Здоровьесберегающие технологии на уроках химии и во внеурочной деятельности.
методическая разработка по химии по теме

 

Из опыта работы учителя химии высшей категории МОУ

СОШ №2 ГП Терек Балкаровой Светланы Николаевны

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poln_variant_zdorovesbereg_tehnologii.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии  на уроках химии и во внеурочной деятельности.

(Из опыта работы учителя химии высшей категории МОУ

СОШ №2 ГП Терек Балкаровой Светланы Николаевны)

Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.
По данным НИИ физиологии детей и подростков Российской Федерации выявлено, что если учащиеся 1 класса имеют физиологические отклонения в здоровье до 30%, то эти отклонения к 10-11 классу достигают 80-85%. Число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, количество детей с нервно-психическими расстройствами с 5,6 до 16,4%, с нарушениями осанки - с 1,9 до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40%. Состояние школьной тревожности отмечается у 67% школьников, выражающееся в агрессивности, депрессии, деструктивных и других реакциях, за счёт чего у школьников снижается сопротивляемость организма, страдает иммунная система, что обуславливает повышение заболеваемости среди детей. Только за период обучения в младших классах возрастает в 16-18 раз число детей больных вегетососудистой дистонией, в 5 раз - эндокринными заболеваниями и нарушением обмена веществ, в 4 раза - болезнями желудочно-кишечного тракта, в 2 раза - мочеполовой системы.

В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

            Химия - один из самых трудных предметов в средней школе. Учитывая сказанное, в своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебного процесса. Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Личностно ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи: создания атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирования учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создания педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

  1. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.
  2. Создание ситуации успеха на уроке.
  3. Использование проблемных творческих заданий.
  4. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий.
  5. Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
  6. Рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

Одним из важнейших аспектов является психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой стороны, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым располагает педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоциональный дискомфорт даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

К тому же, каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Я поощряю стремление ученика к самоанализу, укрепляю его уверенность в собственных возможностях.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. Нельзя забывать, что при изучении химии проводятся и демонстрируются различные опыты.   Поэтому большое значение для сохранения здоровья учащихся имеет безоговорочное исполнение правил техники безопасности при проведении эксперимента.

А это: инструктаж по технике безопасности, использование карт-инструкций для проведения практических работ, памяток по оказанию первой медицинской помощи при ожогах, порезах, отравлениях.

 Большую роль в решении различных педагогических задач, в том числе, и в вопросах здоровьесбережения, играют технические средства обучения. В современных условиях особое место среди ТСО отводится персональному компьютеру с мультимедиапроектором.

В целом, психолого-педагогическая модель обучения на уроке с компьютерной поддержкой реализует личностно ориентированный подход, а основное внимание уделяется интерактивной деятельности учащихся. В современном понимании наглядность должна быть интеллектуальна, то есть через чувственно-образную форму усиливать, подчёркивать теоретическую сущность изучаемого. Экранная форма компьютерной (и аудиовизуальной) информации даёт редкую пока возможность учителю и классу совместного наблюдения и размышления над фактами, поиска выхода из проблемных учебных ситуаций, позволяет по ходу усвоения обсудить актуальность и значимость изучаемого материала. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы. В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, часто предлагаю создать ученику или группе учеников мультимедийную презентацию, сопровождающую изучение какой-либо темы курса.

В последнее время компьютерные презентации стали популярны среди педагогов, активно использующих современные технологии в процессе обучения. Однако здесь важно соблюдать принцип разумного использования компьютера, поскольку нерациональное применение ТСО в ходе урока может привести к обратным результатам – повышенному утомлению и психоэмоциональному напряжению. Кроме того, неправильно установленный уровень звука и освещения могут негативно воздействовать на слух и зрение учащихся. При подготовке компьютерных презентаций необходимо руководствоваться принципами оптимизации подачи материала: не злоупотреблять ненужной анимацией объектов, подбирать нейтральный фон, не раздражающий глаза, избегать “режущих” глаз цветов и их сочетаний.

Проектную работу на уроках химии и во внеурочной деятельности также стараюсь привязать к решению вопросов сохранения здоровья. Собственное здоровье и способы его сохранения интересуют учащихся, однако зачастую учащиеся не понимают, насколько важны в этой связи знания, полученные на уроках химии и считают, что им необходимы лишь точные рекомендации по поведению в той или иной ситуации. И только малая доля школьников осознает, что хорошая база теоретических химических знаний действительно дает возможность вникнуть в самую глубину проблемы, выявить первопричину нарушения здоровья, объяснить влияние данного фактора на организм человека и в итоге найти выход из сложившейся ситуации. 

Однако совершенно недостаточно насытить химический материал информацией, которая заинтересует учащихся. По — моему мнению, не стоит также давать конкретные инструкции по поведению в какой-либо ситуации. Целесообразнее так построить процесс обучения, чтобы учащиеся смогли сами исследовать проблему и выработать эти рекомендации, т. е. реализовать проблемное обучение.

Для этого я прежде всего выявляю, какие вопросы, связанные с химией и валеологией, интересуют школьников: а) экологические проблемы; б) организация рационального питания; в) вопросы медицины и т. д. Затем совместно с учащимися выбираем для исследования один из них и конкретизируем его: а) загрязнение воды, воздуха, потепление климата и др.; б) состав продуктов питания, компоненты пищи, негативно влияющие на состояние здоровья, и др.; в) употребление и действие лекарств, побочные эффекты при их приеме; г) курение; употребление алкоголя; е) применение бытовой химии и т. д. После этого предлагаю учащимся найти выход из выбранной ими ситуации, выслушиваю мнения. Далее разбиваю класс на группы. Каждая из них прорабатывает один из предложенных вариантов решения проблемы с точки зрения и химии, и валеологии: учащиеся изучают научно-популярную литературу, публикации периодической печати, посвященные данной проблематике, обсуждают все «за» и «против» и выбирают наиболее оптимальный вариант. На обобщающем уроке, который мы проводим в форме дискуссии, конференции, выступают представители групп. По итогам обсуждения их выступлений выявляем лучший способ решения предложенной проблемы. Например, исследование путей уменьшения содержания углекислого газа в атмосфере в рамках проблемы «Атмосферные изменения, их влияние на состояние здоровья» провожу в IX классе при изучении темы «Подгруппа углерода».

Сначала знакомлю учащихся с причинами увеличения содержания оксида углерода (IV) в атмосфере и последствиями этого процесса. Снижение содержания этого — вещества в атмосфере не представляет опасности для здоровья, повышение же концентрации небезразлично для организма. При содержании в воздухе 3—4 % углекислого газа человек ощущает головную боль, шум в ушах, пульс замедляется, а при концентрации 10 % могут наступить потеря сознания и смерть. Именно по содержанию углекислого газа оценивают чистоту воздуха в жилых и общественных помещениях. В жилых помещениях оно не должно превышать 0,1 %.В результате в рамках решения проблемы «.Атмосферные изменения и их влияние на организм человека» появляется несколько разных подтем: «Роль оксидов серы и азота на образование кислотных дождей, их влияние на организм человека»; «Изменение содержания углекислого газа в атмосфере, его влияние на здоровье»; «Изменение содержания кислорода в атмосфере, его влияние на здоровье»; «Рациональный выбор топлива»; «Интенсификация фотосинтеза»; «Очистка промышленных выбросов от углекислого газа».

Далее класс разбиваю на три группы, которые должны рассмотреть один из возможных вариантов решения этой проблемы: 1) рациональный выбор топлива; 2) интенсификация фотосинтеза; 3) очистка промышленных выбросов от углекислого газа. Учащиеся самостоятельно знакомятся с научной и популярной литературой по данной проблеме, ищут обоснования данных подходов с точки зрения химии и валеологии. Затем - отчет о проделанной работе. На обобщающем уроке-презентации по теме каждая группа сообщает о результатах своей деятельности. Представители групп аргументированно доказывют, почему их вариант решения проблемы разумен, подтверждают свое мнение проведением демонстрационных опытов. Выбор эксперимента и разработку методики его проведения в некоторых случаях могут осуществлять сами учащиеся. Участники каждой группы отмечали, что перенасыщенность воздуха диоксидом углерода отрицательно сказывается на состоянии и дыхательной системе человека (вызывая учащенное тяжелое дыхание, в некоторых случаях астматические заболевания, а иногда и приводя к летальному исходу), и кровеносной системы (недостаточное снабжение систем и органов кислородом, увеличение кислотности крови).

После выступлений групп учащиеся класса выбирали оптимальный подход к решению проблемы и обосновывали свой выбор. Опыт показывает, что, выдвигая и доказывая свои идеи, учащиеся в достаточной степени овладевают химическим материалом, приобретают способность применять знания, полученные при изучении одной темы, в конкретных ситуациях, возникающих при рассмотрении другой, а также умение обсуждать вопросы, вести грамотную, обоснованную дискуссию. Когда школьники сравнивают свой путь решения проблемы с другими возможными, у них развивается способности анализировать. Необходимость привлечение дополнительной информации способствует расширению кругозора учащихся, ненавязчиво заставляет их заинтересоваться не только проблемой, поставленной учителем, но и другими смежными вопросами. Результаты анкетирования учащихся нашей школы подтверждают необходимость создания целостной методической системы направленной на формирование четко определенного неприятия наркотиков и других веществ подобного действия. Так, на вопрос: «Имеет ли смысл обсуждать проблемы наркомании на уроках химии и внеклассных мероприятиях?» — положительно ответили 80% учащихся 8—10 классов. Анализ ответов учащихся на вопросы анкеты подтверждает, что школьников различных возрастных групп интересуют вопросы потребления наркотических веществ, их воздействия на организм человека, а также способы борьбы с этим явлением. Они не только с интересом обсуждают причины распространения наркомании, но и выражают готовность активно участвовать в мероприятиях, направленных на антинаркотическую пропаганду. Поэтому урок пресс-конференция «Скажем наркотикам-Нет!» является актуальной и важной формой антинаркотического воспитания школьников. Такая форма проведения урока способствует мотивации, активизации учащихся, формированию социальной, коммуникативной, информационной компетентностей участников образовательного процесса. Пресс-конференция проводилась в форме деловой игры. Проведению деловой игры предшествовала активная работа учащихся в группах: учащиеся собирали, анализировали информацию и готовили материалы к конференции, с каждым выступавшим проводились индивидуальные собеседования, готовились слайды и плакаты, визитные карточки, эмблемы, таблички с указанием ролей. В материалах конференции разбирается природное происхождение, химический состав наркотических веществ, раскрываются социальные причины распространения наркотиков, их действие на организм, страшные последствия наркомании, рассматриваются меры наказания к распространителям наркотиков, прослеживаются межпредметные связи курсов химии, биологии, истории, обществознания, литературы. Разработка такой пресс-конференции может использоваться учителями для проведения классных часов по антинаркотическому воспитанию, по пропаганде здорового образа жизни.

Рамки урока зачастую не позволяют в достаточной степени удовлетворить интерес учащихся к каким-то значимым и полезным для них вопросам. Поэтому эту работу мы продолжаем в рамках школьного научного общества «Альфа», которое на протяжении многих лет функционирует в нашей школе.

Хочу отметить, что, на мой взгляд, главная задача учителя при организации проектной деятельности учащихся заключается не столько в поиске теоретического и фактического материала и даже не в результатах этой работы, сколько возможность дать ученику развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Благодаря продуктивной работе НОУ, только за последние три года более 200 раз  участники  «Альфа» становились победителями, призёрами и лауреатами различных региональных, всероссийских и международных конкурсов и научно-практических  конференций. Исследовательский метод ярко реализуется в проектной деятельности моих учащихся и развивает их интеллектуальные способности.   За 4 года- из 20 участников НПК 18 являются призёрами районных и республиканских  и Всероссийских конференций. Ежегодно ученики нашей школы становятся лауреатами Премии главы администрации Терского муниципального района. Среди них есть и мои ученики. В 2008 году- Балкаров Артем с работой «Рациональное питание школьников», в 2010году- Тхагазитова Карина с работой «Оценка качества витаминизированных продуктов питания функционального назначения», в

2011-м Каирова Рузана «Сравнительый анализ качества мучных кондитерских изделий с использованием нетрадиционного сырья».

Работа при подготовке проекта позволяет  наполнить досуг учащихся занятием по интересу, удовлетворить свои потребности в получении большего, чем может дать урок. Учебный проект- это дидактическое средство обучения, воспитания, развития. Выводы и рекомендации таких проектов, как  «Рациональное питание школьников - важнейшее направление  валеологического подхода в школьном образовании и воспитании» (который отмечен дипломом 1 степени на Всероссийской НПК ЮНК), и «Влияние различных видов и сортов мыла на кожу подростков»(2место Республиканской НПК) использую при проведении классных часов, и на своих уроках, так как  они способствуют формированию основ здорового образа жизни. С рассказом о своей работе, выводах, перспективах школьники выступают перед другими ребятами, «заражая их» творчеством. В результате из одной группы исследователей, могут образоваться несколько новых, работающих по своим направлениям.

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически.

Велика роль учебного предмета химии в экологическом образовании и воспитании учащихся, поскольку подавляющее большинство экологических проблем имеют в своей основе химическую природу, а в их разрешении активно используются химические средства и методы. Недостаточность химической грамотности порождает угрозу безопасности человека и природы, недооценку роли химии в решении экологических проблем, хемофобию. Экологическое образование и воспитание экологической культуры рассматривается нами как составная часть содержания всех ступеней химического образования. В наших программах и учебниках достаточно четко прослеживается экологическая доминанта. Экологизация курсов химии осуществляется разными способами. На первых этапах изучения химии в 8-м классе экологические проблемы, связанные с научно-техническим прогрессом, отражаются уже во введении в предмет. В дальнейшем эти проблемы конкретизируются, например при изучении воздуха, кислот и щелочей, техносферы и др. В 9-м классе экологические вопросы постоянно поднимаются при изучении систематики химических элементов, где акцент делается на круговороты веществ в природе. В учебниках для 10-го и 11-го классов кроме рассмотрения экологического материала в параграфах, посвященных классам органических и неорганических соединений и технологиям их производства, приведены экологические послесловия к некоторым параграфам, а многие эколого-валеологические проблемы, такие, как табакокурение, алкоголизм, наркомания и др., отражены в дополнительном материале к главам. Кроме того, в курсах химии 10-го и 11-го классов экологический материал обобщенно представлен в специальных заключительных блоках содержания (главах). В них даны инварианты химико-экологического содержания курсов химии, перечислены основные химико-экологические понятия, проблемы, вызванные загрязнениями сфер окружающей среды полютантами, показана роль химии в снижении уровня ее загрязнения и средства, которыми эта наука располагает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство повышения самостоятельной деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности

Цель и пафос развития педагогической науки и практики – это возможность проектировать и осуществлять процесс обучения и воспитания человека с гарантированным эффектом. Другой цели ...

Никитина Н.Н, учитель химии , МОУ "Лицей № 47" г. Саратов "Организация работы со способными и одарёнными детьми на уроках химии и во внеурочной деятельности".-из опыта работы

В  опубликованной  презентации  я  делюсь  некоторыми наработками из  своего опыта работы  со способными и одаренными детьми на  уроках химии и  во  в...

Исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности...

Формирование и развитие навыков исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности

Для активизации деятельности учащихся на уроке при обучении химии в течение последних десяти лет я работаю над проблемой развития интеллектуальных способностей учащихся через усвоение алгоритма научно...

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии и во внеурочной деятельности.

Из опыта работы учителя химии высшей категории МКОУ СОШ №2 г.п. Терек Балкаровой Светланы Николаевны...