Химический модуль в программе геологического кружка «Юный геолог» (для обучающихся 8-9 классов)
методическая разработка по химии (8, 9 класс) на тему
Программа предназначена для учащихся 8-9 классов с целью повышения интереса к изучению предмета химии, науки геологии. Данный курс предполагает развитие познавательного интереса школьников к практической составляющей наукам химии и геологии, а так же для реализации полученных знаний на практике и в жизни.
Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что геология не относится к базовой дисциплине в школах. Её значение в образовательном процессе определяется необходимостью подготовки будущих кадров для геологической отрасли и, в целом, профориентационной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtor.programma_po_geologii_vahitova.docx | 28.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Химический модуль в программе геологического кружка
«Юный геолог» (для обучающихся 8-9 классов)
Программа элективного курса «Химический модуль в программе
геологического кружка «Юный геолог» предназначена для учащихся 8-9 классов с целью повышения интереса к изучению предмета химии, науки геологии. Данный курс предназначен для развития познавательного интереса школьников, а так же для реализации полученных знаний на практике и в жизни.
Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что геология не относится к базовой дисциплине в школах. Её значение в образовательном процессе определяется необходимостью подготовки будущих кадров для геологической отрасли и, в целом, профориентационной деятельности.
Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих в природе; с физико-химическими свойствами минералов и полезных ископаемых, используемых человеком; рассказывает об истории возникновения геохимии, ее практическом применении, о взаимосвязи химической, геологической наук и развитием промышленности России и Татарстана. Содержание курса позволяет не только развивать идеи, заложенные в базовом курсе химии, но и дополнять их новыми знаниями. Заинтересовать наукой «геология» можно через школьный предмет «химия» и дополнительное образование. Данная программа существенно расширяет кругозор учащихся, повышает воспитательный потенциал обучения, позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности и в области химии, и в области геологии.
Необходимость введения данного курса в дополнительное образование обусловлена недостатком времени на уроках в рамках учебно-тематического планирования по химии, действующих на основе нормативного документа:
государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования (федеральный и национально-региональный компонент). Геологическое образование в рамках системы дополнительного образования гимназии имеет широкие возможности в свете концепции, рассматривающей исследовательскую деятельность как основу успешного образовательного и познавательного процессов. В ходе обучения перед учащимися предусматривается постановка целого ряда доступных их возрасту и уровню подготовки исследовательских задач, как правило, учебных, в ходе которых ребенок знакомится с проблемами геологической науки и методами и подходами, как общими для естественной группы наук, так и специфическими.
Земля наш дом. Как он устроен, люди начали изучать еще на заре человеческой истории. Со временем накопилось столько фактов и наблюдений, что появились отдельные науки география, физика, химия, биология. В средние века в европейских научных трудах впервые появилось слово «геология». В настоящее время геология одна из важнейших естественных наук занимающаяся изучением состояния, вещественного состава, происхождения и развития Земли. Она исследует явления и химические процессы, протекающие на земной поверхности и внутри. Геохимия — наука о распределении и процессах миграции химических элементов в земной коре и насколько возможно в Земле в целом.
Особенность изучаемого курса состоит в объединении химии и геологии: дополнить каждую из них новыми историческими и современными сведениями.
Цель программы – формирование личности учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы через практическую и творческую деятельность на элективных занятиях «геология + химия», знакомство с удивительным миром геологии через призму химических знаний, знакомство с профессиями химической и геологической направленности.
Задачи программы:
Обучающие:
- повысить интерес к химии и геологии;
- углубить теоретические знания учащихся;
- расширить кругозор знаний по биологии, химии, экологии, полученных на учебных занятиях в школе;
– обучить приёмам геологического поиска полезных ископаемых.
Развивающие:
- развить практические умения и навыки учащихся;
- ознакомить учащихся со свойствами веществ и химическими реакциями, которые используются в геологической разведке, переработке полезных ископаемых;
- развить у учащихся умение самостоятельно работать с дополнительной литературой, умение осуществлять поиск нужной информации;
Воспитательные:
- сориентировать обучающихся на естественно-научный профиль в старшей школе и познакомить с профессиями химической и геологической направленности
– воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за состояния окружающей среды и стремления к конкретной деятельности по её изучению и охране.
Программа рассчитана на 1 год обучения учащихся в возрасте 14–15 лет. Время, отведённое на обучение, составляет 34 часа в год по 1 часу в неделю, причём практические занятия составляют большую часть программы.
Основные формы деятельности:
– организация практических занятий, экскурсий, геологических экспедиций;
– изучение литературных источников, материалов краеведческого музея, архивных документов по истории края;
– участие в различных научно-практических мероприятиях (конкурсы, олимпиады, семинары);
– оказание посильной помощи особо охраняемым природным территориям;
– сбор, описание, создание коллекций минералов своего края;
– описание, анализ исследуемых объектов;
При организации и планировании занятий данного курса учитываются возрастные особенности детей средней школы. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов в ходе бесед, лекций, диспутов. Химия – наука экспериментальная, поэтому значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами. Подобранные опыты позволяют отразить связь теории и эксперимента. Химический эксперимент нацелен на приобретение навыков при изучении геологии, которые также можно использовать и в реальной жизни.
При изучении курса осуществляется связь с такими предметами, как биология, история, экология, география, физика, ОБЖ.
В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о:
1. Состоянии, вещественном составе, происхождении и развитии Земли;
2. Химических процессах, протекающих на земной поверхности и внутри;
3. Распределении и процессах миграции химических элементов в земной коре;
знает:
1. базовые геологические понятия;
2. точки соприкосновения химических и геологических понятий;
умеет:
3. использовать приобретенный опыт исследовательской деятельности;
4. решать задачи геологической олимпиады;
5. наблюдать и описывать явления и свойства веществ;
6. выдвигать гипотезы, описывать результаты наблюдений;
7. принимать правильные решения при ответе на вопросы, аргументировать свои ответы;
владеет: навыками самостоятельной работы со справочной литературой;
умениями использовать приобретенные знания в дальнейшем изучении химии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассная работа по географии. План работы кружка " Юный геолог".
Метадическая разработка предназначена для педагогов естественного цикла, увлекающихся геологией. Организация геологического кружка в школе способствует формированию у учащихся устойчивого интере...
Программа летней практики "Юнный спасатель"для обучающихся 5-9 классов, на 48 часов
Программа «Юный спасатель» рассчитана на двухнедельный курс обучения (48 часов) в период летней практики и включает в себя лекционные и групповые занятия, экскурсии, практические занятия, ...
Программа летней практики "Юный турист", для обучающихся 5-9 классов, на 48 часов
Программа «Юный турист» рассчитана на двухнедельный курс обучения (48 часов) и включает в себя ряд лекционных занятий, экскурсии, практические занятия, соревнования. Реализация этих мероприятий ...
ПРОГРАММА летней школы «Юный натуралист» для обучающихся 6-7 классов на 2013/14 учебный год
Программа летней школы «Юный натуралист» по биологии предназначена для учащихся 6-7 классов. Программа рассчитана на 56 часов, 4 часа в день и является дополнением к основному курсу биологии....
Рабочая программа математического кружка "Юный Пифагор" для учащихся 6-8 классов в рамках реализации ФГОС
Рабочая программа разработана в рамках реализации ФГОС для учащихся 6-8 классов общеобразовательных школ. Будет полезна учителям математики для организации внеурочной деятельности....
рабочая программа краеведческого кружка "Юный краевед" для учащихся 5-6 классов
Программа историко-краеведческого кружка «Юный краевед» разработана и ориентирована на обучающихся 5 класса МАОУ « Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Улан-Удэ». Пр...
Рабочая программа краеведческого кружка «Юный краевед» для обучающихся 5 класса
Программа направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству; на приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; на профилактику асоциального поведения; на интеллектуальное и духов...