МХК. 8 класс. Урок 5. Тема. Древнейшие цивилизации. Древнеегипетская цивилизация. Вводный урок.
план-конспект урока по мхк (8 класс) на тему

Воловельская Лилия Фаатовна

Предмет                               МХК                           Класс                 8

Тема урока             Древнеегипетская цивилизация (урок 6)

 

Тип урока (по дидактической цели и способу проведения): урок общего разбора темы

 

Оборудование урока:

  1. Мультимедиа оборудование (экран, проектор, компьютер).
  2. Раздаточный материал: тексты

 

Цели урока:

Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету:

актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы;

• помочь обучающимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.

Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений обучающихся к окружающей действительности:

• содействовать осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета;

• помочь обучающимся осознать ценность совместной деятельности при работе в группах.

Цели, связанные с обеспечением развития у обучающихся интеллектуальной культуры:

создать содержательные и организационные условия для развития у обучающихся умений анализировать познавательный объект (понятие цивилизация);

• обеспечить развитие у обучающихся умений сравнивать познавательные объекты (египетский и удмуртский мифы);

• содействовать развитию у обучающихся умений выделять главное в познавательном объекте.

Цели, ориентированные на развитие у обучающихся исследовательской культуры:

содействовать развитию у обучающихся умений использовать научные методы познания;

Цели, связанные с развитием у школьников оргдеятелъностной культуры (культуры самоуправления учением):

• создать условия для развития у обучающихся умения работать во времени;

• содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

Цели, ориентированные на развитие информационной культуры обучающихся:

• создать условия для развития у обучающихся умения структурировать информацию;

Цели, связанные с развитием коммуникативной культуры обучающихся:

содействовать развитию у обучающихся умений общаться;

• обеспечить развитие у обучающихся  монологической и диалогической речи.

Цели, ориентированные на развитие рефлексивной культуры обучающихся:

обеспечить развитие у обучающихся умения выделять главные узловые моменты деятельности;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ход урока58.5 КБ
Файл презентация к уроку867.33 КБ

Предварительный просмотр:

МХК. 8 класс.

Урок 5. Тема. Древнейшие цивилизации. Древнеегипетская цивилизация. Вводный урок.

Цель. На примере художественной культуры Древнего Египта проследить этапы развития человечества.

Ход урока.

Из года в год вы становитесь старше, взрослеете, так  становилось старше и взрослело  человечество, и в своем развитии достигло уровня цивилизации. Тема нашего урока «Древнеегипетская цивилизация». Наша с вами цель: на примере художественной культуры Древнего Египта проследить этапы развития человечества. Что из названия темы вам уже хорошо известно? (Цивилизация). Следовательно, из названия темы, какой можно сделать вывод? Обсудите в группах (2 минуты).

Учитель: Египетская цивилизация, возникшая примерно в 4 тыс. до н.э.  в северо-восточной части Африки (слайд 2) располагалась в долине реки Нил, которая начинается в горах Нубии и заканчивается широкой дельтой, впадающей в средиземное море (слайд 3). Существование Египта целиком и полностью зависело от разливов Нила, после которых оставался слой плодородных наносов, пригодных для земледелия (слайд 3) Вот и весь Египет, которые древние называли - Та-Кемет – черная земля. Египтяне обожествляли Нил, изображали его в образе бога Хапи, и создавали в его честь гимны (слайд 4). Я прошу вас прочесть один из многочисленных гимнов и ответить на вопрос – «В каких по счету строках говорится о плодородной роли Нила?» 

Гимн Нилу (времени Нового царства)

4. Ты - владыка рыб, обильный зерном,
Дарующий Египту птицу и рыбу!

7. Насыщающий людей скотом,
А скот - полями,

8. Зеленей же, зеленей же,
О, Хапи, зеленей же!"

6. Зеленей же, зеленей же,
О, Хапи, зеленей же,

1. "Да живет благой бог, возлюбленный Нуном,
Хапи, отец богов и Девятки в волнах!

3. Ты - единственный, сотворивший самого себя,
И не знают твоей сущности!
В день, когда ты выходишь из своей пещеры,
Радостно каждое лицо!

2. Пища, питание, еда Египта,
Оживляющий всех своим питанием!
На его путях - изобилие, на его пальцах - пища,
И люди ликуют, когда он приходит.

5. Не ведает твоей сущности Девятка,
А ты - их жизнь!
При твоем приходе удваиваются их жертвы
И наполняются их алтари.
Они приветствуют тебя кликами,
Ибо ты возрождаешь их.

Учитель: Само изображение бога Хапи дает представление о том, что для Египтян Нил (или Хапи) был источником плодородия. Посмотрите на его крупный живот и грудь (знак материнства) и вспомните женские образы в первобытном искусстве. В руках Хапи держит сосуд с водой, что указывает на то, что перед нами речное божество.

Можно ли сказать, что обращаясь к Богу Хапи - египтяне обращались к нему как к человеку? Какие слова служат подтверждением этому?

Обучающиеся: дарующий, владыка, созидающий, собственным сердцем и т.д.

Учитель: таким образом, египтяне одухотворяли, очеловечивали окружающий мир и говорили - «Земля возлюбленная». Можно ли согласиться с этим высказыванием? Обсудите в группах. (2 минуты).

Обучающиеся: «земля возлюбленная – плодородная, климатические условия, вода, очеловечивание окружающего мира» и т.д.

Учитель: но как появилась моя земля? Что есть мир окружающий, и как он произошел? Свои ответы человек отражал в мифах. Что такое миф? Миф – это своего рода рассказ о некоем «творении», где нам сообщается, каким образом что-либо произошло. Такие мифы есть у всех народов мира. В качестве примера я предлагаю познакомиться с мифами египетским и удмуртским и заполнить таблицу. Что общего и в чем разница? (работа в парах – 5 минут).

Египетский миф о сотворении земли.

Не всегда цвела и благоухала «Черная Земля» - Та-Кемет. Давным-давно на месте городов с их храмами и дворцами. На месте орошаемых полей ничего не было. Не было даже земли. Был Хаос – бескрайний и бездонный океан. Этот океан назывался Нун. И ничего не нарушало покоя. Проходили столетия, тысячелетия.

Но однажды случилось чудо. Вода вдруг заплескалась, заколыхалась и на поверхности появился великий бог Ра. – «Я есть, я существую!» - воскликнул он, и Хаос содрогнулся от громоподобного голоса, возвестившего начало жизни. – «Я сотворю мир! Я сделаю это, ибо мое могущество велико! Я сумел сам себя создать из вод океана! Я первый бог во вселенной, и я сотворю других богов!».

А вокруг, как и прежде все было объято непроглядным мраком. В океане не было даже клочка твердой земли на которой могла бы ступить нога бога. Воспарил Ра над бездной, произнес заклинание, и вот среди волн и пенистых брызг выросла первая суша – холм Бен-Бен.

Задумал в своем сердце Ра создать богов, представил он себе их образы… и выдохнул из своего рта первого бога ветра и воздуха Шу и богиню влаги Тефнут женщину с головой свирепой львицы. Это была первая божественная пара на земле.  Но тут случилось несчастье. Первые боги потерялись в кромешной темноте, царящей вокруг. В отчаянии вырвал Ра у себя глаз и повелел ему идти на розыски пропавших детей.

Нескоро нашло Око потерявшихся во мраке детей и доставило их отцу. Обрадовался Ра. И превратил он свой глаз в змею и поместил Солнечное Око себе на лоб. В честь этого с давних пор глаз-змея украшает короны богов и фараонов. Зовут этого змея Урей.

Стали первые боги жить на холме Бен-Бен. И вот бог Шу женился на  богине Тефнут. У них родились дети, вторая божественная пара: бог земли Геб и богиня неба Нут. А они в свою очередь породили двух богов и двух богинь: Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду. Стало теперь богов девять. Так и возникла Великая Девятка богов.

Удмуртский миф о сотворении земли

(записан в 19 веке венгерским ученым Бернатом Мункачи)

Вместо этого мира раньше ничего не было: только вода со всех сторон, Инмар плавал по этим водам в большой лодке. Так, плавая, однажды сказал Инмар: «Как бы это мне здесь мир сотворить?» и позвал Шайтана. Когда Шайтан прибыл, Инмар сказал ему: «Нырни-ка ты в эту воду и, если на дне найдешь что-нибудь, принеси во рту!». Шайтан по слову Инмара начал нырять в воду. Долго-долго опускаясь, наконец, достиг Шайтан дна, захватил в рот песку и поднялся. Приплыл к Инмару, тот повелел весь песок изо рта выплюнуть. Шайтан, услышав это, подумал: «Почему это Инмар не велит ни одной песчинки оставить?» - и выплюнул не весь песок. А тот песок, что он выплюнул, тут же стал на поверхности вод расти, расти, и возникла земля. И оставшийся во рту у Шайтана песок расти начал. Инмар увидел раздувшиеся щеки Шайтана и воскликнул: «Почему ты меня ослушался, ведь сказал я тебе все до последней песчинки выплюнуть!» и велел выплюнуть оставшуюся землю. Если б этой земли во рту Шайтан не оставил, вся поверхность земли была бы ровной, а из-за нее на земле овраги да ямы, да высокие горы возникли.

Триада Богов:

Инмар – Бог-творец всего сущего на земле.

Куазь – божество погоды и атмосферных явлений.

Кылдысин ( Мукылдысин, Мукылчи) – божество земли и плодородия.

Заполнение таблицы (слайд 6):

Удмуртский миф

Египетский миф

Бог-демиург

вода

земля (с помощью Шайтана)

триада богов (равноценны)

изображение богов отсутствует

Бог-демиург

вода

земля (холм Бен-Бен - сам Ра)

девятка богов (иерархия) Гелиопольская девятка (с возвышением V династии, происходившей из Гелиополя, культ Ра распространяется по всему Египту)

Запишите в тетрадях имена удмуртских богов. 

Учитель: Обожествление природы не случайно – человек осознает значимость окружающего его мира. Какой пример и урок мы, люди 21 века, можем взять для себя от  наших предков. Работа в парах 2 минуты (бережное отношение к природе)

В своем почитании богов удмурты не стремились к их изображению, в отличие от египтян. Египтяне изображали богов таким образом (слайды с 8) В чем заключается особенность изображения богов? (человеческое тело, голова животного)

Заключение.

Учитель: Уместно ли высказывание о Египте «Земля возлюбленная» (слайд 9)? Почему? (рефлексия)

Ученики: все, что окружало древнего египтянина, он обожествлял, т.е. наделял душой, очеловечивал. Мир, который его окружал, был таким же живым, как и он сам.

Цель нашего урока была (слайд 10): на примере художественной культуры Древнего Египта проследить этапы развития человечества. Таким образом, можно сделать вывод (слайд 11– учитель совместно с обучающимися): первобытный человек пытается познать этот мир и свои познания он отражает в рисунках, и в первую очередь изображает животных. В дальнейшем, в частности в древнеегипетской культуре, человек еще не выделяет себя из мира животных (в Древнем Египте сильно развит культ животных), но пытается окружающий мир очеловечить, таким образом, через окружающий мир человек познает себя.

Домашнее задание (слайд 12): отразите египетский и удмуртский мифы в творческих работах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Древнеегипетская цивилизация Цель . На примере художественной культуры Древнего Египта проследить этапы развития человечества.

Слайд 3

Та- Кемет

Слайд 4

Одухотворение, очеловечивание

Слайд 5

«Земля возлюбленная» Земля возлюбленная

Слайд 6

Плодородная почва Полноводная река Поклонение, одухотворение

Слайд 7

Удмуртский миф Египетский миф

Слайд 8

Удмуртский миф Египетский миф Бог-демиург ( Инмар ) Вода Земля (с помощью Шайтана) Триада богов (равноценны) изображение богов отсутствует Бог-демиург (Ра) Вода Земля (холм Бен-Бен - сам Ра) Девятка богов (иерархия) Гелиопольская девятка (с возвышением V династии, происходившей из Гелиополя , культ Ра распространяется по всему Египту)

Слайд 10

«Земля возлюбленная » Мир, который окружал человека был таким же живым как и он сам

Слайд 11

Цель . На примере художественной культуры Древнего Египта проследить этапы развития человечества.

Слайд 12

Вывод : первобытный человек пытается познать этот мир и свои познания он отражает в... рисунках, и в первую очередь изображает … животных. В дальнейшем, в частности в древнеегипетской культуре, человек еще не выделяет себя из мира животных, но пытается окружающий мир одухотворить, т.е. … очеловечить, таким образом, через окружающий мир человек познает уже… себя.

Слайд 14

Домашнее задание : перескажите египетский и удмуртский мифы о сотворении земли символами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

7 класс, открытый урок. Тема:"Древние цивилизации Латинской Америки. Майя."

Представляю итоговый урок по теме "Древние цивилизации Латинской Америки.Майя" в 7 классе...

Тест по МХК по теме "Древние цивилизации"

Работа поможет в подготовке урока МХК по контролю знаний по теме "Древние цивилизации"...

Презентация "Открываем древние цивилизации. Цивилизация Майя"

Данная презентация является дополнительным материалом при изучении темы "Цивилизация и прогресс" в 10 классе....

Презентация по английскому языку "Открываем древние цивилизации. Цивилизация Викингов"

Данная презентация является дополнительным материалом при изучении темы по английскому языку "Цивилизация и прогресс" в 10 классе....

Контрольная работа по Мировой художественной культуре на тему "Древние цивилизации" 10 класс

Работа предполагает проверку знаний учащихся по разделу "Древние цивилизации" в 10 классе (первый раздел)...