Программа химического кружка "Химия вокруг нас"
рабочая программа по химии (5 класс)

Кузьмина Юлия Вячеславовна

Рабочая программа химического кружка для учащихся 5 класса рассчитана на 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

  1. Химия (8 ч.)

Что такое химия? Где с ней можно встретиться? Что мы знаем о химии из информационных источников? Почему слово «химия» часто упоминается в негативных высказываниях? Каким должен быть современный человек, чтобы химия приобрела позитивную окраску? Что такое вещество? Вещества, которые нас окружают. Отличительные особенности веществ. Как можно описать вещество? Свойства веществ, которые можно измерить. Физические величины (температура, давление, плотность, влажность) и их измерение (заполнение пропусков в таблице). Измерение плотности водопроводной воды (лабораторная работа №1). Сравнительная характеристика воды, соли, уксуса и кислорода (заполнение таблицы).

Химия наука о природе. Естественные науки (электронная презентация). Вещества в живой и неживой природе, созданные природой и человеком (электронная презентация «Разновидности стекла» и «Ядовитые растения»). Как человек ведет наблюдение за ростом растений и движением планет? Как он создает вещества, которых нет в природе?

Получение веществ должно быть безопасным. Правила техники безопасности в химической лаборатории. Знакомство с химическим оборудованием (пробирка, колба, стакан, выпарительная чаша, спиртовка, мерный цилиндр, пипетка, фарфоровая ложка, воронка). Правила обращения с жидкими и сыпучими веществами. Проведение эксперимента по изучению растворимости соли в воде в зависимости от температуры (лабораторная работа №2).

Какие вещества химики считают чистыми? Что такое смеси? Отличие смеси от чистого вещества. Смеси твердых веществ, сплавы. Как разделить смеси твердых веществ? Разделение смеси  медной и железной стружки, сахарного и речного песка (практическая работа №1).

Вода – уникальное вещество. Особенные свойства воды (универсальный растворитель, нахождение в трех агрегатных состояниях в земных условиях, теплоемкость и др.). Есть ли на Земле чистая вода? Очистка воды от видимых примесей (практическая работа №2). Дистиллированная вода.

Какие свойства веществ мы не видим? Что такое химические свойства веществ? Знакомство с реакцией горения. Изучение строения пламени свечи и спиртовки (практическая работа №3).

Какие вещества участвуют в горении и дыхании? Какие вещества образуются в этих процессах? (Лабораторная работа №3). Что такое фотосинтез? Какие вещества нужны растению для фотосинтеза? Какие вещества образуются в результате этого процесса? Фотосинтез и дыхание – две противоположности.

  1. Интеграция химии с другими науками и искусством (12 ч.)

Химия и биология. Химический состав растений и животных. Биологически активные вещества растительного и животного происхождения. Витамины (электронная презентация).

Пищевая химия. Химический состав пищи. Значение белков, жиров и углеводов для поддержания жизни человека. Яичный белок: внешний вид, растворимость в воде, качественная реакция. Определение жиров и углеводов в семенах подсолнечника, хлебе, чипсах (Практическая работа №4). Использование консервантов для увеличения срока хранения пищевых продуктов. Образование опасных для жизни веществ (канцерогенов) при многократном использовании растительного масла.

Химия и физика. Агрегатное состояние веществ. Процессы фазового перехода (плавление и замерзание, испарение и конденсация) – Лабораторная работа №4.

Кристаллизация веществ. Понятие о кристаллах (коллекция). Способы кристаллизации. Выращивание кристаллов из перенасыщенного раствора поваренной соли (Практическая работа №5).

Химия и геология. Кристаллы в природе (соляные месторождения, сталактиты и сталагмиты, алмазы и изумруды). Коллекция «Минералы и горные породы» (Лабораторная работа №5).

Полезные ископаемые (самородные металлы, руды, уголь, нефть, газ). Топливо (виды, альтернативные источники). Переработка нефти (Лабораторная работа №6 – коллекция «Нефть. Каменный уголь»). Какие вещества играют роль «топлива» для живых организмов?

Экскурсия в Минералогический музей им. Ферсмана «Кристаллы в природе».

Химия и медицина. Вещества, которые используют врачи. Растворы йода, зеленки, соды как смеси химических веществ (Практическая работа №6). Кто делает лекарства? Как правильно использовать лекарства? Лекарства и яды. Гомеопатия.

Что делает нас красивыми? Как химия помогает быть красивыми? Средства гигиены (мыло, шампунь, зубная паста) с точки зрения химика (Практическая работа №7). Косметика и парфюмерия. Лечебная косметика.

Препараты бытовой химии (стиральный порошок, средство для мытья посуды, отбеливатель, растворитель). Меры предосторожности при использовании бытовой химии. Химчистка. Выведение различных пятен с ткани (Практическая работа №8).

Химия и искусство. Зачем художнику химия? Что такое краски? Какие бывают краски? Чем они отличаются друг от друга? (Лабораторная работа №7).

Химия и экология. Какой вред мы наносим природе? Как уменьшить этот вред? Химия и защита окружающей среды (Электронная презентация).

  1. Значение химии (3 ч.)

Значение химии в жизни человека (Беседа за круглым столом).

Коллективный просмотр научно-популярного фильма «Экологические проблемы Москвы».

Подготовка рисунков по теме «Химия – за и против» с обсуждением (Творческое занятие).

  1. Работа над мини-проектами (8 ч.)

Самостоятельная работа учащихся над выбранной темой мини-проекта, экспериментальная работа под руководством учителя.

  1. Подведение итогов (3 ч.)

Защита мини-проектов, сообщения по итогам занятий.

Анализ работы кружка за год и пожелания на следующий год.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты:

обучающийся научится:

  • осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
  • постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
  • оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
  • формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле;
  • формировать ответственное отношение к учению, готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формированию готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • основам экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Метапредметные результаты:

обучающийся научится:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, искать самостоятельно средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
  • обнаруживать и формулировать учебную проблему под руководством учителя;
  • ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать несколько способов ее достижения;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • планировать ресурсы для достижения цели;
  • называть трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их преодоления/избегания в дальнейшей деятельности;
  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выявлять причины и следствия простых явлений;
  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать схематические модели, составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • переводить сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот;
  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
  • давать определения понятиям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • обобщать понятия перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
  • соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументируя их;
  • координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  • самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе;
  • при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
  • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
  • владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
  • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

Предметные результаты:

  1. в познавательной сфере:
  • давать определения изученных понятий;
  • описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;
  • описывать и различать изученные вещества, применяемые в повседневной жизни;
  • классифицировать изученные объекты и явления;
  • делать выводы и умозаключения из наблюдений;
  • структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
  • безопасно обращаться веществами, применяемыми в повседневной жизни.
  1. в ценностно-ориентационной сфере:
  • анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
  1. в трудовой сфере:
  • проводить химический эксперимент.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование темы курса

Количество часов

Виды деятельности

Сроки проведения занятий

1.

Химия. Методы познания природы. Вещества и их свойства. Вода. Смеси.

Правила ТБ. Химическое оборудование. Горение, фотосинтез, дыхание.

8

Беседа с электронной презентацией. Л.р.№№1-3. Пр.р.№№1-3

сентябрь - октябрь

2.

Интеграция химии с другими науками (биология, физика, геология, медицина, экология) и искусством. Биологически активные вещества. Пищевая химия. Процессы фазового перехода. Выращивание кристаллов. Минералы и горные породы. Полезные ископаемые. Топливо. Растворы. Лекарства и яды. Средства гигиены и косметики. Бытовая химия. Химчистка. Краски. Защита окружающей среды.

12

Беседа с электронной презентацией. Экскурсия.

Л.р.№№4-8.

Пр.р.№№4-8

октябрь - февраль

3.

Значение химии.

3

Круглый стол.

Видеофильм.

Творческое занятие

февраль

4.

Работа над мини-проектами

8

Экспериментальная работа

март - апрель

5.

Подведение итогов.

3

Сообщения.

Мини-проекты.

Планы на следующий год

апрель - май

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа кружка "химия вокруг нас"

дополнительное образование детей, кружок по химии...

Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя-мир" 5 класс

Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя-мир" 5 класс включает пояснительную записку, требования к знаниям,поурочно-тематическое планирование....

Программа Природный мир вокруг человека

Рабочая программа круковой работы для начальной школы....

программа кружка Физика вокруг нас

программа кружка по физике разработана для учашихся7 класса. Расчитана на 34 часа ( 1 час в неделю)...

Программа кружка "Геометрия вокруг нас"_5 класс

Примерная программа курса по внеурочной деятельности ориентиро­вана на общеинтеллектуальное направление. Данная программа предна­значена для организации внеурочной деятельности с учащимися 5-х клас­со...

Внеклассное мероприятие : "Занимательная химия. Химические реакции вокруг нас"

химические загадки, описание опытов, занимательный материал по химии, химические игры...

Презентация-кроссворд "Химические вещества вокруг нас"

Разработка к первому занятию кружка "Чудеса химии" для учащихся 5-6 классов....