Радиация и цивилизация
учебно-методический материал (химия, 11 класс) по теме
Урок проведен к 26 апреля – Дню памяти жертв радиационных и экологических катастроф
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-radioaktivnost2.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – панорама
«Радиоактивность и цивилизация»
Учителя: Коржевская О.В. преподаватель химии
Урсегова Н. А. преподаватель физики
Цель урока:
- формирование экологической культуры и общественного самосознания, знакомство с историей науки;
- используя синтез знаний учащихся из ряда областей: физики, химии, биологии, экологии, организовать самостоятельную деятельность учащихся по поиску материала одновременно в нескольких направлениях;
- расширение кругозора учеников, индивидуализация обучения.
Форма урока: интегрированный урок – панорама (констатирование фактов), два часа.
Оформление:
- компьютерная презентация «Природа»;
- компьютерная презентация «Листая страницы истории…»
- таблицы: «Знак радиации»; Ядерный реактор; Единая энергетическая система России;
- картины о природе (работы детей);
- выставка книг;
- выставка рефератов;
- видео сюжеты из фильмов: «Город Саров – 50 лет ядерного центра»; «Тоцкий полигон»; «Экологические проблемы».
- Песня «Память» (И. Кобзон).
План урока
I Вступление – создание эмоционального настроя.
II Основная часть
- «Листая страницы истории»
Открытие радиоактивности (13 слайдов).
- Факты… Факты… Факты…
(13 фактов – выступления учеников)
III Заключение.
Сценарий урока
I Вступление
1. На экране знак радиации (фон рабочего стола компьютера; ученик читает)
Чья там бродит тень незримо,
От беды ослепла?
Это плачет Хиросима
В облаках из пепла.
Чей там голос в жарком мраке
Слышен исступленный?
Это плачет Нагасаки
На земле сожженной.
В этом плаче и рыданье
Никакой нет фальши,
Мир весь замер в ожиданье –
Кто заплачет дальше?
- На экране слайды природы (ученик читает)
Что жизнь без неба, где родится зной?
Без дальних гор, где снежные седины?
И дерева, цветущего весной,
Глядящего на белые вершины?
Что жизнь без добрых и без злых зверей,
Без птиц лесных и песни их беспечной?
Жизнь не полная без широты полей,
Жизнь без примера их свободы вечной.
Родился я под небом синим-синим.
Качались звезды где-то в вышине.
Ты в трудный час в меня вливала силы,
Как надо жить подсказывала мне.
Тебя ношу я в сердце, дорогую,
Все – небо, водопады и цветы.
Я обнял бы тебя, но не могу я
Тебя обнять, ведь в самом сердце ты.
- Видео сюжет «атомный взрыв»
(чтение за занавесом)
Ранним утром 6 августа 1945г. я вел тяжелый бомбардировщик, носивший красивое имя «Энола Гей» - имя моей матери. На борту был всего один пассажир – атомная бомба «Малыш». Под крылом простиралась Страна восходящего солнца и города, города,.. которые еще ничем не отличались от других… пока.. Хиросима, Нагасаки…
(звучит музыка)
1-й ребенок: Я никогда не увижу Землю из космоса…
2-й ребенок: Я никогда не буду жить в XXI веке…
3-й ребенок: Я никогда не увижу, как расцветает агава, цветущая в жизни лишь раз.
4-й ребенок: Никогда, никогда, потому что мне уготовлена участь быть атомным теплом, который даже не знает, кто был прав в последней войне, а кто виноват.
(звучит колокол)
Который не может любить, или стать гениальным, или слушать сигналы мерцающих звезд, истосковавшихся в одиночестве… От тепла рождается пепел!
(прекращается колокольный звон)
«Каждый человек – не есть остров, каждый человек – это часть большого континента. И никогда не спрашивай по ком звонит колокол. Он звонит по тебе…»
За последние 5500 лет на земле прошло 14500 войн. Наша страна в последней войне потеряла около 50 млн. человек…
II Основная часть.
Эпиграф: «Чего не хватает человечеству,
так это скамеечки,
чтобы сесть и подумать»
А. Эйнштейн
- «Листая страницы истории…»
(на экране слайды об открытии радиоактивности)
(1 слайд) Сто лет назад на протяжении короткого десятилетия было сделано несколько выдающихся открытий, что привело к возникновению и развитию ядерной физики. Все применения этих открытий разделились в основном на ядерную медицину, ядерную энергетику и ядерное оружие.
(2 слайд) Анри Антуан Беккерель – представитель знаменитой семьи физиков. Его дед Сезар Беккерель занимался пьезоэлектричеством, магнитными и электрическими явлениями. Отец – Эдмон Беккерель изобрел фосфороскоп, получил первую удачную фотографию солнечного спектра. Сын Жан – тоже физик. Сам Анри занимался фосфоресценцией, люминесценцией, рентгеновским излучением.
(3,4 слайды) Пьер Кюри – французский физик-исследователь, отличался незаурядным умом, живым интересом к естественным наукам и страстью ученого.
Мария Склодовская-Кюри – полька, физик и химик. О ней можно сказать: «Отдала сердце и ум науке». Супруги Кюри открыли радий и полоний в 1898г.
(5 слайд) Эрнест Резерфорд – уроженец Новой Зеландии, физик- исследователь. Его привлекла новая неизученная область физики. Оставив электромагнетизм, подарив сконструированный приемник итальянскому инженеру Маркони, занялся изучением радиоактивности.
В 1908г. присуждена Нобелевская премия. Что такое вещество? Радиоактивность говорила о сложном строении атома. (6 слайд) Его знаменитые опыты стали классикой физики.
(7 слайд) Супруги Жолио-Кюри. Ирен – физик и радиохимик. С 1934г директор института радия и заведующая кафедрой физики в Парижском университете. С 1936г – помощник министра народного образования Франции.
Фредерик в 1946-1960гг – руководитель Комиссариата по атомной энергетике. В годы оккупации участвовали в движении Сопротивления. После войны работали в Комитете сторонников мира.
В своих исследованиях подошли к цепной ядерной реакции.
(8-11 слайды)
(12 слайд) Заблуждения о безвредности атомного излучения – снимок руки в рентгеновском и радиоактивном излучениях.
Медицина: методы диагностики и лечения опухолей доказали свою высокую эффективность и несомненно будут развиваться дальше. Будущее ядерной энергетики более проблематично. В США прекратилось финансирование строительства новых атомных электростанций.
Реакторы для корабельных двигателей оказались выгодными только для судов военно-морского флота, где цена менее существенна, чем удобства.
Что касается ядерного оружия, оно, конечно, пока будет оставаться. частью нашего общества и в будущем, но его влияние на ход вещей в мире будет ослабевать.
(13 слайд) Может об этом нам пытается сказать Сальвадор Дали.
- Факты… Факты… Факты…
Факт 1. Радиационная опасность.
Факт 2. Челябинск – 65.
Факт 3. Чернобыль. (слайды)
Опасные объекты.
Факт 4. АЭС. (таблицы)
Факт 5. Флот.
Факт 6. Ядерное оружие. (видео сюжет)
Факт 7. Радиоактивные отходы.
Последствия.
Факт 8. Свидание в палате №6.
Факт 9. Мутации. (видео сюжет)
Факт 10. Группы пациентов.
Способы защиты.
Факт 11. Простые и доступные способы. (коллекция)
Факт 12. Микроб. Традисканция.
Факт 13. ХМАО.
III Заключение.
Вот почему…
Сейчас обязан думать человек,
Придет ли к людям XXI век?
Иль в полыханье атомной зари
Настольные сгорят календари.
И клинопись в пещерной тишине
Сползет слезой горящей по стене.
Сегодня должен думать человек,
Придет ли к людям XXI век?
Иль марсианин впишет в свой дневник,
Как по Вселенной прокатился крик
И он увидел искаженный лик,
Земли, что содрогаясь и звеня,
С распущенными косами огня
Упала в бездну, в вековую даль,
С хвостом орбиты, скрученной в спираль.
Сейчас обязан думать человек,
Чтоб он пришел к нам, XXI век!
Но XXI век уже стучится в нашу дверь, а потому, человек, помни:
Земли не вечна благодать,
Когда далекого потомка
Ты пустишь по миру с котомкой,
Ей будет нечего подать…
Вы думали: История – забвенье,
Архив, куда грехи свои сдают?!
Она тот высший суд, где нет прощенья,
Где срока давности не признают.
Наше мероприятие приурочено к 26 апреля – Дню памяти жертв радиационных и экологических катастроф. Мы верим, что люди планеты смогут сберечь красоту Земли, жизнь на ней. Спасибо всем участникам урока за их выступления.
ПРИЛОЖЕНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Основные источники радиации в Белгородской области, их воздействие на Биосферу».
Интегрированный урок-практикум (урок пресс-конференция)...
Урок физики "Цивилизация и радиация"
Материал к уроку физики по проблеме "Цивилизация и радиация". Проводится в форме конференции слет специалистов. К уроку представлены графики и диаграммы....
урок по обществознанию в 11 классе Цивилизация эпохи цивилизации
Это 4-й урок по теме «Цивилизация прошлого»;на уроке отрабатывается знания по курсам истории древнего мира и средних веков, умение сопоставлять и анализировать, навыки аналитического мышления; отрабат...
МХК. 8 класс. Урок 5. Тема. Древнейшие цивилизации. Древнеегипетская цивилизация. Вводный урок.
Предмет МХК...
Презентация "Открываем древние цивилизации. Цивилизация Майя"
Данная презентация является дополнительным материалом при изучении темы "Цивилизация и прогресс" в 10 классе....
Презентация по английскому языку "Открываем древние цивилизации. Цивилизация Викингов"
Данная презентация является дополнительным материалом при изучении темы по английскому языку "Цивилизация и прогресс" в 10 классе....
Методическая разработка занятия «Здоровье человека. Биологическое действие радиации. Защита от радиации.»
Материал предназначен для учителей физики, биологии и химии при изучении темы" Радиация . Биологическое действие радиации. Защита от радиации." О поражающих факторах радиации , с...