффект. Озоновые дыры. Последствия загрязнения атмосферы для жизни на Земле. Воздух населенного пункта и его охрана. Вопросы эксплуатации автотранспорта и борьба с вредными последствиями. Мероприятия по охране воздушной среды и их эффективность. Экскурсия в окрестности своей местности . Практическая работа№3. Определение загрязнения окружающей среды пылью по ее накоплению на листовых пластинках растений. (Приложение№3) | Объяснять понятия «атмосфера», «кислотные дожди», «Озоновые дыры». Обсуждать мероприятия по охране воздушной среды. Выполнять опыты по определению загрязнения окружающей среды пылью по ее накоплению на листовых пластинках растений. Описывать результаты деятельности. Соблюдать правила поведения в природе. |
7 | Почва: её состав и свойства. | 4 | 2 | 1 | 1 | Сохранение и увеличение плодородия. Охрана и рациональное использование почв. Пестициды в почве. Ядохимикаты и фауна. Экскурсия. Сбор почв в окрестностях. Практическая работа №4. Определение кислотности почвы. (Приложение№4) | Изучить способы увеличения плодородия почвы. Проверить влияние ядохимикатов на фауну. Определить кислотность почвы соей местности. Описывать результаты практической работы и делать выводы. |
8 | Международная деятельность в области охраны природы. | 2 | 1 | 1 | Работа в интернет-сайтах Практическая работа №5. Работа в интернет-сайтах международных экологических организаций. | Разрабатывать проекты улучшения экологической обстановки в своей местности и во всем мире. | |
9 | Выполнение индивидуальных заданий, подготовка докладов, рефератов, исследовательских работ к конференциям.. | 4 | 2 | 2 | Проверка исследовательских работ. Создание мультимедийных презентаций | Анализировать результаты практических работ. Оценивать проведение своих исследовательских работ и работ одноклассников. | |
10 | Итоговый урок | 3 | 1 | 2 |
| Проведение экологических викторин, конкурсов, ролевых игр в школе. | Принимать участие в викторинах, разрабатывать ролевые игры. |
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
в обучении:
- знание правил техники безопасности при работе с веществами в химическом кабинете;
- умение ставить химические эксперименты;
- умение выполнять исследовательские работы и защищать их;
- сложившиеся представления о будущем профессиональном выборе.
в воспитании:
- воспитание трудолюбия, умения работать в коллективе и самостоятельно;
- воспитание воли, характера;
- воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Литература
- Байкова В.М. Химия после уроков. «Карелия». Петрозаводск,1976
- Виноградов Б. В. Растительные индикаторы и их использование при изучении природных ресурсов. М: Высшая школа, 1964
- Гольдфельд М.Г. Внеклассная работа по химии. Пособие для учителя. «Просвещение»,М.1976.
- Детская энциклопедия. Я познаю мир. «АСТ»,М.1999.
- Ломаева С. Н. «Биоиндикация загрязнений окружающей среды»; Тюмень, 1998,
- Миркин Б. М., Наумова Л. Г. «Экология России»; Москва, 1995, 168 с.
- Одум Ю.Экология - М.: Мир, 1986-740с. 15. Школьный экологический мониторинг. Т.Я. Яшихмина, - М.: АГАР, 2000
- Учебные диски по химии и «Виртуальная лаборатория».
- .http://1kabinet.ucoz.ru/load/junyj_khimik/instrukcii/pravila_tekhniki_bezopasnosti_pri_rabote_v_kabinete_khimii/11-1-0-33
- http://www.deti.by/parents/security/conduct_rules_on_street.html
- http://www.ecosystema.ru/01welcome/articles/glush_ekm.htm
- http://www.zoo-up.ru
Приложение№1
Правила техники безопасности.
I. Общие положения
1. Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для всех учащихся, работающих в кабинете химии.
2. К работе в лаборатории допускаются только учащиеся, правильно ответившие на вопросы по технике безопасности в кабинете химии.
3. Учащиеся могут находиться в кабинете только в присутствии учителя, не допускается нахождение учащихся в кабинете химии во время его проветривания; пребывание учащихся в помещении лаборантской не допускается.
4. Присутствие посторонних лиц в кабинете химии во время эксперимента допускается только с разрешения учителя.
5. Учащимся запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения учителя.
6. Не допускается загромождение проходов портфелями и сумками, они должны помещаться на специальное место.
7. В кабинете химии запрещается принимать пищу и напитки, бегать по кабинету, шуметь и устраивать игры.
8. Во время работы в кабинете химии учащиеся должны быть максимально внимательными, дисциплинированными, строго следовать указаниям учителя, соблюдать тишину, поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.
9. Приступать к проведению эксперимента учащиеся могут только с разрешения учителя.
II . Обеспечение безопасности во время работы
1. Во время демонстрационных опытов учащиеся должны находиться на своих рабочих местах или пересесть по указанию учителя на другое, более безопасное место.
2. При выполнении лабораторных и практических работ учащиеся должны неукоснительно соблюдать правила техники безопасности, следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук, т.к. многие из них вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек.
3. Никакие вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус! Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя их пары или газы легким движением ладони, нельзя наклоняться к сосуду и вдыхать полной грудью.
4. При выполнении лабораторных работ учащиеся должны точно повторять действия учителя, показывающего, как нужно правильно проводить эксперимент.
5. Подготовленный к работе прибор учащиеся должны показать учителю или лаборанту.
6. Реактивами необходимо пользоваться следующим образом: сухое вещество брать шпателем, жидкие реактивы – капельницей или наливая раствор из склянки; держать склянку этикеткой к ладони (чтобы капли раствора не повредили надпись). Избыток взятого вещества нельзя ссыпать и сливать обратно в склянку с реактивом, для этой цели служат санитарные склянки. Все работы с вредными веществами проводятся в вытяжном шкафу.
7. По первому требованию учителя учащиеся обязаны немедленно прекратить выполнение работы (эксперимента). Возобновление работы возможно только с разрешения учителя.
8. Для нагревания жидкостей разрешается использовать только тонкостенную посуду. Пробирки для нагревания жидкостей запрещается наполнять более чем на одну треть их объема. Отверстие пробирки при нагревании нельзя направлять в сторону учащихся и на себя.
9. Учащимся запрещается самостоятельно проводить любые опыты, не предусмотренные в данной работе.
10. Учащимся запрещается выливать в канализацию растворы и органические жидкости.
11. О разлитых и рассыпанных реактивах учащиеся должны немедленно сообщить учителю или лаборанту. Учащимся запрещается самостоятельно убирать любые вещества.
12. О всех неполадках в работе оборудования, водопровода, электросети и т.п. учащиеся обязаны сообщить учителю или лаборанту. Учащимся запрещается самостоятельно устранять неисправности.
13. При получении травм (порезы, ожоги и т п.), а также при плохом самочувствии учащиеся должны немедленно сообщить об этом учителю или лаборанту.
14. Во время работы учащимся запрещается переходить на другое рабочее место без разрешения учителя.
15. Учащимся запрещается брать вещества и какое-либо оборудование с не задействованных на данный момент рабочих мест.
16. Недопустимо во время работы перебрасывать друг другу какие-либо вещи (учебники, тетради, ручки и др.).
17. Запрещается оставлять без присмотра включенные нагревательные приборы, а также зажигать спиртовки без надобности.
III . Обеспечение безопасности по окончании работы
1. Уборка рабочих мест по окончании работы производится в соответствии с указаниями учителя.
2. Учащиеся должны привести в порядок свое рабочее место, сдать учителю или лаборанту дополнительные реактивы и оборудование, выданные в лотке.
3. По окончании лабораторной и практической работ учащиеся обязаны вымыть руки с мылом.
Приложение№2
Практическая работа №1,2
Определение прозрачности воды
Оборудование:
Высокий мерный цилиндр с плоским прозрачным дном, лист с текстом.
Ход работы:
Под дно цилиндра помещают лист. В цилиндр постепенно наливают исследуемую воду. При этом следят, чтобы текст на листе читался сквозь воду. Как только текст перестает быть различимым, воду больше не приливают. Далее замеряют уровень столба жидкости – это и будет прозрачность воды в сантиметрах.
Определение цвета воды
Оборудование:
2 стакана из бесцветного стекла, дистиллированная вода, белый лист.
Ход работы:
Цвет воды определяется при сравнении дистиллированной и исследуемой воды в двух стаканах. Их нужно рассматривать при дневном освещении на фоне белого листа сначала сбоку потом сверху.
Определение запаха воды
Оборудование:
Плоскодонная колба объемом 150 – 250 мл., стеклянная пластинка.
Ход работы:
Определение проводят в широкогорлой колбе, которую заполняют исследуемой водой примерно на 2/3 объема. Колбу накрывают стеклом, интенсивно встряхивают вращательными движениями и после этого определяют свойства запаха с помощью следующей шкалы (в баллах). Смотри в таблице 1
Бальная оценка интенсивности запаха производится по следующим признакам:
0 баллов – отсутствие ощутимого запаха; 1 балл – неощущаемый, определяемый только в лаборатории; 2 балла – обнаруживаемый с трудом; 3 балла – легко обнаруживаемый; 4 балла – обращающий на себя внимание; 5 баллов – сильный, высокой интенсивности. Определение запаховых характеристик воды водоема достаточно субъективно и связано с пороговой чувствительностью органов чувств самого исследователя, однако при экспресс-анализе данные показатели являются достаточно информативными.
Таблица: 1
Определение характера и интенсивности запаха воды
Характер запаха | Вид запаха | Инд. | Интенсивность (в бал-х) |
Ароматный | Огуречный, цветочный | А | 0 1 2 3 4 5 |
Болотный | Илистый, тинистый | Б | |
Гнилостный | Фекальный, сточный | Г | |
Древесный | Мокрая древесина | Д | |
Землистый | Прелый | З | |
Плесневелый | Затхлый, застойный | П | |
Рыбный | Рыбный жир, рыбный | Р | |
Сероводородный | Тухлые яйца | С | |
Травянистый | Скошенная трава, сено | Т | |
Неопределённый | Не похож на остальные | Н |
Определение массы сухого остатка в воде
Оборудование:
Чашка фарфоровая, мерный цилиндр на 50 мл, весы лабораторные, водяная баня.
Ход работы:
На весах взвешивают чистую фарфоровую чашку, записывают результат. Мерным цилиндром отмеряют 50 мл исследуемой воды и выливают ее в чашку. Чашку ставят на водяную баню, выпаривают из нее воду. После этого взвешивают чашку вместе с сухим остатком.
Расчет:
M = (m2 – m1) * 20 (г./л.), где
m1 – масса чистой фарфоровой чашки
m2 – масса чашки с образовавшимся сухим остатком после выпаривания воды на «водяной бане».
Определение температуры воды
Температура воды измеряется непосредственно у исследуемого объекта в заборном ведерке с помощью спиртового термометра
Определение уровня рН воды
Уровень рН определяется при помощи прибора Н.И. Алямовского.
Ход работы:
- Пипетку на 5 мл и одну из пробирок ополаскивают небольшим объемом исследуемой воды. С помощью пипетки берут 5 мл пробы и выливают в пробирку.
- В эту же пробирку при помощи второй пипетки прибавляют 0,3 мл комбинированного индикатора.
- Затем содержимое пробирки аккуратно перемешивают, до равномерного смешивания индикатора с водой.
- После этого определяют рН испытуемой жидкости путем сопоставления ее окраски с окраской эталонов стандартной шкалы.
Определение жёсткости воды
Ход работы:
В стакан наливают анализируемую воду. Сюда же приливают раствор мыла, встряхивают. Если отсутствует осадок и появляется пена – вода мягкая. Если образуется большое количество осадка, то вода жёсткая, причем о степени ее жесткости можно судить по количеству мыла израсходованного на образование осадка.
Приложение№3
Практическая работа №3
Определение загрязнения окружающей среды пылью
по ее накоплению на листовых пластинках растений.
Ход работы
Листья липы отбираются с высоты 1,5-2 м (высота слоя воздуха, вдыхаемого человеком) в 10-15 кратной повторности. Для этого пользуется садовый секатор.
Одновременно отбираются листья лип, произрастающих в чистой зоне (контроль) и в грязной зоне. Листья помещаются в пакеты и осторожно доставляются в класс, избегая стряхивания пыли.
В классе взвешивается кусочек влажной ваты. Листья липы тщательно обтираются ватой с двух сторон, и взвешиваются повторно. Масса пыли рассчитывается как разница между вторым и первым взвешиванием(P = P2 – P1) в мг на см 2 листа. Площадь листа высчитывается путем обмера листовых пластинок вдоль и поперек и умножения на коэффициент: S = a * b* k. Коэффициент примерно равен 0,66
Количество пыли рассчитывается по формуле m = P/S мг/см2.
Иначе, можно пыль смыть с 30-50 листьев кисточкой в предварительно взвешенную выпарительную чашку, вода выпаривается, чашка с пылью высушивается в сушильном шкафу при температуре = 1050С до постоянного веса, а затем взвешивается.
Полученные данные заносятся в таблицу и сравниваются с контролем.
Составляется план обследуемой территории, на нее наносятся данные по загрязнению листьев, точки с одинаковыми значениями соединяются изолиниями. На схеме зону наибольшего загрязнения можно показать красным цветом, желтым– среднюю степень загрязнения и зеленым цветом относительно незагрязненные участки.
Приложение№4
Практическая работа№4
Определение кислотности почвы.
Оборудование: индикаторная бумага
Ход работы
Выкопать на участке яму глубиной до 30-35 см. С вертикальной стенки в 3-4 местах берут 15-20 г почвы. Засыпать в стакан. Добавить 50 мл воды, желательно дождевой или дистиллированной, и хорошо смешать. Ленточку индикаторной бумажки опустить в получены раствор. Меняется цвет бумажки, необходимо сравнить со шкалой на обложке. Кислая почва – цвет меняется от соломисто желтого – (рН 5) до розового (рН3). Светло-зеленый до синего – (рН 7-10)почва щелочная.
Домашний метод - определение кислотности почвы.
а) Небольшое количество грунта (чайная ложка) высыпать на стекло, которое предварительно положить на любую темную поверхность. Полить небольшим количеством обычного 9% уксуса.
Наблюдается сильное пенообразование – почва щелочная;
умеренное пенообразование – нейтральная;
вообще не появляется пена – грунт кислый.
б) Наблюдая за цветом ботвы столовой свеклы, которая растет на участке.
полностью красные листочки – реакция почвы кислая;
листочки зеленые с красными прожилками- слабокислая реакция;
листья зеленые, черешки красные – почва нейтральная.
На щелочных грунтах цветки гортензии приобретают розовые оттенки.
в) Прокипятить небольшое количество грунта с водой, охладить, профильтровать до прозрачного состояния. К раствору добавить сок цветов, имеющий фиолетовую окраску ( ирис, например). Если раствор окрашивается в зеленый цвет – реакция щелочная, если приобретает красный оттенок – почва кислая.
г) Посмотреть по сорнякам, которые преобладают на участке. Растет хвощ, конский щавель, мох, осока, мокрица – скорее всего реакция почвы кислая. На щелочных обычно растут крапива, пырей, клевер, вьюнок полевой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра "Немецкий вокруг нас"
С помощью игры "Немецкий вокруг нас" дети откроют неизвестное в известном!...
Внеклассное мероприятие по биологии и экологии "Мир вокруг нас"
Данная игра разработана как внеклассное мероприятие для учащихся 8-9 классов в рамках недели естественных наук. Проводится в форме игры "Что? Где? Когда?" ...
ХИМИЯ ВОКРУГ НАС
Презентация Зачем нужна химия...
Чудеса вокруг нас
Это творческая работа, выполненная учащимися. Ребята посчитали, что не только Всемирно известные чудеса должны быть, но и на нашей территории тоже можно найти объекты, достойные знания "Чудеса". Дав о...
ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ. ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ И ВОКРУГ СОЛНЦА.
Урок усвоения нового материала по теме: ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ. ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ И ВОКРУГ СОЛНЦА. Данную тему урока вместе с презентацией можно использовать при подготовке к ЕГЭ"...
Конспект для детей с особыми образовательными потребностями в средней группе «Экологическая экскурсия вокруг детского сада «Мир вокруг нас».
представлен конспект экскурсии вокруг детского сада для детей средней группы с особыми образовательными потребностями...
"Математика вокруг нас" Презентация "Треугольники вокруг нас"
Данная презентация может быть использована на кружке по математике для 5и 6 классов.Содержание презентации поможет получить представление об использовании треугольников в быту, технике, строительстве....