« Основные источники радиации в Белгородской области, их воздействие на Биосферу».
методическая разработка по экологии (11 класс) по теме

 

Интегрированный урок-практикум (урок пресс-конференция)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 39_devive_karaman.pptx2.94 МБ
Файл otkrytyy_urok_po_ekologii-obzh.docx29.84 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Средняя общеобразовательная школа № 27. Интегрированный урок-практикум. Тема: «Основные источники радиации в Белгородской области, их воздействие на биосферу». Подготовили : учитель биологии: Гостищева Э.Р. учитель ОБЖ: Колпаков Ю.Г. учащиеся 11 «А» класса Белгород 2012

Слайд 2

Человек родился быть господином, «повелителем», царем природы, но мудрость, с которой он должен править, не дана ему от рождения: она приобретается с учением. Николай Иванович Лобачевский Проблема урока: «Исследование» является универсальным типом мыслительной деятельности, средством формирования экологической культуры школьников. Справедливо ли это утверждение?

Слайд 3

Экстремальные воздействия на биосферу на территории Белгородской области Антропогенные Природные Военные действия (отсутствуют) Природные стихии Аварии (Курская и Воронежская АЭС) (вероятны, в связи с Катастрофы (Чернобыльская АЭС) изменением климата)

Слайд 4

Исследование «Изучение информации учащихся школы о радиоактивности.» Метод: анкетирование Вопросы анкетирования: 1. Что такое радиация? 2. Какие источники излучения радиации Вам известны? 3. Какой прибор измеряет радиоактивность? 4. Как облучение сказывается на состоянии живых организмов? 5. Сколько лет прошло с момента взрыва на Чернобыльской АЭС? 6. Какие последствия обнаружились в результате аварии на Чернобыльской АЭС? 7. Существует ли опасность радиоактивного облучения на территории Белгородской области? В чем она проявляется? 8. Как уберечься от чрезмерного облучения? 9. Необходимы ли меры безопасности при работе с компьютером? Почему? 10. Как можно контролировать перемещения радиоактивных веществ?

Слайд 5

Результаты исследования. Опрошено 30 учащихся школы – 5 – 10 классы. Результативная таблица Вывод: 100 % знания никто не показал. Вопросы 5 кл . 6 кл . 7 кл . 8 кл . 9 кл . 10 кл . 1 1 2 нет 2 2 2 2 нет 2 2 1 1 2 3 нет 1 1 нет нет нет 4 3 2 1 2 4 4 5 3 3 2 1 4 1 6 1 2 1 2 4 4 7 1 2 1 1 1 4 8 1 нет 1 нет 2 3 9 2 2 2 2 4 4 10 1 3 2 1 3 3

Слайд 6

Основные источники радиации в Белгородской области: -естественный радиационный фон; - радиоактивное глобальное загрязнение; - радиационное загрязнение территорий, оказавшихся в зонах распространения радиоактивных облаков, выбросов при радиационной аварии на Чернобыльской АЭС.

Слайд 7

Радиоактивность (от латинского radio - излучаю, radius - луч и activius - действенный), такое название получило открытое явление, которое оказалось привилегией самых тяжелых элементов периодической системы Д.И.Менделеева. «Радиоактивность - это самопроизвольное (спонтанное) превращение неустойчивого изотопа химического элемента в другой изотоп (обычно изотоп другого элемента); при этом происходит испускание электронов, протонов, нейтронов или ядер гелия ( а-частиц )» Сущностью открытого явления было в самопроизвольном изменении состава атомного ядра, находящегося в основном состоянии либо в возбужденном долгоживущем состоянии.

Слайд 8

Радиация Радиация существовала всегда. Радиоактивные элементы входили в состав Земли с начала ее существования и продолжают присутствовать до настоящего времени. Однако само явление радиоактивности было открыто всего сто лет назад. В 1896 году французский ученый Анри Беккерель случайно обнаружил, что после продолжительного соприкосновения с куском минерала, содержащего уран, на фотографических пластинках после проявки появились следы излучения. Позже этим явлением заинтересовались Мария Кюри (автор термина “радиоактивность”) и ее муж Пьер Кюри. В 1898 году они обнаружили, что в результате излучения уран превращается в другие элементы, которые молодые ученые назвали полонием и радием. К сожалению люди, профессионально занимающиеся радиацией, подвергали свое здоровье, и даже жизнь опасности из-за частого контакта с радиоактивными веществами. Несмотря на это исследования продолжались, и в результате человечество располагает весьма достоверными сведениями о процессе протекания реакций в радиоактивных массах, в значительной мере обусловленных особенностями строения и свойствами атома.

Слайд 9

Единицы, в которых измеряются радиоактивность и её воздействие на человека 1. Беккерель. 1 Бк. Радиоактивность вещества, в котором происходит одна реакция деления в секунду. Международная система СИ. 2. Кюри. 1 Ки. Радиоактивность эманации (то есть образовавшегося в результате распада газа) радия (в данном случае, радона), находящейся в состоянии радиоактивного равновесия с 1 г изотопа радий- 226. Внесистемная. 3. Рентген. 1 Р. Экспозиционная доза рентгеновского или гамма- излучения, приводящая к ионизации 1 г сухого воздуха при стандартных условиях на единицу заряда, что соответствует рождению 2 млрд. ионных пар. Внесистемная. 4. Биологический эквивалент рентгена. 1 Бэр. Доза, поглощённая живым организмом, при которой наблюдается тот же биологический эффект, что и при облучении 1 Р рентгеновского или гамма-излучения. Внесистемная. 5. Грей. 1 Гр. Поглощённая доза, при которой на каждый килограмм приходится один джоуль поглощённой энергии. Международная система СИ. 6. Зиверт. 1 Зв. Эффективная доза, показывающая реакцию организма на поглощение 1 Гр радиации. Международная система СИ.

Слайд 10

Дозы и последствия облучения ими Доза излучения, Гр Последствия облучения До 0,25 Каких либо изменений состояния здоровья не обнаруживается 0,25-1 Незначительные обратимые процессы 1-2,5 Легкая форма лучевой болезни 2,5-4 Лучевая болезнь средней тяжести 4-6 Тяжелая форма лучевой болезни. Без лечения возможен смертельный исход (в 50 % случаев) 6-10 Крайне тяжелая форма лучевой болезни

Слайд 12

Источники излучения 1. Естественные (природные, космические) 2. Техногенные (медицинские, промышленные) Вывод: на территории Белгородской области радиационная обстановка обусловлена техногенными и естественными источниками ионизирующего излучения.

Слайд 13

Задание: Заполнить второй столбик личными данными годовой дозы радиоактивного облучения. Сравнить с нормой – 170 Р в год. Сделать вывод: каким образом можно уменьшить воздействие радиации на организм человека? Источник радиации Доза за год, Р Космические лучи на уровне моря 30 Дополнительно, в зависимости от расположения над уровнем моря: А)1000 м Б) 2000 м В) Белгородская область-200 метров 10 30 3 Выберите материал, из которого построен ваш дом: А) дерево Б) кирпич В) бетон 40 75 85 Радиация от горных пород и почвы 15 Пища, вода, воздух 25 Осадки после испытания ядерного оружия (в среднем по стране ) 4 Медицинские рентгеновские лучи А) флюорография (умножить на число раз за год) Б) желудочно-кишечный тракт (умножить на число раз за год) В) рентген костей, зубов (умножить на число раз за год) 10 X … 200 X … 10 X … Соседство с АЭС 1 ИТОГО:

Слайд 14

Трагедия Чернобыля – это урок для всего мира Крупнейшая в истории всего мира техногенная катастрофа разразилась 26 апреля 1986 года, на 4-м блоке Чернобыльской атомной электростанции,

Слайд 15

Трагедия Чернобыля – это урок для всего мира Большое количество убийственных радиоактивных веществ попало прямо в воздух.

Слайд 16

Трагедия Чернобыля – это урок для всего мира С утра, 26 апреля, все дороги Чернобыля были залиты водой и непонятным белым раствором, всё было белым, все обочины

Слайд 17

Трагедия Чернобыля – это урок для всего мира вывозили из радиационной зоны всё население Припяти — женщин, стариков, взрослых людей и новорожденных младенцев.. Так Припять и превратилась в город-призрак

Слайд 18

Трагедия Чернобыля – это урок для всего мира Сотни тысяч людей , выполняя свой гражданский долг добровольцами отправились на ликвидацию последствий аварии .

Слайд 19

Трагедия Чернобыля – это урок для всего мира Многих уже нет в живых , но их подвиг будет жить в памяти народа

Слайд 20

Последствия радиации

Слайд 21

Последствия радиации

Слайд 22

Последствия радиации

Слайд 23

Последствия трагедии на ЧАЭС на территории Белгородской области

Слайд 24

В память о погибших белгородцах во время аварии на ЧАЭС

Слайд 25

Мероприятия по защите человека от радиации

Слайд 26

Приборы для измерения радиоактивности

Слайд 27

Контроль усвоения знаний ( тестирование ) 1. Единица измерения радиоактивности в системе СИ: 1) беккерель; 2) грей; 3) кюри; 4) рентген 2. Источники радиации, от которых получает основную дозу облучения население Белгородской области: 1) АЭС в соседних обл.; 2) естественные источники 3) радиоактивное глобальное загрязнение; 4) радиационное загрязнение в зоне последствий аварий на ЧАЭС 3. Тяжелый газ, один из значительных естественных источников радиации: 1)ксенон; 2) радон;3) стронций; 4) цезий 4. Мощность экспозиционной дозы гамма излучения на местности составляет, в среднем, для Белгородской области: 1) 0,1 мкР /ч.; 2) 1 мкР /ч.; 3) 11 мкР /ч.; 4) 21 мкР /ч 5. Область РФ, наиболее пострадавшая при аварии на ЧАЭС: 1) Белгородская;2) Брянская; 3) Воронежская; 4) Калужская

Слайд 28

6. Наиболее пострадавшая часть Белгородской области при аварии на ЧАЭС: 1) северная; 2) южная; 3) западная; 4) восточная 7. Основной дозообразующий радионуклид, загрязняющий почвы Белгородской области вследствие аварии на ЧАЭС: 1) калий – 40; 2) стронций – 90; 3) углерод – 14; 4) уран - 238 8.Удаление радиоактивных загрязнений с поверхности различных предметов и сооружений: 1) дезактивация; 2) дезинфекция; 3) дезодорация; 4) дератизация 9.Выберите район области, где повышено загрязнение почв цезием – 137: 1) Губкинский ; 2) Корочанский ; 3) Ровеньской ; 4) Яковлевский 10.Укажите реку области, для которой в донных илах зафиксировано повышение уровня загрязнения цезием – 137: 1) Везелка ; 2) Ворскла ; 3) Северский Донец; 4) Тихая Сосна.

Слайд 29

Система оценки: 5-6 правильных ответов – отметка «3» 7-8 правильных ответов – отметка «4» 9-10 правильных ответов – отметка «5» Ответы: 1- 1 (беккерель) 2 – 2 (естественные источники) 3 – 2 (радон) 4 – 3 (11 мкР /ч) 5 – 2 (Брянская) 6 – 4 (восточная) 7 – 2 (стронций - 90) 8 – 1 (дезактивация) 9 – 4 ( Яковлевский ) 10 – 4 (Тихая Сосна)

Слайд 30

Рефлексия Всегда ли радиация приносит вред человеку? В чем проявляется положительное использование радиации? Человек – кузнец своего счастья, и поэтому, если он хочет жить и выживать, то он должен научиться безопасно использовать этого «джина из бутылки» под названием радиация. Человек еще молод для осознания дара данного природой ему. Если он научится управлять им без вреда для себя и всего окружающего мира, то он достигнет небывалого рассвета цивилизации. А пока нам необходимо прожить первые робкие шаги, в изучении радиации и остаться в живых, сохранив накопленные знания для следующих поколений.



Предварительный просмотр:

Тема урока:           « Основные источники радиации в Белгородской области, их воздействие на Биосферу».

Тип урока:          Урок актуализации ранее полученных знаний, с применением современных компьютерных                 технологий.

Форма урока:        интегрированный урок-практикум (урок пресс-конференция)

Технология:         личностно-ориентированная, проблемно-исследовательская.

Цели и задачи урока:        

Образовательные:         

  1. Проверить уровень усвоения материала «Экстремальные воздействия на биосферу на территории области».
  2. Актуализировать и углубить знания о техногенной экологической катастрофе на примере аварии на Чернобыльской АЭС и мероприятиях по защите человека от радиации.
  3. Обобщить и повторить изученный материал, включить его в систему уже имеющихся знаний.
  4. Стимулировать познавательный интерес учащихся к предметам  экология основа опасности и жизнедеятельности.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию логического мышления, умения выражать речью результаты мыслительной деятельности.
  2. Способствовать овладению учащимися умениями и навыками самостоятельной работы, в том числе, исследовательскими.
  3. Продолжить развитие познавательного интереса и творческой активности школьников при индивидуальной и групповой работе, в том числе, подготовке домашних заданий посредством информационных технологий, литературных источников.

Воспитательные:

  1. Воспитание культуры взаимоотношений при работе в группе, развитие способности понимать друг - друга.
  2. Воспитывать ответственное отношение к учебному труду, культуре мышления  и речи.

Методическая:  Показать технологию проведения интегрированного урока.

Обеспечение урока:

- физическая карта «Белгородская область»;

- компьютер;

- проектор;

-комплект карточек с тестовыми заданиями по изученной теме;

- комплект заданий для выполнения практической работы;

- комплект карточек для проведения релаксации на уроке;

- учебник «Экология Белгородской области» Петин А.Н., Новых Л.Л; М, 2002г.

Методы и приёмы обучения:

- методы словесной передачи и слухового восприятия информации  (приемы:  беседа, дискуссия);

-методы исследовательской деятельности (приёмы:тестирование);

- методы наглядной передачи зрительного восприятия информации (приемы: наблюдение, демонстрация);

- метод стимулирования и мотивации (приемы: сочетание двух учебных дисциплин на одном уроке, индивидуальная практическая деятельность );

- методы контроля (приемы: фронтальный и индивидуальный опрос, практическая и самостоятельная работа);

Принципы обучения: научность, системность, логичность, наглядность.

План урока.

  1. Рефлексия. Организационный момент;
  2. Сообщение темы, целей урока, постановка проблемного вопроса;
  3. Вступительное слово учителя
  4. Сообщение учащихся о результатах исследования;
  5. Актуализация знаний учащихся о понятиях радиация, радиоактивность, единицах измерения и дозах облучения, а также, сведения об источниках излучения на территории Белгородской области;
  6. Выполнение практической работы;
  7. Сообщение учащихся об аварии на ЧАЭС и её последствиях на биосфере, на территории Белгородской области. Мероприятия по защите человека от радиации;
  8. Контроль усвоения знаний (тестирование);
  9. Подведение урока. Работа в группах;
  10. Рефлексия.

  1. Рефлексия. Организационный момент.

 - У каждого из вас есть картинки, которые выявят ваш психо - эмоциональный настрой в начале и в конце урока.

 - На картинке, где изображен курятник со сказочными птицами – курами определите себя и своё место в роли одной из птиц, передавая через них своё состояние и настроение здесь и сейчас на уроке.

Пусть такой активный, дружный настрой, как на картинке, останется у вас на весь урок.

  1. Сообщение темы, целей урока, постановка проблемного вопроса.

  1. Слайд.

Тема нашего интегрированного урока экологии и ОБЖ «Основные источники радиации в Белгородской области, их воздействие на биосферу».

Цели нашей пресс-конференции: 

  1. проверить уровень усвоения предыдущего материала, «Экстремальные воздействия на биосферу  на территории области»;
  2. актуализировать и углубить знания о техногенной экологической катастрофе на примере аварии на Чернобыльской АЭС и мероприятиях по защите человека от радиации.
  3. стимулировать познавательный интерес к предметам экология и ОБЖ через различные методы и приемы обучения.
  1. слайд.

Николай Иванович Лобачевский – великий мыслитель, математик говорил:

«Человек родился быть господином, «повелителем», царем природы, но мудрость, с которой он должен править, не дана ему от рождения,  она приобретается учениями».

Отсюда возникает проблема, которая формирует современную положительную мотивацию к учению:

«Исследование» является универсальным типом мыслительной деятельности, средством формирования экологической культуры школьников. Справедливо ли это утверждение? – стоит выяснить!

  1. Вступительное слово учителя. Блок экология.
  1. слайд.

Экология изучает взаимоотношения и взаимодействия организмов с окружающей средой в разных проявлениях. На территории Белгородской области существуют антропогенные и природные экстремальные воздействия. К антропогенным относят: военные действия, которые на нашей территории, и территорий близлежащих соседей отсутствуют. Аварии, которые, конечно же, возникают, в основном из-за субъективного человеческого фактора. Это Курская  и Воронежская АЭС. Катастрофы – самые мощные по глобальному и экстремальному воздействию и разрушениям.  Это Чернобыльская АЭС.

К природным следует отнести  природные стихии, которые вероятны, в связи с изменением климата.

  1.    слайд.

Изучая тему, учащиеся провели исследование с целью «Изучения информации учащихся школы о радиоактивности»(приложение № 1)

Выступление учеников. (Представление анкеты и результатов.)

  1.    слайд.

По результатам, представленным в таблице видим, что из 30 опрошенных учащихся школы с 5 по 10

классы – 100 % знания никто не показал. Поэтому считаем, что необходимо чаще затрагивать сегодняшнюю тему, тем самым формируя экологическую культуру подрастающего поколения, что как раз входит в сегодняшнюю проблему нашего урока.

  1.                                                6-9                слайды .

Давайте рассмотрим основные источники радиации в Белгородской области, повторим основные понятия и единицы измерения.

10            слайд.

Повторим основные понятия и единицы измерения радиоактивности. (Выступление учащихся).

  1. - 12 слайды .

А что же является источниками радиационного фона, и какие из них присутствуют на территории Белгородской области? (Выступление учащегося)

  1.                                                          13 слайд.

Выполнение практической работы по технологической карте (Обсуждение полученных результатов, формулировка вывода).(приложение № 2)

  1.                          Блок ОБЖ                 14-24 слайды.

Сообщение учащегося о трагедии Чернобыльской АЭС и последствиях аварии. (Обобщение выступления учителем)

25-26 слайды

Мероприятия  по защите человека от радиации. Приборы для измерения радиоактивности.

(Выступление учителя ).

  1.                                                  27-28 слайды.

Контроль усвоения знаний (в виде теста) по карточкам. (приложение № 3)

29 слайд.

Взаимопроверка и выставление оценки. (Работа в группах).

  1. Подведение итогов урока. Работа в группах. (Блиц опрос.)

30 слайд.

- Всегда ли радиация приносит вред человеку?

- В чем проявляется положительное использование радиации? Приведите примеры.

Чтение вывода по уроку учителем.

Человек- кузнец своего счастья, и поэтому, если он хочет жить и

выживать, то он должен научиться безопасно, использовать этого “джина из

бутылки” под названием радиация. Человек еще довольно молод для осознания

дара, данного природой ему. Если он научится управлять им без вреда для

себя и всего окружающего мира, то он достигнет небывалого рассвета

цивилизации. А пока нам необходимо прожить первые робкие шаги, в изучении

радиации и остаться в живых, сохранив накопленные знания для следующих

поколений.

  1. Рефлексия

- Ребята, а теперь вы оцените нашу совместную деятельность, настроение и климатический климат, в котором мы работали.

-  Что было самое интересное?

- Сможете ли применять свои знания в жизни?

- Как и в начале урока, отметьте на предложенной картинке ту птицу, которая сейчас отражает ваше настроение, и поместите картинку на доску.


Приложение № 1.

«Изучение информации учащихся школы о радиоактивности.»

Метод: анкетирование

Вопросы анкетирования:

1. Что такое радиация?

2. Какие источники излучения радиации Вам известны?

3. Какой прибор измеряет радиоактивность?

4. Как облучение сказывается на состоянии живых организмов?

5. Сколько лет прошло с момента взрыва на Чернобыльской АЭС?

6. Какие последствия обнаружились в результате аварии на

Чернобыльской АЭС?

7. Существует ли опасность радиоактивного облучения на территории

Белгородской области? В чем она проявляется?

8. Как уберечься от чрезмерного облучения?

9. Необходимы ли меры безопасности при работе с компьютером? Почему?

10. Как можно контролировать перемещения радиоактивных веществ?


Приложение № 2.

Источник радиации

Доза за год, Р

Космические лучи на уровне моря

30

Дополнительно, в зависимости от расположения над уровнем моря:

А)1000 м

Б) 2000 м

В) Белгородская область-200 метров

10

30

3

Выберите материал, из которого построен ваш дом:

А) дерево

Б) кирпич

В) бетон

40

75

85

Радиация от горных пород и почвы

15

Пища, вода, воздух

25

Осадки после испытания ядерного оружия (в среднем по стране)

4

Медицинские рентгеновские лучи

А) флюорография (умножить на число раз за год)

Б) желудочно-кишечный тракт (умножить на число раз за год)

В) рентген костей, зубов (умножить на число раз за год)

10X…

200X…

10X…

Соседство с АЭС

1

ИТОГО:


Приложение № 3.

Контроль усвоения знаний (тестирование )

1. Единица измерения радиоактивности в системе СИ:

1) беккерель; 2) грей; 3) кюри; 4) рентген

2. Источники радиации, от которых получает основную дозу облучения население Белгородской области:

1) АЭС в соседних обл.; 2) естественные источники

3) радиоактивное глобальное загрязнение;

4) радиационное загрязнение в зоне последствий аварий на ЧАЭС

3. Тяжелый газ, один из значительных естественных источников радиации:

1)ксенон; 2) радон;3) стронций; 4) цезий

4. Мощность экспозиционной дозы гамма излучения на местности составляет, в среднем, для Белгородской области:

1) 0,1 мкР/ч.; 2) 1 мкР/ч.; 3) 11 мкР/ч.; 4) 21 мкР/ч

5. Область РФ, наиболее пострадавшая при аварии на ЧАЭС:

1) Белгородская;2) Брянская; 3) Воронежская; 4) Калужская

6. Наиболее пострадавшая часть Белгородской области при аварии на ЧАЭС:

1) северная; 2) южная; 3) западная; 4) восточная

7. Основной дозообразующий радионуклид, загрязняющий почвы Белгородской области вследствие аварии на ЧАЭС:

1) калий – 40; 2) стронций – 90; 3) углерод – 14; 4) уран - 238

8.Удаление радиоактивных загрязнений с поверхности различных предметов и сооружений:

1) дезактивация; 2) дезинфекция; 3) дезодорация; 4) дератизация

9.Выберите район области, где повышено загрязнение почв

цезием – 137:

1) Губкинский; 2) Корочанский; 3) Ровеньской; 4) Яковлевский

10.Укажите реку области, для которой в донных илах зафиксировано повышение уровня загрязнения цезием – 137:

1) Везелка; 2) Ворскла; 3) Северский Донец; 4) Тихая Сосна.

-----------------------------------------------------------------

Ответы:

1- 1 (беккерель)        2 – 2 (естественные источники)

3 – 2 (радон)                4 – 3 (11 мкР/ч)          

5 – 2 (Брянская)        6 – 4 (восточная)

7 – 2 (стронций - 90)        8 – 1 (дезактивация)

9 – 4  (Яковлевский)        10 – 4 (Тихая Сосна)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Белгородская область сегодня"

Презентация для уроков краеведения...

Контрольная работа по курсу «География Белгородской области» 9 класс

Контрольная работа состоит из тестовых заданий...

История Белгородской области

Методическая разработка дополнительного учебного занятия по истории....

СЦЕНАРИЙ ЛИНЕЙКИ, ПОСВЯЩЁННОЙ 69 ГОДОВЩИНЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ НЕМЕЦКО - ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ

Формирование  чувства патриотизма, любовь к своей Родине,  гордость за свой народ, ответственности за его будущее,  уважительного отношения к ветеранам ВОВ....

Природные зоны Белгородской области. Особоохраняемые территории

Урок несет краеведческий материал. Может быть использован в качестве обобщающего, т.к. содержит несколько практических работ с использованием различных карт, статистического материада, учебника....

Флаг Белгоро́дской области— символ Белгородской области.

14 октября отмечается День флага Белгородской области – праздник молодой, который совпадает с важным религиозным праздником – Покровом Пресвятой Богородицы....

Урок географии в 8 классе по теме "Рельеф Белгородской области. Подземная кладовая области".

Урок географии для обучающихся 8-х классов по теме "Рельеф Белгородской области. Подземная кладовая области" (в соответствии с ФГОС)....