ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ЧЕРЕЗ УРОК В СВЕТЕ ПРОГРАММЫ ФГОС
статья по химии (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Левицкая Лариса Викторовна

В статье рассматривается вопрос о значимости использования здоровьесберегающих технологий на уроке  как одной из самых перспективных образовательных систем XXI века.

Выделены требования к организация учебной деятельности с учетом  комплекса здоровьесберегающих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ  ТЕХНОЛОГИЙ ЧЕРЕЗ УРОК В СВЕТЕ ПРОГРАММЫ  ФГОС

Левицкая Лариса Викторовна

учитель химии, высшая квалификационная категория

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя школа № 24 г.Красноярск

e-mail: levis-larisa@mail.ru

     В законе РФ «Об образовании» говорится «…обязанность образовательного учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся».       

В пакет документов ФГОС впервые вошла Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. На ее основе каждая школа, используя накопленный опыт формирования культуры здоровья учащихся, конструирует свою одноименную Программу, учитывающую региональные культурные, этнические, социальные, природные особенности и контингент учащихся.

     О том, что школа подрывает здоровье детей, говорили еще в прошлом веке, когда родители были относительно здоровы, когда люди дышали чистым воздухом, ели натуральную пищу, пили чистую воду, когда школьные программы не были так перегружены. Сегодня в век технического прогресса школа продолжает наращивать объем и интенсивность информационных потоков, уходя от проблемы психической и физической переносимости детьми этих нагрузок. Тревожат статистические данные Минздрава РФ: за последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. Лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% детей имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний.

   Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Здоровье ребенка, его социально–психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является школа, т.к. с пребыванием в ней связаны более 70% времени его бодрствования. В этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья ребенка.  Состояние здоровья учащихся образовательных учреждений во многом зависит от организации условий школьной среды. Современный урок отличается высокой интенсивностью, информационной перегрузкой, недостаточной двигательной активностью и чрезмерным нервно–психическим напряжением учащихся.

   Задача здоровьесберегающей технологии в свете внедрения ФГОС – обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, обучить методам здоровьесбережения и здоровьеформирования. Что же такое здоровьесберегающие технологии в образовании?   Здоровьесберегающая технология – это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим. На уроках химии открываются прекрасные возможности для развития валеологической грамотности учащихся. Создание и организация такого урока - это достаточно сложный и творческий процесс, требующий от учителя знаний психологии, физиологии, гигиены и других наук. Урок является основной формой организации обучения в школе, которая непосредственно зависит от учителя.

   Основные требования к организация учебной деятельности с учетом  комплексом здоровьесберегающих технологий:

-кабинет должен представлять собой здоровьесберегающее пространство: соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;

- рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;

- четкая организация учебного труда (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

- строгая дозировка учебной нагрузки;

- смена видов деятельности: однообразность урока вызывает утомление; рекомендуется 4-7 видов деятельности за урок по 7-10 минут. Но частые смены деятельности также утомляют детей;

- обучение   с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);

- место и длительность применения ТСО ( не более 30% урока)

- включение  в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;

- построение урока с учетом работоспособности учащихся;

 использование методов способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения обучающихся (беседа, ролевые игры, дискуссии);

- индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

- формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;

- благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;

- профилактика стрессов: работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый” ученик чувствует поддержку товарища; 

- стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить  неправильный ответ;

- проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;

- целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой  части.

- формирование у обучающихся мотивации к учебной деятельности, интерес к изучаемому материалу, стремление больше узнать, радость от активности и общения.

 К сохранению здоровья вопросы мотивации имеют самое непосредственное отношение: постоянное принуждение к учёбе разрушает здоровье детей.

    Таким образом, очевидно, что применение здоровьесберегающих технологий как отдельных элементов урока по силам каждому учителю - предметнику. Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья  школьников: предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.  И если все учителя будут использовать это как систему, то результат будет очевиден. Здоровье - самое ценное, что есть у человека, именно его мы должны беречь и воспитывать детей, заботящихся о своем здоровье.

Библиографический список

1. Воронцова Т. П., Здороьесберегающие технологии в образовании - Материалы III региональной научно-практической конференции, 2012.- 41с

2.Дзятковская Е. Н., Колесникова Л. И., Долгих В. В. Информационное пространство и здоровье школьников. – Новосибирск: Наука, 2002. – 186 с

3. Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя // Естествознание в школе.-2005.-№5.

 4. Интернет- ресурсы. . http://www.shkolnymir.info/. О.А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в свете внедрения ФГОС

Обзор УМК по математике, продолжающих учебные программы "Школа России" и "Школа XXI век" на средней ступени обучения....

Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения

Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения...

Презентация "Современный урок в свете внедрения ФГОС"

Презентация "Современный урок в свете  внедрения ФГОС"...

Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения

Данная статья освещает современный процесс преподавания школьного предмета, дает краткий экскурс по основным методологическим направлениям эффективной реализации современного урока истории. Раскрывает...

Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения.

Материал содержит информацию, каким должен быть урок по ФГОС....