Рабочая программа по здоровьесберегающим технологиям на уроках химии
рабочая программа (8,9,10,11 класс) по теме
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ :
Создание оптимальных благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся школы ; формирование у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по здоровьесберегающим технологиям
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ: заключается в том, что она ориентирована на решение таких значимых проблем, устранение которых в сумме может дать максимально возможный положительный эффект оздоровления учащихся
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ :
Создание оптимальных благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся школы ; формирование у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- Выявить уровень здоровья учащихся школы и целенаправленно отслеживать его в течение всего времени обучения.
- Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.
- Популяризировать преимущества здорового образа жизни, расширять кругозор школьников в области знаний по химии, физической культуры и спорта.
- Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма при соприкосновении с химическими веществами в быту, предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.
- Проводить просветительскую работу среди родителей в вопросах сохранения здоровья, культуры здорового питания и безопасности жизнедеятельности детей.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.
УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ:
Учащиеся, учитель - предметник и как классный руководитель, родители.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :
1. Учебно-воспитательная работа
- организация режима ступенчатого повышения нагрузки для учащихся с целью обеспечения адаптации к новым условиям;
- организация перемен и создание на переменах таких условий, которые способствовали бы оптимальному двигательному режиму учащихся разных возрастов;
- включение вопросов с определенной валеологической направленностью в план учебных программ по химии
- контроль за выполнением норм самообслуживания;
- контроль за правильным использованием ТСО;
- валеологический анализ урока;
2. Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья как учащихся, так и учителей; изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов среды обитания:
- создание «Паспорта здоровья»;
- осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой);
- проведение валеологической оценки степени трудности и новых учебных программ и методов обучения с целью адаптации их к функциональным возможностям учащихся разных возрастных групп;
3. Профилактическая и коррекционная работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья воспитанников, а при наличии каких-либо недугов – профилактика обострения и прогрессирования болезненного процесса.
- формирование, сохранение и корректировка здоровья учащихся;
- мониторинг санитарного состояния учебного помещения – отопление, вентиляция, освещенность, водоснабжение, канализация;
- контроль пищевого рациона (достаточность, сбалансированность, правильность, сочетание продуктов, витаминизированность);
- контроль за состоянием рабочей мебели;
- ознакомление с конечным результатом медосмотра и диспансеризации учащихся;
- контроль за недопустимым использованием вредных для здоровья красок и других материалов в процессе ремонта классных комнат и помещения школы.
4. Информационно-просветительская работа – пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем валеологическим вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная:
- использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни: организация лекций и бесед , в том числе, с привлечением работников медицинских учреждений, проведение дней здоровья ;
- использование наглядной агитации: выпуск стенгазет, оформление уголков здоровья в классных комнатах, воспитание учащихся личным примером учителей (привлекательность внешнего вида, доброжелательность в общении, забота о собственном здоровье, занятия спортом, отказ от вредных привычек).
Функции классного руководителя:
- санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
- организация и проведение профилактической работы с родителями;
- организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, ОППН, медработниками, наркологами;
- организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы «Здоровье»;
- организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;
- организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.
Планирование здоровьесберегающего и экологического воспитание на уроках химии.
8 класс | ||
Тема | Содержание | Дата проведения |
Введение. | Взаимосвязь экологии и химии. Создание экологически безопасных технологий. | сент |
Первоначальные химические понятия. | Вещества-загрязнители и их источники. Демонстрационный опыт «Очистка поверхности воды от загрязнителей (масла, нефть)». | сент |
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева | Распространенность химических элементов в природе, содержание в живых организмах, степень проявления токсичности, возможность биологической взаимозаменяемости. Проблемы радиоактивного загрязнения природной среды: причины, последствия, возможные пути решения. | окт |
Химическая связь. | Зависимость биологических функций веществ от их состава, строения, видов связи, типов кристаллических решеток, химических свойств. | окт |
Кислород. | Масштабы использования кислорода в промышленности, быту, энергетике. Продукты полного и неполного сгорания веществ как загрязнители окружающей среды. Роль зеленых растений в поддержании постоянного состава атмосферного воздуха. Приемы поддержания чистоты воздуха в помещениях. | янв |
Водород. | Водород как источник экологически чистой тепловой энергии в будущем. Гидриды металлов - источники водородного топлива для автомобилей сегодня. | янв |
Кислоты. Соли. | Роль кислот и солей в организме человека. Предупреждение закисления организма - одна из причин быстрого и преждевременного старения. Кислотные дожди: причины, последствия и пути предупреждения. | дек |
Вода. Основания. Растворы | Химический состав природных вод. Основные источники загрязнения водных бассейнов. Водоочистительные станции. Методы, применяемые для очистки воды, и их эффективность | дек |
Обобщение сведений о важнейших классах неорганических веществ. | Неорганические вещества в быту, промышленности, медицине. Экологические требования к качеству производимой продукции Техногенные источники веществ - загрязнителей биосферы. Важнейшие природоохранные меры. | Февраль |
Электролитическая диссоциация веществ. | Применение электролитов в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, быту. Механизм закисления почв, воды. Понятие о буферных системах и их роли в самоочищении водоемов. Окислительно-восстановительные реакции как источники появления токсичных веществ в природной среде. | март |
9 класс | ||
Подгруппа кислорода | Сера как элемент, входящий в состав веществ - загрязнителей природной среды. Сероводород и оксиды серы как загрязнители природной среды. Последствия образования сернокислотных дождей (влияние на водоемы, хвойные породы деревьев). Промышленные способы обезвреживания оксидов серы и сероводорода. | Дек |
Подгруппа азота. | Применение жидкого азота для утилизации вышедшей из употребления продукции. Аммиак как загрязнитель окружающей среды. Положительное и отрицательное воздействие аммиака и его соединений на живые организмы. Производство аммиака как примере экологически чистой технологии. Лабораторные опыты: «Обезвреживание оксидов азота методом адсорбции с использованием растворов аммиака и карбоната аммония», «Обнаружение нитратов в овощах фруктах, продуктах питания». | янв |
Подгруппа углерода | Адсорбция как один из методов улавливания отравляющих веществ. Оксиды углерода - загрязнители атмосферы. Влияние углекислого газа на жизнедеятельность организмов; снижение фотосинтеза у растений и ухудшение дыхания у животных, человека. Отравляющее действие угарного газа. Демонстрационный опыт: «Адсорбция углем различных веществ (красителей, газов)». | март |
Общие свойства металлов. | Демонстрационные опыты: «Действие ионов тяжелых металлов на развитие растений», «Действие продуктов коррозии металлов на развитие водных растений». Загрязнение среды обитания замена кальция на стронций в организмах человека и животных. Влияние алюминия на нервную система человека. Отрицательное действие алюминии на дыхательную систему рыб. Общетоксическое действие солей двухвалентного железа на организм человека. | окт |
10 класс | ||
Введение | Проблема загрязнения окружающей среды органическими веществами, не свойственными живой природе. Некоторые пути ее решения. | Сентябрь |
Предельные углеводороды | Двойственная роль метана в биосфере: источник углерода для метанокисляющих бактерий и загрязнитель-разрушитель озонового слоя Земли. Фреоны - загрязнители окружающей среды. | от |
Непредельные углеводороды. | Полиэтилен и полипропилен как примеры стойких загрязнителей природной среды. | ноябрь |
Ароматические углеводороды | Влияние ядохимикатов на наследственность человека | янв |
Природные источники углеводорода | Загрязнение биосферы продуктами сгорания природного газа, нефти, нефтепродуктов, угля. Парниковый эффект: пути решения проблемы. | дек |
Кислородсодержащие органические соединения | Токсичность спиртов. Этанол - социальный токсин. Причины попадания фенолов в природную среду, их отрицательное действие на живые организмы. | Февраль |
Альдегиды. Карбоновые кислоты | Токсичность альдегидов. CMC как загрязнители природной среды. Способы нейтрализации CMC. Удаления их с поверхности воды | март |
Жиры. | Совершенствование способов утилизации отходов в производстве и переработке жиров. | март |
Углеводы. | Целлюлозно-бумажная промышленность и проблемы загрязнения воздуха, водоемов. | апрель |
Азотсодержащие органические вещества. | Лабораторный опыт: «Действие солей тяжелых металлов на белок», «Действие кислот (минеральных и органических) и щелочей на белок». | май |
11 класс | ||
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. | Химический состав организма как отражение химического состава окружающей человека среды. Изменение качества среды обитания - причина экологического кризиса на планете. | Сентябрь-ноябрь |
Неметаллы. | Примеры соединений неметаллов - основных загрязнителей биосферы И влияние их на организм человека | Декабрь-январь |
Металлы. | Двойственная роль металлов в отношении живой природы. Проблема «металлизации» окружающей среды. | Февраль-март |
РАЗДЕЛ | МЕРОПРИЯТИЯ | СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
Развитие материально-технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся | Покраска стен кабинета химии водоэмульсионной краской | 2011-2012 |
Мероприятия по пожарной безопасности: - наличие огнезащитного покрывала; - наличие огнетушителя и песка - хранение химреактивов в сейфе | 2011-2012 | |
Обеспечение учебно-методической литературой | 2011-2012 | |
Правильная установка и использование ТСО | Согласно смете | |
Приобретение лекарственных препаратов для аптечки | 2011-2012 | |
Оформление стендов с инструкциями по технике безопасности | ||
Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима в кабинете химии | Эстетическое оформление класса | В течение учебного года |
Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиН) | В течение учебного года | |
Соответствие кабинета гигиеническим требованиям: - проветривание; - освещение; - отопление; - вентиляция; - уборка. | Два раза в год
Ежедневно.
| |
Контроль за питьевым режимом | Ежедневно | |
Диагностика загруженности учащихся домашними заданиями | В течение учебного года | |
Организация активного отдыха на переменах | Постоянно | |
Здоровьесбережение в учебно-воспитательной работе | Организация режима ступенчатого повышения нагрузки для учащихся класса с целью обеспечения адаптации к новым условиям средней и старшей школы | В течение учебного года |
Валеологический анализ уроков | В течение учебного года | |
Организация подвижных перемен | В течение учебного года | |
Физкультминутки во время уроков | в течение учебного года | |
Контроль за правильным использованием ТСО | в течение учебного года | |
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и на внеклассных мероприятиях | В течение учебного года согласно планам уроков и планам воспитательной работы | |
Профилактическая работа через беседы, уголки здоровья, санбюллетени, полезные советы | По программе | |
Профилактика нарушений осанки на уроках | Ежеурочно | |
Тематические уроки по химии | По программе | |
Химические элементы и здоровье человека | ||
Белки, жиры ,углеводы, витамины –основа здорового питания человека | ||
Вода и минеральные соли – необходимые Компоненты пищи | ||
Органические и неорганические вещества в медицине | ||
Металлы и их значение для организма человека | ||
Инструктаж учащихся по правилам техники безопасности при практических работах | По программе | |
Контроль и сопровождение учебных экскурсий | Согласно планам уроков по предметам | |
Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм образовательного процесса | В течение учебного года | |
Пропаганда здорового образа жизни | Оформление выставок «Здоровый образ жизни»; «СПИД-угроза человечеству» | Ежегодно Сентябрь Февраль Апрель |
Тематические уроки в рамках курсов химии и географии | В течение учебного года | |
Тематические родительские собрания: «ЗОЖ» | По планам работы кл. руководителей | |
Анкетирование «Скажи, нет вредным привычкам» | Один раз в год | |
Проведение информационных классных часов, конференций, театральных представлений по профилактике СПИДа, наркомании, алкоголизма, курения. | В течение учебного года | |
Посещение семинаров по здоровьесберегающим технологиям для педагогов района | В течение учебного года | |
Выступление по здоровьесбережению на педсоветах | В течение учебного года | |
Распространение опыта по здоровьесбережению в СМИ и педагогических сообществах | В течение учебного года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика применения здоровьесберегающих технологий на уроках химии
Систематическое включение в урок элементов здоровьесберегающей технологии, делает процесс обучения интересным и занимательным , создает у детей бодрое , рабочее настроение , облегчает преодолени...
Здоровьесберегающие технологии на уроках химии и во внеурочной деятельности.
Из опыта работы учителя химии высшей категории МОУ СОШ №2 ГП Терек Балкаровой Светланы Николаевны...
Здоровьесберегающие технологии на уроках химии
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем вра...

Здоровьесберегающие технологиии на уроках химии
Материал является выступлением на психолого-педагогическом семинаре в училище...

Использование информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий на уроках химии
Состояние здоровья учащихся за минувшее десятилетие существенно не изменилось, несмотря на созданную государственную политику в области сохранения и укрепления здоровья нации, вклад образовательных, м...

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии
Охрана здоровья детей является приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать получе...