Химический модуль в программе геологического кружка «Юный геолог» (для обучающихся 8-9 классов)
методическая разработка по химии (8, 9 класс) на тему

Вахитова Гульнара Газизулловна

Программа предназначена для учащихся 8-9 классов с целью повышения интереса к изучению предмета химии, науки геологии.  Данный курс предполагает  развитие познавательного интереса школьников к практической составляющей наукам химии и геологии, а так же для реализации полученных знаний на практике и в жизни.

Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что геология не относится к базовой дисциплине в школах.  Её значение в образовательном процессе определяется необходимостью подготовки будущих кадров для геологической отрасли и, в целом, профориентационной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtor.programma_po_geologii_vahitova.docx28.43 КБ

Предварительный просмотр:

Химический модуль в программе геологического кружка

«Юный геолог»   (для обучающихся 8-9 классов)

Программа элективного курса «Химический модуль в программе

геологического кружка  «Юный геолог» предназначена для учащихся 8-9 классов с целью повышения интереса к изучению предмета химии, науки геологии.  Данный курс предназначен для развития познавательного интереса школьников, а так же для реализации полученных знаний на практике и в жизни. 

Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что геология не относится к базовой дисциплине в школах.  Её значение в образовательном процессе определяется необходимостью подготовки будущих кадров для геологической отрасли и, в целом, профориентационной деятельности.

Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих  в природе; с физико-химическими  свойствами минералов и полезных ископаемых, используемых человеком; рассказывает об истории  возникновения геохимии, ее практическом применении, о взаимосвязи химической,  геологической наук и  развитием промышленности России и Татарстана. Содержание курса позволяет не только развивать идеи, заложенные в базовом курсе химии, но и дополнять их новыми знаниями.  Заинтересовать наукой «геология» можно через школьный предмет «химия» и дополнительное образование. Данная программа существенно расширяет кругозор учащихся, повышает воспитательный потенциал обучения, позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности и в области химии, и в области геологии.

      Необходимость введения данного курса в дополнительное образование обусловлена недостатком времени  на уроках в рамках учебно-тематического планирования по химии, действующих на основе  нормативного документа:

государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования (федеральный и национально-региональный компонент).  Геологическое образование в рамках системы дополнительного образования гимназии имеет широкие возможности в свете концепции, рассматривающей исследовательскую деятельность как основу успешного образовательного  и  познавательного процессов. В ходе обучения перед учащимися предусматривается постановка целого ряда доступных их возрасту и уровню подготовки исследовательских задач, как правило, учебных, в ходе которых ребенок знакомится с проблемами геологической науки и методами и подходами, как общими для естественной группы наук, так и специфическими.

    Земля наш  дом.  Как  он устроен, люди  начали  изучать  еще  на заре  человеческой  истории.  Со  временем  накопилось  столько фактов  и  наблюдений,  что  появились  отдельные  науки  география, физика,  химия,  биология.  В средние  века в  европейских  научных  трудах  впервые  появилось  слово «геология».      В настоящее время геология одна из важнейших естественных наук занимающаяся изучением состояния, вещественного состава, происхождения и развития Земли.  Она исследует явления и химические процессы, протекающие на земной поверхности и внутри. Геохимия — наука о распределении и процессах миграции химических  элементов в земной коре и насколько возможно в Земле в целом.

Особенность изучаемого курса состоит в объединении  химии и геологии: дополнить каждую из них новыми историческими и современными сведениями. 

      Цель программы – формирование личности учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы через практическую и творческую деятельность на элективных занятиях «геология + химия», знакомство с удивительным миром геологии через призму химических знаний, знакомство с профессиями  химической и геологической направленности.

    Задачи программы:
Обучающие:
-
 повысить интерес к химии и геологии;

-   углубить теоретические знания учащихся;

-  расширить кругозор знаний  по биологии, химии, экологии, полученных на учебных занятиях  в  школе;
– обучить приёмам геологического поиска полезных ископаемых.

                    Развивающие:

-   развить практические умения и навыки учащихся;

- ознакомить учащихся со свойствами веществ и химическими реакциями, которые используются в геологической разведке, переработке  полезных ископаемых;

- развить у учащихся умение самостоятельно работать с дополнительной литературой, умение осуществлять поиск нужной информации;

                     Воспитательные:

- сориентировать обучающихся  на естественно-научный профиль в старшей школе и познакомить с профессиями химической и геологической направленности

– воспитывать  экологическую культуру, чувство ответственности за состояния окружающей среды и стремления к конкретной деятельности по её изучению и охране.

           Программа рассчитана на 1 год обучения учащихся в возрасте 14–15 лет. Время, отведённое на обучение, составляет 34 часа в год  по 1 часу  в неделю, причём практические занятия составляют большую часть программы.

           Основные формы деятельности:

– организация практических занятий, экскурсий,  геологических экспедиций;
– изучение литературных источников, материалов краеведческого музея, архивных документов по истории края;
– участие в различных научно-практических мероприятиях (конкурсы, олимпиады, семинары);
– оказание посильной помощи особо охраняемым природным территориям;
– сбор, описание, создание коллекций минералов своего края;
– описание, анализ исследуемых объектов;

При организации и планировании занятий данного курса учитываются возрастные особенности детей средней школы. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов в ходе бесед, лекций, диспутов. Химия – наука экспериментальная, поэтому значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами. Подобранные опыты позволяют отразить связь теории и эксперимента. Химический эксперимент нацелен на приобретение навыков при изучении геологии, которые также  можно использовать и в реальной жизни.

При изучении курса осуществляется связь с такими предметами, как биология, история, экология, география, физика, ОБЖ.

В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о:

1. Состоянии, вещественном составе, происхождении и развитии Земли;

2. Химических процессах, протекающих на земной поверхности и внутри;

3. Распределении и процессах миграции химических  элементов в земной коре;

знает:

1.  базовые геологические понятия;

2. точки соприкосновения химических и геологических понятий;

умеет:

3. использовать приобретенный опыт исследовательской деятельности;

4. решать задачи  геологической олимпиады;

5. наблюдать и описывать явления и свойства веществ;

6. выдвигать гипотезы, описывать результаты наблюдений;

7. принимать правильные решения при ответе на вопросы, аргументировать свои ответы;

владеет: навыками самостоятельной работы со справочной литературой;

умениями  использовать приобретенные знания в дальнейшем изучении химии.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа по географии. План работы кружка " Юный геолог".

Метадическая разработка предназначена для педагогов естественного цикла, увлекающихся геологией.  Организация геологического кружка в школе способствует формированию у учащихся устойчивого интере...

Программа летней практики "Юнный спасатель"для обучающихся 5-9 классов, на 48 часов

Программа «Юный спасатель» рассчитана на  двухнедельный курс обучения (48 часов) в период летней практики и включает в себя  лекционные и групповые занятия, экскурсии, практические занятия, ...

Программа летней практики "Юный турист", для обучающихся 5-9 классов, на 48 часов

Программа «Юный турист» рассчитана на  двухнедельный курс обучения (48 часов) и включает в себя ряд лекционных занятий, экскурсии, практические занятия, соревнования. Реализация этих мероприятий ...

ПРОГРАММА летней школы «Юный натуралист» для обучающихся 6-7 классов на 2013/14 учебный год

Программа летней школы «Юный натуралист» по биологии предназначена для учащихся 6-7 классов. Программа рассчитана на 56 часов, 4 часа в день и является дополнением к основному курсу  биологии....

Рабочая программа математического кружка "Юный Пифагор" для учащихся 6-8 классов в рамках реализации ФГОС

Рабочая программа разработана в рамках реализации ФГОС для учащихся 6-8 классов общеобразовательных школ. Будет полезна учителям математики для организации внеурочной деятельности....

рабочая программа краеведческого кружка "Юный краевед" для учащихся 5-6 классов

Программа историко-краеведческого кружка «Юный краевед» разработана и ориентирована на обучающихся 5 класса  МАОУ « Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Улан-Удэ». Пр...

Рабочая программа краеведческого кружка «Юный краевед» для обучающихся 5 класса

Программа направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству; на приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; на профилактику асоциального поведения; на интеллектуальное и духов...