Урок по химии на тему: "Соединения кальция применяемые как строительные материалы"
методическая разработка по химии по теме
Методическая разработка урока по химии на тему: "Соединения кальция применяемые как строительные материалы", предназначен для обучающихся НПО и СПО по всем строительным специальностям. Данный урок разработан для профессий начального профессионального образования: "Мастер общестроительных работ", "Мастер отделочных строительных работ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_khimii_otkrytyy.doc | 92 КБ |
stroit_materialy.ppt | 2.75 МБ |
buklet_stroitelnye_materialy.doc | 796.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего профессионального образования Ростовской области
ГБОУ НПО РО ПУ 73
г. Семикаракорск
Методическая разработка урока по химии
по профессии «Мастер общестроительных работ»
на тему
«Соединения кальция применяемые как строительные материалы»
Подготовила:
Преподаватель химии
Скурихина А.Н.
2013 г.
Цель урока:
Образовательный аспект:
1. изучение основных соединений кальция использующихся как строительные материалы;
2. закрепление умений и навыков вычисления молекулярных масс соединений кальция;
3. отработка навыков приготовления сухой цементной смеси для штукатурных работ.
Воспитательный аспект:
- Формирование интереса к выбранной профессиональной деятельности;
- Развитие опыта творческой деятельности;
- Формирование у учащихся: стремления к постоянному развитию профессиональных способностей и мастерства, стремления к самоконтролю и саморегуляции трудовой деятельности.
Развивающий аспект:
- Развитие аналитического мышления;
- Развитие познавательных умений;
- Развитие умений учебного труда.
Тип урока: комбинированный урок с применением межпредметных связей.
Используемые технологии: технология группового обучения, мультимединные технологии обучения.
Оборудование: проектор, компьютер, коллекция природных соединений кальция, презентация урока в программе Power Point, видеоролик «получение цемента», технические весы с разновесами, шпатель, химическая посуда.
Химические реактивы: навески негашеной извести, песка, цемента.
Ход урока:
(перед уроком учащиеся делятся на 4 группы).
- Мотивация учащихся к изучению темы.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста, на свои места и мы начнём наш урок, который, я надеюсь, будет для вас продуктивным, а главное - полезным! Тема нашего сегодняшнего урока «Соединения кальция применяемые как строительные материалы» (слайд 1 и 2).
Связь урока с выбранной профессиональной деятельностью.
Учитель: на уроке вы познакомитесь с соединениями кальция, с которым будете непосредственно работать по выбранной специальности; научитесь приготовлению сухой цементной смеси для штукатурных работ в маленьких объемах, что может пригодиться для исследования свойств смеси в лаборатории и установления ее пригодности для использования в строительных работах.
Обратите внимание на представленную коллекцию природных соединений кальция применяемых в промышленности.
- Актуализация опорных знаний.
Учитель: давайте познакомимся с основными соединениями кальция использующихся как строительные материалы (слайд 3-6).
Учитель: ребята на сегодняшний урок я несла пакеты с мелом и жженой известью. Во время переноса этикетки с некоторых пакетов были утеряны. Как установить, какие вещества находятся в пакетах, вспомнив химические свойства мела и извести?
Учащиеся: при взаимодействии извести с водой пройдет активная реакция с выделением теплоты, а при взаимодействии мела с водой нет выделения тепла. Этот процесс называется гашением извести.
Учитель: сейчас вы посмотрите опыт получения гашеной извести.
СаО + Н2О Са(ОН)2+Q
(слайд 7).
Учитель: Ребята, а все ли вы хорошо помните строение и свойства строительных материалов? Давайте проверим ваши знания. Перед вами лежат листки с утверждениями (рабочий листок 1), отметьте, какое из утверждений верное. Если утверждение верное, ставьте «+»; если неверное - «-» (слайд 8).
Учащиеся обмениваются листками с соседом, проверяют его работу, зачитываю в слух по очереди каждое утверждение и говорят правильный ответ.
Учитель: давайте вспомним формулы соединений применяемых в строительстве. Перед каждым из вас в каждой группе лежит карточка со своим строительным материалом (рабочий листок 2). Напишите их химические формулы и посчитайте молекулярные массы предложенных соединений (слайд 9).
3. Усвоение новых понятий и способов действий
Учитель: помимо извести, любому учащемуся известно, что сейчас используется гораздо более прочный материал – бетон, являющийся смесью песка и цемента. Давайте посмотрим фильм «получение цемента» (5 мин) и ответим на предложенные вопросы после просмотра фильма и проанализируем его содержание (слайд 10).
Учащиеся: (отвечают на вопросы после просмотра фильма)
- Какие физические свойства цемента? Цемент – мелкий порошок серого цвета.
- Из чего производят цемент? Цемент производят из известняка.
- Как называется аппарат для дробления? Дробилка.
- Формирование умений и навыков
Для закрепления материала проводится практическая работа «Приготовление сухой цементной смеси для штукатурных работ» (слайд 11), (рабочий листок).
Перед проведением практической работы учитель объясняет ход ее выполнения на 0 варианте, показывает все действия с лабораторным оборудованием.
Группа делится на 4 подгруппы, у каждого ученика рабочий листок соответствующий номеру группы в которой он находится. У каждой группы свое задание по приготовлению смеси.
Задание 1. В состав сухой цементной смеси для штукатурных работ входит 25% цемента и 75% песка. Сколько килограммов каждого компонента нужно взять для приготовления 100 г такой смеси?
Задание 2. В состав сухой цементной смеси для штукатурных работ входит 25% цемента и 75% песка. Сколько килограммов каждого компонента нужно взять для приготовления 110 г такой смеси?
Задание 3. В состав сухой цементной смеси для штукатурных работ входит 25% цемента и 75% песка. Сколько килограммов каждого компонента нужно взять для приготовления 130 г такой смеси?
Задание 4. В состав сухой цементной смеси для штукатурных работ входит 25% цемента и 75% песка. Сколько граммов каждого компонента нужно взять для приготовления 140 г такой смеси?
Ход практической работы.
- Рассчитывают необходимую массу цемента и песка.
- Уравновесить весы. Взвесьте на весах необходимую массу соли и цемента.
- Приготовьте смесь, смешав в химической посуде взвешенную массу песка и цемента.
- Сделать вывод по практической работе.
- Рефлексия.
Учитель: ребята обратите внимание на представленную коллекцию природных соединений кальция применяемых в промышленности.
Учитель раздает информационные буклеты.
- Подведение итогов урока.
- Комментированное выставление оценок.
- Что нового узнали, чему научились.
- Домашнее задание: описать любое соединение кальция использующееся как строительный материал.
Рабочий листок 1.
- Реакция взаимодействия оксида кальция с водой – гашение.
- Химическая формула у негашеной извести – Ca(OH)2
- Химическая формула у гашеной извести - CaO
- Нельзя «гасить» известь в пластмассовом ведре, т.к. реакция - экзотермическая: происходит выделение теплоты.
- Химическая формула у мела – CaCO3
- Карбонат кальция встречается в природе в виде мела, известняка, мрамора.
- Алебастр - строительный гипс, для его получения природный гипс обжигают при температуре 150-180◦С. ,при этом он теряет ¾ кристаллизационной воды;
- В сырых помещениях штукатурка, содержащая гипс, легко впитывает влагу и отваливается, поэтому не рекомендуется применять гипс для оштукатуривания поверхностей в сырых помещениях.
Рабочий листок 2.
Группа 1.
Название вещества | Химическая формула | Молекулярная масса |
Песок |
Рабочий листок 2.
Группа 2.
Название вещества | Химическая формула | Молекулярная масса |
Мел |
Рабочий листок 2.
Группа 3.
Название вещества | Химическая формула | Молекулярная масса |
Негашеная известь |
Рабочий листок 2.
Группа 4.
Название вещества | Химическая формула | Молекулярная масса |
Гашеная известь |
Рабочий листок 3. Выполнение практической работы.
ПУ-73 | Приготовление сухой цементной смеси для штукатурных работ. | Группа 1. |
Цель работы: научиться приготовлению сухой цементной смеси для штукатурных работ, закрепить умение работать с весами, мерной посудой, химическими веществами. Оборудование и реактивы: навески цемента и песка, мерные цилиндры, технические весы с разновесами, химический стакан, стеклянная палочка. Основная теория: Смеси не имеют постоянного состава, их состав нельзя отразить химической формулой. Для описания состава смеси пользуются понятием «доля». Для решения задачи может быть использована следующая формула: mвещ-ва = Wвещ-ва * mсмеси 100% Ход работы: 1. В состав сухой цементной смеси для штукатурных работ входит 25% цемента и 75% песка. Сколько граммов каждого компонента нужно взять для приготовления 100 г такой смеси? Дано: Решение: Найти: Ответ: 2. Приготовление смеси. 1) Уравновесьте весы. Взвесьте на весах ____г песка и _____г цемента. 2) Приготовьте смесь, смешав в химической посуде взвешенную массу песка и цемента. Вывод по практической работе: Фамилия____________ Группа___________Дата___________ |
Рабочий листок 3. Выполнение практической работы.
ПУ-73 | Приготовление сухой цементной смеси для штукатурных работ. | Группа 2. |
Цель работы: научиться приготовлению сухой цементной смеси для штукатурных работ, закрепить умение работать с весами, мерной посудой, химическими веществами. Оборудование и реактивы: навески цемента и песка, мерные цилиндры, технические весы с разновесами, химический стакан, стеклянная палочка. Основная теория: Смеси не имеют постоянного состава, их состав нельзя отразить химической формулой. Для описания состава смеси пользуются понятием «доля». Для решения задачи может быть использована следующая формула: mвещ-ва = Wвещ-ва * mсмеси 100% Ход работы: 1. В состав сухой цементной смеси для штукатурных работ входит 25% цемента и 75% песка. Сколько граммов каждого компонента нужно взять для приготовления 110 г такой смеси? Дано: Решение: Найти: Ответ: 2. Приготовление смеси. 1) Уравновесьте весы. Взвесьте на весах ____г песка и _____г цемента. 2) Приготовьте смесь, смешав в химической посуде взвешенную массу песка и цемента. Вывод по практической работе: Фамилия____________ Группа___________Дата___________ |
Рабочий листок 3. Выполнение практической работы.
ПУ-73 | Приготовление сухой цементной смеси для штукатурных работ. | Группа 3. |
Цель работы: научиться приготовлению сухой цементной смеси для штукатурных работ, закрепить умение работать с весами, мерной посудой, химическими веществами. Оборудование и реактивы: навески цемента и песка, мерные цилиндры, технические весы с разновесами, химический стакан, стеклянная палочка. Основная теория: Смеси не имеют постоянного состава, их состав нельзя отразить химической формулой. Для описания состава смеси пользуются понятием «доля». Для решения задачи может быть использована следующая формула: mвещ-ва = Wвещ-ва * mсмеси 100% Ход работы: 1. В состав сухой цементной смеси для штукатурных работ входит 25% цемента и 75% песка. Сколько граммов каждого компонента нужно взять для приготовления 130 г такой смеси? Дано: Решение: Найти: Ответ: 2. Приготовление смеси. 1) Уравновесьте весы. Взвесьте на весах ____г песка и _____г цемента. 2) Приготовьте смесь, смешав в химической посуде взвешенную массу песка и цемента. Вывод по практической работе: Фамилия____________ Группа___________Дата___________ |
Рабочий листок 3. Выполнение практической работы.
ПУ-73 | Приготовление сухой цементной смеси для штукатурных работ. | Группа 4. |
Цель работы: научиться приготовлению сухой цементной смеси для штукатурных работ, закрепить умение работать с весами, мерной посудой, химическими веществами. Оборудование и реактивы: навески цемента и песка, мерные цилиндры, технические весы с разновесами, химический стакан, стеклянная палочка. Основная теория: Смеси не имеют постоянного состава, их состав нельзя отразить химической формулой. Для описания состава смеси пользуются понятием «доля». Для решения задачи может быть использована следующая формула: mвещ-ва = Wвещ-ва * mсмеси 100% Ход работы: 1. В состав сухой цементной смеси для штукатурных работ входит 25% цемента и 75% песка. Сколько граммов каждого компонента нужно взять для приготовления 140 г такой смеси? Дано: Решение: Найти: Ответ: 2. Приготовление смеси. 1) Уравновесьте весы. Взвесьте на весах ____г песка и _____г цемента. 2) Приготовьте смесь, смешав в химической посуде взвешенную массу песка и цемента. Вывод по практической работе: Фамилия____________ Группа___________Дата___________ |
Список использованной литературы.
- О.С. Габриелян. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник/ - 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.- 256 с.
- О.С. Габриелян, С.А. Сладков. Химия. 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриелян – М.: Дрофа, 2012. -207.
- Химия поурочные планы по учебникам О.С. Габриеляна (учебный диск)
- http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/urok-khimiya-v-masterskoi
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: Образовательный аспект : 1. изучение основных соединений кальция использующихся как строительные материалы; 2. закрепление умений и навыков вычисления молекулярных масс соединений кальция; 3. отработать навыки приготовления сухой цементной смеси для штукатурных работ. Воспитательный аспект: Формирование интереса к выбранной профессиональной деятельности; Развитие опыта творческой деятельности; Формирование у учащихся: стремления к постоянному развитию профессиональных способностей и мастерства, стремления к самоконтролю и саморегуляции трудовой деятельности. Развивающий аспект: Развитие аналитического мышления; Развитие познавательных умений; Развитие умений учебного труда.
План урока: Ознакомление с основными соединениями кальция применяемыми как строительные материалы. Лабораторный опыт: «Получение «гашеной» извести» Задание 1. Определить верные и неверные утверждения. Задание 2. Определить формы предложенных соединений и посчитать их молекулярные массы. Просмотр фильма получение цемента. Приготовление сухой цементной смеси для штукатурных работ Выводы по уроку.
Негашеная известь - белое кристаллическое вещество, формула CaO. Негашёная известь и продукт её взаимодействия с водой — Ca(OH) 2 (гашёная известь или «пушонка») находят обширное использование в строительном деле. Основные объёмы используются в строительстве при производстве силикатного кирпича. Гашеная известь используется для приготовления известкового строительного раствора.
Мел Мел — осадочная горная порода белого цвета, мягкая и рассыпчатая, нерастворимая в воде, органического происхождения. Основу химического состава мела составляет карбонат кальция с небольшим количеством карбоната магния Молотый мел широко применяется в качестве дешёвого материала (пигмента) для побелки, окраски заборов, стен, бордюров, для защиты стволов деревьев от солнечных ожогов.
Гипс Гипс — минерал из класса сульфатов, по составу CaSO 4 •2H 2 O. Волокнистая разновидность гипса называется селенитом, а зернистая — алебастром. В строительстве применяется как вяжущее вещество (способное застывать на воздухе). Из него изготавливают материал – гипсокартон.
Цемент Цемент (лат. caementum — «щебень, битый камень») — искусственное неорганическое вяжущее вещество. Один из основных строительных материалов. При затворении водой, водными растворами солей и другими жидкостями образует пластичную массу, которая затем затвердевает и превращается в камневидное тело. В основном используется для изготовления бетона и строительных растворов.
Реакция гашение извести СаО + Н 2 О Са(ОН) 2 + Q
Задание 1. Утверждения Реакция взаимодействия оксида кальция с водой – гашение. Химическая формула у негашеной извести – Ca ( OH ) 2 Химическая формула у гашеной извести - CaO Нельзя «гасить» известь в пластмассовом ведре, т.к. реакция - экзотермическая: происходит выделение теплоты. Химическая формула у мела – CaCO 3 Карбонат кальция встречается в природе в виде мела, известняка, мрамора. Алебастр - строительный гипс, для его получения природный гипс обжигают при температуре 150-180 ◦ С. ,при этом он теряет ¾ кристаллизационной воды; В сырых помещениях штукатурка, содержащая гипс, легко впитывает влагу и отваливается, поэтому не рекомендуется применять гипс для оштукатуривания поверхностей в сырых помещениях.
Задание 2. Напишите химические формулы предложенных соединений и посчитайте их молекулярные массы соединений . Группа 1. Песок Группа 2. Мел Группа 3. Негашеная известь Группа 4. Гашеная известь
Вопросы к фильму Какие физические свойства цемента? Из чего производят цемент? Как называется аппарат для дробления? Из чего получают цемент?
Приготовление сухой цементной смеси для штукатурных работ. Группа делится на 4 подгруппы, у каждого ученика рабочий листок соответствующий номеру группы в которой он находится. У каждой группы свое задание по приготовлению смеси. Задание 1. В состав сухой цементной смеси для штукатурных работ входит 25% цемента и 75% песка. Сколько килограммов каждого компонента нужно взять для приготовления 100 г такой смеси? Задание 2 . В состав сухой цементной смеси для штукатурных работ входит 25% цемента и 75% песка. Сколько килограммов каждого компонента нужно взять для приготовления 110 г такой смеси? Задание 3. В состав сухой цементной смеси для штукатурных работ входит 25% цемента и 75% песка. Сколько килограммов каждого компонента нужно взять для приготовления 130 г такой смеси? Задание 4. В состав сухой цементной смеси для штукатурных работ входит 25% цемента и 75% песка. Сколько килограммов каждого компонента нужно взять для приготовления 140 г такой смеси? Ход практической работы. Рассчитывают необходимую массу цемента и песка. Уравновесить весы. Взвесьте на весах необходимую массу соли и цемента. Приготовьте смесь, смешав в химической посуде взвешенную массу песка и цемента. Сделать вывод по практической работе.
Все мы связываем с химической наукой прогресс в познании окружающего мира, новые методы его перестройки и усовершенствования. И не может быть в наши дни специалиста, который мог бы обойтись без знания химии" Н. Семенов
Предварительный просмотр:
Министерство общего профессионального образования Ростовской области
ГБОУ НПО РО ПУ 73
Соединения кальция применяемые как строительные материалы
Все мы связываем с химической наукой прогресс в познании окружающего мира, новые методы его перестройки и усовершенствования. И не может быть в наши дни специалиста, который мог бы обойтись без знания химии"
Н. Семенов
г. Семикаракорск
Все науки настолько связаны между собою, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну из них в отдельности от всех прочих.
Рене Декарт
Использованная литература:
- http://n-t.ru/ri/ps/pb020.htm
- http://chemy.ksc.ru/vyskazyvaniya-o-nauke
- http://alhimic.ucoz.ru/forum/25-29-1
Искусственным путем...
Природные соединения кальция не всегда и не во всем удовлетворяют человека. Поэтому многие из них превращают в другие вещества. Некоторые соединения кальция, получаемые искусственным путем, стали даже более известными и привычными, чем известняки или гипс. Так, гашеную Са(OH)2 и негашеную СаО известь применяли еще строители древности.
Цемент – это тоже соединение кальция, полученное искусственным путем. Сначала обжигают смесь глины или песка с известняком и получают клинкер, который затем размалывают в тонкий серый порошок.
Кальций – один из самых распространенных элементов на Земле. В природе его очень много: из солей кальция образованы горные массивы и глинистые породы, он есть в морской и речной воде, входит в состав растительных и животных организмов.
Кальций постоянно окружает горожан: почти все основные стройматериалы – бетон, стекло, кирпич, цемент, известь – содержат этот элемент в значительных количествах.
Даже пролетая в самолете на многокилометровой высоте, мы не избавляемся от постоянного соседства с элементом №20. Если, допустим, в самолете 100 человек, то, значит, этот самолет несет на борту примерно 150 кг кальция – в организме каждого взрослого человека не меньше килограмма элемента №20. Словом, от кальция – никуда, и без кальция тоже.
Карбонат кальция СаCO3 – одно из самых распространенных на Земле соединений. Минералы на основе СаCO3 покрывают около 40 млн км2 земной поверхности. Мел, мрамор, известняки, ракушечники – все это СаCO3 с незначительными примесями, а кальцит – чистый СаCO3.
Самый важный из этих минералов – известняк. Известняки есть практически везде. В чистом виде известняки – белого или светло-желтого цвета, но примеси придают им более темную окраску.
Больше всего известняка идет на нужды химической промышленности. Он незаменим в производстве цемента, карбида кальция, соды, всех видов извести (гашеной, негашеной, хлорной), белильных растворов, цианамида кальция, известковой воды и многих других полезных веществ.
Сульфат кальция СаSO4 тоже широко распространен в природе. Известный минерал гипс – это кристаллогидрат СаSO4 · 2Н2О. Как вяжущее гипс используют уже много веков, чуть ли не со времен египетских пирамид. Но природному гипсу (гипсовому камню) несвойственна способность твердеть на воздухе и при этом скреплять камни. Это свойство гипс приобретает при обжиге. Если природный гипс прокалить при температуре не выше 180°C, он теряет три четверти связанной с ним воды. Получается кристаллогидрат состава CaSО4 · 0,5H2O. Это алебастр, или жженый гипс, который и используется в строительстве. Помимо вяжущих свойств у жженого гипса есть еще одно полезное свойство. Затвердевая, он немного увеличивается в объеме. Это позволяет получать хорошие слепки из гипса. В процессе твердения жженого гипса, смешанного с водой (гипсового теста), полторы молекулы воды, потерянные при обжиге, присоединяются, и снова получается гипсовый камень CaSO4 · 2H2O.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок 9 класс по теме "Соединения алюминия"
Здоровьесберегающие технологии на уроках химии....
Урок химии по теме "Соединения водорода, вода"
Урок химии в 11 классе, используется технология учебных проектов....
Презентация к уроку химии по теме: "Соединения углерода"
Презентация составлена учителем для объяснения нового материала на уроках химии в 9 классе....
Презентация к уроку химии по теме: "Соединения алюминия"
Презентация составлена учителями для объяснения нового материала на уроках химии в 9 классе....
Презентация к уроку химии по теме: "Соединения железа"
Презентация составлена учителями для объяснения нового материала на уроках химии в 9 классе....
Разработка урока в 9 классе. Тема: Соединения серы.
Цель урока:• Рассмотреть свойства важнейших соединений серы.• Продолжать развивать умение работать с учебником, составлять на основе текста таблицы, схе...
Разработка урока по химии на тему: "Соединение химических элементов".
Обобщение темы: «Соединения химических элементов». Цель урока: повторить, систематизировать, обобщить, закрепить изученный материал об основных классах неорганическ...