Методическая разработка открытого урока по химии тема: «Оксиды» 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Работа представляет собой методические рекомендации к уроку по химии для 8 класса по теме "Оксиды" (программа Гара Н. Н. , 2 часа в неделю).
при создании работы использованы программы: Power Point, Word,Media Player.
работа включает в себя презентацию к уроку, в которой представлена информация к теме и задания для обучающихся, методические рекомендации по использованию слайдов к презентации, сам конспект урока.
конспект урока построен на основе элементов современных образховательных технологий: технологии развивающего обучения, ИКТ - технологии. урок системно-деятельностного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ou_oksidy_kara-dongak_sh._yu.docx | 67.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Шуйская СОШ
Бай-Тайгинского кожууна Республики Тыва
Методическая разработка
открытого урока
по химии
тема: «Оксиды»
Разработал: учитель химии Кара-Донгак Ш. Ю.
2015
Тема урока: Оксиды.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.
Цель урока: Формирование представлений об оксидах, их номенклатуре.
Задачи:
- Научить выделять общие признаки класса оксиды, составлять формулы оксидов и давать им названия.
- Продолжить формирование естественно-научного мышления, развитие коммуникативных умений через работу в парах, привитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля через самопроверку.
Планируемые результаты:
1) Личностные:
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
2) Метапредметные:
- познавательные:
Находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию, вести наблюдения, классификация объектов по предложенным критериям
- информационно-коммуникативные:
Умение формулировать определение, подбирать аргументы.
- регулятивные:
Выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Соотносить учебные действия с известными правилами.
Выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Оценка своих учебных достижений.
3) Предметные умения:
Давать определение «оксиды», распознавать оксиды среди других веществ, составлять формулы оксидов и называть их.
Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, проблемный.
Оборудование:
Ресурсы – мультимедийный проектор, пробирки, штативы;
Образцы оксидов:
Оксид меди (II) CuO
Оксид железа (III) Fe2O3
Оксид серы (IV) SO2
Оксид водорода H2O
Оксид кальция СаО
Этапы урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Оргмомент 1мин (Цель: создать мотивацию к учебной деятельности) Создание проблемной ситуации 3 мин (Цель: формирование системно-информационного анализа, развитие умений определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели) | Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка оборудования. Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Сегодня у нас новая тема. А тему нашего урока вы узнаете, разгадав данный кроссворд. На работу вам отводится 3 мин. Вы в парах, помогая, друг другу, впишите химические термины в бланк и найдите ключевое слово. По горизонтали:
В нем огонь всегда веселый. Он в крови у нас живет, Ну, конечно …
И лекарством людям служит, Знает млад и стар народ – Коль ушиб, то нужен …
| Хлорид Никель Кислород Химия Лед Мышьяк |
2. Этап целеполагания на уроке (Цель: формирование у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели на урок) | -Молодцы! Правильно - оксиды. Это тема сегодняшнего урока. Запишите, пожалуйста, ее в тетради. | -Ключевое слово – оксиды. |
3. Лабораторный опыт 7 мин (освоение универсальных естественно-научных способов деятельности: наблюдение, учебное исследование, выявление причинно-следственных связей) | Сейчас мы выполняем лабораторный опыт по карточкам в группах. Приложение 1. | Заполняют таблицу : агрегатное состояние, цвет оксидов. |
4. Этап «Открытие нового знания» 7 мин
| Работа в группах. Отвечаем на вопросы. 1) Сформулируем определение оксидов, ответив на 3 вопроса. а) какие вещества по составу? б) сколько элементов в составе? в) какой элемент обязательно входит в состав оксидов? г) вывести общую формулу оксидов по составленному определению.
Оксиды – это … 2) В чем различия в физических свойствах оксидов? 3) В чем различия в составе оксидов? 4) В чем сходство? 5) Будут ли эти вещества относиться к оксидам: Na2CO3 –карбонат натрия, H2SO4 –серная кислота, KOH- гидроксид калия. Почему? 6) Будут ли эти вещества относиться к оксидам: NaF –фторид натрия, MgS- сульфид магния? Почему? | Записывают ответы в тетрадь. |
5. Первичная проверка усвоения нового материала 5 мин | 1) Поиграйте в «крестики – нолики». Покажите выигрышный путь, который составляют формулы оксидов. Приложение 2. Слайд 1. 2) Выпишите в столбик из перечня химических формул веществ формулы оксидов: SO3, Ca(OH)2, FeO, H2O, H2CO3, KOH, P2O5, CO2, FeCl3, P2O3, H2SO4. | Выполняют задание в тетрадях. |
Физминутка. 2 мин | Слайд 2. Делать физминутку по слайду. | Делают физминутку. |
6. Этап «Открытие нового знания» 5 мин | Алгоритм составления химических формул оксидов: приложение 3. Работа в группах. Назовите оксиды: NO, N2O3, CaO. Для этого необходимо составить алгоритм . Используем текст § 17 стр. 89. | Составляют алгоритм: Оксид + название элемента в родительном падеже (степень окисления в случае ее переменности) |
7. Первичная проверка усвоения нового материала. 6 мин | 1) Назовите выписанные оксиды из задания № 3. 2) Составьте химические формулы оксидов по их названиям: оксид калия, оксид магния, оксид фосфора(V), оксид серы (IV), оксид цинка, оксид железа(II). | Выполняют задание в тетрадях.
|
8. Подведение итогов. Рефлексия. (Цель: формирование у учащихся способности подводить итоги урока, обобщать, делать выводы, характеризовать свои действия) 2 мин | Задание 1(самоанализ) Закончите предложение: Мне нужно знать, что такое оксиды, потому что… Задание 2 (самооценка) Я могу составить формулу оксида (да/нет/не знаю) Я могу дать ему название (да/нет/не знаю) | Отвечают на вопросы. |
9. Домашние задание. 1 мин | - прочитать текст параграфа 18 (Химия: Учебник для 8 класса средней общеобразовательной школы/ Габриелян О. С. – 11-е изд. – М.: Дрофа, 2008г.); № 1- выписать оксиды металлов и неметаллов; № 5- выписать из текста формулы оксидов и дать названия. | |
10. Итог урока. 1мин | Спасибо за внимание! Выставление оценок. |
Бланк для заполнения.
Кроссворд.
По горизонтали:
- Коль хлор в конце формулы стоит, то перед нами вещество - …
- Название этого элемента содержит в своем составе хвойное дерево, а атом этого элемента весит 28 а.е.м.
- Он бесцветный, но тяжелый,
В нем огонь всегда веселый.
Он в крови у нас живет,
Ну, конечно …
- Назовите науку о веществах и их превращениях.
- Он с морской капустой дружит,
И лекарством людям служит,
Знает млад и стар народ –
Коль ушиб, то нужен …
- Назовите элемент, в названии которого спряталось сразу двое животных.
Приложение 1.
Лабораторный опыт
«Ознакомление с образцами оксидов»
- Опишите физические свойства оксидов при обычных условиях.
- Заполните таблицу.
- Обменяйтесь результатами своих наблюдений.
- Сделайте выводы.
Таблица 1.
Название и формула оксида | Цвет | Агрегатное состояние | Растворимость в воде |
Оксид меди (II) CuO | чёрный | твердое | нерастворимый |
Оксид железа (III) Fe2O3 | коричневый | твердое | нерастворимый |
Оксид серы (IV) SO2 | бесцветный | газообразное | растворимый |
Оксид водорода H2O | бесцветный | жидкое | - |
Оксид кальция СаО | белый | твердое | малорастворимый |
Приложение 2.
Игра «Крестики – нолики».
Покажите выигрышный путь, который составляют формулы оксидов.
CO2 | SO2 | Na2SO4 |
K2O | P2O5 | CaCO3 |
H2SiO3 | HCI | H2O |
Приложение 3.
Алгоритм составления химических формул оксидов.
Примеры | |
1. Изобразить химические знаки элементов. | Оксид фосфора (V) – Р О |
2. Поставить над знаком каждого элемента валентность римской цифрой. | V II Р О |
3. Найти наименьшее общее кратное валентностей. | V II P O V*II = 10 |
4. Поставить наименьшее общее кратное арабской цифрой под знаками элементов. | 10 V II P O |
5. Разделить наименьшее общее кратное на число единиц валентностей каждого элемента. | 10 : V = 2 10 : II = 5 |
6. Полученные числа – это и есть индексы ставим справа внизу. | 10 V II P2O5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВАСИЛИЙ СУВОРОВ "Сборник методического материала концертмейстера-аккордеониста в классе народного танца для старших классов ДШИ (4-5 класс)"
Дорогие коллеги, здравствуйте! Начиная концертмейстерскую практику во времена перестройки, когда невозможно было купить сборники нотных изданий, я ходил в библиотеки музыкальных школ, просматрива...
"Сборник методического материала концертмейстера-аккордеониста в классе народного танца для старших классов ДШИ (4-5 класс)"
Василий Суворов. Нотный сборник для концертмейстеров народного танца в музыкальных школах.(4-5 кл.)Данный сборник является адаптированным пособием для концертмейстеров народного танца –аккордеонистов ...
Методическая разработка на тему "Методические рекомендации по проведению Мастер - класса,с элементами практического показа "
В предложенном файле Вы можете ознакомиться с организацией и проведением Мастер - класса ; с основными особенностями,алгоритмом проведения Мастер - класса,важнейшими элементами технологии....
Методическая разработка урока в 8 классе на тему "Кислород. Оксиды. Горение"
Урок повторения учебного материала проводится в игровой форме. Учащимся предлагается разгадать ребусы, ответить на вопросы, посмотреть занимательный опыт....
Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс
Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...
Разработка и апробация методического сопровождения элективного курса « Оксид жизни – вода»
оксид жизни - вода...
Методическое пособие для учителя «Контрольно-методические срезы по математике, 5 класс»
Данное пособие содержит контрольно-методические срезы (далее КМС) по традиционной программе 5 класса. Все срезы проводятся после изучения соответствующих тем. Цель пособия – помочь учителю...