Разработка открытого урока по химии в 8 классе по теме "Реакции обмена"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Андреева Татьяна Геннадьевна

тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

Образовательная.

В результате урока ученики узнают:

  • что такое реакция обмена;
  • как отличить реакцию обмена от других химических реакций;
  • что такое реакции нейтрализации как частный случай реакции обмена;
  • условия течения химических реакций между растворами до конца (правило Бертолле).

Развивающая.

  • ученики учатся обобщать и систематизировать знания о типах химических реакций;
  • учатся выявлять сущность реакций обмена;
  • развивают умение записывать уравнения и предвидеть продукты реакций обмена.

Воспитательная.

  • ученики продолжают развивать свои коммуникативные умения в процессе парной, коллективной работы;
  • убеждаются в необходимости привлечения средств науки химии к пониманию и описанию процессов, идущих в окружающем мире;
  • в процессе лабораторного опыта осознают необходимость точного выполнения алгоритма деятельности.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Форма организации занятий: фронтальный опрос, самостоятельная работа, лабораторный опыт, групповая работа.

Средства обучения:

  • учебно-материальные: химические реактивы, материальные принадлежности для химических опытов, компьютер, проектор, книги, ТСО;
  • дидактико-методические: химический язык, химический эксперимент, дидактический материал;
  • психолого-педагогические: познавательные задания (вопросы, тесты, алгоритмы).

Форма организации работы в классе: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок химии, 8 класс (базовый уровень)

Учитель Андреева Татьяна Геннадьевна

МОУ № 10 городского поселения

«Рабочий поселок  Чегдомын»

Тема урока: Реакции обмена

Задачи:

Образовательная: изучить реакции обмена, продолжить формирование умения записывать уравнения и предвидеть продукты реакции обмена. Дать первоначальное понятие об условиях течения реакций между растворами до конца (правило Бертолле).


Развивающая: развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и анализировать, умение применять полученные знания и навыки при выполнении практических упражнений.

 

Воспитательная: воспитывать трудолюбие, культуру речи и общения, самостоятельность в выборе решения проблемы.


 Оборудование: медиапроектор, компьютер, интерактивная доска,

набор для лабораторной работы по теме: «Реакция обмена» (1 комплект: штатив для пробирок, пробирки 8 штук, реактивы: CaCO3, HCl, CuCl2, CaCl2, Al(SO4)3, NaOH, Na2CO3, BaCl)

Ход урока

  1. Организационный момент: приветствие, проверка явки учащихся, заполнение журнала.

  1. Проверка готовности учащихся к уроку: настрой учащихся на работу, доведение до них плана урока.

Сегодня на уроке, мы продолжим изучение типов химических реакций . и изучим новый тип – это реакции обмена.

Мы с вами будем работать в технологических картах, которые лежат у вас на парте. В графе фамилия и имя подпишите свою фамилию и имя.

Обратите внимание на оценочную таблицу, в графе домашнее задание вы сами поставите отметки за сделанное дома упражнение, в графе диктант отметку вам поставит ваш товарищ,  и в конце урока вы сдадите свои карты и я поставлю вам итоговую отметку за урок.

Но прежде чем начать работу, мы проверим домашнее задание.

Откройте тетради с домашним заданием.

        На дом вам задавали параграф 31,   упр 2 а и б.

  1. Давайте проверим, правильно ли вы выполнили упражнение. На доске у нас слайд с правильным ответом. ученик проверяет своего товарища и отмечает правильность выполнения в рабочей карте урока.

Сделали. Подняли глазки.

 Давайте вспомним,  какие реакции вы уже знаете?

  • Соединения
  • Замещения
  • разложения

  1. Актуализация знаний, подготовка к восприятию нового материала.

А сейчас мы проведем  диктант. Найдите слово диктант и задание 1. Я читаю задания, а вы записываете ответы в технологических картах

Запишите уравнения следующих реакций

  1. Хлорид меди(II) + алюминий→
  2. Кальций + соляная кислота→

Расставьте коэффициенты:

  1. 2Al + H2SO4→Al2(SO4)3+H2
  2. 4P+5O2→P2O5

Вставьте пропущенное слово:

5.Реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуются два и более новых веществ – это ….разложение

6. Реакции, в результате которых из одного или нескольких исходных веществ образуется одно сложное вещество – это…..соединения

Слайд с правильными ответами

А теперь обменяйтесь технологическими картами и ваш сосед по парте проверит правильность выполнения задания.

Если ошибок нет , то отметка 5

Если 1 ошибка , то отметка 4

Если 2 ошибки, то отметка 3

В конце урока вы технологические карты сдадите и отметки будут выставлены в журнал

  1. Изучение нового материала:

Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение химических реакций и познакомимся с новым типом – это реакции обмена.

Давайте посмотрим на доску.

Чем отличаются эти реакции?

       

 Fe+Cl2=FeCl2

2HgOà2Hg+O2

Fe+CuSO4=FeSO4+Cu

                 CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2CO3                                              Слайд

К какому типу реакций они относятся?

Нам еще не знакома эта реакция и сегодня на уроке мы с вами изучим тип этой реакции.

На урок пришли мы дружно

Что же здесь узнать нам нужно?

Суть реакции обмена

Всем умело объяснять!

Уметь писать все уравнения

И предвидеть, что писать! (слайд)

Реакции обмена - это такие реакции, в результате которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями.

AB+CD = AC+BD                                                                                  

Например, 2NaI+Pb(NO3)2 = PbI2↓ + 2NaNO3

               

Задание:

                     Fe(NO3)3 + 3NaOH=      Fe(OH)3 + 3NaNO3

FeCl3 + NaOH =              3NaCl + Fe(OH)3                                                          Слайд

Два сложных вещества в реакцию вступают

В ходе которой, свои составные части меняют.

Вот такой процесс взаимозамены

Называют реакцией обмена

А сейчас мы посмотрим опыт. Виртуальная лаборатория

Реакции протекающие с выпадением осадка

1. Возьмем  пробирку

2.  нальем раствор хлорида меди (II) и добавим раствор гидроксида натрия.

Что наблюдаете?

Выпадает густой синий осадок нерастворимого в воде гидроксида меди (II).

А теперь уберем учебники и тетради на край стола, пододвинем лотки с реактивами и выполним аналогичный опыт на местах.

Но сначала мы вспомним правила техники безопасности.

Т. б.

Не спеши хватать пробирку,

А инструкцию читай.

Убедись, что ты все понял,

Вот тогда и начинай.

Это, друг, химкабинет,

Для еды условий нет.

Пусть в пробирке пахнет воблой,

В колбе — будто мармелад.

Вещества на вкус не пробуй!

Сладко пахнет даже яд.

Всякое в опыте может случиться,

Внимательным будь и не оплошай.

Тебе всегда поможет учитель,

Паники только не допускай!

Ты сливал, нагревал реактивы

И отчет подготовил в тетрадке.

Не забудь вымыть руки с мылом,

   Чтоб здоровье было в порядке

2NaOH + CuCl2 = Cu(OH)2 ↓+ 2NaCl Слайд

В результате проведенной реакции два сложных вещества ионного строения – щелочь и соль – обменялись своими ионами, т.е. произошла реакция обмена.

А теперь давайте возьмем чистую  пробирку нальем раствор щелочи и добавим несколько капель фенолфталеина.

Что мы наблюдаем?

Содержимое пробирки окрасилось в малиновый цвет, что свидетельствует о щелочной среде раствора. Если же теперь к содержимому пробирки прилить немного раствора кислоты, окраска исчезнет, раствор обесцветится, что является признаком химической реакции.

Обратите внимание, взаимодействуют два сложных вещества: щелочь, состоящая из ионов металла и гидроксид - ионов и кислота – молекулярное соединение, которое в растворе образует ионы водорода и кислотного остатка. В итоге образуются два новых сложных вещества: ионное соединение – соль и молекулярное – вода.

В каждом из  двух взаимодействующих растворов была своя среда, соответственно щелочная и кислотная. В результате реакции среда стала нейтральной. Поэтому

Реакции нейтрализации – это реакции обмена между кислотами и щелочами.

KOH+ H2SO4 = K2SO4 + H2O

А теперь мы вновь вернемся к виртуальной лаборатории.

В две пробирке нальем раствор карбоната натрия и прильем раствор кислоты. Что мы наблюдаем?

В результате реакции выделяется газ.

Если подержать  над отверстием пробирок влажную лакмусовую бумагу, то она покраснее, а это значит, что в растворе у нас кислая среда.

Теперь проведем аналогичный опыт с реактивами и напишем уравнения реакций.

Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2CO3        слайд

А где же газ?

Угольная кислота – непрочное соединение, которое распадается на углекислый газ и воду:

H2CO3 = H2O + CO2↑

Поэтому уравнение реакции следует записать так:

Na2CO3 + 2HNO3 = 2NaNO3 + H2O + CO2↑слайд

С примером реакций обмена, которые протекают с выделением газа мы с вами встречались на кухне.

Можете привести пример?

Когда гасим соду уксусом при выпечке.

 На основе сделанных опытов сформулируем правило, согласно которому протекают реакции обмена между растворами веществ.

Реакции обмена, протекающие в растворах, идут до конца только в том случае, если в результате их образуется осадок, газ или вода. слайд

Стих – слайд

Если выделится газ - Это раз;
И получится
вода - Это два;
А еще -
нерастворимый 
Осаждается продукт…
"Есть
осадок" - говорим мы.
Это третий важный пункт.
Химик
правила обмена
Не забудет никогда:
В результате - непременно
Будет
газ или вода,
Выпадет
осадок - Вот тогда - порядок!

Показать:

Если к раствору хлорида натрия прилить раствор гидроксида калия, то никаких признаков реакции не будет – реакция не идет, так как в результате ее не образуется ни осадка, ни газа, ни воды:

NaCl + KOH  =      NaOH+KCL

Для того чтобы знать какие реакции идут до конца, а какие нет, нужно обратиться к таблице  растворимости , которая находится на форзаце учебника ( по вертикали располагаются анионы, а  в горизонтальной строке располагаются катионы) – реакция идет лишь в том случае, если образуется осадок или газ. И NaOH и КСl  растворимы, следовательно реакция не протекает до конца).

Какие из реакций обмена будут протекать до конца?

BaCl2 + 2AgNO3→Ba(NO3)2+2AgCl↓

Cu(NO3)2 + NaCl→CuCl2+NaNO3

Pb(NO3)2 + K2S→PbS↓+2KNO3

MgCl2 + K2SO4→MgSO4+KCL

HNO3 + ZnSO4→H2SO4+Zn(NO3)2

3Ca(NO3)2 +2 H3PO4→Ca3(PO4)2↓+6HNO3

Ba(NO3)2 + Na2SO4→BaSO4↓+2NaNO3

А чтобы узнать какие реакции будут протекать до конца, мы воспользуемся таблицей растворимости гидроксидов и солей в воде. Эта таблица находится на форзаце учебника.

Итоги урока: сегодня на уроке мы с вами изучили новый тип реакции – реакции обмена.

Провели лабораторную работу.

Сформулировали правило, согласно которому протекают реакции обмена между растворами веществ.

Домашнее задание

  • обязательное: прочитать §32, задание № 1 на стр. 167;
  • дополнительное: задание № 2 на стр. 168;
  • творческое: создать презентацию на тему «Реакции обмена».

Сейчас прозвенит долгожданный звонок.

Увы, но к концу подошел наш урок.

Прошу, уберите рабочее место.

Давайте без слов, и пожалуй, без жестов.

А я благодарность вам всем объявляю,

Проверив работы, в журнал выставляю

Отметки все ваши, надеюсь привычно

Что будут они «хорошо» и «отлично»

Большое спасибо я вам говорю

Мы цели достигли. Благодарю!

Литература:

  • Габриелян О.С. химия 8 класс. – М.: Дрофа, 2008.
  • Габриелян О.С., Березкин П.Н., Ушакова А.А. химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику Габриелян О.С., химия 8 класс. – М.: Дрофа, 2007 .
  • Габриелян О.С., Воскобойников Н.П., Яшукова А.В. химия 8 класс. Настольная книга учителя. – М.: Дрофа, 2007 .
  • Учебное электронное издание химия (8 – 11 класс). Виртуальная лаборатория.



Предварительный просмотр:

Учитель Андреева Татьяна Геннадьевна

МОУ № 10 городского поселения

«Рабочий поселок  Чегдомын»

Технологическая карта урока

химия в 8  классе

Фамилия Имя____________________________________

Тема урока: Реакции обмена 

В результате урока мы узнаем:

  • что такое реакция обмена;
  • как отличить реакцию обмена от других химических реакций;
  • что такое реакции нейтрализации как частный случай реакции обмена;
  • условия течения химических реакций между растворами до конца

Оценочная таблица

Д/з.

Диктант. Теория по теме.

Оценка учителя.

Общая оценка за урок.

С/о

о/т

За работу на уроке

средняя

  • С/о – самооценка.
  • О/т – оценка товарища.

Диктант:

Запишите уравнения следующих реакций:

  1. Хлорид меди (II)+алюминий→ __________________________.
  2. Кальций + соляная кислота→ ___________________________.

Расставьте коэффициенты:

            3.       Al + H2SO4  →  Al2(SO4)3  +   H2

            4.     P  +  O2  →  P2O5

Вставьте пропущенное слово:

5.  Реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуются два и   более новых веществ – это ______________________________

6. Реакции, в результате которых из одного или нескольких исходных веществ образуется одно сложное вещество – это _____________________

Задание 1: Запишите продукты реакции:

Fe(NO3)3 + 3NaOH=      

FeCl3 + NaOH =              

Лабораторный опыт

1. Реакции, протекающие с выпадением осадка

1. Возьмите пробирку

2. В  пробирку налейте раствор хлорида меди (II) и добавьте раствор гидроксида натрия.

3. Запишите, что наблюдаете? __________________.

2NaOH + CuCl2 = Cu(OH)2 ↓+ 2NaCl

Реакции, в результате которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями – это реакция ____________________. 

Реакции обмена между кислотами и щелочами - это реакции ______________________.        

2. Реакции протекающие с выделением газа.

1. В  пробирку нальем раствор карбоната натрия и прильем раствор кислоты.

2. Запишите, что наблюдаете? __________________.

Задание 2: Запишите продукты реакции:

Na2CO3 + НСl =

Реакции обмена, протекающие в растворах, идут до конца только в том случае, если в результате их образуется осадок, газ или вода

Задание 3: Какие из реакций обмена будут протекать до конца?

BaCl2 + AgNO3→ _________________

Cu(NO3)2 + NaCl→________________

Pb(NO3)2 + K2S→_________________

MgCl2 + K2SO4→__________________

HNO3 + ZnSO4→_________________

Ca(NO3)2 + H3PO4→_______________

Ba(NO3)2 + Na2SO4→_______________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реакции обмена Учитель химии Андреева Татьяна Геннадьевна МОУ № 10 городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын»

Слайд 2

С/о – самооценка. О/т – оценка товарища . Д/з. Диктант. Теория по теме. Оценка учителя. Общая оценка за урок. С/о о/т За работу на уроке средняя

Слайд 3

Упражнение 2 : Запишите уравнения следующих реакций замещения: а) оксид железа( III) + Алюминий → ….. Ответ: Fe2O3 + 2Al→2Fe + Al2O3 Б)оксид железа( III) + водород → ….. Ответ: Fe2O3 + 3H2 →3H2O + 2Fe Нет ошибок – отметка «5» 1 ошибка – отметка «4» 2 ошибки – отметка «3»

Слайд 4

3CuCl2+2Al = 2AlCl3+3Cu Ca+ 2 HCl = CaCl2 + H2 3 . 2 Al + H2SO4 → Al2(SO4)3+H2 4P+5O2 → P2O5 Разложения Соединения Нет ошибок – отметка «5» 1 ошибка – отметка «4» 2 ошибки – отметка «3»

Слайд 5

Fe+Cl2=FeCl2 2HgO  2Hg+O2 Fe+CuSO4=FeSO4+Cu CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2CO3

Слайд 6

На урок пришли мы дружно Что же здесь узнать нам нужно? Суть реакции обмена Всем умело объяснять! Уметь писать все уравнения И предвидеть, что писать!

Слайд 7

Реакции обмена - это такие реакции, в результате которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями. AB + CD = A C + B D Fe(NO3)3 + 3NaOH= FeCl3 + NaOH = Например 2 NaI + Pb(NO3)2 = Pb I 2↓ + 2 Na NO3

Слайд 8

Два сложных вещества в реакцию вступают В ходе которой, свои составные части меняют. Вот такой процесс взаимозамены Называют реакцией обмена

Слайд 9

2 NaOH + CuCl 2 = Cu ( OH )2 ↓+ 2 NaCl

Слайд 10

Реакции нейтрализации – это реакции обмена между кислотами и щелочами. KOH + H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + H 2 O NaOH + HCl =

Слайд 11

H 2 CO 3 = H2O + CO2↑ Поэтому уравнение реакции следует записать так: Na2CO3 + 2HCl =2NaCl+H2O+CO2↑

Слайд 12

Реакции обмена, протекающие в растворах, идут до конца только в том случае, если в результате их образуется осадок, газ или вода

Слайд 13

Если выделится газ - Это раз; И получится вода - Это два; А еще - нерастворимый Осаждается продукт… "Есть осадок " - говорим мы. Это третий важный пункт. Химик правила обмена Не забудет никогда: В результате - непременно Будет газ или вода , Выпадет осадок - Вот тогда - порядок!

Слайд 14

Если к раствору хлорида натрия прилить раствор гидроксида калия, то никаких признаков реакции не будет – реакция не идет, так как в результате ее не образуется ни осадка, ни газа, ни воды: NaCl + KOH = NaOH+KCL

Слайд 16

Какие из реакций обмена будут протекать до конца? BaCl2 + AgNO3→ Cu(NO3)2 + NaCl→ Pb(NO3)2 + K2S→

Слайд 17

MgCl2 + K2SO4→ HNO3 + ZnSO4→ Ca(NO3)2 + H3PO4→ Ba(NO3)2 + Na2SO4→

Слайд 18

K2O + N2O5 = KNO3 Fe2O3 + C = Fe + CO2 Fe2O3 + HCl = Fe(OH)3 = Fe2O3 + H2O Al(OH)3+ H2SO4 = N2O5 + H2O = HNO3 NH4Cl = NH3 + HCl Al + H2SO4 =

Слайд 19

сегодня на уроке мы с вами изучили новый тип реакции – реакции обмена. Провели лабораторную работу. Сформулировали правило, согласно которому протекают реакции обмена между растворами веществ.

Слайд 20

обязательное: прочитать §32, задание № 1 на стр. 167; дополнительное: задание № 2 на стр. 168; творческое: создать презентацию на тему «Реакции обмена».

Слайд 21

Сейчас прозвенит долгожданный звонок. Увы, но к концу подошел наш урок. Прошу, уберите рабочее место. Давайте без слов, и пожалуй, без жестов. А я благодарность вам всем объявляю, Проверив работы, в журнал выставляю Отметки все ваши, надеюсь привычно Что будут они «хорошо» и «отлично» Большое спасибо я вам говорю Мы цели достигли. Благодарю!

Слайд 22

Литература: Габриелян О.С. химия 8 класс. – М.: Дрофа, 2008. Габриелян О.С., Березкин П.Н., Ушакова А.А. химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику Габриелян О.С., химия 8 класс. – М.: Дрофа, 2007 . Габриелян О.С., Воскобойников Н.П., Яшукова А.В. химия 8 класс. Настольная книга учителя. – М.: Дрофа, 2007 . Учебное электронное издание химия (8 – 11 класс). Виртуальная лаборатория.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка открытого урока по химии углерод

презентация и конспект урока...

Разработка открытого урока по химии на тему: "Амины.Строение и свойства аминов предельного ряда. Анилин как представитель ароматических аминов"

Урок нацелен на развитие и обобщение знаний учащихся об органических веществах, углублении представлений учащихся о важнейших теоретических понятиях органической химии. На уроке формируются представле...

Разработка открытого урока по химии в 8 классе

Тема урока: Физические и химические свойства кислорода. Оксиды. Круговорот кислорода в природе.Вид урока: Урок изучения новой темы с использованием мультимедийной презентации.Цели урока: 1...

Методическая разработка открытого урока по химии тема: «Оксиды» 8 класс

Работа представляет собой методические рекомендации к уроку по химии для 8 класса по теме "Оксиды" (программа Гара Н. Н. , 2 часа в неделю).при создании работы использованы программы: Power Point, Wor...

Разработка открытого урока по химии 9 класс " Непредельные углеводороды ( алкины, алкадиены) "

разработка открытого урока химии в 9 классе " Непредельные углеводороды ( алкины, алкадиены) "...

Разработка открытого урока по химии в 8 классе на тему:"Основные положения электролитической диссоциации"

Разработка открытого урока включает   план урока по теме: "Основные положения ТЭД", карту урока (маршрутный лист) с заданиями для самоконтроля, и методикой выполнения лабораторных ...

Разработка открытого урока по химии в 8 классе "Соли"

Конспект урока по ФГОС, к учебнику О.С.Габриелян...