Методическая разработка занятия «Здоровье человека. Биологическое действие радиации. Защита от радиации.»
методическая разработка по физике (9, 11 класс)
Материал предназначен для учителей физики, биологии и химии при изучении темы" Радиация . Биологическое действие радиации. Защита от радиации." О поражающих факторах радиации , способах ее воздействия и защиты.Учащиеся знакомятся смерами предосторожности в случае заражения окружающей среды.Актуализируются и развиваются знания учащихся о здоровом образе жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рассмотрен вопросы источников загрязнения и защиты от радиоактивного заражения | 43.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия «Здоровье человека. Биологическое действие радиации. Защита от радиации.»
Тема: Биологическое действие радиации. Защита от радиации.
( Обучающее занятие рекомендовано для проведения с учащимися9-11классов школ на уроках физики, химии, биологии ).
Цели занятия:
1 . Закрепить знания о радиоактивности, формировать экологические знания о сложности взаимосвязей в природе, формировать понятие о радиационном воздействии, как поражающем факторе, о способах уменьшения его воздействия.
2. Ознакомить с мерами предосторожности в случае загрязнения окружающей среды, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
3Актуализировать и развивать знания учащихся о здоровом образе жизни, формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации.
Применение средств обучения: счетчик Гейгера, индивидуальный дозиметр, наборы образцов продуктов, средства индивидуальной защиты,
учебник физики 11 класс автор Г.Я.Мякишев, Б.Б. Буховцев В.М.Чаругин, учебник физики 9класс автор А. В. Перышкин,
презентации « Радиоактивность». Учебное пособие « Наша окружающая среда» 10 класс авт. кол. В.М. Жуковский,
М.Б. Видревич и др.
Занятие проводится в форме беседы с использованием ГСО
Ход занятия. В начале урока проводится анкетирование по вопросам: « Что ты знаешь о радиации?»
- Источниками радиации являются….
- Усиливают ли негативное воздействие радиации стресс, шум….
- Можно ли употреблять в пищу овощи и фрукты выращенные на территории, которая подвергалась радиационному загрязнению ?
- Могут ли через 10 лет жители вернуться в Припять?
5) Возможно ли использовать древесину с зараженных территорий на дрова?
6) Проверить уровень радиации можно с помощью приборов :….
7) Перечислите меры предосторожности в случае радиоактивного загрязнения окружающей среды.
8) Существует ли такое явление как радиофобия или напротив слишком беззаботное отношение среди ваших знакомых?
По ходу урока идет обработка результатов анкетирования из числа учащихся, изучивших эту тему.
I. Открытие радиоактивности. Рассказ учителя. Радиоактивность—это самопроизвольное испускание излучения каким-либо элементом, обусловленное распадом атомных ядер. Явление радиоактивности обнаружил Антуан Анри Беккерель в 1896 г. Он установил, что урановые соли вызывают почернение фотографических пластинок даже завернутых в черную бумагу. Он обнаружил также, что эти соли способны ионизировать газы и таким образом разряжать электроскоп.М. Склодовская-Кюри предположила, что радиоактивность радия обусловлена распадом его атомов. Она обнаружила излучение двух типов, названное а альфа - и бетта -излучением. Альфа -излучение можно отклонять от первоначального направления с помощью электрически заряженной пластинки. В 1900 г. Пьер Кюри открыл излучение третьего типа, получившее название у-излучением.
В последующие несколько лет Эрнест Резерфорд и Фредерик Содди выполнили ряд экспериментов по изучению радия, радона и урана. Они показали, что а-излучение представляет собой поток заряженных частиц. Впоследствии было установлено, что эти частицы являются ядрами атомов гелия. Резерфорд и Содди продемонстрировали также, что радиоактивность приводит к образованию других элементов.В конце 19 века в мире происходят события, которые способствовали формированию новой физической картины мира.
При изучении невидимых радиоактивных лучей ВЫЯСНИЛОСЬ, что они имеют сложный состав, и могут быть разделены с помощью магнитного поля. Поскольку магнитное поле действует на движущиеся заряды, было ясно, что излучение состоит частиц разных типов с разным знаком заряда.
Положительно заряженные тяжелые частицы, входящие в состав радиоактивных лучей были названы α-частицами. Исследования показали, что масса этих частиц вчетверо больше, чем масса атома водорода, а заряд – вдвое больше. Стало ясно, что α-частицы, фактически, являются ядрами гелия.
Отрицательно заряженные частицы были названы β-частицами. Исследования показали, что это электроны.
Нейтральная часть радиоактивных лучей, названная γ-частицами по всем признакам соответствовала электромагнитному излучению очень большой проникающей способности с малой длиной волны.
Важным свойством радиоактивного распада была его постоянная скорость, своя для каждого вещества, зависящая только от начального количества пробы. Чтобы характеризовать эту скорость было введено понятие периода полураспада.
Период полураспада T – это время, за которое распадается половина исходного радиоактивного вещества. Для определения числа атомов, остающихся в веществе спустя заданное время t, в теории радиоактивности используют формулу радиоактивного распада:
В 1908 г. немецкий физик Ханс Гейгер (1882-1945) изобрел прибор для измерения уровня радиации в воздухе. Прибор этот назвали счетчиком Гейгера. При обнаружении радиации счетчик издает особые щелчки. Уровень радиации указывается на шкале.Тогда исследователи еще не знали о вредности радиоактивного излучения. Первой его жертвой и стала М. Склодовская-Кюри. Она умерла в 1934 г. от тяжелого заболевания крови. Впервые природу воздействия радиации на живой организм установили в 1925 году русские ученые Р.С.Филиппов и Р.А Надсон, изучая дрожжи. Два года спустя их открытие подтвердил американский генетик Г.Д.Меллер на дрозофиле. Оказалось, что радиоактивное излучение оказывает сильное мутагенное воздействие на живые клетки, многократно ускоряя их спонтанные мутации.
II. Источники радиоактивного загрязнения (учебник ОБЖ 8 кл, Наша окружающая среда 8-10 класс)
1) Естественная( фоновая) радиация
Люди всегда подвергались космическому облучению и облучению исходящему от самой Земли.
Космические излучения возникают при звездных взрывах в Галактике, солнечных вспышках, чем выше над уровнем моря, тем сильнее космическое облучение воздействует на человека.
Земные источники естественного излучения: радиоактивные вещества в недрах Земли, атмосфере, воде. в организмах всех живых существ нашей планеты.
На нашей планете зарегистрировано лишь 5 районов с повышенной радиацией( Франция, Бразилия, Индия, Египет, остров Науэ в Тихом океане)
2) Причины радиационного загрязнения в развитых странах ( методом мозгового штурма)
а) военные объекты: атомное, термоядерное оружие – его испытание и применение.
б) атомные станции: аварии, хранилища радиоактивных отходов,
в) предприятия по добыче, обогащению и применению ядерных материалов ( урановые рудники, металлургические заводы и т.д.)
2) Искусственная ( возникает при радиоактивных распадах или в результате ядерных реакций)
По ходу рассказа учителем, на столах учащихся таблица с краткой информацией открытий и событий , связанных с радиоактивностью.
Дата | События, связанные с радиоактивностью или ее использованием |
19 век1896г. | Открытие радиоактивности Анри Беккерель |
1898г | Работы Марии Складовской – Кюри, Пьера Кюри Работы Резерфорда |
20 век 1920 | Резерфорд осуществил искусственное превращение ядер |
1932-34 | Ирен Кюри и Фредерик Жолио- Кюри – открытие нейтронаи искусственной радиоактивности Иваненко Д.Д. и Гейзенберг В. - протонно-нейтронную модель ядра. |
1942 | Энрико Ферми – управляемая цепная ядерная реакция |
1943 | Создание центра в СССР по руководством И.В. Курчатова |
16 июля 1945 | Испытание ядерной бомбы (США) |
6 августа 1945г. | Урановая бомба «Малыш» над г. Хиросима ( Япония) |
9 августа 1945г. | Плутониевая бомба «Толстяк» взорвана над г. Нагасаки |
1948г. | В СССР пущен первый ядерный реактор, создание уранодобывающей промышленности |
1949г. | Взрыв советской ядерной бомбы на Семипалатинском полигоне. |
1951-53 | Создание термоядерной бомбы |
1954 | Первая в мире атомная станция в г. Обнинск |
54-62 | Гонка вооружения, повышение радиоационного фона Земли |
Август 1955 | Конференция ООН по атомной энергии « атом для мира»г. Женева |
1957 | Первый в мире атомный ледокол «Ленин» |
29 сентября 1957 | Челябинск -65, р. Теча. Атомная катастрофа |
1963 | Договор запрещающий испытания в атмосфере. |
70-е | Интенсивное развитие ядерной промышленности |
26 апреля 1986 | Авария на Чернобыльской АЭС |
1990-2000 | Все страны, кроме Китая и Франции, отказались от ядерных испытаний . |
2006 -2023 | Ядерные испытания в Северной Кореи |
Радиационные аварии по международной шкале ядерных событий . Ядерные и радиологические аварии и инциденты классифицируются 7 уровнями, №7 Чернобыль(1986) ; Фукусима (2011) №6 Челябинск-40 (Озёрск) (1957) №5 Уиндскейл (1957) Три-Майл-Айленд (1979) Гояния (1987) №4 Сен-Лоран-дез-О (1969) Богунице (1977) Сен-Лоран-дез-О (1980) Северск (1993) Токаймура (1999)Флёрюс (2006) Майяпури (2010) Прочие Айдахо-Фолс (1961) Ненокса (2019) |
III. Учащиеся делятся на группы. Работа в группах по вопросам:
1группа. Открытие радиоактивности
2группа. Строение атома и радиоактивность
3группа. Источники радиоактивного загрязнения
4группа. Применение радиоактивности
Через 5-6 минут меняются группами, в каждой группе оказывается ученик знающий ответы на разные вопросы, рассказывают друг другу, консультируются с учителем.
Желающие рассказывают свой вопрос, пользуясь схемами, таблицами у доски.
IV.Обсуждение Вновь возвращаемся к результатам анкетирования : отвечаем и анализируем ответы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Биологическое действие радиации 9класс
Урок физики в 9 классе...
Биологическое действие радиации
методическая разработка к уроку по физике с использованием интерактивной доски Smart...
Методическая разработка занятия "Здоровье или "имидж"?"
Современные подростки начинают приобщаться к употреблению алкогольных напитков очень рано и, более того, образ жизни многих из них связан с достаточно частым употреблением определенных видов спиртных ...
Методическая разработка занятия "Здоровье"
Здоровье – это награда, которую получает человек за усердие. Здоровый человек – это, как правило, образованный человек, усвоивший одну простую истину: «Чтобы стать здоровым, надо нау...
Методическая разработка занятия "Здоровье и я лучшие друзья"
Занятие разработано для обучающихся основной школы....
Методическая разработка занятия "Здоровье и я - лучшие друзья"
Занятие разработано для обучающихся начальной школы....
Методическая разработка урока физики в 9 классе: "БИОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ РАДИАЦИИ"
Урок объяснения нового материала на тему: «Биологическое действие радиации».Продолжительность: 40 минутЦели: Закрепить знания учащихся о явлении радиоактивности; ввести физическ...