Разработка открытого урока по химии в 8 классе по теме "Реакции обмена"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме
тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
Образовательная.
В результате урока ученики узнают:
- что такое реакция обмена;
- как отличить реакцию обмена от других химических реакций;
- что такое реакции нейтрализации как частный случай реакции обмена;
- условия течения химических реакций между растворами до конца (правило Бертолле).
Развивающая.
- ученики учатся обобщать и систематизировать знания о типах химических реакций;
- учатся выявлять сущность реакций обмена;
- развивают умение записывать уравнения и предвидеть продукты реакций обмена.
Воспитательная.
- ученики продолжают развивать свои коммуникативные умения в процессе парной, коллективной работы;
- убеждаются в необходимости привлечения средств науки химии к пониманию и описанию процессов, идущих в окружающем мире;
- в процессе лабораторного опыта осознают необходимость точного выполнения алгоритма деятельности.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации занятий: фронтальный опрос, самостоятельная работа, лабораторный опыт, групповая работа.
Средства обучения:
- учебно-материальные: химические реактивы, материальные принадлежности для химических опытов, компьютер, проектор, книги, ТСО;
- дидактико-методические: химический язык, химический эксперимент, дидактический материал;
- психолого-педагогические: познавательные задания (вопросы, тесты, алгоритмы).
Форма организации работы в классе: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок "Реакции обмена" | 71 КБ |
Технологическая карта урока | 41 КБ |
Презентация к уроку | 1.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок химии, 8 класс (базовый уровень)
Учитель Андреева Татьяна Геннадьевна
МОУ № 10 городского поселения
«Рабочий поселок Чегдомын»
Тема урока: Реакции обмена
Задачи:
Образовательная: изучить реакции обмена, продолжить формирование умения записывать уравнения и предвидеть продукты реакции обмена. Дать первоначальное понятие об условиях течения реакций между растворами до конца (правило Бертолле). Развивающая: развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и анализировать, умение применять полученные знания и навыки при выполнении практических упражнений. Воспитательная: воспитывать трудолюбие, культуру речи и общения, самостоятельность в выборе решения проблемы. Оборудование: медиапроектор, компьютер, интерактивная доска, набор для лабораторной работы по теме: «Реакция обмена» (1 комплект: штатив для пробирок, пробирки 8 штук, реактивы: CaCO3, HCl, CuCl2, CaCl2, Al(SO4)3, NaOH, Na2CO3, BaCl) |
Ход урока
- Организационный момент: приветствие, проверка явки учащихся, заполнение журнала.
- Проверка готовности учащихся к уроку: настрой учащихся на работу, доведение до них плана урока.
Сегодня на уроке, мы продолжим изучение типов химических реакций . и изучим новый тип – это реакции обмена.
Мы с вами будем работать в технологических картах, которые лежат у вас на парте. В графе фамилия и имя подпишите свою фамилию и имя.
Обратите внимание на оценочную таблицу, в графе домашнее задание вы сами поставите отметки за сделанное дома упражнение, в графе диктант отметку вам поставит ваш товарищ, и в конце урока вы сдадите свои карты и я поставлю вам итоговую отметку за урок.
Но прежде чем начать работу, мы проверим домашнее задание.
Откройте тетради с домашним заданием.
На дом вам задавали параграф 31, упр 2 а и б.
- Давайте проверим, правильно ли вы выполнили упражнение. На доске у нас слайд с правильным ответом. ученик проверяет своего товарища и отмечает правильность выполнения в рабочей карте урока.
Сделали. Подняли глазки.
Давайте вспомним, какие реакции вы уже знаете?
- Соединения
- Замещения
- разложения
- Актуализация знаний, подготовка к восприятию нового материала.
А сейчас мы проведем диктант. Найдите слово диктант и задание 1. Я читаю задания, а вы записываете ответы в технологических картах
Запишите уравнения следующих реакций
- Хлорид меди(II) + алюминий→
- Кальций + соляная кислота→
Расставьте коэффициенты:
- 2Al + H2SO4→Al2(SO4)3+H2
- 4P+5O2→P2O5
Вставьте пропущенное слово:
5.Реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуются два и более новых веществ – это ….разложение
6. Реакции, в результате которых из одного или нескольких исходных веществ образуется одно сложное вещество – это…..соединения
Слайд с правильными ответами
А теперь обменяйтесь технологическими картами и ваш сосед по парте проверит правильность выполнения задания.
Если ошибок нет , то отметка 5
Если 1 ошибка , то отметка 4
Если 2 ошибки, то отметка 3
В конце урока вы технологические карты сдадите и отметки будут выставлены в журнал
- Изучение нового материала:
Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение химических реакций и познакомимся с новым типом – это реакции обмена.
Давайте посмотрим на доску.
Чем отличаются эти реакции?
Fe+Cl2=FeCl2
2HgOà2Hg+O2
Fe+CuSO4=FeSO4+Cu
CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2CO3 Слайд
К какому типу реакций они относятся?
Нам еще не знакома эта реакция и сегодня на уроке мы с вами изучим тип этой реакции.
На урок пришли мы дружно
Что же здесь узнать нам нужно?
Суть реакции обмена
Всем умело объяснять!
Уметь писать все уравнения
И предвидеть, что писать! (слайд)
Реакции обмена - это такие реакции, в результате которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями.
AB+CD = AC+BD
Например, 2NaI+Pb(NO3)2 = PbI2↓ + 2NaNO3
Задание:
Fe(NO3)3 + 3NaOH= Fe(OH)3 + 3NaNO3
FeCl3 + NaOH = 3NaCl + Fe(OH)3 Слайд
Два сложных вещества в реакцию вступают
В ходе которой, свои составные части меняют.
Вот такой процесс взаимозамены
Называют реакцией обмена
А сейчас мы посмотрим опыт. Виртуальная лаборатория
Реакции протекающие с выпадением осадка
1. Возьмем пробирку
2. нальем раствор хлорида меди (II) и добавим раствор гидроксида натрия.
Что наблюдаете?
Выпадает густой синий осадок нерастворимого в воде гидроксида меди (II).
А теперь уберем учебники и тетради на край стола, пододвинем лотки с реактивами и выполним аналогичный опыт на местах.
Но сначала мы вспомним правила техники безопасности.
Т. б.
Не спеши хватать пробирку,
А инструкцию читай.
Убедись, что ты все понял,
Вот тогда и начинай.
Это, друг, химкабинет,
Для еды условий нет.
Пусть в пробирке пахнет воблой,
В колбе — будто мармелад.
Вещества на вкус не пробуй!
Сладко пахнет даже яд.
Всякое в опыте может случиться,
Внимательным будь и не оплошай.
Тебе всегда поможет учитель,
Паники только не допускай!
Ты сливал, нагревал реактивы
И отчет подготовил в тетрадке.
Не забудь вымыть руки с мылом,
Чтоб здоровье было в порядке
2NaOH + CuCl2 = Cu(OH)2 ↓+ 2NaCl Слайд
В результате проведенной реакции два сложных вещества ионного строения – щелочь и соль – обменялись своими ионами, т.е. произошла реакция обмена.
А теперь давайте возьмем чистую пробирку нальем раствор щелочи и добавим несколько капель фенолфталеина.
Что мы наблюдаем?
Содержимое пробирки окрасилось в малиновый цвет, что свидетельствует о щелочной среде раствора. Если же теперь к содержимому пробирки прилить немного раствора кислоты, окраска исчезнет, раствор обесцветится, что является признаком химической реакции.
Обратите внимание, взаимодействуют два сложных вещества: щелочь, состоящая из ионов металла и гидроксид - ионов и кислота – молекулярное соединение, которое в растворе образует ионы водорода и кислотного остатка. В итоге образуются два новых сложных вещества: ионное соединение – соль и молекулярное – вода.
В каждом из двух взаимодействующих растворов была своя среда, соответственно щелочная и кислотная. В результате реакции среда стала нейтральной. Поэтому
Реакции нейтрализации – это реакции обмена между кислотами и щелочами.
KOH+ H2SO4 = K2SO4 + H2O
А теперь мы вновь вернемся к виртуальной лаборатории.
В две пробирке нальем раствор карбоната натрия и прильем раствор кислоты. Что мы наблюдаем?
В результате реакции выделяется газ.
Если подержать над отверстием пробирок влажную лакмусовую бумагу, то она покраснее, а это значит, что в растворе у нас кислая среда.
Теперь проведем аналогичный опыт с реактивами и напишем уравнения реакций.
Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2CO3 слайд
А где же газ?
Угольная кислота – непрочное соединение, которое распадается на углекислый газ и воду:
H2CO3 = H2O + CO2↑
Поэтому уравнение реакции следует записать так:
Na2CO3 + 2HNO3 = 2NaNO3 + H2O + CO2↑слайд
С примером реакций обмена, которые протекают с выделением газа мы с вами встречались на кухне.
Можете привести пример?
Когда гасим соду уксусом при выпечке.
На основе сделанных опытов сформулируем правило, согласно которому протекают реакции обмена между растворами веществ.
Реакции обмена, протекающие в растворах, идут до конца только в том случае, если в результате их образуется осадок, газ или вода. слайд
Стих – слайд
Если выделится газ - Это раз;
И получится вода - Это два;
А еще - нерастворимый
Осаждается продукт…
"Есть осадок" - говорим мы.
Это третий важный пункт.
Химик правила обмена
Не забудет никогда:
В результате - непременно
Будет газ или вода,
Выпадет осадок - Вот тогда - порядок!
Показать:
Если к раствору хлорида натрия прилить раствор гидроксида калия, то никаких признаков реакции не будет – реакция не идет, так как в результате ее не образуется ни осадка, ни газа, ни воды:
NaCl + KOH = NaOH+KCL
Для того чтобы знать какие реакции идут до конца, а какие нет, нужно обратиться к таблице растворимости , которая находится на форзаце учебника ( по вертикали располагаются анионы, а в горизонтальной строке располагаются катионы) – реакция идет лишь в том случае, если образуется осадок или газ. И NaOH и КСl растворимы, следовательно реакция не протекает до конца).
Какие из реакций обмена будут протекать до конца?
BaCl2 + 2AgNO3→Ba(NO3)2+2AgCl↓
Cu(NO3)2 + NaCl→CuCl2+NaNO3
Pb(NO3)2 + K2S→PbS↓+2KNO3
MgCl2 + K2SO4→MgSO4+KCL
HNO3 + ZnSO4→H2SO4+Zn(NO3)2
3Ca(NO3)2 +2 H3PO4→Ca3(PO4)2↓+6HNO3
Ba(NO3)2 + Na2SO4→BaSO4↓+2NaNO3
А чтобы узнать какие реакции будут протекать до конца, мы воспользуемся таблицей растворимости гидроксидов и солей в воде. Эта таблица находится на форзаце учебника.
Итоги урока: сегодня на уроке мы с вами изучили новый тип реакции – реакции обмена.
Провели лабораторную работу.
Сформулировали правило, согласно которому протекают реакции обмена между растворами веществ.
Домашнее задание
- обязательное: прочитать §32, задание № 1 на стр. 167;
- дополнительное: задание № 2 на стр. 168;
- творческое: создать презентацию на тему «Реакции обмена».
Сейчас прозвенит долгожданный звонок.
Увы, но к концу подошел наш урок.
Прошу, уберите рабочее место.
Давайте без слов, и пожалуй, без жестов.
А я благодарность вам всем объявляю,
Проверив работы, в журнал выставляю
Отметки все ваши, надеюсь привычно
Что будут они «хорошо» и «отлично»
Большое спасибо я вам говорю
Мы цели достигли. Благодарю!
Литература:
- Габриелян О.С. химия 8 класс. – М.: Дрофа, 2008.
- Габриелян О.С., Березкин П.Н., Ушакова А.А. химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику Габриелян О.С., химия 8 класс. – М.: Дрофа, 2007 .
- Габриелян О.С., Воскобойников Н.П., Яшукова А.В. химия 8 класс. Настольная книга учителя. – М.: Дрофа, 2007 .
- Учебное электронное издание химия (8 – 11 класс). Виртуальная лаборатория.
Предварительный просмотр:
Учитель Андреева Татьяна Геннадьевна
МОУ № 10 городского поселения
«Рабочий поселок Чегдомын»
Технологическая карта урока
химия в 8 классе
Фамилия Имя____________________________________
Тема урока: Реакции обмена
В результате урока мы узнаем:
- что такое реакция обмена;
- как отличить реакцию обмена от других химических реакций;
- что такое реакции нейтрализации как частный случай реакции обмена;
- условия течения химических реакций между растворами до конца
Оценочная таблица
Д/з. | Диктант. Теория по теме. | Оценка учителя. | Общая оценка за урок. |
С/о | о/т | За работу на уроке | средняя |
- С/о – самооценка.
- О/т – оценка товарища.
Диктант:
Запишите уравнения следующих реакций:
- Хлорид меди (II)+алюминий→ __________________________.
- Кальций + соляная кислота→ ___________________________.
Расставьте коэффициенты:
3. Al + H2SO4 → Al2(SO4)3 + H2
4. P + O2 → P2O5
Вставьте пропущенное слово:
5. Реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуются два и более новых веществ – это ______________________________
6. Реакции, в результате которых из одного или нескольких исходных веществ образуется одно сложное вещество – это _____________________
Задание 1: Запишите продукты реакции:
Fe(NO3)3 + 3NaOH=
FeCl3 + NaOH =
Лабораторный опыт
1. Реакции, протекающие с выпадением осадка
1. Возьмите пробирку
2. В пробирку налейте раствор хлорида меди (II) и добавьте раствор гидроксида натрия.
3. Запишите, что наблюдаете? __________________.
2NaOH + CuCl2 = Cu(OH)2 ↓+ 2NaCl
Реакции, в результате которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями – это реакция ____________________.
Реакции обмена между кислотами и щелочами - это реакции ______________________.
2. Реакции протекающие с выделением газа.
1. В пробирку нальем раствор карбоната натрия и прильем раствор кислоты.
2. Запишите, что наблюдаете? __________________.
Задание 2: Запишите продукты реакции:
Na2CO3 + НСl =
Реакции обмена, протекающие в растворах, идут до конца только в том случае, если в результате их образуется осадок, газ или вода
Задание 3: Какие из реакций обмена будут протекать до конца?
BaCl2 + AgNO3→ _________________
Cu(NO3)2 + NaCl→________________
Pb(NO3)2 + K2S→_________________
MgCl2 + K2SO4→__________________
HNO3 + ZnSO4→_________________
Ca(NO3)2 + H3PO4→_______________
Ba(NO3)2 + Na2SO4→_______________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С/о – самооценка. О/т – оценка товарища . Д/з. Диктант. Теория по теме. Оценка учителя. Общая оценка за урок. С/о о/т За работу на уроке средняя
Упражнение 2 : Запишите уравнения следующих реакций замещения: а) оксид железа( III) + Алюминий → ….. Ответ: Fe2O3 + 2Al→2Fe + Al2O3 Б)оксид железа( III) + водород → ….. Ответ: Fe2O3 + 3H2 →3H2O + 2Fe Нет ошибок – отметка «5» 1 ошибка – отметка «4» 2 ошибки – отметка «3»
3CuCl2+2Al = 2AlCl3+3Cu Ca+ 2 HCl = CaCl2 + H2 3 . 2 Al + H2SO4 → Al2(SO4)3+H2 4P+5O2 → P2O5 Разложения Соединения Нет ошибок – отметка «5» 1 ошибка – отметка «4» 2 ошибки – отметка «3»
Fe+Cl2=FeCl2 2HgO 2Hg+O2 Fe+CuSO4=FeSO4+Cu CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2CO3
На урок пришли мы дружно Что же здесь узнать нам нужно? Суть реакции обмена Всем умело объяснять! Уметь писать все уравнения И предвидеть, что писать!
Реакции обмена - это такие реакции, в результате которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями. AB + CD = A C + B D Fe(NO3)3 + 3NaOH= FeCl3 + NaOH = Например 2 NaI + Pb(NO3)2 = Pb I 2↓ + 2 Na NO3
Два сложных вещества в реакцию вступают В ходе которой, свои составные части меняют. Вот такой процесс взаимозамены Называют реакцией обмена
2 NaOH + CuCl 2 = Cu ( OH )2 ↓+ 2 NaCl
Реакции нейтрализации – это реакции обмена между кислотами и щелочами. KOH + H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + H 2 O NaOH + HCl =
H 2 CO 3 = H2O + CO2↑ Поэтому уравнение реакции следует записать так: Na2CO3 + 2HCl =2NaCl+H2O+CO2↑
Реакции обмена, протекающие в растворах, идут до конца только в том случае, если в результате их образуется осадок, газ или вода
Если выделится газ - Это раз; И получится вода - Это два; А еще - нерастворимый Осаждается продукт… "Есть осадок " - говорим мы. Это третий важный пункт. Химик правила обмена Не забудет никогда: В результате - непременно Будет газ или вода , Выпадет осадок - Вот тогда - порядок!
Если к раствору хлорида натрия прилить раствор гидроксида калия, то никаких признаков реакции не будет – реакция не идет, так как в результате ее не образуется ни осадка, ни газа, ни воды: NaCl + KOH = NaOH+KCL
Какие из реакций обмена будут протекать до конца? BaCl2 + AgNO3→ Cu(NO3)2 + NaCl→ Pb(NO3)2 + K2S→
MgCl2 + K2SO4→ HNO3 + ZnSO4→ Ca(NO3)2 + H3PO4→ Ba(NO3)2 + Na2SO4→
K2O + N2O5 = KNO3 Fe2O3 + C = Fe + CO2 Fe2O3 + HCl = Fe(OH)3 = Fe2O3 + H2O Al(OH)3+ H2SO4 = N2O5 + H2O = HNO3 NH4Cl = NH3 + HCl Al + H2SO4 =
сегодня на уроке мы с вами изучили новый тип реакции – реакции обмена. Провели лабораторную работу. Сформулировали правило, согласно которому протекают реакции обмена между растворами веществ.
обязательное: прочитать §32, задание № 1 на стр. 167; дополнительное: задание № 2 на стр. 168; творческое: создать презентацию на тему «Реакции обмена».
Сейчас прозвенит долгожданный звонок. Увы, но к концу подошел наш урок. Прошу, уберите рабочее место. Давайте без слов, и пожалуй, без жестов. А я благодарность вам всем объявляю, Проверив работы, в журнал выставляю Отметки все ваши, надеюсь привычно Что будут они «хорошо» и «отлично» Большое спасибо я вам говорю Мы цели достигли. Благодарю!
Литература: Габриелян О.С. химия 8 класс. – М.: Дрофа, 2008. Габриелян О.С., Березкин П.Н., Ушакова А.А. химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику Габриелян О.С., химия 8 класс. – М.: Дрофа, 2007 . Габриелян О.С., Воскобойников Н.П., Яшукова А.В. химия 8 класс. Настольная книга учителя. – М.: Дрофа, 2007 . Учебное электронное издание химия (8 – 11 класс). Виртуальная лаборатория.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка открытого урока по химии углерод
презентация и конспект урока...
Разработка открытого урока по химии на тему: "Амины.Строение и свойства аминов предельного ряда. Анилин как представитель ароматических аминов"
Урок нацелен на развитие и обобщение знаний учащихся об органических веществах, углублении представлений учащихся о важнейших теоретических понятиях органической химии. На уроке формируются представле...
Разработка открытого урока по химии в 8 классе
Тема урока: Физические и химические свойства кислорода. Оксиды. Круговорот кислорода в природе.Вид урока: Урок изучения новой темы с использованием мультимедийной презентации.Цели урока: 1...
Методическая разработка открытого урока по химии тема: «Оксиды» 8 класс
Работа представляет собой методические рекомендации к уроку по химии для 8 класса по теме "Оксиды" (программа Гара Н. Н. , 2 часа в неделю).при создании работы использованы программы: Power Point, Wor...
Разработка открытого урока по химии 9 класс " Непредельные углеводороды ( алкины, алкадиены) "
разработка открытого урока химии в 9 классе " Непредельные углеводороды ( алкины, алкадиены) "...
Разработка открытого урока по химии в 8 классе на тему:"Основные положения электролитической диссоциации"
Разработка открытого урока включает план урока по теме: "Основные положения ТЭД", карту урока (маршрутный лист) с заданиями для самоконтроля, и методикой выполнения лабораторных ...
Разработка открытого урока по химии в 8 классе "Соли"
Конспект урока по ФГОС, к учебнику О.С.Габриелян...