Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» базовый уровень, 9 класс,ФГОС
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему
Пояснительная записка
· Рабочая программа учебного курса по информатике для 9 класса разработана на основе ФГОС второго поколения, примерной программы основного общего образования по информатике (базовый уровень) и авторской программы И.Г. Семакина, М.С. Цветковой (ФГОС программа для основной школы 7-9 классы И.Г. Семакин, М.С.Цветкова Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2016).
· Учебного плана гимназии на 2017/ 2018 учебный год
-методический комплект
Учебно методический комплект (далее УМК), обеспечивающий обучение курсу информатики, в соответствии с ФГОС,включает:
1. Учебник «Информатика» для 9 класса. Авторы: Семакин И. Г., Залогова Л.А., Русаков С .В., Шестакова Л. В. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2016.
2. Задачник практикум (в 2 томах). Под редакцией И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
3. Методическое пособие для учителя. Авторы: Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
4. Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), размещенный в Единой коллекции ЦОР(http://school collection.edu.ru/).
5. Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике в основной школе, под ред. И. Г. Семакина (доступ через авторскую мастерскую И. Г. Семакина на сайте методической службы издательства: http://www.metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/).
Всего часов: 34 часов
Количество часов в неделю:1 час
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
infor_9_klass_got.docx | 60.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №1 г.Лаишево
Лаишевского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрено» | «Согласовано» | «Утверждаю» |
Руководитель МО | Заместитель руководителя | Директор МБОУ |
____/ Протокол №____ от | по УР МБОУ Гимназии №1 ______/Конурова Т.А. | Гимназии №1 ____/Абутдинова Э.И. |
«____»_________2017г. | «____»__________2017г. | Приказ №____ от |
«____»__________2017г. |
Рабочая программа
курса «Информатика и ИКТ»
базовый уровень, 9 класс
Ефремовой Натальи Валерьевны
учителя первой категории
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
-методический комплект Учебно методический комплект (далее УМК), обеспечивающий обучение курсу информатики, в соответствии с ФГОС,включает:
Всего часов: 34 часов Количество часов в неделю:1 час Требования к уровню подготовки обучающихся. |
Так как курс информатики для основной школы (7–9классы) носит общеобразовательный характер, его содержание должно обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования. В соответствии с авторской концепцией, в содержании предмета должны быть сбалансировано отражены три составляющие предметной (и образовательной) области информатики: теоретическая информатика, прикладная информатика (средства информатизации и информационные технологии) и социальная информатика.
Поэтому авторский курс информатики основного общего образования включает в себя следующие содержательные линии:
- Информация и информационные процессы.
- Представление информации.
- Компьютер: устройство и программное обеспечение.
- Формализация и моделирование.
- Системная линия.
- Логическая линия.
- Алгоритмизация и программирование.
- Информационные технологии.
- Компьютерные телекоммуникации.
- Историческая и социальная линия.
Фундаментальный характер предлагаемому курсу придает опора на базовые научные представления предметной области, такие как информация, информационные процессы, информационные модели.
Вместе с тем большое место в курсе занимает технологическая составляющая, решающая метапредметную задачу информатики, определенную в ФГОС: формирование ИКТ компетентности учащихся. Упор делается на понимание идей и принципов, заложенных в информационных технологиях, а не на последовательности манипуляций в средах конкретных программных продуктов.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Учебник содержат теоретический материал курса. Весь материал для организации практических занятий (в том числе, в компьютерном классе) сосредоточен в задачнике-практикуме, а так же в электронном виде в комплекте ЦОР. Содержание задачника-практикума достаточно обширно для многовариантной организации практической работы учащихся. Важной составляющей УМК является комплект цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), размещенный на портале Единой коллекции ЦОР. Комплект включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для домашних и практических работ, контрольные материалы (тесты, интерактивный задачник); интерактивный справочник по ИКТ; исполнителей алгоритмов, модели, тренажеры. Для практической работы используются два вида учебных исполнителей алгоритмов, разработанных авторами и входящих в комплект ЦОР. Для изучения основ программирования используется язык Паскаль.
В соответствии с ФГОС, курс нацелен на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Важнейшей задачей изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. В частности, одним из таких качеств является приобретение учащимися информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят в комплекс универсальных учебных действий (УУД). Таким образом, часть метапредметных результатов образования входят в курсе информатики в структуру предметных результатов, т. е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. Поэтому курс несет в себе значительное межпредметное, интегративное содержание в системе основного общего образования.
Описание места учебного предмета в учебном плане конкретизируется в зависимости от типа и вида образовательного учреждения. Рекомендуется изучение по 1 часу в неделю в 7, 8 и 9 классах.
Личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты.
1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Каждая учебная дисциплина формирует определенную составляющую научного мировоззрения. Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей. В этом смысле большое значение имеет историческая линия в содержании курса. Ученики знакомятся с историей развития средств ИКТ, с важнейшими научными открытиями и изобретениями, повлиявшими на прогресс в этой области, с именами крупнейших ученых и изобретателей. Ученики получают представление о современном уровне и перспективах развития ИКТ-отрасли, в реализации которых в будущем они, возможно, смогут принять участие.
2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно–полезной, учебно–исследовательской, творческой деятельности.
В конце каждого параграфа присутствуют вопросы и задания, многие из которых ориентированы на коллективное обсуждение, дискуссии, выработку коллективного мнения. В задачнике-практикуме, входящем в состав УМК, помимо заданий для индивидуального выполнения в ряде разделов (прежде всего связанных с освоением информационных технологий), содержатся задания проектного характера (под заголовком «Творческие задачи и проекты»). Работа над проектом требует взаимодействия между учениками — исполнителями проекта, а также между учениками и учителем, формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения, принимающим результаты работы. В завершении работы предусматривается процедура зашиты проекта перед коллективом класса, которая также направлена на формирование коммуникативных навыков учащихся.
3. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Всё большее время у современных детей занимает работа за компьютером (не только над учебными заданиями). Поэтому для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой. В некоторых обучающих программах, входящих в коллекцию ЦОР, автоматически контролируется время непрерывной работы учеников за компьютером. Когда время достигает предельного значения, определяемого СанПиН, происходит прерывание работы программы и ученикам предлагается выполнить комплекс упражнений для тренировки зрения. После окончания «физкультпаузы» продолжается работа с программой.
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты.
1. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
В курсе информатики данная компетенция обеспечивается алгоритмической линией, которая реализована в учебнике для 9 класса в главе 1 «Управление и алгоритмы» и главе 2 «Введение в программирование». Алгоритм можно назвать планом достижения цели исходя из ограниченных ресурсов (исходных данных) и ограниченных возможностей исполнителя (системы команд исполнителя). С самых первых задач на алгоритмизацию подчеркивается возможность построения разных алгоритмов для решения одной и той же задачи (достижения одной цели). Для сопоставления алгоритмов в программировании существуют критерии сложности: сложность по данным и сложность по времени.
2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
В методику создания любого информационного объекта: текстового документа, базы данных, электронной таблицы, программы на языке программирования, входит обучение правилам верификации, т. е. проверки правильности функционирования созданного объекта. Осваивая создание динамических объектов: баз данных и их приложений, электронных таблиц, программ (8 класс, главы 3, 4; 9 класс, главы 1, 2), ученики обучаются тестированию. Умение оценивать правильность выполненной задачи в этих случаях заключается в умении выстроить систему тестов, доказывающую работоспособность созданного продукта. Специально этому вопросу посвящен в учебнике 9 класса, в § 29 раздел «Что такое отладка и тестирование программы».
3. Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно–следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Формированию данной компетенции в курсе информатики способствует изучение системной линии. В информатике системная линия связана с информационным моделированием (8 класс, глава «Информационное моделирование»). При этом используются основные понятия системологии: система, элемент системы, подсистема, связи (отношения, зависимости), структура, системный эффект.
4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Формированию данной компетенции способствует изучение содержательных линий «Представление информации» и «Формализация и моделирование». Информация любого типа (текстовая, числовая, графическая, звуковая) в компьютерной памяти представляется в двоичной форме — знаковой форме компьютерного кодирования.
В информатике получение описания исследуемой системы (объекта) в знаково-символьной форме (в том числе — и в схематической) называется формализацией. Путем формализации создается информационная модель, а при ее реализации на компьютере с помощью какого-то инструментального средства получается компьютерная модель. Этим вопросам посвящаются: 8 класс, глава 2 «Информационное моделирование», а также главы 3 и 4, где рассматриваются информационные модели баз данных и динамические информационные модели в электронных таблицах.
5. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ–компетенции).
Данная компетенция формируется содержательными линиями курса «Информационные технологии» (7 класс, главы 3, 4, 5; 8 класс, главы 3, 4) и «Компьютерные телекоммуникации» (8 класс, глава 1).
Требования ФГОС | Чем достигается в настоящем курсе |
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | |
1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики | 7 класс, § 2, «Восприятие и представление информации»: раскрывается тема исторического развития письменности, классификации и развития языков человеческого общения. 9 класс, § 22 «Предыстория информатики» раскрывается история открытий и изобретений средств и методов хранения, передачи и обработки информации до создания ЭВМ. 9 класс, § 23 «История ЭВМ», § 24 «История программного обеспечения и ИКТ». 9 класс, раздел 2.4 «История языков программирования»: посвящен современному этапу развития информатики и ее перспективам |
2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности | Задачник-практикум, «Творческие задачи и проекты»: выполнение заданий проектного характера требует от учащихся их взаимодействия со сверстниками и взрослыми (учителями, родителями). В завершении проектной работы предусматривается процедура зашиты проекта перед коллективом класса, которая также формирует у детей коммуникативные навыки |
3. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни | Учебник для 7 класса, раздел «Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК». Интерактивный ЦОР «Техника безопасности и санитарные нормы» (файл 8_024.pps) В некоторых обучающих программах, входящих в коллекцию ЦОР, автоматически контролируется время непрерывной работы учеников за компьютером. (См. архив «Локальная версия ЭОР 7—9 классы» на методичес- ком сайте издательства в авторской мастерской И. Г. Семакина: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/.) |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | |
1. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач | 9 класс, глава 1 «Управление и алгоритмы». 9 класс, глава 2 «Введение в программирование». 9 класс, Дополнение к главе 2, § 2.2. «Сложность алгоритмов» |
2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения | 8 класс, главы 3, 4. 9 класс, главы 1, 2. 9 класс, § 15, раздел «Что такое отладка и тестирование программы» |
3. Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы | 8 класс, глава 2 «Информационное моделирование». 8 класс, Дополнение к главе 2, § 2.1. «Системы, модели, графы», § 2.2. «Объектно-информационные модели». 8 класс, глава 3 (изучение баз данных). 8 класс, глава 4 (изучение электронных таблиц). 9 класс, глава 2 (изучение программирования) |
4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач | 7 класс, глава 3 «Текстовая информация и компьютер». 7 класс, глава 4 «Графическая информация и компьютер». 7 класс, глава 5 «Мультимедиа и компьютерные презентации», тема «Представление звука». 8 класс, глава 4, тема «Системы счисления». 8 класс, глава 2 «Информационное моделирование» |
5. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ-компетенции) | Содержательная линия курса «Информационные технологии» (7 класс, главы 3, 4, 5; 8 класс, главы 3, 4). Содержательная линия курса «Компьютерные телекоммуникации» (8 класс, глава 1) |
Учебно-тематический план:
№ п/п | Тема (раздел) программы | Количество часов | Количество контрольных работ, зачетов | Количество практических (лабораторных) работ |
1 | Управление и алгоритмы — 12 ч Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации. Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм). | 12 | 1 | 6 |
2 | Введение в программирование — 16 ч. Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных — массив. Способы описания и обработки массивов. Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование. Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов. | 16 | 1 | 8 |
3 | Информационные технологии и общество — 4 ч. Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере. | 4 | ||
4 | Итоговое тестирование по курсу 9 класса 1 ч. | 1 | 1 | |
5 | Резерв 1 ч | 1 | ||
| ВСЕГО: | 34 | 3 | 14 |
Тематическое планирование по информатике и ИКТ - 9 класс
№ урока | Тема урока | Параграф учебника | Планируемые результаты | Характеристика видов деятельности учащихся | Дата | |
план | факт | |||||
1. Управление и алгоритмы — 12 ч | ||||||
1. | Техника безопасности при работе с ЭВМ. Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи и с обратной связью | Инструктаж по ТБ § 1. Управление и кибернетика. § 2. Управление с обратной связью | Учащиеся должны знать: что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки; сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме; что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления; в чем состоят основные свойства алгоритма; способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык; основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов; назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод. Учащиеся должны уметь: при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи; пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке; выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя; составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей; выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы. | Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности. Регулятивные: Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Предметные: Изучают что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки; сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме; что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления; в чем состоят основные свойства алгоритма; способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык; основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов; назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод. Учатся при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи; пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке; выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя; составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей; выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы. | ||
2. | Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы. | § 3. Определение и свойства алгоритма | ||||
3. | Графический учебный исполнитель. Практическая работа №1 по теме: «Работа с учебным исполнителем алгоритмов. Составление линейных алгоритмов управления исполнителем». | § 4. Графический учебный исполнитель | ||||
4. | Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод | § 5. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы | ||||
5. | Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием | § 6. Циклические алгоритмы | ||||
6. | Разработка циклических алгоритмов. Практическая работа №2 по теме: «Составление циклических алгоритмов управления исполнителем». | § 6. Циклические алгоритмы | ||||
7. | Ветвления. Использование двухшаговой детализации | § 7. Ветвление и последовательная детализация алгоритма | ||||
8. | Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений. Практическая работа №3 по теме: «Составление ветвящихся алгоритмов управления исполнителем». | § 7. Ветвление и последовательная детализация алгоритма | ||||
9. | Практическая работа №4 по теме: «Составление алгоритмов со сложной структурой». | Система основных понятий главы 1 | ||||
10. | Практическая работа №5 по теме: «Использование вспомогательных алгоритмов (процедур) (подпрограмм)». | Система основных понятий главы 1 | ||||
11. | Практическая работа №6 Зачетное задание по алгоритмизации | Система основных понятий главы 1 | ||||
12. | Тест по теме «Управление и алгоритмы» | применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации |
2. Введение в программирование (16ч)
13. | Понятие о программировании. Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных | § 8. Что такое программирование. § 9. Алгоритмы работы с величинами | Учащиеся должны знать: основные виды и типы величин; назначение языков программирования; что такое трансляция; назначение систем программирования; правила оформления программы на Паскале; правила представления данных и операторов на Паскале; последовательность выполнения программы в системе программирования. Учащиеся должны уметь: работать с готовой программой на Паскале; составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы; составлять несложные программы обработки одномерных массивов; отлаживать, и исполнять программы в системе программирования. | Личностные: Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности. Регулятивные: Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Предметные: Изучают: основные виды и типы величин; назначение языков программирования; что такое трансляция; назначение систем программирования; правила оформления программы на Паскале; правила представления данных и операторов на Паскале; последовательность выполнения программы в системе программирования. Учатся работать с готовой программой на Паскале; составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы; составлять несложные программы обработки одномерных массивов; отлаживать, и исполнять программы в системе программирования. | ||
14. | Линейные вычислительные алгоритмы. Построение блок-схем линейных вычислительных алгоритмов | § 10. Линейные вычислительные алгоритмы | ||||
15. | Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. | § 11. Знакомство с языком Паскаль | ||||
16. | Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Практическая работа №7 по теме: «Знакомство с системой программирования на языке «Паскаль». Разработка линейных программ». | |||||
17. | Оператор ветвления. Логические операции на Паскале | § 12. Алгоритмы с ветвящейся структурой § 13. Программи рование ветвлений на Паскале § 14. Программи рование диалога с компьютером | ||||
18. | Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций. Практическая работа №8 по теме: «Разработка ветвящихся программ. Исполнение ветвящихся программ». | |||||
19. | Циклы на языке Паскаль | § 15. Программирование циклов | ||||
20. | Разработка программ c использованием цикла с предусловием. Практическая работа №9 по теме: «Разработка циклических программ». | |||||
21. | Сочетание циклов и ветвлений. Алгоритм Евклида. Использование алгоритма Евклида при решении задач. Практическая работа №10 по теме: «Исполнение циклических программ». | § 16. Алгоритм Евклида | ||||
22. | Одномерные массивы в Паскале | § 17. Таблицы и массивы. § 18. Массивы в Паскале. | применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации | |||
23. | Разработка программ обработки одномерных массивов. Практическая работа №11 по теме: «Программирование обработки массивов (создание)». | |||||
24. | Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве | § 19. Одна задача обработки массива | ||||
25. | Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве. Практическая работа №12 по теме: «Программирование обработки массивов (поиск)». | |||||
26. | Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива. Практическая работа №13 по теме: «Составление программы на Паскале поиска минимального и максимального элементов» | § 20. Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива | ||||
27. | Сортировка массива. Составление программы на Паскале сортировки массива. Практическая работа №14 по теме: «Программирование обработки массивов (сортировка)». | § 21. Сортировка массива | ||||
28. | Тест по теме «Программное управление работой компьютера» | Система основных понятий главы 2 |
3.Информационные технологии и общество
29. | Предыстория информатики. История ЭВМ, программного обеспечения и ИКТ | § 22. Предыстория информатики. § 23. История ЭВМ. § 24. История программного обеспечения и ИКТ | Учащиеся должны знать: основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества; основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения; в чем состоит проблема безопасности информации; какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов. Учащийся должен уметь: регулировать свою информационную деятельность в соответствие с этическими и правовыми нормами общества. | Личностные: Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности. Предметные: Изучают основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества; основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения; в чем состоит проблема безопасности информации; какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов. Учатся регулировать свою информационную деятельность в соответствие с этическими и правовыми нормами общества. | ||
30. | Социальная информатика: информационные ресурсы, информационное общество | § 25. Информаци B онные ресурсы совB ременного общества. § 26. Проблемы формирования информационного общества | ||||
31. | Социальная информатика: информационная безопасность | § 27. Информаци B онная безопасность. | ||||
32. | Социальная информатика: этические и правовые нормы в информационной сфере | Система основных понятий главы 3 | ||||
33. | Итоговое тестирование по курсу 9 класса | Все содержание учебника | ||||
34. | Резерв |
1 Путь к ЦОР в ЕК: Портал ЕК: Портал ЕК http://school-collection.edu.ru /выбрать раздел «Информатика и ИКТ» выбрать 9класс / перейти по ссылке «Информатика базовый курс», 9 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. / выбрать соответствующие главу и параграф учебника.
2.в арх ив е «Лок альн ая верс ия ЭОР 7–9 класс ы» в ав торс кой маст ер ской И.Г. Семакина: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2
Нормы и критерии оценивания обучающихся.
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом. Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
95% и более | отлично |
80-94%% | хорошо |
66-79%% | удовлетворительно |
менее 66% | неудовлетворительно |
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях. Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
- грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
- погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
- недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
- мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»). Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
- «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
- «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
- «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Учебно-методическое обеспечение
1. Литература для учителя.
- Учебник «Информатика» для 9 класса. Авторы: Семакин И. Г., Залогова Л.А., Русаков С .В., Шестакова Л. В. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2016.
- Задачник практикум (в 2 томах). Под редакцией И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
- Методическое пособие для учителя. Авторы: Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
- Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), размещенный в Единой коллекции ЦОР(http://school collection.edu.ru/).
- Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике в основной школе, под ред. И. Г. Семакина (доступ через авторскую мастерскую И. Г. Семакина на сайте методической службы издательства: http://www.metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/).
2. Технические средства обучения.
- Компьютер
- Интерактивная доска
- Принтер
- Модем ASDL
- Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
- Сканер.
- Локальная вычислительная сеть.
3. Программные средства.
- Операционная система Windows 8
- Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0
- Программа-архиватор WinRar.
- Клавиатурный тренажер
- Интегрированное офисное приложение Мs Office 2007\2010.
- Мультимедиа проигрыватель.
Список литературы
- Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М.Н.Бородин. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012.
- Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (7-9 кл.) (И.Г.Семакин , Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова)
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089;
Приложение 1.
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ 9 КЛАССА в формате огэ-18г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике 10 класс (базовый уровень) по учебнику И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер
Пояснительная записка+Тематическое планирование...
Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» базовый уровень, 8 класс
Пояснительная запискаРабочая программа составлена на основе:· Федерального компонента государственного стандарта основного общего образовани...
Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» базовый уровень, 10 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНастоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики учащимися 10 класса в течение 35 часов (1 час в неделю).Пояснительная записка Основными норм...
Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» базовый уровень, 11 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНастоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики учащимися 11 класса в течение 34 часов (1 час в неделю).Пояснительная записка Основными норм...
Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» базовый уровень, 7 класс
Пояснительная запискаРабочая программа составлена на основе:· Федерального государственного образовательного стандарта основного общего обра...
Рабочая программа по информатике и ИКТ (базовый уровень) 6 класс ФГОС , Босова
Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» основной школы (базовый уровень) для учащихся 6 класса разработана на основе нормативных документов:- Федерального закон...
ПРОГРАММА курса «Информатика и ИКТ» (базовый уровень) для 10-11 классов, рассчитанная на учебный план 140 часов
ПРОГРАММАкурса «Информатика и ИКТ» (базовый уровень) для 10-11 классов,рассчитанная на учебный план 140 часов (расширенный курс)...