Внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках музыки
статья по музыке на тему
Внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках музыки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnedrenie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_v_obrazovatelnyy_protsess.docx | 20.38 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Возможности уроков музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий»
Актуальность проблемы здоровье сбережения очевидна, так как состояние здоровья подрастающего поколения является важнейшим показателем благополучия общества и государства. За последние десять лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет возросла в 1,4 раза; в 2 раза увеличилось число детей с нарушениями двигательного аппарата, с заболеваниями сердца и сосудов, зрения и слуха; в 5 раз увеличилось число детей с заболеваниями эндокринной системы.
В последние годы заметно возросло внимание к вопросам здоровья школьников. Сегодня эта проблема ощущается особенно остро, так как неуклонно растёт число неблагоприятных факторов, воздействующих на здоровье ребёнка: учебная нагрузка в школе, компьютерные игры, неправильно организованный досуг. Это приводит к гиподинамии, нарушению осанки, зрения, к росту числа курильщиков, к проблеме токсикомании и наркомании. Поэтому перед учителем стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся.
Осознание необходимости обратиться к решению данных вопросов позволило мне изучить возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий.
Учитель музыки должен быть ориентирован на реализацию важной проблемы здоровье сбережения, внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
Здоровье образовательные технологии – это качественная характеристика любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», это совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровье сбережения.
Мне как учителю музыки близка точка зрения педагогов, которые считают: учить нужно так, чтобы не наносить вреда здоровью ни ученика, ни учителя.
В течение пяти лет на уроках музыки реализую следующие задачи здоровье сбережения:
- сохранить и укрепить здоровье учащихся на протяжении всех периодов обучения в школе;
- организовать качественное обучение, развитие и воспитание подрастающего поколения без ущерба для физического и духовного здоровья;
- подготовить ребёнка к самостоятельной жизни.
Данные задачи созвучны с задачами школьной комплексной программы по здоровье сбережению.
Принципы здоровье сберегающей педагогики представлены в следующей таблице:
№
Принцип
1.
Не навреди ребёнку, учителю, родителям.
Основа профессиональной этики.
2.
Действенная забота о здоровье учащихся и педагогов.
От разработки планов до проверки их выполнения оценивание должно быть с позиции влияния на психофизиологическое состояние всех членов учебного процесса.
3.
Триединое представление о здоровье.
Взаимосвязь здоровья психического, физического и духовного.
4.
Непрерывность преемственности
Работа по здоровье сбережению каждый день и на каждом уроке.
5.
Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.
Уровень и содержание программ, терминологии, задач, форм и методов в соответствии с возрастными особенностями детей
6.
Позитивное воздействие на негативные события.
Формирование адекватной реакции на запреты, порицания, неодобрение.
Так как опыт по заявленной теме формировался в течение нескольких лет, на первом этапе учитель в совместной деятельности с педагогом-психологом школы, фельдшером определили факторы в учебно-образовательном процессе, препятствующие здоровью школьников:
- стрессогенные технологии проведения урока и оценивание знаний учащихся (25 %);
- недостаток физической активности учащихся (до 35 %);
- невозможность индивидуального подхода в обучении (29 %);
- несоблюдение гигиенических и физиологических требований к организации учебного процесса (10 %);
- низкий уровень культуры здоровья учащихся и их родителей.
Результатом исследования стал вопрос: какими же должны быть уроки музыки со здоровье сберегающей средой?
Приобщение к здоровье сберегающей педагогике начинается в начальных классах школы. Основное внимание уделяется специальному развитию способности естественного, радостного существования в музыкальной среде. Этому способствует снятие внутренних «зажимов», чувства страха, постановка дыхания, двигательное раскрепощение ребёнка, доброжелательное отношение друг к другу, открытость и готовность к восприятию нового. В этой связи уроки музыки представляются уникальным средством реализации основных принципов здоровье сбережения.
«Методом активизации неспецифической устойчивости организма» является вокалотерапия. После занятий вокалотерапией дыхание становится более экономным, повышается работоспособность человека. Объясняю детям, что правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межрёберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счёт которых происходит массаж внутренних органов. Таким образом, речь идёт о восстановлении здоровья человека при помощи занятий музыкой. В основе метода вокалотерапии лежит фонопедический метод развития голоса по системе В. Емельянова и метод дыхательной гимнастики Стрельниковой. Взяв на вооружение упражнения произношения и пропевания звуковых сочетаний, провожу тренинг, который предполагает устранение бормотания у доски, координацию дыхания с речью, улучшение артикуляции и дикции, устранение монотонности и безжизненности в голосе. Упражнение «столб достоинства», выполняемое во время пения, закрепляет горделивую позу.
Логометрические упражнения выполняются в положении лёжа и сидя. Так называемая логометрическая гимнастика является одной из форм активного отдыха, наиболее благоприятного для снятия напряжения после долгого сидения. Система упражнений направлена на то, чтобы ученик не только радовался движениям после продолжительного умственного труда, но и получил пользу для позвоночника и всех мышц тела. Также кратковременные физические упражнения под музыку вызывают возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия для отдыха: дети учатся выразительности, умению распределять дыхание и координировать его с речевой фразой. Это способствует развитию ритмического чувства и музыкального слуха.
Музыкотерапия заключается в ощущении музыки связками, мышцами, движением, дыханием. Основной акцент ставлю на приобщении детей к произведениям высокого музыкального искусства. Наблюдения показывают, что музыка, сопровождаемая просмотром репродукций произведений изобразительного искусства, прослушивание аудиозаписей «звучащей природы» положительно влияет на их психоэмоциональное состояние. Пластические импровизации продолжают линию развития эмоционального отклика детей на музыку. С этой целью активно внедряю в учебно-воспитательный процесс технологию дидактической игры: дети воображают себя музыкантами, играющими на разных инструментах; дирижерами, управляющими оркестром; образами. Нужный психотерапевтический эффект достигается на практических занятиях по музыкотерапии.
Фольклорная арттерапия предусматривает органичное сочетание разнообразных видов деятельности: народные попевки быстро налаживают координацию голоса и слуха. Интонирование развивает лёгкие, дыхание, голосовой аппарат. Свободное движение активизирует музыкально-творческие способности детей, развивает ассоциативное мышление, фантазию. Дети во время фольклорной арттерапии «сбрасывают» зажимы.
Изотерапия благотворно влияет на активизацию интеллектуальной и творческой деятельности учащихся: дети рисуют дом, в котором было бы очень уютно, при условии рисования только пальцами. Данную работу часто провожу в группах. В этом случае дети пальчиками закрывают полностью лист бумаги, выкрашенной определённой краской.
Сказкотерапия несёт в себе важное психологическое содержание, в ней дети находят решение психологических проблем, так как сказка поддерживает душевный мир ребёнка, открывает перспективы роста. Огромные возможности для душевного здоровья младших школьников имеют музыкальные сказки: опера «Волк и семеро козлят», балеты «Золушка», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Конёк-горбунок».
Улыбкотерапия важна для ребёнка: он поёт и улыбается. Звук посылается в пространство, губы растягиваются, за счёт этого звук становится светлым, чистым и свободным. В результате улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и ребёнок с ней смотрит на мир и на людей.
Ритмотерапия повышает умственную работоспособность детей, предупреждает преждевременное наступление утомления, снимает мышечное статистическое напряжение. В системе провожу физкультминутки в музыкальном сопровождении. Это песни-игры: «Если весело живётся», «У оленя дом большой», «Итальянская полька». Особенно любима физкультминутка «Итальянская полька» С. Рахманинова. Она направлена на концентрацию внимания, жестикуляцию: на последнем аккорде дети произносят: у-ух, жестикулируя руками, собирают все свои силы и внимание для дальнейшей работы.
Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственные перегрузки и утомление.
Игротерапия даёт возможность преодолеть эмоциональные трудности, представить себя в образе того или иного действующего лица, образа, проявить истинные чувства, творчески подойти к созданию сказочного образа, персонажа.
Новизной данного опыта является работа по актуализации проблемы оказания психолого-педагогической помощи «трудным» подросткам на уроках музыки, так как технологии здоровье сбережения наиболее актуальны для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в кризисной стадии развития личности (подростковый возраст), подверженных асоциальному поведению.
С точки зрения профилактики будущих «трудных» подростков большую актуальность принимает диагностика, выявление таких детей ещё на первой стадии педагогической запущенности и оказание психолого-педагогической помощи.
Педагогическое сопровождение учащихся учителем музыки осуществляется через проведение реабилитационных мероприятий, направленных на гармоничное восприятие мира: урок-сказка, урок-концерт, урок-игра, урок-конкурс, урок-соревнование, урок-дискотека. На таких уроках эффективно использовать следующие средства: слайды, репродукции, видеофильмы, аудиозаписи, музыкальные инструменты. Вербальные приёмы работы, такие как рассказ, беседа, музыкальное исполнение песен, поэтических произведений, формируют общую культуру школьников, способствуют установлению взаимодействия «учитель – ученик».
Результативность опыта.
Апробирование различных методик даёт положительные результаты:
- Наблюдается познавательная активизация деятельности учащихся на уроке музыки.
- Стабилизируется психоэмоциональное состояние учащихся.
- 25-30 % учащихся формируют устойчивую адекватную самооценку при положительном отношении к себе «Позитивная Я-концепция».
- У 70-80 % учащихся расширяется представление о человеке как субъекте жизни и формирование способности к саморегуляции.
- Музыка становится фактором воздействия на психику ребёнка, формирует потребность общения, побуждает к действию.
- Терапевтические возможности музыкального искусства требуют дальнейшего изучения специалистов, но использование здоровье сберегающих технологий на уроках музыки позволяет расширить спектр педагогического влияния на формирование личности ребёнка.
В рамках данного опыта разработаны система уроков, внеклассных мероприятий, методические рекомендации по эффективному внедрению в учебно-воспитательный процесс здоровье сберегающих технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки
Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе....
Внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках химии
В данной работе отражается опыт работы преподавателя по проблеме внедрения здоровьесберегающих технологий в курс обучения химии в учебных заведениях, готовящих будущих специалистов для пищевой о...
ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
. Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. Мы уделяем значительное внимание следующим критериям:...
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....
ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ЧЕРЕЗ УРОК В СВЕТЕ ПРОГРАММЫ ФГОС
В статье рассматривается вопрос о значимости использования здоровьесберегающих технологий на уроке как одной из самых перспективных образовательных систем XXI века.Выделены требования к организа...
Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»
Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»...