Внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках химии
статья по химии по теме
В данной работе отражается опыт работы преподавателя по проблеме внедрения здоровьесберегающих технологий в курс обучения химии в учебных заведениях, готовящих будущих специалистов для пищевой отрасли. Автором приводятся конкретные примеры по внедрению здоровьесберегающих технологий при изучении различных тем и разделов курса химии, как на уроках, так и во внеурочное время. Рассматриваются вопросы о влиянии достижений химии на здоровье людей и природы в целом, о правильном процессе использования материалов и оборудования на уроках, об организации учебного процесса направленного на здоровьесбережение учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnedrenie_zdorovesberegayushchikh_tekhnologiy.docx | 36.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки
Приморского края
Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Уссурийский колледж технологии и управления»
Корешкова Г. Г.
Преподаватель высшей квалификационной категории
Внедрение здоровьесберегающих технологий
на уроках химии
(методические рекомендации)
Уссурийск 2013
Аннотация
В данной работе отражается опыт работы преподавателя по проблеме внедрения здоровьесберегающих технологий в курс обучения химии в учебных заведениях, готовящих будущих специалистов для пищевой отрасли. Автором приводятся конкретные примеры по внедрению здоровьесберегающих технологий при изучении различных тем и разделов курса химии, как на уроках, так и во внеурочное время. Рассматриваются вопросы о влиянии достижений химии на здоровье людей и природы в целом, о правильном процессе использования материалов и оборудования на уроках, об организации учебного процесса направленного на здоровьесбережение учащихся.
Введение
В уставе Всемирной организации здравоохранения сказано, что здоровье – это состояние полного физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Проблема здорового поколения с каждым годом становится все более и более актуальной. Сегодня общество окончательно убедилось в том, что молодые люди постепенно теряют интерес к самим себе, к своему развитию, к своей судьбе и жизни в целом. Они не всегда задумываются о своем здоровье даже тогда, когда болеют и не серьезно относятся к любым внезапным проявлениям того или иного недуга. По данным НЦЗД РАМН в России за последние 5 лет в 13,5 раз повысилось количество людей, в том числе и подростков, употребляющих наркотики; в 40 раз возросло число людей, страдающих венерическими заболеваниями, в 2 раза увеличилось число детей с хроническими патологиями, а количество детей не имеющих отклонений в здоровье снизилось в 3 раза. Характерно и то, что большинство родителей на первое место ставят не здоровье своих детей, а материальные блага.
В последние годы в нашем обществе духовные приоритеты заменены материальными. Погоня за материальными благами превратилась в смысл жизни многих людей. На первое место встает не обучение, а решение денежных вопросов. Всем понятно, что на честно заработанные деньги прожить трудно, а «красивая жизнь» - не для всех, а для тех, кто нарушает законы. Это вызывает дискомфорт в душе и мыслях не только у взрослых, но и подростков, что оказывает отрицательное влияние на их психику и нормальное развитие: они начинают злоупотреблять алкоголем, наркотиками, приобщаются к сектам, азартным играм, бездумно и жестоко совершают преступления. Героями подростков всё чаще становятся бандиты и «братки», стремительно взлетевшие «из грязи в князи». За образец принимается поведение наглое, агрессивное, с ощущением вседозволенности. Общение с позиции силы становится единственным аргументом среди молодежи в разрешении споров, что связано с увеличением преступности среди подростков. Возможно, это связано и с тем, что нарастает экологическая опасность, возросли информационные перегрузки, социальные напряжения и идет духовно-нравственная деградация подростков, с которыми ребенок не в силах справиться сам. А родителям некогда, так как они заняты созданием для семьи материальных благ и достатка. В.А. Сухомлинский отмечал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями (лечением заболеваний), тогда как, одна из главных задач педагогов – сохранять и укреплять здоровье своих воспитанников. Период учебы – это период взросления ребенка и привития интереса к здоровому образу жизни, становления его как личности, формирования и коррекции представлений о жизненных ценностях, это период формирования умений заботы о своем здоровье и «здоровье» планеты.
Определено несколько сдоровьесберегающих направлений:
- Учет особенностей учащихся;
- Создание благоприятного психологическго климата;
- Использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебе;
- Создание условий для самовыражения;
- Инициация различных видов деятельности
Под здоровьесберегающими технологиями понимают различные приемы и критерии. К основным критериям здоровьесберегающей организации урока относятся:
- Санитарно - гигиенические условия в классе:
( чистота, хорошее освещение кабинета и доски, оптимальная температура воздуха в помещении)
- Разнообразные виды учебной деятельности детей :
- опрос учащихся
- беседа
- рассказ
- показ наглядных пособий
- работа с дополнительным материалом и литературой
- постановка проблемных вопросов
- решение задач и выполнение упражнений
и преподавания:
- словесный
- наглядный
- аудиовизуальный (через технические средства обучения)
- самостоятельная работа
- комбинированный
- Место и длительность применения ТСО.
- Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; формирование потребности в ЗОЖ.
- Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного детьми на учебную деятельность. (Норма - не мене 60% и не более 80%.)
- Темп урока и заключительная часть урока
Негативно действуют на здоровье детей:
- быстрый темп, «скомканность» конца урока, практически без комментариев записывание домашнего задания;
- задержка детей в классе после звонка.
И напротив, позитивное воздействие оказывает:
- спокойное завершение урока, когда учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы и он может прокомментировать задание на дом, попрощаться с детьми.
7. Психологический климат на уроке.
8. Качества учителя, которые по-разному воздействуют на психологическое здоровье учащихся. Их можно поделить на 2 группы:
- группа – качества оказывающие негативное влияние на здоровье учеников:
- Авторитарность и категоричность
- Несдержанность, вспыльчивость, раздражительность, непредсказуемость поступков и реакций учителя
- Равнодушие, безразличие
- Недоброжелательность, злость, враждебность
- группа – качества, которые и формируют здоровый психологический климат на уроке:
- Способность к сочувствию, сопереживанию (эмпатии)
- Способность к рефлексии
- Умение владеть своими эмоциями, быстро приводить себя в оптимальное психофизиологическое состояние.
- Умение слушать.
- Толерантность, способность терпимо относиться к различным проявлениям жизни
Поиском наиболее рациональных путей формирования здорового образа жизни детей занимаются социологи, психологи, медики и педагоги. Сохранение здоровья нации – задача общества в целом. Одним из наиболее важных направлений образования является разработка и внедрение в обучение и воспитание здоровьесберегающего подхода. В рамках здоровьесберегающей концепции образования встает проблема воспитания у учащихся потребности в здоровом образе жизни и выработки индивидуального способа сберегающего здоровье поведения.
Сбережение здоровья учащихся на уроках химии
Здоровьесберегающее обучение и воспитание детей предполагает реализацию принципов здорового образа жизни, базирующихся на психолого-педагогических и медико-экологических основах, направленных на сохранение духовного, интеллектуального и физического благополучия учащихся. Предмет химии неразрывно связан с жизнедеятельностью человека, а подросток станет взрослым, будет работать по избранной специальности, заниматься развитием общества и поэтому работа учителя химика – бесконечный поиск. Основная линия совершенствования процесса обучения учащихся на уроках химии – реализация идей направленной оптимизации, которая помогает комплексно решать задачи образования, воспитания и развития на основе реальных возможностей детей. Внедрение здоровьесберегающих технологий в курс химии, обусловлено необходимостью формирования осознанного отношения учащихся к своему здоровью.
На уроках химии необходимо и очень важно формировать взгляды учащихся на здоровый образ жизни. Работа учителя должна быть направлена на отказ учащихся от разрушителей здоровья: курение, употребление спиртных напитков, психотропных и наркотических средств, а так же употребления продуктов питания средств бытовой химии содержащих токсины и яды. Нужно учить детей не только правильно питаться, но и правильно применять средства бытовой химии, косметику и парфюмерию, состав и влияние на организм зачастую нам бывают неизвестны. Таким образом, знакомство учащихся с веществами их химическими, физическими и биохимическими свойствами и составом, это необходимый и важный процесс в формировании у детей стремления к здоровому образу жизни.
Немало важную роль в сбережении здоровья детей имеет процесс правильного использования на уроках химии применяемого для демонстрации опытов и анализов химической посуды и оборудования, наглядных пособий и образцов. Оптимальное их применение в учебном процессе дает возможность снизить учебную нагрузку и теоретический материал сделать более аргументированным и полезным в повседневной жизни.
В здоровьесберегающих технологиях большое место отводится игровым урокам, которые способствуют повышению мотивации и активизации учебной деятельности учащихся.
Одним из эффективных методов эдоровьесбережения и формирования знаний у учащихся по курсу химии, это решение задач направленных на здоровый образ жизни. Решея такие задачи, учащиеся невольно становятся сопричастны к проблеме формирования здорового образа жизни. В задачи по курсу химии целесообразно и необходимо включать следующие проблемы:
- влияние некоторых неорганических веществ и органических соединений на здоровье человека и окружающую среду;
- влияние отходов промышленной переработки и химической промышленности на все живое;
- состав пищевых продуктов и влияние ингредиентов пищи на здоровье людей;
- применение бытовых химических средств в повседневной жизни, их влияние на природу и здоровье человека.
Например: при изучении тем «Спирты и фенолы» и «Ароматические углеводороды» в разделе органической химии, подробно рассматриваются вопросы о влиянии спиртов, фенолов и других веществ этой группы на здоровье человека и природу. Особенно важно показать учащимся действие алкоголя и наркотиков на подрастающий, развивающийся, молодой организм. Алкогольная и наркотическая эйфория особенно вредна тем, что требует постоянного повторения, у человека вырабатывается болезненная привычка испытывать это состояние вновь и вновь. А ведь эти вещества – яды. При изучении данной темы более рационально использовать нетрадиционную форму обучения: урок – суд над спиртами, урок – практикум, конференцию. На такие уроки можно и нужно приглашать медицинского работника, который более профессионально расскажет о вреде спиртов, фенолов и других психотропных веществ на здоровье подростка и природы. Хорошие результаты по данной теме дает показ фильмов по антитабачной, антинаркотической и антиалкогольной пропаганде. После просмотра фильма, учащиеся готовы к диалогу и беседе, и большая часть подростков задумывается о вреде и ущербе который наносят себе сами курением, употреблением алкоголя и наркотиков. Что является положительным результатом в качестве обучения.
В ходе уроков в разделе «Общая химия» можно ввести задачи со здоровьесберегающим направлением. Например: Решить задачу и сделать вывод о вреде курения, если известно, что в дыме сигареты содержатся ядовитые вещества. «Определить % содержание ядовитых веществ: табачного дегтя, синильной кислоты и оксида углерода, если никотин составляет 2% от всего табачного дыма, а синильная кислота 1\2 часть никотина, а табачного дегтя в 7, 5 раз больше чем никотина. Оксид углерода составляет 3\5 от табачного дегтя». Можно придумать другие задачи и для решения подобной задачи учащимся предлагается воспользоваться таблицей, в которой указано содержание веществ в дыме 1 сигареты.
Состав дыма сигареты:
Вещества | Количество |
Никотин | 3 мг |
Фенол | 120мкг |
Цианистый водород | 400 мкг |
Оксид углерода | 10мг |
Формальдегид | 100 мкг |
Бензол | 40 мкг |
Изучая данные таблицы и решая задачи, учащиеся могут ответить на вопросы о вреде курения и влиянии сигаретного дыма на природу, а также задуматься о том, стоит ли курить или стоит отказаться от этого порока.
При ознакомлении учащихся со свойствами и применением альдегидов и кетонов особое внимание следует уделить вопросу о вредном воздействии на природу и организм человека нитрокрасок, ацетона и других растворителей, рассказать об их кумулятивном свойстве и последующих рецидивах, о влиянии этих соединений на озоновый слой.
Изучая органическую химию практически во всех темах можно и нужно говорить о влиянии органических соединений на здоровье человека и все живое в целом. Например: в теме «Бытовая химия», учащимся предлагается описать состав любого моющего или чистящего средства или освежителя воздуха или дезодоранта и т.п. Они должны не только списать состав выбранного средства, но и написать химические формулы данных компонентов, определить к какому классу они относятся, и каково их влияние на организм и природу. А так же предложить свои способы и мероприятия по уменьшению вредного воздействия средств бытовой химии на здоровье человека и экологию.
В последние годы очень много внимания уделяется вопросам рационального и полноценного питания детей. Как известно наиболее распространенными «загрязнителями» пищи являются: нитраты, фенолы, пестициды, токсические микроэлементы, тяжелые металлы. К опасным веществам глобального значения относятся свинец и ртуть. О влиянии ртути учащиеся должны иметь не только представление, но и уметь пользоваться теоретическими знаниями по предотвращению отравления ртутью и ее парами в жизни.
Растения, выращенные вблизи автомагистральных путей, химических и перерабатывающих предприятий, содержат тяжелые металлы свыше предельно допустимых норм. При употреблении в пищу таких продуктов в организме человека и животных накапливаются эти металлы и могут привести к отравлению организма. Много свинца накапливается в чае и зерне. Об этой и другой информации преподаватель химии обязан говорить на уроках, проводить дискуссии на темы «Товары массового потребления китайского и российского производства из полимеров» (посуда, игрушки, упаковочные материалы и т.д.).
Особая роль на теоретических уроках химии отводится изучению химического состава пищи и влиянию компонентов пищи на здоровье человека. Учащиеся должны знать, что любимый сахар, вездесущая соль, масло к чаю тоже не являются безвредными. А также, что уважаемая многими детьми сублимированная лапша, сухие завтраки, супы из пакетиков содержат консервант - глютомат натрия, превышение допустимой нормы которого вызывает в организме ребенка изменения – боль в желудке, сонливость, тошноту. Допустимая суточная норма данного вещества для взрослого человека составляет 1, 5 грамма, а для детей в 2 раза меньше. При изучении данной темы можно предложить учащимся задачу на расчет количества глютомата натрия в сублимированном картофеле или другом продукте. Например: задача «Рассчитать количество консерванта в 3 тоннах сублимированного картофеля, если известно, что на 1 килограмм продукта добавили по 17 грамм глютомата натрия. Определить превышена норма или нет, сделать вывод».
Большое внимание на уроках уделяется и пищевым красителям и их влиянию на человека. Их добавляют в сладости, шипучие напитки, колбасу, горошек, кукурузу и другие продукты. При изучении данного вопроса более продуктивно провести практическую работу по определению красителей и консервантов в продуктах питания. Такой урок способствует более качественному изучению темы, и учащиеся могут сделать вывод не только о наличии красителей и консервантов в продуктах питания, но и о влиянии их на организм.
Заключение
Цель здоровьесберегающих технологий в обучении химии - это формирование из учащегося здорового полноправного члена общества, с правильным представлением о жизни, со своими взглядами и принципами. Вопрос охраны здоровья детей в настоящее время является злободневным и актуальным. Человек, не знающий о возможности негативного влияния на него химических соединений, поступающих в нашу жизнь в виде технических, хозяйственных и бытовых препаратов, перестает быть хозяином своего здоровья. Знакомство с вредными воздействиями бытовых и производственных химических соединений на человека и природу – это необходимый обязательный компонент химического образования.
Источники:
- Научно – методический журнал «Классный руководитель» №6 М.,2013
- Журнал «Народное образование» М., №9 2006
- Интернет «Здоровьесберегающие технологии», http\\bankrabot.Com\\wolk – 62709. Html & similar = 1, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по здоровьесберегающим технологиям на уроках химии
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ :Создание оптимальных благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся школы ; формирование у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному и...
Методика применения здоровьесберегающих технологий на уроках химии
Систематическое включение в урок элементов здоровьесберегающей технологии, делает процесс обучения интересным и занимательным , создает у детей бодрое , рабочее настроение , облегчает преодолени...
Здоровьесберегающие технологии на уроках химии и во внеурочной деятельности.
Из опыта работы учителя химии высшей категории МОУ СОШ №2 ГП Терек Балкаровой Светланы Николаевны...
ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
. Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. Мы уделяем значительное внимание следующим критериям:...
ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ЧЕРЕЗ УРОК В СВЕТЕ ПРОГРАММЫ ФГОС
В статье рассматривается вопрос о значимости использования здоровьесберегающих технологий на уроке как одной из самых перспективных образовательных систем XXI века.Выделены требования к организа...
Внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках музыки
Внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках музыки...