Методическая разработка открытого урока по химии тема: «Оксиды» 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Кара-Донгак Шораана Юрьевна

Работа представляет собой методические рекомендации к уроку по химии для 8 класса по теме "Оксиды" (программа Гара Н. Н. , 2 часа в неделю).

при создании работы использованы программы: Power Point, Word,Media Player.

работа включает в себя презентацию к уроку, в которой представлена информация к теме и задания для обучающихся, методические рекомендации по использованию слайдов к презентации, сам конспект урока.

конспект урока построен на основе элементов современных образховательных технологий: технологии развивающего обучения, ИКТ - технологии. урок системно-деятельностного подхода. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ou_oksidy_kara-dongak_sh._yu.docx67.77 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Шуйская СОШ

Бай-Тайгинского кожууна Республики Тыва

Методическая разработка

открытого урока

по химии

тема: «Оксиды»

Разработал: учитель химии Кара-Донгак Ш. Ю.

2015

Тема урока: Оксиды.

Тип урока:  урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Цель урока: Формирование представлений об оксидах, их номенклатуре.

Задачи:

-        Научить выделять общие признаки класса оксиды, составлять формулы оксидов и давать им названия.

-        Продолжить формирование естественно-научного мышления, развитие коммуникативных умений через работу в парах, привитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля через самопроверку.

Планируемые результаты:

1)        Личностные:

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

2)        Метапредметные:

-        познавательные:

Находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию, вести наблюдения, классификация объектов по предложенным критериям

-        информационно-коммуникативные:

Умение формулировать определение, подбирать аргументы.

-        регулятивные:

Выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Соотносить учебные действия с известными правилами.

Выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Оценка своих учебных достижений.

3)        Предметные умения:

Давать определение «оксиды», распознавать оксиды среди других веществ, составлять формулы оксидов и называть их.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, проблемный.

Оборудование:

Ресурсы – мультимедийный проектор, пробирки, штативы;

Образцы оксидов:

Оксид меди (II) CuO

Оксид железа (III) Fe2O3

Оксид  серы (IV) SO2

Оксид водорода  H2O

Оксид кальция СаО

Этапы урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Оргмомент

1мин

(Цель: создать мотивацию к учебной деятельности)

Создание проблемной ситуации

3 мин

(Цель: формирование системно-информационного анализа, развитие умений определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели)

Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка оборудования. Подготовка учащихся к восприятию нового  материала.

Сегодня у нас новая тема. А тему нашего урока вы узнаете, разгадав данный кроссворд. На работу вам отводится 3 мин. Вы в парах, помогая, друг другу, впишите химические термины в бланк  и найдите ключевое слово.

По горизонтали:

  1. Коль хлор в конце формулы стоит, то перед нами вещество - …

  1. Название этого элемента содержит в своем составе хвойное дерево, а атом этого элемента весит 28 а.е.м.

  1. Он бесцветный, но тяжелый,

          В нем огонь всегда веселый.

          Он в крови у нас живет,

          Ну, конечно …

  1. Назовите науку о веществах и их превращениях.

  1. Он с морской капустой дружит,

          И лекарством людям служит,

          Знает млад и стар народ –

          Коль ушиб, то нужен …

  1. Назовите элемент, в названии которого спряталось сразу двое животных.

Хлорид

Никель

Кислород

Химия

Лед

Мышьяк

2. Этап целеполагания на уроке (Цель: формирование у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели на урок)

-Молодцы! Правильно -  оксиды. Это  тема сегодняшнего урока. Запишите, пожалуйста, ее в тетради.

-Ключевое слово – оксиды.

3. Лабораторный опыт

7 мин

(освоение универсальных естественно-научных способов деятельности: наблюдение, учебное исследование, выявление причинно-следственных связей)

Сейчас мы выполняем лабораторный опыт по карточкам в группах.

Приложение 1.

Заполняют таблицу : агрегатное состояние, цвет оксидов.

4. Этап «Открытие нового знания»

7 мин

 

 Работа в группах. Отвечаем на вопросы.

1) Сформулируем  определение оксидов, ответив на 3 вопроса.

а) какие вещества по составу?                                                      

б) сколько  элементов в составе?                              

в) какой элемент обязательно входит в состав оксидов?    

г) вывести общую формулу оксидов по составленному определению.   

     

Оксиды – это …

2) В чем различия в физических  свойствах  оксидов?

3) В чем различия в составе оксидов?

4) В чем сходство?

5) Будут ли эти вещества относиться к оксидам: Na2CO3 –карбонат натрия, H2SO4 –серная кислота, KOH- гидроксид калия. Почему?

6) Будут ли эти вещества относиться к оксидам: NaF –фторид натрия, MgS- сульфид магния? Почему?

Записывают ответы в тетрадь.

5. Первичная проверка усвоения нового материала

5 мин

1)  Поиграйте в «крестики – нолики». Покажите выигрышный путь, который составляют формулы оксидов. Приложение 2. Слайд 1.

2) Выпишите в столбик из перечня  химических формул веществ формулы оксидов:

SO3, Ca(OH)2, FeO, H2O, H2CO3, KOH, P2O5, CO2, FeCl3, P2O3, H2SO4.

Выполняют задание в тетрадях.

Физминутка.

2 мин

Слайд 2. Делать физминутку по слайду.

Делают физминутку.

6. Этап «Открытие нового знания»

5 мин

Алгоритм составления химических формул оксидов: приложение 3.

Работа в группах.

Назовите оксиды: NO, N2O3, CaO.   Для этого необходимо составить алгоритм . Используем текст § 17 стр. 89.

Составляют алгоритм:

Оксид + название элемента в родительном падеже  (степень окисления в случае ее переменности)

7. Первичная проверка усвоения нового материала.

6 мин

1) Назовите выписанные оксиды  из  задания № 3.

2) Составьте химические формулы оксидов по их названиям: оксид калия, оксид магния, оксид фосфора(V), оксид серы (IV), оксид цинка, оксид железа(II).

Выполняют задание в тетрадях.

 

8. Подведение итогов. Рефлексия. (Цель: формирование у учащихся способности подводить итоги урока, обобщать, делать выводы, характеризовать свои действия)

2 мин

Задание 1(самоанализ)

Закончите предложение: Мне нужно знать, что такое оксиды, потому что…

Задание 2 (самооценка)

Я могу составить формулу оксида (да/нет/не знаю)

Я могу дать ему название (да/нет/не знаю)

Отвечают на вопросы.

9. Домашние задание.

1 мин

- прочитать текст параграфа 18 (Химия: Учебник для 8 класса средней общеобразовательной школы/ Габриелян О. С.  – 11-е изд. – М.: Дрофа, 2008г.);
- ответить на вопрос № 6 (устно);
- выполнить упражнения письменно:

№ 1- выписать оксиды металлов и неметаллов;

№ 5- выписать из текста формулы оксидов и дать названия.

10. Итог урока.

 1мин

Спасибо за внимание!

Выставление оценок.

Бланк для заполнения.

Кроссворд.

По горизонтали:

  1. Коль хлор в конце формулы стоит, то перед нами вещество - …

  1. Название этого элемента содержит в своем составе хвойное дерево, а атом этого элемента весит 28 а.е.м.

  1. Он бесцветный, но тяжелый,

          В нем огонь всегда веселый.

          Он в крови у нас живет,

          Ну, конечно …

  1. Назовите науку о веществах и их превращениях.

  1. Он с морской капустой дружит,

          И лекарством людям служит,

          Знает млад и стар народ –

          Коль ушиб, то нужен …

  1. Назовите элемент, в названии которого спряталось сразу двое животных.

Приложение 1.

Лабораторный опыт

«Ознакомление с образцами оксидов»

  1. Опишите физические свойства оксидов при обычных условиях.
  2. Заполните таблицу.
  3. Обменяйтесь результатами своих наблюдений.
  4. Сделайте выводы.

Таблица 1.

Название и формула оксида

Цвет

Агрегатное состояние

Растворимость в воде

Оксид меди (II) CuO

чёрный

твердое

нерастворимый

Оксид железа (III) Fe2O3

коричневый

твердое

нерастворимый

Оксид  серы (IV) SO2

бесцветный

газообразное

растворимый

Оксид водорода  H2O

бесцветный

жидкое

-

Оксид кальция

СаО

белый

твердое

малорастворимый

Приложение 2.

Игра «Крестики – нолики».

Покажите выигрышный путь, который составляют формулы оксидов.

CO2

SO2

Na2SO4

K2O

P2O5

CaCO3

H2SiO3

HCI

H2O

Приложение 3.

Алгоритм составления химических формул оксидов.

Примеры

1. Изобразить химические знаки элементов.

Оксид фосфора (V) – Р О

2. Поставить над знаком каждого элемента валентность римской цифрой.

                       V II

Р О

3. Найти наименьшее общее кратное валентностей.

                      V  II

                       P  O    V*II = 10

4. Поставить наименьшее общее кратное арабской цифрой под знаками элементов.

                     10

                   V  II

                    P  O

5. Разделить наименьшее общее кратное на число единиц валентностей каждого элемента.

                   10 : V = 2

              10 : II = 5

6.  Полученные числа – это и есть индексы ставим справа внизу.

                        10

                      V  II

P2O5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВАСИЛИЙ СУВОРОВ "Сборник методического материала концертмейстера-аккордеониста в классе народного танца для старших классов ДШИ (4-5 класс)"

Дорогие коллеги, здравствуйте! Начиная концертмейстерскую практику во времена перестройки, когда невозможно было купить сборники нотных изданий, я ходил в библиотеки музыкальных школ, просматрива...

"Сборник методического материала концертмейстера-аккордеониста в классе народного танца для старших классов ДШИ (4-5 класс)"

Василий Суворов. Нотный сборник для концертмейстеров народного танца в музыкальных школах.(4-5 кл.)Данный сборник является адаптированным пособием для концертмейстеров народного танца –аккордеонистов ...

Методическая разработка на тему "Методические рекомендации по проведению Мастер - класса,с элементами практического показа "

В предложенном файле Вы можете ознакомиться с организацией и проведением Мастер - класса ; с основными особенностями,алгоритмом проведения Мастер - класса,важнейшими элементами технологии....

Методическая разработка урока в 8 классе на тему "Кислород. Оксиды. Горение"

Урок повторения учебного материала проводится в игровой форме. Учащимся предлагается разгадать ребусы, ответить на вопросы, посмотреть занимательный опыт....

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...

Методическое пособие для учителя «Контрольно-методические срезы по математике, 5 класс»

Данное пособие содержит контрольно-методические срезы (далее КМС) по традиционной программе 5 класса. Все срезы проводятся после изучения соответствующих тем. Цель пособия – помочь учителю...