« Основные источники радиации в Белгородской области, их воздействие на Биосферу».
методическая разработка по экологии (11 класс) по теме
Интегрированный урок-практикум (урок пресс-конференция)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
39_devive_karaman.pptx | 2.94 МБ |
otkrytyy_urok_po_ekologii-obzh.docx | 29.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Человек родился быть господином, «повелителем», царем природы, но мудрость, с которой он должен править, не дана ему от рождения: она приобретается с учением. Николай Иванович Лобачевский Проблема урока: «Исследование» является универсальным типом мыслительной деятельности, средством формирования экологической культуры школьников. Справедливо ли это утверждение?
Экстремальные воздействия на биосферу на территории Белгородской области Антропогенные Природные Военные действия (отсутствуют) Природные стихии Аварии (Курская и Воронежская АЭС) (вероятны, в связи с Катастрофы (Чернобыльская АЭС) изменением климата)
Исследование «Изучение информации учащихся школы о радиоактивности.» Метод: анкетирование Вопросы анкетирования: 1. Что такое радиация? 2. Какие источники излучения радиации Вам известны? 3. Какой прибор измеряет радиоактивность? 4. Как облучение сказывается на состоянии живых организмов? 5. Сколько лет прошло с момента взрыва на Чернобыльской АЭС? 6. Какие последствия обнаружились в результате аварии на Чернобыльской АЭС? 7. Существует ли опасность радиоактивного облучения на территории Белгородской области? В чем она проявляется? 8. Как уберечься от чрезмерного облучения? 9. Необходимы ли меры безопасности при работе с компьютером? Почему? 10. Как можно контролировать перемещения радиоактивных веществ?
Результаты исследования. Опрошено 30 учащихся школы – 5 – 10 классы. Результативная таблица Вывод: 100 % знания никто не показал. Вопросы 5 кл . 6 кл . 7 кл . 8 кл . 9 кл . 10 кл . 1 1 2 нет 2 2 2 2 нет 2 2 1 1 2 3 нет 1 1 нет нет нет 4 3 2 1 2 4 4 5 3 3 2 1 4 1 6 1 2 1 2 4 4 7 1 2 1 1 1 4 8 1 нет 1 нет 2 3 9 2 2 2 2 4 4 10 1 3 2 1 3 3
Основные источники радиации в Белгородской области: -естественный радиационный фон; - радиоактивное глобальное загрязнение; - радиационное загрязнение территорий, оказавшихся в зонах распространения радиоактивных облаков, выбросов при радиационной аварии на Чернобыльской АЭС.
Радиоактивность (от латинского radio - излучаю, radius - луч и activius - действенный), такое название получило открытое явление, которое оказалось привилегией самых тяжелых элементов периодической системы Д.И.Менделеева. «Радиоактивность - это самопроизвольное (спонтанное) превращение неустойчивого изотопа химического элемента в другой изотоп (обычно изотоп другого элемента); при этом происходит испускание электронов, протонов, нейтронов или ядер гелия ( а-частиц )» Сущностью открытого явления было в самопроизвольном изменении состава атомного ядра, находящегося в основном состоянии либо в возбужденном долгоживущем состоянии.
Радиация Радиация существовала всегда. Радиоактивные элементы входили в состав Земли с начала ее существования и продолжают присутствовать до настоящего времени. Однако само явление радиоактивности было открыто всего сто лет назад. В 1896 году французский ученый Анри Беккерель случайно обнаружил, что после продолжительного соприкосновения с куском минерала, содержащего уран, на фотографических пластинках после проявки появились следы излучения. Позже этим явлением заинтересовались Мария Кюри (автор термина “радиоактивность”) и ее муж Пьер Кюри. В 1898 году они обнаружили, что в результате излучения уран превращается в другие элементы, которые молодые ученые назвали полонием и радием. К сожалению люди, профессионально занимающиеся радиацией, подвергали свое здоровье, и даже жизнь опасности из-за частого контакта с радиоактивными веществами. Несмотря на это исследования продолжались, и в результате человечество располагает весьма достоверными сведениями о процессе протекания реакций в радиоактивных массах, в значительной мере обусловленных особенностями строения и свойствами атома.
Единицы, в которых измеряются радиоактивность и её воздействие на человека 1. Беккерель. 1 Бк. Радиоактивность вещества, в котором происходит одна реакция деления в секунду. Международная система СИ. 2. Кюри. 1 Ки. Радиоактивность эманации (то есть образовавшегося в результате распада газа) радия (в данном случае, радона), находящейся в состоянии радиоактивного равновесия с 1 г изотопа радий- 226. Внесистемная. 3. Рентген. 1 Р. Экспозиционная доза рентгеновского или гамма- излучения, приводящая к ионизации 1 г сухого воздуха при стандартных условиях на единицу заряда, что соответствует рождению 2 млрд. ионных пар. Внесистемная. 4. Биологический эквивалент рентгена. 1 Бэр. Доза, поглощённая живым организмом, при которой наблюдается тот же биологический эффект, что и при облучении 1 Р рентгеновского или гамма-излучения. Внесистемная. 5. Грей. 1 Гр. Поглощённая доза, при которой на каждый килограмм приходится один джоуль поглощённой энергии. Международная система СИ. 6. Зиверт. 1 Зв. Эффективная доза, показывающая реакцию организма на поглощение 1 Гр радиации. Международная система СИ.
Дозы и последствия облучения ими Доза излучения, Гр Последствия облучения До 0,25 Каких либо изменений состояния здоровья не обнаруживается 0,25-1 Незначительные обратимые процессы 1-2,5 Легкая форма лучевой болезни 2,5-4 Лучевая болезнь средней тяжести 4-6 Тяжелая форма лучевой болезни. Без лечения возможен смертельный исход (в 50 % случаев) 6-10 Крайне тяжелая форма лучевой болезни
Источники излучения 1. Естественные (природные, космические) 2. Техногенные (медицинские, промышленные) Вывод: на территории Белгородской области радиационная обстановка обусловлена техногенными и естественными источниками ионизирующего излучения.
Задание: Заполнить второй столбик личными данными годовой дозы радиоактивного облучения. Сравнить с нормой – 170 Р в год. Сделать вывод: каким образом можно уменьшить воздействие радиации на организм человека? Источник радиации Доза за год, Р Космические лучи на уровне моря 30 Дополнительно, в зависимости от расположения над уровнем моря: А)1000 м Б) 2000 м В) Белгородская область-200 метров 10 30 3 Выберите материал, из которого построен ваш дом: А) дерево Б) кирпич В) бетон 40 75 85 Радиация от горных пород и почвы 15 Пища, вода, воздух 25 Осадки после испытания ядерного оружия (в среднем по стране ) 4 Медицинские рентгеновские лучи А) флюорография (умножить на число раз за год) Б) желудочно-кишечный тракт (умножить на число раз за год) В) рентген костей, зубов (умножить на число раз за год) 10 X … 200 X … 10 X … Соседство с АЭС 1 ИТОГО:
Трагедия Чернобыля – это урок для всего мира Крупнейшая в истории всего мира техногенная катастрофа разразилась 26 апреля 1986 года, на 4-м блоке Чернобыльской атомной электростанции,
Трагедия Чернобыля – это урок для всего мира Большое количество убийственных радиоактивных веществ попало прямо в воздух.
Трагедия Чернобыля – это урок для всего мира С утра, 26 апреля, все дороги Чернобыля были залиты водой и непонятным белым раствором, всё было белым, все обочины
Трагедия Чернобыля – это урок для всего мира вывозили из радиационной зоны всё население Припяти — женщин, стариков, взрослых людей и новорожденных младенцев.. Так Припять и превратилась в город-призрак
Трагедия Чернобыля – это урок для всего мира Сотни тысяч людей , выполняя свой гражданский долг добровольцами отправились на ликвидацию последствий аварии .
Трагедия Чернобыля – это урок для всего мира Многих уже нет в живых , но их подвиг будет жить в памяти народа
Последствия радиации
Последствия радиации
Последствия радиации
Последствия трагедии на ЧАЭС на территории Белгородской области
В память о погибших белгородцах во время аварии на ЧАЭС
Мероприятия по защите человека от радиации
Приборы для измерения радиоактивности
Контроль усвоения знаний ( тестирование ) 1. Единица измерения радиоактивности в системе СИ: 1) беккерель; 2) грей; 3) кюри; 4) рентген 2. Источники радиации, от которых получает основную дозу облучения население Белгородской области: 1) АЭС в соседних обл.; 2) естественные источники 3) радиоактивное глобальное загрязнение; 4) радиационное загрязнение в зоне последствий аварий на ЧАЭС 3. Тяжелый газ, один из значительных естественных источников радиации: 1)ксенон; 2) радон;3) стронций; 4) цезий 4. Мощность экспозиционной дозы гамма излучения на местности составляет, в среднем, для Белгородской области: 1) 0,1 мкР /ч.; 2) 1 мкР /ч.; 3) 11 мкР /ч.; 4) 21 мкР /ч 5. Область РФ, наиболее пострадавшая при аварии на ЧАЭС: 1) Белгородская;2) Брянская; 3) Воронежская; 4) Калужская
6. Наиболее пострадавшая часть Белгородской области при аварии на ЧАЭС: 1) северная; 2) южная; 3) западная; 4) восточная 7. Основной дозообразующий радионуклид, загрязняющий почвы Белгородской области вследствие аварии на ЧАЭС: 1) калий – 40; 2) стронций – 90; 3) углерод – 14; 4) уран - 238 8.Удаление радиоактивных загрязнений с поверхности различных предметов и сооружений: 1) дезактивация; 2) дезинфекция; 3) дезодорация; 4) дератизация 9.Выберите район области, где повышено загрязнение почв цезием – 137: 1) Губкинский ; 2) Корочанский ; 3) Ровеньской ; 4) Яковлевский 10.Укажите реку области, для которой в донных илах зафиксировано повышение уровня загрязнения цезием – 137: 1) Везелка ; 2) Ворскла ; 3) Северский Донец; 4) Тихая Сосна.
Система оценки: 5-6 правильных ответов – отметка «3» 7-8 правильных ответов – отметка «4» 9-10 правильных ответов – отметка «5» Ответы: 1- 1 (беккерель) 2 – 2 (естественные источники) 3 – 2 (радон) 4 – 3 (11 мкР /ч) 5 – 2 (Брянская) 6 – 4 (восточная) 7 – 2 (стронций - 90) 8 – 1 (дезактивация) 9 – 4 ( Яковлевский ) 10 – 4 (Тихая Сосна)
Рефлексия Всегда ли радиация приносит вред человеку? В чем проявляется положительное использование радиации? Человек – кузнец своего счастья, и поэтому, если он хочет жить и выживать, то он должен научиться безопасно использовать этого «джина из бутылки» под названием радиация. Человек еще молод для осознания дара данного природой ему. Если он научится управлять им без вреда для себя и всего окружающего мира, то он достигнет небывалого рассвета цивилизации. А пока нам необходимо прожить первые робкие шаги, в изучении радиации и остаться в живых, сохранив накопленные знания для следующих поколений.
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Основные источники радиации в Белгородской области, их воздействие на Биосферу».
Тип урока: Урок актуализации ранее полученных знаний, с применением современных компьютерных технологий.
Форма урока: интегрированный урок-практикум (урок пресс-конференция)
Технология: личностно-ориентированная, проблемно-исследовательская.
Цели и задачи урока:
Образовательные:
- Проверить уровень усвоения материала «Экстремальные воздействия на биосферу на территории области».
- Актуализировать и углубить знания о техногенной экологической катастрофе на примере аварии на Чернобыльской АЭС и мероприятиях по защите человека от радиации.
- Обобщить и повторить изученный материал, включить его в систему уже имеющихся знаний.
- Стимулировать познавательный интерес учащихся к предметам экология основа опасности и жизнедеятельности.
Развивающие:
- Способствовать развитию логического мышления, умения выражать речью результаты мыслительной деятельности.
- Способствовать овладению учащимися умениями и навыками самостоятельной работы, в том числе, исследовательскими.
- Продолжить развитие познавательного интереса и творческой активности школьников при индивидуальной и групповой работе, в том числе, подготовке домашних заданий посредством информационных технологий, литературных источников.
Воспитательные:
- Воспитание культуры взаимоотношений при работе в группе, развитие способности понимать друг - друга.
- Воспитывать ответственное отношение к учебному труду, культуре мышления и речи.
Методическая: Показать технологию проведения интегрированного урока.
Обеспечение урока:
- физическая карта «Белгородская область»;
- компьютер;
- проектор;
-комплект карточек с тестовыми заданиями по изученной теме;
- комплект заданий для выполнения практической работы;
- комплект карточек для проведения релаксации на уроке;
- учебник «Экология Белгородской области» Петин А.Н., Новых Л.Л; М, 2002г.
Методы и приёмы обучения:
- методы словесной передачи и слухового восприятия информации (приемы: беседа, дискуссия);
-методы исследовательской деятельности (приёмы:тестирование);
- методы наглядной передачи зрительного восприятия информации (приемы: наблюдение, демонстрация);
- метод стимулирования и мотивации (приемы: сочетание двух учебных дисциплин на одном уроке, индивидуальная практическая деятельность );
- методы контроля (приемы: фронтальный и индивидуальный опрос, практическая и самостоятельная работа);
Принципы обучения: научность, системность, логичность, наглядность.
План урока.
- Рефлексия. Организационный момент;
- Сообщение темы, целей урока, постановка проблемного вопроса;
- Вступительное слово учителя
- Сообщение учащихся о результатах исследования;
- Актуализация знаний учащихся о понятиях радиация, радиоактивность, единицах измерения и дозах облучения, а также, сведения об источниках излучения на территории Белгородской области;
- Выполнение практической работы;
- Сообщение учащихся об аварии на ЧАЭС и её последствиях на биосфере, на территории Белгородской области. Мероприятия по защите человека от радиации;
- Контроль усвоения знаний (тестирование);
- Подведение урока. Работа в группах;
- Рефлексия.
- Рефлексия. Организационный момент.
- У каждого из вас есть картинки, которые выявят ваш психо - эмоциональный настрой в начале и в конце урока.
- На картинке, где изображен курятник со сказочными птицами – курами определите себя и своё место в роли одной из птиц, передавая через них своё состояние и настроение здесь и сейчас на уроке.
Пусть такой активный, дружный настрой, как на картинке, останется у вас на весь урок.
- Сообщение темы, целей урока, постановка проблемного вопроса.
- Слайд.
Тема нашего интегрированного урока экологии и ОБЖ «Основные источники радиации в Белгородской области, их воздействие на биосферу».
Цели нашей пресс-конференции:
- проверить уровень усвоения предыдущего материала, «Экстремальные воздействия на биосферу на территории области»;
- актуализировать и углубить знания о техногенной экологической катастрофе на примере аварии на Чернобыльской АЭС и мероприятиях по защите человека от радиации.
- стимулировать познавательный интерес к предметам экология и ОБЖ через различные методы и приемы обучения.
- слайд.
Николай Иванович Лобачевский – великий мыслитель, математик говорил:
«Человек родился быть господином, «повелителем», царем природы, но мудрость, с которой он должен править, не дана ему от рождения, она приобретается учениями».
Отсюда возникает проблема, которая формирует современную положительную мотивацию к учению:
«Исследование» является универсальным типом мыслительной деятельности, средством формирования экологической культуры школьников. Справедливо ли это утверждение? – стоит выяснить!
- Вступительное слово учителя. Блок экология.
- слайд.
Экология изучает взаимоотношения и взаимодействия организмов с окружающей средой в разных проявлениях. На территории Белгородской области существуют антропогенные и природные экстремальные воздействия. К антропогенным относят: военные действия, которые на нашей территории, и территорий близлежащих соседей отсутствуют. Аварии, которые, конечно же, возникают, в основном из-за субъективного человеческого фактора. Это Курская и Воронежская АЭС. Катастрофы – самые мощные по глобальному и экстремальному воздействию и разрушениям. Это Чернобыльская АЭС.
К природным следует отнести природные стихии, которые вероятны, в связи с изменением климата.
- слайд.
Изучая тему, учащиеся провели исследование с целью «Изучения информации учащихся школы о радиоактивности»(приложение № 1)
Выступление учеников. (Представление анкеты и результатов.)
- слайд.
По результатам, представленным в таблице видим, что из 30 опрошенных учащихся школы с 5 по 10
классы – 100 % знания никто не показал. Поэтому считаем, что необходимо чаще затрагивать сегодняшнюю тему, тем самым формируя экологическую культуру подрастающего поколения, что как раз входит в сегодняшнюю проблему нашего урока.
- 6-9 слайды .
Давайте рассмотрим основные источники радиации в Белгородской области, повторим основные понятия и единицы измерения.
10 слайд.
Повторим основные понятия и единицы измерения радиоактивности. (Выступление учащихся).
- - 12 слайды .
А что же является источниками радиационного фона, и какие из них присутствуют на территории Белгородской области? (Выступление учащегося)
- 13 слайд.
Выполнение практической работы по технологической карте (Обсуждение полученных результатов, формулировка вывода).(приложение № 2)
- Блок ОБЖ 14-24 слайды.
Сообщение учащегося о трагедии Чернобыльской АЭС и последствиях аварии. (Обобщение выступления учителем)
25-26 слайды
Мероприятия по защите человека от радиации. Приборы для измерения радиоактивности.
(Выступление учителя ).
- 27-28 слайды.
Контроль усвоения знаний (в виде теста) по карточкам. (приложение № 3)
29 слайд.
Взаимопроверка и выставление оценки. (Работа в группах).
- Подведение итогов урока. Работа в группах. (Блиц опрос.)
30 слайд.
- Всегда ли радиация приносит вред человеку?
- В чем проявляется положительное использование радиации? Приведите примеры.
Чтение вывода по уроку учителем.
Человек- кузнец своего счастья, и поэтому, если он хочет жить и
выживать, то он должен научиться безопасно, использовать этого “джина из
бутылки” под названием радиация. Человек еще довольно молод для осознания
дара, данного природой ему. Если он научится управлять им без вреда для
себя и всего окружающего мира, то он достигнет небывалого рассвета
цивилизации. А пока нам необходимо прожить первые робкие шаги, в изучении
радиации и остаться в живых, сохранив накопленные знания для следующих
поколений.
- Рефлексия
- Ребята, а теперь вы оцените нашу совместную деятельность, настроение и климатический климат, в котором мы работали.
- Что было самое интересное?
- Сможете ли применять свои знания в жизни?
- Как и в начале урока, отметьте на предложенной картинке ту птицу, которая сейчас отражает ваше настроение, и поместите картинку на доску.
Приложение № 1.
«Изучение информации учащихся школы о радиоактивности.»
Метод: анкетирование
Вопросы анкетирования:
1. Что такое радиация?
2. Какие источники излучения радиации Вам известны?
3. Какой прибор измеряет радиоактивность?
4. Как облучение сказывается на состоянии живых организмов?
5. Сколько лет прошло с момента взрыва на Чернобыльской АЭС?
6. Какие последствия обнаружились в результате аварии на
Чернобыльской АЭС?
7. Существует ли опасность радиоактивного облучения на территории
Белгородской области? В чем она проявляется?
8. Как уберечься от чрезмерного облучения?
9. Необходимы ли меры безопасности при работе с компьютером? Почему?
10. Как можно контролировать перемещения радиоактивных веществ?
Приложение № 2.
Источник радиации | Доза за год, Р |
Космические лучи на уровне моря | 30 |
Дополнительно, в зависимости от расположения над уровнем моря: А)1000 м Б) 2000 м В) Белгородская область-200 метров | 10 30 3 |
Выберите материал, из которого построен ваш дом: А) дерево Б) кирпич В) бетон | 40 75 85 |
Радиация от горных пород и почвы | 15 |
Пища, вода, воздух | 25 |
Осадки после испытания ядерного оружия (в среднем по стране) | 4 |
Медицинские рентгеновские лучи А) флюорография (умножить на число раз за год) Б) желудочно-кишечный тракт (умножить на число раз за год) В) рентген костей, зубов (умножить на число раз за год) | 10X… 200X… 10X… |
Соседство с АЭС | 1 |
ИТОГО: |
Приложение № 3.
Контроль усвоения знаний (тестирование )
1. Единица измерения радиоактивности в системе СИ:
1) беккерель; 2) грей; 3) кюри; 4) рентген
2. Источники радиации, от которых получает основную дозу облучения население Белгородской области:
1) АЭС в соседних обл.; 2) естественные источники
3) радиоактивное глобальное загрязнение;
4) радиационное загрязнение в зоне последствий аварий на ЧАЭС
3. Тяжелый газ, один из значительных естественных источников радиации:
1)ксенон; 2) радон;3) стронций; 4) цезий
4. Мощность экспозиционной дозы гамма излучения на местности составляет, в среднем, для Белгородской области:
1) 0,1 мкР/ч.; 2) 1 мкР/ч.; 3) 11 мкР/ч.; 4) 21 мкР/ч
5. Область РФ, наиболее пострадавшая при аварии на ЧАЭС:
1) Белгородская;2) Брянская; 3) Воронежская; 4) Калужская
6. Наиболее пострадавшая часть Белгородской области при аварии на ЧАЭС:
1) северная; 2) южная; 3) западная; 4) восточная
7. Основной дозообразующий радионуклид, загрязняющий почвы Белгородской области вследствие аварии на ЧАЭС:
1) калий – 40; 2) стронций – 90; 3) углерод – 14; 4) уран - 238
8.Удаление радиоактивных загрязнений с поверхности различных предметов и сооружений:
1) дезактивация; 2) дезинфекция; 3) дезодорация; 4) дератизация
9.Выберите район области, где повышено загрязнение почв
цезием – 137:
1) Губкинский; 2) Корочанский; 3) Ровеньской; 4) Яковлевский
10.Укажите реку области, для которой в донных илах зафиксировано повышение уровня загрязнения цезием – 137:
1) Везелка; 2) Ворскла; 3) Северский Донец; 4) Тихая Сосна.
-----------------------------------------------------------------
Ответы:
1- 1 (беккерель) 2 – 2 (естественные источники)
3 – 2 (радон) 4 – 3 (11 мкР/ч)
5 – 2 (Брянская) 6 – 4 (восточная)
7 – 2 (стронций - 90) 8 – 1 (дезактивация)
9 – 4 (Яковлевский) 10 – 4 (Тихая Сосна)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Белгородская область сегодня"
Презентация для уроков краеведения...
Контрольная работа по курсу «География Белгородской области» 9 класс
Контрольная работа состоит из тестовых заданий...
История Белгородской области
Методическая разработка дополнительного учебного занятия по истории....
СЦЕНАРИЙ ЛИНЕЙКИ, ПОСВЯЩЁННОЙ 69 ГОДОВЩИНЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ НЕМЕЦКО - ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ
Формирование чувства патриотизма, любовь к своей Родине, гордость за свой народ, ответственности за его будущее, уважительного отношения к ветеранам ВОВ....
Природные зоны Белгородской области. Особоохраняемые территории
Урок несет краеведческий материал. Может быть использован в качестве обобщающего, т.к. содержит несколько практических работ с использованием различных карт, статистического материада, учебника....
Флаг Белгоро́дской области— символ Белгородской области.
14 октября отмечается День флага Белгородской области – праздник молодой, который совпадает с важным религиозным праздником – Покровом Пресвятой Богородицы....
Урок географии в 8 классе по теме "Рельеф Белгородской области. Подземная кладовая области".
Урок географии для обучающихся 8-х классов по теме "Рельеф Белгородской области. Подземная кладовая области" (в соответствии с ФГОС)....