Рабочие программы по химии 8-11 классы. Габриелян О.С.
календарно-тематическое планирование по химии (8 класс) по теме

Афанасьева Татьяна Алексеевна

Рабочие программы по химии 8-11 классы составлены на основе прогаммы курса химии О.С.Габриеляна (концентрический подход в обучении). В рабочих программах приведены пояснительные записки, распределены темы, указано содержание уроков, даны ссылки на УМК. Чтобы сделать обучение максимально развивающим, распределены демонстрационные, лабораторные опыты и практические работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю:

директор МКОУ

«Фоминичская СОШ»

______________

/Хритошин А.В./

«___» сентября 20__г.

 

Согласовано:

зам.директора по УВР

МКОУ «Фоминичская СОШ»

______________

/Талагаева Г.В./

«___» сентября 20__г.

Рассмотрено:

руководитель школьного

методического объединения

______________

/Тихонова Т.Ю./

Протокол № 1

от   «___» сентября 20__г.

8-11 классы автор программы:

Габриелян О. С., 2004 г.

Рабочая программа

(Календарно-тематическое планирование)

уроков химии  в 10 классе,

 учитель Афанасьева Татьяна Алексеевна.

Количество часов на первое полугодие – 32ч.

Всего часов – 70 ч., в неделю – 2 ч.

Лабораторных работ - 2.

Контрольных работ – .

Учебно-методический комплект:

  1. О.С. Габриелян  Химия. 10 класс.  Учебник для 10-го класса общеобразовательной школы. Базовый уровень - М.: «ДРОФА», 2008.
  2. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Химия. 10 кл. Базовый уровень: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 10 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 10 класс. Базовый уровень». М.: Дрофа, 2007.

Планирование составила: Афанасьева Татьяна Алексеевна

                                          (учитель химии первой квалификационной категории).

Пояснительная записка

       За основу рабочей программы взята программа курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (автор Габриелян О. С.), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования министерства образования Р.Ф., опубликованная издательством «Дрофа».

      Программа базового курса химии 10-11 классов отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы.

       Курс рассчитан на 2 ч в неделю – 68 ч. и сохраняет целостность и системность учебного предмета, а также учитывает то, что, вероятно, часть выпускников средней школы (пусть даже небольшая) все-таки решит изменить направление дальнейшего образования в вузе и им потребуется знание химии.

        На основании годового календарного графика на 2010 – 2011 учебный год количество учебных недель – 35. Поэтому на изучение курса в 10 классе предоставляется 70 часов. Два часа резервного времени добавлено на  тему 1. «Теория строения органических соединений».  
     Данная программа:
• позволяет сохранить достаточно целостный и системный курс химии, который формировался на протяжении десятков лет в советской и российской школе;
• представляет курс, освобожденный от излишне теоретизированного и сложного материала, для отработки которого требуется немало времени;
• включает материал, связанный с повседневной жизнью человека, также с будущей профессиональной деятельностью выпускника средней школы, которая не имеет ярко выраженной связи с химией;
• полностью соответствует стандарту химического образования средней школы базового уровня.

     В 10 классе изучается органическая химия. Теоретическую основу органической химии составляет теория строения в ее классическом понимании - зависимости свойств веществ от их химического строения, т. е. от расположения атомов в молекулах органических соединений согласно валентности. Электронное и пространственное строение органических соединений при том количестве часов, которое отпущено на изучение органической химии, рассматривать не представляется возможным. В содержании курса органической химии сделан акцент на практическую значимость учебного материала. Поэтому изучение представителей каждого класса органических соединений начинается с практической посылки - с их получения. Химические свойства веществ рассматриваются сугубо прагматически - на предмет их практического применения. В основу конструирования курса положена идея о природных источниках органических соединений и их взаимопревращениях, т. е. идеи генетической связи между классами органических соединений.
   Практические работы -  химические практикумы, которые служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля за качеством их сформированности.
  По своему усмотрению, а также исходя из возможностей школьного кабинета химии учитель может изменить структуру представленного в программе практикума, например увеличить число лабораторных работ в сельских школах за счет сокращения демонстраций -  это позволяет сделать небольшая наполняемость классов в малокомплектных школах.
    Данная программа реализована в  учебнике:
Габриелян О. С. Химия. 10 кл. Базовый уровень. - М.: Дрофа, 2006-2008.



 

   

10 КЛАСС. (2 ч в неделю; всего 70 ч, из них 4 ч резервное время)

№ п/п

Тема урока

Д/з

Дата проведения

Введение (1 ч)

Инструктаж правил т/б при работе в кабинете химии.   Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения. 

§ 1

Тема 1.   Теория строения органических соединений      (6 ч +  2 ч  резервное время)

 

1(2)

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности.

§ 2

2(3)

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности.

§ 2

3(4)

Основные положения теории химического строения органических соединений.

§ 2

4(5)

Основные положения теории химического строения органических соединений.

§2

5(6)

Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.

§ 2

6(7)

Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.

§ 2

7(8)

Химические формулы и модели молекул в органической химии.

§ 2

8(9)

Контрольная работа № 1  по теме: «Теория строения органических соединений»

Тема 2 .Углеводороды и их природные источники

(16 ч +  2 ч  резервное время)

1(10)

Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.   Лабораторные опыты. 1. Определение элементного состава органических соединений.

§ 3

2(11)

А л к а н ы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Лабораторные опыты. 2. Изготовление моделей молекул углеводородов.

§ 3

3(12)

Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Демонстрации.. Горение метана. Отношение метана к раствору перманганата калия и бромной воде

§ 3

4(13)

Применение алканов на основе свойств.

§ 3

5(14)

А л к е н ы. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Демонстрации.. Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена.

§ 4

6(15)

Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Демонстрации.. Горение этилена. Отношение этилена к раствору перманганата калия и бромной воде

§ 4

7(16)

Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.

§ 4

8(17)

А л к а д и е н ы  и  к а у ч у к и. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями.

§ 5

9(18)

Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина. Демонстрации.. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность.

§ 5

10(19)

А л к и н ы. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Демонстрации.. Получение ацетилена карбидным способом. Лабораторные опыты. 4. Получение и свойства ацетилена.

§ 6

11(20)

Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Демонстрации.. Горение ацетилена. Отношение ацетилена к раствору перманганата калия и бромной воде.

§ 6

12(21)

Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.

§ 6

13(22)

Б е н з о л. Получение бензола из гексана и ацетилена.

§ 7

14(23)

Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Демонстрации. Отношение бензола к раствору перманганата калия и бромной воде.

§7

15(24)

Применение бензола на основе свойств.

§ 7

16(25)

Н е ф т ь. Состав и переработка нефти. Демонстрации.. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов. Лабораторные опыты. 5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».

§ 8

17(26)

Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе. Демонстрации.. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов. Лабораторные опыты. 3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах.

§ 8

18(27)

Контрольная работа № 2  по теме: «Углеводороды и их природные источники»

Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники  (19 ч)

1(28)

Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.

§ 9

2(29)

С п и р т ы. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи.

§ 9

3(30)

Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид.

§ 9

4(31)

Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.  

§ 9

5(32)

Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.

§ 9

6(33)

Повторный инструктаж правил т/б при работе в кабинете химии К а м е н н ы й  у г о л ь.  Ф е н о л. Коксохимическое производство и его продукция.

§ 10

7(34)

Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой.

§ 10

8(35)

Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.

§ 10

9(36)

А л ь д е г и д ы. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов.

§ 11

10(37)

Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.

§ 11

11(38)

К а р б о н о в ы е  к и с л о т ы. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов.

§ 12

12(39)

Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств.

§ 12

13(40)

Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

§ 12

14(41)

С л о ж н ы е  э ф и р ы  и  ж и р ы. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

§ 13

15(42)

Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.

§ 13

16(43)

У г л е в о д ы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека.

§ 14

17(44)

Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.

§ 14

18(45)

Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза  полисахарид.

§ 15

19(46)

Контрольная работа № 3  по теме: «Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники  »

Тема 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (9 ч)   

1(47)

 А м и н ы. Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина - из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств. Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой.

§ 16

2(48)

А м и н о к и с л о т ы. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации).

§ 17

3(49)

Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств. Демонстрации. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот.

§ 17

4(50)

Б е л к и. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков.

§ 17

5(51)

Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков. Демонстрации. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Лабораторные опыты. 14. Свойства белков.

§ 17

6(52)

Генетическая связь между классами органических соединений. Демонстрации. Переходы: этанол  этилен этиленгликоль  этиленгликолят меди (II); этанол этаналь  этановая кислота.

§ 17

7(53)

Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии. Демонстрации. Модель молекулы ДНК.

§ 18

8(54)

Практическая работа №1. Идентификация органических соединений.

9(55)

Контрольная работа № 4  по теме: «Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе»

Тема 5.Биологически активные органические               соединения (8 ч)

1(56)

Ф е р м е н т ы. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля. Коллекция СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой.

§19

2(57)

Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.

§ 19

3(58)

В и т а м и н ы. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Демонстрации. Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов. Коллекция витаминных препаратов.

§ 20

4(59)

Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов. Демонстрации. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой.

§ 20

5(60)

Г о р м о н ы. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов.

§ 20

6(61)

Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета. Демонстрации. Испытание аптечного препарата инсулина на белок.

§ 20

7(62)

Л е к а р с т в а. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика. Демонстрации. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка.

§ 20

8(63)

Контрольная работа №  5  по теме: «Биологически активные органические соединения»

Тема 6. Искусственные и синтетические полимеры (7 ч)

1(64)

И с к у с с т в е н н ы е  п о л и м е р ы. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья.

§21

2(65)

Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.

§ 21

3(66)

С и н т е т и ч е с к и е  п о л и м е р ы. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров линейная, разветвленная и пространственная. Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них.

§ 22

4(67)

Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Лабораторные опыты. 15. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.

§ 22

5(68)

Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон. Демонстрации. Коллекции искусственных и синтетически волокон и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химически реактивам.

§ 22

6(69)

Практическая работа №2. Распознавание пластмасс и волокон.

7(70)

Контрольная работа №   6 по теме: «Искусственные и синтетические полимеры»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по химии . 9класс , Габриелян О.С.

Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна , к учебнику химии 9 кл. О.С.Габриеляна(2 часа в неделю)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ХИМИИ 9 класс. УМК О.С. Габриелян. 68 часов

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; цели изучения курса; пояснение к изменениям в авторской программе; годовой календарный график текущего контроля; тематическое планирование; п...

Рабочие программа по химии8-11 класс УМК О.С. Габриелян

Рабочие программы составлены  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго  поколения, Примерной программы осно...

рабочая программа химия 9 класс УМК О.С.Габриелян

Программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна,  соответствующей Федеральному компоненту Госсударственного стандарта общего образования и науки Российской Федерации  (О....

рабочая программа химия 10 класс УМК О.С.Габриелян (базовый уровень)

Рабочая программа учебного курса по химии для 10 класса разработана на основе программы курса химии для 10 класса общеобразовательных организаций (базовый уровень) О.С. Габриеляна 2013 г. и Примерной ...

рабочая программа химия 11 класс УМК О.С.Габриелян (базовый уровень)

Рабочая программа курса химии 11 класса разработана на основе Примерной программы среднего общего образования по химии (базовый уровень), Программы курса химии   для 11 класса общеобраз...

Рабочая программа по химии (по Габриеляну)

Изучение химии направлено на достижение следующих целей:освоение знаний о химической составляющей естественно – научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;овладения умениям...