урок по обществознанию в 11 классе Цивилизация эпохи цивилизации
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме

Шарина Инесса Богдановна

Это 4-й урок по теме «Цивилизация прошлого»;на уроке отрабатывается знания по курсам истории древнего мира и средних веков, умение сопоставлять и анализировать, навыки аналитического мышления; отрабатываются и закрепляются понятия – цивилизация, общество, феодализм, мировоззрение

Цели урока: (постановка задач обучения, воспитания и развития):

  1. Дать характеристику основным чертам средневековой цивилизации. Раскрыть значение средневековой цивилизации в истории человечества.
  2. Развивать умения учащихся самостоятельно анализировать и обобщать материал.
  3. Воспитание интереса  к данному  этапу развития истории человечества, как связующему звену истории древнейших цивилизаций с историей индустриальной цивилизации нового времени.

(воспитание интереса к предмету)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

Место и роль данного урока в системе уроков по данной теме:

         Это 4-й урок по теме «Цивилизация прошлого»;на уроке отрабатывается знания по курсам истории древнего мира и средних веков, умение сопоставлять и анализировать, навыки аналитического мышления; отрабатываются и закрепляются понятия – цивилизация, общество, феодализм, мировоззрение

Цели урока: (постановка задач обучения, воспитания и развития):

  1. Дать характеристику основным чертам средневековой цивилизации. Раскрыть значение средневековой цивилизации в истории человечества.
  2. Развивать умения учащихся самостоятельно анализировать и обобщать материал.
  3. Воспитание интереса  к данному  этапу развития истории человечества, как связующему звену истории древнейших цивилизаций с историей индустриальной цивилизации нового времени.

(воспитание интереса к предмету)

Тип урока: комбинированный, в форме развивающего обучения.

Оборудование: диафильм «Средневековый город», схема, иллюстрированный материал.

ЭТАПЫ УРОКА:

1. Организация начала урока.

2. Повторение изученного материала (всесторонняя проверка знаний).

  1. Что изучает истории? – Прошлое человеческого общества, его историю развития, т.е. исторический процесс.
  2. Что представляет собой исторический процесс? – Смена цивилизаций, существовавших в разное время в разных регионах планеты.
  3. Что мы понимаем под цивилизацией? – Качественная специфика, (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития.
  4. Об истории каких цивилизаций мы говорили с вами на прошлых уроках? – О древних цивилизациях: Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай, древнегреческой, эллинистической, древнеримской.

3. Проведение тестирования

  1. проверка по парам (5 баллов – без ошибок).
  2. Устная проверка ответов.

Тестирование

1.Какие цивилизации из данных оказали особое влияние на историю народов Европы?

  1. Древний Китай
  2. Древний Египет
  3. Древняя Греция
  4. Древнеримская
  5. Древняя Индия
  6. Цивилизация эллинизма

2. Какой из древних цивилизаций были присущи эти явления: классическое рабство рынок, полис, демократическая форма правления.

  1. древнегреческой
  2. эллинистической
  3. древнеримской

3.  Культура какой цивилизации представляла собой сочетание местных устойчивых традиций с культурой принесенной завоевателями и переселенцами:

  1. древнегреческой
  2. эллинистической
  3. древнеримской

4. Выделите основные ценности а)древнегреческого полиса, б)древнеримской цивилизации

  1. патриотизм
  2. признание превосходства земледельческого труда
  3. полис – высшее благо, существование человека вне него невозможно
  4. Рим – высшая ценность, долг гражданина служить ему
  5. приоритет традиций
  6. развитие системы права
  7. осуждение желания накопительства
  8. владение ораторским искусством

5. Кому принадлежат слова: «Не знать, что случилось до твоего рождения, - значит всегда оставаться ребенком»

а) Аристотель, б) Цицерон,  в) Платон.

4. Подготовка к активному и сознательному усвоению учебного материала.

Зачитывается высказывание Цицерона (последний вопрос тестирования): «Не знать, что случилось до твоего рождения, - значит всегда оставаться ребенком».

Мы с вами считаем себя взрослыми людьми? – да

Значит вы знаете о произошедших событиях до своего рождения? – да

Мы сейчас это проверим

Какой этап в истории человеческого общества можно выделить после истории древности, древних цивилизаций? – Средневековье

Далее называется тема данного урока, ставятся задачи.

Вы уже изучали историю средних веков в 7-м классе. Какой регион в географическом отношении вы рассматривали? – Европа

Временные рамки – X – XIV вв.

Как еще называют период средневековья? – Феодализм

Что собой представляет феодализм?

  1. как экономический строй – собственники земли феодалы эксплуатировали зависимых крестьян
  2. а что представляло собой средневековое общество?

5. Усвоение новых знаний.

Лист 10

Перед вами представители классов и слоев феодального общества: назовите кто изображен на рисунке.

Давайте с вами по мере знакомства со средневековым обществом создадим его схему в виде пирамиды. Начинаем создавать ее с вершины.

Кто стоял во главе средневекового государства, средневекового общества? – Король

Каково было отношение к королю, монархии в средневековье?

  1. у «братьев по классу» - друг или враг. (На упрек короля: «Кто сделал тебя графом?» строптивый подданный отвечал: «А кто Ваше Величество, Вас сделал королем?»).
  2. города – поддерживали королей в их борьбе со знатью, а короли опекали их как центры торговли и ремесла. Вера горожан в «доброго короля»
  3. крестьяне – король – феодал, но, например, во Франции инициаторами смены крепостного права были короли.

Считалось, что страна и весь народ вручены королю Богом. Это предполагало серьезное отношение короля к своим подчиненным.

ВЫВОД: оставаясь по сути феодальной, королевская власть возвышалась над корыстными классовыми интересами, обеспечивая равновесие и стабильность всего общества.

У кого было такое же высокое положение в средневековом обществе? – у духовенства

Какая из мировых религий соотносится с европейским регионом в этот период?

Христианство.

Можно ли христианство назвать  идеологией средневековья? – да, т.к. страстная вера в Бога людей той эпохи выражала их стремление к «прекрасной жизни» и определяла все стороны их существования. Важнейшие моменты человеческой жизни (рождение, брак, посвящение в рыцари, смерть) были связаны с христианством. И на всех областях человеческой деятельности лежал его отпечаток.

ВЫВОД: Христианство было своего рода осью средневековой цивилизации.

Кто был основным участником крестовых походов? – рыцарство

С чем было связано возникновение рыцарства в средние века?

  1. раскол общества на классы
  2. военная необходимость: пехота варваров не могла эффективно противостоять конным войскам с Востока.
  3. Война становилась профессиональной, а вооружение дорогостоящим, в результате общество разделилось на «тех, кто работает» и «тех кто воюет».

Зачитать из «Детский Плутарх» (средние века) отрывок из песни о Роланде. – 423 стр.

Объяснение понятий «сеньор» и «вассал»

Что лежало в основе вассальных отношений?

-экономически: феодал жаловал рыцарю земельное владение (феод), за что тот приносил ему присягу на верность.

Обязанности вассалов:

  1. По приказу сеньора выступить в поход с отрядом воинов.
  2. Участвовать в суде сеньора
  3. Выкупать сеньора из плена.

Обязанности сеньора

  1. Защита вассала
  2. Щедрость

Как вы понимаете выражение «Вассал моего вассала не мой вассал».

Объясните, используя данную схему.

Какими на ваш взгляд качествами должен обладать рыцарь? – Доблесть. Достойное поведение на рыцарском поединке. Щедрость и роскошество. Поклонение оружию. Месть за оскорбление. Рыцарское отношение к женщине – культ Прекрасной Дамы.

Не лишним будет заметить, что правила чести, действовали только внутри рыцарского сословия: на иные не распространялись.

Кто-то воевал, а кто-то трудился. Кто же трудился?

По вашему мнению, какое сословие из представленных на иллюстрациях было самым многочисленным? – Крестьянство.

Где будет правильно его расположить? – У основания пирамиды.

Почему? – Крестьянство, с одной стороны, главная производительная сила общества, но с другой стороны, самая бесправная его часть.

Какие права были у крестьян? – Никаких.

Почему? 1. Труд в средние века не являлся ценностью.

                 2. Что собой представлял мир феодальной деревни?

  1. Каким было крестьянское хозяйство? – натуральным
  2. Была ли необходимость у крестьян как можно шире окружающий мир? – нет.

Как другие слои общества относились к крестьянству?

  1. духовенство – двойственная политика ---порицали феодалов, т.к. крестьянский труд «угоден Богу», с другой стороны – Воля Бога на все.
  2. рыцарство: отрицательное отношение («мужик»).
  3. Былины средневековой Руси: Илья Муромец – «деревенщина», «застрельщина».

ВЫВОД: Т.о. крестьянину навязывалось представление о себе как о существе низшем, предназначенным для службы господину.

Средневековое общество нельзя представить себе еще без одного прихнака.

Показ диафильма.

Важной частью средневекового общества являлся ГОРОД.

Основные черты средневекового города:

  1. замкнутость (крепость)
  2. самоуправление (определение ценностей: свобода и равенство).
  3. центр ремесла и торговли (состав городского населения).

Свобода и равенство истоки чего? – Парламентского управления.

Средневековью свойственно объединение людей (монашеские и рыцарские ордена, крестьянские общины и т.д.).

Какие объединения возникли в средневековых городах? – Цех – объединение ремесленников одной специальности:

  1. регулировали процесс производства
  2. карали за недоброкачественную продукцию
  3. защищали от посягательства феодалов
  4. регламентировали все стороны жизни (одежда, свадьба и т.д.).

В городах вырабатывалось новое отношение к труду:

  1. труд не только источник существования, но и морального удовлетворения
  2. время не по кругу, а по прямой: «Время – деньги!».

Горожанин средневековой Европы становится носителем  иных ценностей, предвестником нового мира. Именно в городах зрели силы, погубившие средневековую цивилизацию.

5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала и закрепление новых знаний.

Вопросы учебника стр. 69-70, №1, 2, 5, 9, 10.

Вывод на задачи урока: какое место в истории человеческого общества занимали средние века?

6. Подведение итогов урока

  1. подсчет баллов
  2. выставление оценок

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: какой период в истории человеческого общества наступает после средневековья – новая история; с чем она была связана – с зарождением индустриальной цивилизации. О ней мы с вами поговорим на следующем уроке.

 Домашнее задание  - §10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина   «Господин из Сан-Франциско».   На уроке литературы  учащиеся  11 класса попытаются осмыслить Бунинскую  идею кризиса...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство  9кл...

Сценарий урока по обществознанию XI класс Тема урока: « Организационно-правовые формы предприятий»

Целевая установка: создание условий для систематизации и обобщения знаний  о субъектах предпринимательского права.Основные задачи:обучающие- создать условий для закрепления знаний об организацион...

Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"

Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...

Методическая разработка урока истории в 8 классе «Петровская эпоха в истории региона (на примере Казанской губернии)»

    Данная методическая разработка урока была представлена во втором этапе Всероссийского конкурса (с международным участием) "История в школе: традиции и новации", организо...