Рабочая программа по здоровьесберегающим технологиям на уроках химии
рабочая программа (8,9,10,11 класс) по теме
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ :
Создание оптимальных благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся школы ; формирование у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdoro.docx | 33.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по здоровьесберегающим технологиям
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ: заключается в том, что она ориентирована на решение таких значимых проблем, устранение которых в сумме может дать максимально возможный положительный эффект оздоровления учащихся
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ :
Создание оптимальных благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся школы ; формирование у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- Выявить уровень здоровья учащихся школы и целенаправленно отслеживать его в течение всего времени обучения.
- Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.
- Популяризировать преимущества здорового образа жизни, расширять кругозор школьников в области знаний по химии, физической культуры и спорта.
- Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма при соприкосновении с химическими веществами в быту, предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.
- Проводить просветительскую работу среди родителей в вопросах сохранения здоровья, культуры здорового питания и безопасности жизнедеятельности детей.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.
УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ:
Учащиеся, учитель - предметник и как классный руководитель, родители.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :
1. Учебно-воспитательная работа
- организация режима ступенчатого повышения нагрузки для учащихся с целью обеспечения адаптации к новым условиям;
- организация перемен и создание на переменах таких условий, которые способствовали бы оптимальному двигательному режиму учащихся разных возрастов;
- включение вопросов с определенной валеологической направленностью в план учебных программ по химии
- контроль за выполнением норм самообслуживания;
- контроль за правильным использованием ТСО;
- валеологический анализ урока;
2. Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья как учащихся, так и учителей; изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов среды обитания:
- создание «Паспорта здоровья»;
- осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой);
- проведение валеологической оценки степени трудности и новых учебных программ и методов обучения с целью адаптации их к функциональным возможностям учащихся разных возрастных групп;
3. Профилактическая и коррекционная работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья воспитанников, а при наличии каких-либо недугов – профилактика обострения и прогрессирования болезненного процесса.
- формирование, сохранение и корректировка здоровья учащихся;
- мониторинг санитарного состояния учебного помещения – отопление, вентиляция, освещенность, водоснабжение, канализация;
- контроль пищевого рациона (достаточность, сбалансированность, правильность, сочетание продуктов, витаминизированность);
- контроль за состоянием рабочей мебели;
- ознакомление с конечным результатом медосмотра и диспансеризации учащихся;
- контроль за недопустимым использованием вредных для здоровья красок и других материалов в процессе ремонта классных комнат и помещения школы.
4. Информационно-просветительская работа – пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем валеологическим вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная:
- использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни: организация лекций и бесед , в том числе, с привлечением работников медицинских учреждений, проведение дней здоровья ;
- использование наглядной агитации: выпуск стенгазет, оформление уголков здоровья в классных комнатах, воспитание учащихся личным примером учителей (привлекательность внешнего вида, доброжелательность в общении, забота о собственном здоровье, занятия спортом, отказ от вредных привычек).
Функции классного руководителя:
- санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
- организация и проведение профилактической работы с родителями;
- организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, ОППН, медработниками, наркологами;
- организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы «Здоровье»;
- организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;
- организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.
Планирование здоровьесберегающего и экологического воспитание на уроках химии.
8 класс | ||
Тема | Содержание | Дата проведения |
Введение. | Взаимосвязь экологии и химии. Создание экологически безопасных технологий. | сент |
Первоначальные химические понятия. | Вещества-загрязнители и их источники. Демонстрационный опыт «Очистка поверхности воды от загрязнителей (масла, нефть)». | сент |
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева | Распространенность химических элементов в природе, содержание в живых организмах, степень проявления токсичности, возможность биологической взаимозаменяемости. Проблемы радиоактивного загрязнения природной среды: причины, последствия, возможные пути решения. | окт |
Химическая связь. | Зависимость биологических функций веществ от их состава, строения, видов связи, типов кристаллических решеток, химических свойств. | окт |
Кислород. | Масштабы использования кислорода в промышленности, быту, энергетике. Продукты полного и неполного сгорания веществ как загрязнители окружающей среды. Роль зеленых растений в поддержании постоянного состава атмосферного воздуха. Приемы поддержания чистоты воздуха в помещениях. | янв |
Водород. | Водород как источник экологически чистой тепловой энергии в будущем. Гидриды металлов - источники водородного топлива для автомобилей сегодня. | янв |
Кислоты. Соли. | Роль кислот и солей в организме человека. Предупреждение закисления организма - одна из причин быстрого и преждевременного старения. Кислотные дожди: причины, последствия и пути предупреждения. | дек |
Вода. Основания. Растворы | Химический состав природных вод. Основные источники загрязнения водных бассейнов. Водоочистительные станции. Методы, применяемые для очистки воды, и их эффективность | дек |
Обобщение сведений о важнейших классах неорганических веществ. | Неорганические вещества в быту, промышленности, медицине. Экологические требования к качеству производимой продукции Техногенные источники веществ - загрязнителей биосферы. Важнейшие природоохранные меры. | Февраль |
Электролитическая диссоциация веществ. | Применение электролитов в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, быту. Механизм закисления почв, воды. Понятие о буферных системах и их роли в самоочищении водоемов. Окислительно-восстановительные реакции как источники появления токсичных веществ в природной среде. | март |
9 класс | ||
Подгруппа кислорода | Сера как элемент, входящий в состав веществ - загрязнителей природной среды. Сероводород и оксиды серы как загрязнители природной среды. Последствия образования сернокислотных дождей (влияние на водоемы, хвойные породы деревьев). Промышленные способы обезвреживания оксидов серы и сероводорода. | Дек |
Подгруппа азота. | Применение жидкого азота для утилизации вышедшей из употребления продукции. Аммиак как загрязнитель окружающей среды. Положительное и отрицательное воздействие аммиака и его соединений на живые организмы. Производство аммиака как примере экологически чистой технологии. Лабораторные опыты: «Обезвреживание оксидов азота методом адсорбции с использованием растворов аммиака и карбоната аммония», «Обнаружение нитратов в овощах фруктах, продуктах питания». | янв |
Подгруппа углерода | Адсорбция как один из методов улавливания отравляющих веществ. Оксиды углерода - загрязнители атмосферы. Влияние углекислого газа на жизнедеятельность организмов; снижение фотосинтеза у растений и ухудшение дыхания у животных, человека. Отравляющее действие угарного газа. Демонстрационный опыт: «Адсорбция углем различных веществ (красителей, газов)». | март |
Общие свойства металлов. | Демонстрационные опыты: «Действие ионов тяжелых металлов на развитие растений», «Действие продуктов коррозии металлов на развитие водных растений». Загрязнение среды обитания замена кальция на стронций в организмах человека и животных. Влияние алюминия на нервную система человека. Отрицательное действие алюминии на дыхательную систему рыб. Общетоксическое действие солей двухвалентного железа на организм человека. | окт |
10 класс | ||
Введение | Проблема загрязнения окружающей среды органическими веществами, не свойственными живой природе. Некоторые пути ее решения. | Сентябрь |
Предельные углеводороды | Двойственная роль метана в биосфере: источник углерода для метанокисляющих бактерий и загрязнитель-разрушитель озонового слоя Земли. Фреоны - загрязнители окружающей среды. | от |
Непредельные углеводороды. | Полиэтилен и полипропилен как примеры стойких загрязнителей природной среды. | ноябрь |
Ароматические углеводороды | Влияние ядохимикатов на наследственность человека | янв |
Природные источники углеводорода | Загрязнение биосферы продуктами сгорания природного газа, нефти, нефтепродуктов, угля. Парниковый эффект: пути решения проблемы. | дек |
Кислородсодержащие органические соединения | Токсичность спиртов. Этанол - социальный токсин. Причины попадания фенолов в природную среду, их отрицательное действие на живые организмы. | Февраль |
Альдегиды. Карбоновые кислоты | Токсичность альдегидов. CMC как загрязнители природной среды. Способы нейтрализации CMC. Удаления их с поверхности воды | март |
Жиры. | Совершенствование способов утилизации отходов в производстве и переработке жиров. | март |
Углеводы. | Целлюлозно-бумажная промышленность и проблемы загрязнения воздуха, водоемов. | апрель |
Азотсодержащие органические вещества. | Лабораторный опыт: «Действие солей тяжелых металлов на белок», «Действие кислот (минеральных и органических) и щелочей на белок». | май |
11 класс | ||
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. | Химический состав организма как отражение химического состава окружающей человека среды. Изменение качества среды обитания - причина экологического кризиса на планете. | Сентябрь-ноябрь |
Неметаллы. | Примеры соединений неметаллов - основных загрязнителей биосферы И влияние их на организм человека | Декабрь-январь |
Металлы. | Двойственная роль металлов в отношении живой природы. Проблема «металлизации» окружающей среды. | Февраль-март |
РАЗДЕЛ | МЕРОПРИЯТИЯ | СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
Развитие материально-технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся | Покраска стен кабинета химии водоэмульсионной краской | 2011-2012 |
Мероприятия по пожарной безопасности: - наличие огнезащитного покрывала; - наличие огнетушителя и песка - хранение химреактивов в сейфе | 2011-2012 | |
Обеспечение учебно-методической литературой | 2011-2012 | |
Правильная установка и использование ТСО | Согласно смете | |
Приобретение лекарственных препаратов для аптечки | 2011-2012 | |
Оформление стендов с инструкциями по технике безопасности | ||
Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима в кабинете химии | Эстетическое оформление класса | В течение учебного года |
Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиН) | В течение учебного года | |
Соответствие кабинета гигиеническим требованиям: - проветривание; - освещение; - отопление; - вентиляция; - уборка. | Два раза в год
Ежедневно.
| |
Контроль за питьевым режимом | Ежедневно | |
Диагностика загруженности учащихся домашними заданиями | В течение учебного года | |
Организация активного отдыха на переменах | Постоянно | |
Здоровьесбережение в учебно-воспитательной работе | Организация режима ступенчатого повышения нагрузки для учащихся класса с целью обеспечения адаптации к новым условиям средней и старшей школы | В течение учебного года |
Валеологический анализ уроков | В течение учебного года | |
Организация подвижных перемен | В течение учебного года | |
Физкультминутки во время уроков | в течение учебного года | |
Контроль за правильным использованием ТСО | в течение учебного года | |
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и на внеклассных мероприятиях | В течение учебного года согласно планам уроков и планам воспитательной работы | |
Профилактическая работа через беседы, уголки здоровья, санбюллетени, полезные советы | По программе | |
Профилактика нарушений осанки на уроках | Ежеурочно | |
Тематические уроки по химии | По программе | |
Химические элементы и здоровье человека | ||
Белки, жиры ,углеводы, витамины –основа здорового питания человека | ||
Вода и минеральные соли – необходимые Компоненты пищи | ||
Органические и неорганические вещества в медицине | ||
Металлы и их значение для организма человека | ||
Инструктаж учащихся по правилам техники безопасности при практических работах | По программе | |
Контроль и сопровождение учебных экскурсий | Согласно планам уроков по предметам | |
Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм образовательного процесса | В течение учебного года | |
Пропаганда здорового образа жизни | Оформление выставок «Здоровый образ жизни»; «СПИД-угроза человечеству» | Ежегодно Сентябрь Февраль Апрель |
Тематические уроки в рамках курсов химии и географии | В течение учебного года | |
Тематические родительские собрания: «ЗОЖ» | По планам работы кл. руководителей | |
Анкетирование «Скажи, нет вредным привычкам» | Один раз в год | |
Проведение информационных классных часов, конференций, театральных представлений по профилактике СПИДа, наркомании, алкоголизма, курения. | В течение учебного года | |
Посещение семинаров по здоровьесберегающим технологиям для педагогов района | В течение учебного года | |
Выступление по здоровьесбережению на педсоветах | В течение учебного года | |
Распространение опыта по здоровьесбережению в СМИ и педагогических сообществах | В течение учебного года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика применения здоровьесберегающих технологий на уроках химии
Систематическое включение в урок элементов здоровьесберегающей технологии, делает процесс обучения интересным и занимательным , создает у детей бодрое , рабочее настроение , облегчает преодолени...
Здоровьесберегающие технологии на уроках химии и во внеурочной деятельности.
Из опыта работы учителя химии высшей категории МОУ СОШ №2 ГП Терек Балкаровой Светланы Николаевны...
Здоровьесберегающие технологии на уроках химии
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем вра...
Здоровьесберегающие технологиии на уроках химии
Материал является выступлением на психолого-педагогическом семинаре в училище...
Использование информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий на уроках химии
Состояние здоровья учащихся за минувшее десятилетие существенно не изменилось, несмотря на созданную государственную политику в области сохранения и укрепления здоровья нации, вклад образовательных, м...
Здоровьесберегающие технологии на уроках химии
несколько технологий на уроках химии...
Здоровьесберегающие технологии на уроках химии
Охрана здоровья детей является приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать получе...