Технологическая карта урока химии в 11 классе "Принцип Ле Шателье"
методическая разработка (химия, 11 класс) на тему
Урок изучения нового материала по химии в 11 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_uroka_khimii_v_11_klasse.docx | 59.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель химии и физики МБОУ СОШ № 2 г Усмани, Липецкой области
Ляленко Елена Анатольевна.
Технологическая карта урока.
Предмет: химия
Класс: 11
Уровень образования: основное общее образование
Тема: Принцип Ле Шателье.
Тип урока: «Открытие» нового знания
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Время проведения: первое полугодие (декабрь).
Цель: углубить и обобщить знания обучающихся о состоянии химического равновесия, условиях его смещения. Формировать познавательную деятельность обучающихся путем создания проблемной ситуации.
Задачи урока:
- Обобщить и закрепить знания о способах смещения равновесия.
- Развить навыки наблюдения, выявления ошибок, умения выделять главное, сравнивать изучаемые факты; учить размышлять, делать предположения, прогнозировать.
- Воспитывать умение работать самостоятельно, в группах. Показать связь изучаемой темы с жизнью.
- Продолжить формирование таких логических приемов, как наблюдение, анализ, сравнение, обобщение
- Совершенствовать экспериментальные умения и навыки.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Познавательные УУД: Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические универсальные действия:
построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,
постановка вопросов, разрешение конфликта, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Личностные УУД: самоопределение: личностное, профессиональное.
Основные понятия: обратимые химические реакции, скорость химической реакции, факторы, влияющие на сдвиг химического равновесия.
Межпредметные связи: физика, химическая технология.
Ресурсы: ЦИОР, УМК Н.Е. Кузецова, Т.Н. Литвинова, А.Н. Левкин. Химия. 11 класс. А.Н. Левкин, Н.Е. Кузнецова. Москва. « Вентана-Граф». 2011г. Задачник по химии. 11 класс. Москва. « Вентана-Граф». 2011г.
Технологическая карта урока химии.
Этапы урока. | Содержание учебного материала. Деятельность учителя. | Деятельность учащихся | ФОУД | Формирование УУД | |||||||
Определение потребностей и мотивов. | Учитель организует познавательную деятельность обучающихся.
реакций.
NaOH + HCl —> NaCl + H2O 3.Укажите факторы, влияющие на скорость химических реакций.
N2 + 3H2 2NH3 + Q
Создание проблемной ситуации. Во всех индустриально развитых странах азотная промышленность является одной из основных ведущих отраслей. Историю развития производства аммиака можно рассматривать как борьбу за повышение полезного использования электрической, тепловой и механической энергии. Из-за обратимости реакции КПД производства не превышает 50%. Можно ли сделать так, чтобы КПД на современном производстве аммиака и других важнейших веществ значительно увеличился? Предложите способы увеличения выхода продукта прямой реакции: N2 + 3H2 2NH3 + Q
Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Какова цель урока? | Обучающиеся выполняют задания, которые указывают на связь изученного материала с новой темой. Обучающиеся называют тему урока: «Обратимость химической реакции». Цель урока: обобщить знания о состоянии химического равновесия. | Фронтальная Парная работа Фронтальная Индивидуальная | Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, постановка вопросов). Логические УУД (выдвижение гипотезы, обоснование, построение логических рассуждений). Регулятивные: целеполагание. | |||||||
2. Принятие учебных целей и условий их достижения. | Способность управлять химической реакцией составляет основу химической технологии. Гипотеза. Если изучить факторы, влияющие на сдвиг химического равновесия, можно научиться управлять реакцией. Обучающиеся предлагают план действий по проверке гипотезы. | Обучающиеся выдвигают гипотезу о существовании термодинамических факторов, влияющих на смещение химического равновесия в нужном направлении. | Ф | Общеобразовательные УД (извлечение необходимого материала из текста). Коммуникативные (инициативное сотрудничество в сборе информации) Логические: построение логических рассуждений и доказательств) | |||||||
3.Проверка принятой гипотезы. Сбор данных, их анализ, формулирование выводов. | Самостоятельная работа с учебником. Принцип Ле Шателье. Параграф 24. Заполните таблицу. Факторы, влияющие на сдвиг химического равновесия на примере реакции синтеза аммиакаиз азота и водорода. Работа с учебником (п. 24), ЭОР http://fcior.edu.ru/search.page?phrase, информационные карты. 1группа – изучает влияние изменения температуры на смещение химического равновесия. 2 группа – влияние изменения концентрации на смещение химического равновесия. 3 группа – влияние изменения давления на смещение химического равновесия. Отчеты групп о проделанной работе.
Фронтальное обсуждение результатов работы.
Выводы. При повышении концентрации реагирующих веществ равновесие смещается в сторону образования продуктов. При повышении концентрации продуктов реакции - в сторону образования исходных веществ. При повышении давления - в сторону той реакции, которая ведет к уменьшению объема газа. При повышении температуры - в сторону эндотермической реакции. При понижении температуры - в сторону экзотермической реакции. | Выполняют работу в группах. Обучающиеся делают выводы и подводятся результаты урока. | Г Фронтальная | Познавательные: поиск и выделение информации, решение рабочих задач с использованием ИКТ и источников информации. Логические: анализ.синтез, коммуникативные: сотрудничество,разрешение конфликтов, умение выражать мысли, личностные. | |||||||
Рефлексия. | Учитель побуждает учащихся к рефлексивному осмыслению полученных результатов с целью самопроверки. 1.Предложите свои способы смещения равновесия в соответствии с принципом противодействия. 2.Почему при сжатии смеси газов NO2, N2O4 она светлеет? 3. Почему для сложной гетерогенной химической реакции Fe3O4 (тв) + СО (г) 3 FeO (тв) + СО2 (г) + Q кДж можно предсказать, что изменение давления не приведет к смещению равновесия? Выполните тестовые задания. (Учащиеся самостоятельно выполняют тестовые задания). 1. В каких реакциях изменение давления окажет влияние на смещение равновесия? 2. В какой из четырех реакций равновесие больше всего сместится вправо при одновременном повышении температуры и понижении давления? 3. Какие утверждения верны? 1.Повышение температуры смещает равновесие в сторону эндотермической реакции. 2. Повышение температуры увеличивает как скорость прямой, так и обратной реакции. 3. Катализатор влияет на сдвиг химического равновесия. 4. В том случае, когда реакция протекает без изменения числа молекул газов, равновесие не нарушается при сжатии или расширении системы. Возвращение к проблеме. Почему же выход аммиака на химическом производстве не превышает 50 %? N2 + 3H2 2NH3 + Q Обучающиеся заполняют таблицу, работая в парах.
Обучающиеся приходят к выводу о том, что реакция синтеза протекает с выделением тепла. Поэтому, согласно принципу Ле Шателье, с повышением температуры равновесие реакции сдвигается влево, т. е. чем выше температура, тем меньше азота и водорода вступают в реакцию. При низкой температуре реакция синтеза аммиака протекает более полно.Однако с понижением температуры скорость большинства химических реакций, в том числе и скорость реакции синтеза аммиака, уменьшается. Поэтому для обеспечения значительной скорости образования аммиака реакцию необходимо проводить при достаточно высокой температуре. Практически синтез аммиака ведется при температуре 450-500° С, при которой реакция протекает достаточно быстро и содержание аммиака в газовой смеси сравнительно высоко. Подведение итогов этапа. Обучающиеся делают выводы о смещении химического равновесия и подводятся результаты урока. Давайте вернемся к теме и цели урока. Выскажите ваше мнение о выполнении цели, раскрытии темы урока. Домашнее задание: п.24 (обязательная часть), сообщение «Интересные факты из мира обратимых реакций» | П И | Регулятивные действия (контроль и коррекция, оценка), познавательные ,рефлексия способов и условий действия. Личностные: нравственно-эстетическая ориентация. Познавательные: общеучебные, логические. Регулятивные: контроль, коррекция, познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности. Регулятивные действия (контроль и коррекция, оценка), познавательные, рефлексия способов и условий действия. Познавательные: общеучебные, логические. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока химии в 11 классе "Принцип Ле Шателье"
Урок изучения нового материала по химии в 11 классе....
Технологическая карта урока химии в 11 классе "Принцип Ле Шателье"
Урок изучения нового материала по химии в 11 классе....
Технологические карты уроков химии в 10 классе по органической химии
Технологические карты уроков химии в 10 классе по органической химии составлены согласно требованиям ФГОС. Технологические карты уроков составлены по теме "Углеводороды"....
технологическая карта урока химии в 9 классе по программе О.С.Габриеляна. Тема урока "Решение задач"
Технологическая карта урока хими в 9 классе " соответствует программе Габриеляна О.С.. Урок решения задач по теме "Вычисление массы или объема продукта реакции, если одно из исходных в...
Технологическая карта урока Химия 9 класс Тип урока: Практическая работа №2 «Экспериментальное решение задач по теме «Теория электролитической диссоциации»
Работа проводится в 9 классах по УМК. Химия Учебник 9 класса под редакцией Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдман (базовый уровень) после прохождения темы " Классификация химических реакции...
Технологическая карта урока химии 8 классе учителя химии
Формированние УДД...
Технологическая карта урока химии «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенклатура углеводородов».
Технологическая карта урока химии в 9 классе УМК Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара по теме «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенк...