урок по обществознанию в 11 классе Цивилизация эпохи цивилизации
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме
Это 4-й урок по теме «Цивилизация прошлого»;на уроке отрабатывается знания по курсам истории древнего мира и средних веков, умение сопоставлять и анализировать, навыки аналитического мышления; отрабатываются и закрепляются понятия – цивилизация, общество, феодализм, мировоззрение
Цели урока: (постановка задач обучения, воспитания и развития):
- Дать характеристику основным чертам средневековой цивилизации. Раскрыть значение средневековой цивилизации в истории человечества.
- Развивать умения учащихся самостоятельно анализировать и обобщать материал.
- Воспитание интереса к данному этапу развития истории человечества, как связующему звену истории древнейших цивилизаций с историей индустриальной цивилизации нового времени.
(воспитание интереса к предмету)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvoznanie_11_klass_civilizaciya_epohi_srednevekovya.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.
Место и роль данного урока в системе уроков по данной теме:
Это 4-й урок по теме «Цивилизация прошлого»;на уроке отрабатывается знания по курсам истории древнего мира и средних веков, умение сопоставлять и анализировать, навыки аналитического мышления; отрабатываются и закрепляются понятия – цивилизация, общество, феодализм, мировоззрение
Цели урока: (постановка задач обучения, воспитания и развития):
- Дать характеристику основным чертам средневековой цивилизации. Раскрыть значение средневековой цивилизации в истории человечества.
- Развивать умения учащихся самостоятельно анализировать и обобщать материал.
- Воспитание интереса к данному этапу развития истории человечества, как связующему звену истории древнейших цивилизаций с историей индустриальной цивилизации нового времени.
(воспитание интереса к предмету)
Тип урока: комбинированный, в форме развивающего обучения.
Оборудование: диафильм «Средневековый город», схема, иллюстрированный материал.
ЭТАПЫ УРОКА:
1. Организация начала урока.
2. Повторение изученного материала (всесторонняя проверка знаний).
- Что изучает истории? – Прошлое человеческого общества, его историю развития, т.е. исторический процесс.
- Что представляет собой исторический процесс? – Смена цивилизаций, существовавших в разное время в разных регионах планеты.
- Что мы понимаем под цивилизацией? – Качественная специфика, (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития.
- Об истории каких цивилизаций мы говорили с вами на прошлых уроках? – О древних цивилизациях: Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай, древнегреческой, эллинистической, древнеримской.
3. Проведение тестирования
- проверка по парам (5 баллов – без ошибок).
- Устная проверка ответов.
Тестирование
1.Какие цивилизации из данных оказали особое влияние на историю народов Европы?
- Древний Китай
- Древний Египет
- Древняя Греция
- Древнеримская
- Древняя Индия
- Цивилизация эллинизма
2. Какой из древних цивилизаций были присущи эти явления: классическое рабство рынок, полис, демократическая форма правления.
- древнегреческой
- эллинистической
- древнеримской
3. Культура какой цивилизации представляла собой сочетание местных устойчивых традиций с культурой принесенной завоевателями и переселенцами:
- древнегреческой
- эллинистической
- древнеримской
4. Выделите основные ценности а)древнегреческого полиса, б)древнеримской цивилизации
- патриотизм
- признание превосходства земледельческого труда
- полис – высшее благо, существование человека вне него невозможно
- Рим – высшая ценность, долг гражданина служить ему
- приоритет традиций
- развитие системы права
- осуждение желания накопительства
- владение ораторским искусством
5. Кому принадлежат слова: «Не знать, что случилось до твоего рождения, - значит всегда оставаться ребенком»
а) Аристотель, б) Цицерон, в) Платон.
4. Подготовка к активному и сознательному усвоению учебного материала.
Зачитывается высказывание Цицерона (последний вопрос тестирования): «Не знать, что случилось до твоего рождения, - значит всегда оставаться ребенком».
Мы с вами считаем себя взрослыми людьми? – да
Значит вы знаете о произошедших событиях до своего рождения? – да
Мы сейчас это проверим
Какой этап в истории человеческого общества можно выделить после истории древности, древних цивилизаций? – Средневековье
Далее называется тема данного урока, ставятся задачи.
Вы уже изучали историю средних веков в 7-м классе. Какой регион в географическом отношении вы рассматривали? – Европа
Временные рамки – X – XIV вв.
Как еще называют период средневековья? – Феодализм
Что собой представляет феодализм?
- как экономический строй – собственники земли феодалы эксплуатировали зависимых крестьян
- а что представляло собой средневековое общество?
5. Усвоение новых знаний.
Лист 10
Перед вами представители классов и слоев феодального общества: назовите кто изображен на рисунке.
Давайте с вами по мере знакомства со средневековым обществом создадим его схему в виде пирамиды. Начинаем создавать ее с вершины.
Кто стоял во главе средневекового государства, средневекового общества? – Король
Каково было отношение к королю, монархии в средневековье?
- у «братьев по классу» - друг или враг. (На упрек короля: «Кто сделал тебя графом?» строптивый подданный отвечал: «А кто Ваше Величество, Вас сделал королем?»).
- города – поддерживали королей в их борьбе со знатью, а короли опекали их как центры торговли и ремесла. Вера горожан в «доброго короля»
- крестьяне – король – феодал, но, например, во Франции инициаторами смены крепостного права были короли.
Считалось, что страна и весь народ вручены королю Богом. Это предполагало серьезное отношение короля к своим подчиненным.
ВЫВОД: оставаясь по сути феодальной, королевская власть возвышалась над корыстными классовыми интересами, обеспечивая равновесие и стабильность всего общества.
У кого было такое же высокое положение в средневековом обществе? – у духовенства
Какая из мировых религий соотносится с европейским регионом в этот период?
Христианство.
Можно ли христианство назвать идеологией средневековья? – да, т.к. страстная вера в Бога людей той эпохи выражала их стремление к «прекрасной жизни» и определяла все стороны их существования. Важнейшие моменты человеческой жизни (рождение, брак, посвящение в рыцари, смерть) были связаны с христианством. И на всех областях человеческой деятельности лежал его отпечаток.
ВЫВОД: Христианство было своего рода осью средневековой цивилизации.
Кто был основным участником крестовых походов? – рыцарство
С чем было связано возникновение рыцарства в средние века?
- раскол общества на классы
- военная необходимость: пехота варваров не могла эффективно противостоять конным войскам с Востока.
- Война становилась профессиональной, а вооружение дорогостоящим, в результате общество разделилось на «тех, кто работает» и «тех кто воюет».
Зачитать из «Детский Плутарх» (средние века) отрывок из песни о Роланде. – 423 стр.
Объяснение понятий «сеньор» и «вассал»
Что лежало в основе вассальных отношений?
-экономически: феодал жаловал рыцарю земельное владение (феод), за что тот приносил ему присягу на верность.
Обязанности вассалов:
- По приказу сеньора выступить в поход с отрядом воинов.
- Участвовать в суде сеньора
- Выкупать сеньора из плена.
Обязанности сеньора
- Защита вассала
- Щедрость
Как вы понимаете выражение «Вассал моего вассала не мой вассал».
Объясните, используя данную схему.
Какими на ваш взгляд качествами должен обладать рыцарь? – Доблесть. Достойное поведение на рыцарском поединке. Щедрость и роскошество. Поклонение оружию. Месть за оскорбление. Рыцарское отношение к женщине – культ Прекрасной Дамы.
Не лишним будет заметить, что правила чести, действовали только внутри рыцарского сословия: на иные не распространялись.
Кто-то воевал, а кто-то трудился. Кто же трудился?
По вашему мнению, какое сословие из представленных на иллюстрациях было самым многочисленным? – Крестьянство.
Где будет правильно его расположить? – У основания пирамиды.
Почему? – Крестьянство, с одной стороны, главная производительная сила общества, но с другой стороны, самая бесправная его часть.
Какие права были у крестьян? – Никаких.
Почему? 1. Труд в средние века не являлся ценностью.
2. Что собой представлял мир феодальной деревни?
- Каким было крестьянское хозяйство? – натуральным
- Была ли необходимость у крестьян как можно шире окружающий мир? – нет.
Как другие слои общества относились к крестьянству?
- духовенство – двойственная политика ---порицали феодалов, т.к. крестьянский труд «угоден Богу», с другой стороны – Воля Бога на все.
- рыцарство: отрицательное отношение («мужик»).
- Былины средневековой Руси: Илья Муромец – «деревенщина», «застрельщина».
ВЫВОД: Т.о. крестьянину навязывалось представление о себе как о существе низшем, предназначенным для службы господину.
Средневековое общество нельзя представить себе еще без одного прихнака.
Показ диафильма.
Важной частью средневекового общества являлся ГОРОД.
Основные черты средневекового города:
- замкнутость (крепость)
- самоуправление (определение ценностей: свобода и равенство).
- центр ремесла и торговли (состав городского населения).
Свобода и равенство истоки чего? – Парламентского управления.
Средневековью свойственно объединение людей (монашеские и рыцарские ордена, крестьянские общины и т.д.).
Какие объединения возникли в средневековых городах? – Цех – объединение ремесленников одной специальности:
- регулировали процесс производства
- карали за недоброкачественную продукцию
- защищали от посягательства феодалов
- регламентировали все стороны жизни (одежда, свадьба и т.д.).
В городах вырабатывалось новое отношение к труду:
- труд не только источник существования, но и морального удовлетворения
- время не по кругу, а по прямой: «Время – деньги!».
Горожанин средневековой Европы становится носителем иных ценностей, предвестником нового мира. Именно в городах зрели силы, погубившие средневековую цивилизацию.
5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала и закрепление новых знаний.
Вопросы учебника стр. 69-70, №1, 2, 5, 9, 10.
Вывод на задачи урока: какое место в истории человеческого общества занимали средние века?
6. Подведение итогов урока
- подсчет баллов
- выставление оценок
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: какой период в истории человеческого общества наступает после средневековья – новая история; с чем она была связана – с зарождением индустриальной цивилизации. О ней мы с вами поговорим на следующем уроке.
Домашнее задание - §10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"
Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». На уроке литературы учащиеся 11 класса попытаются осмыслить Бунинскую идею кризиса...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство 9кл...
Фрагмент урока по обществознанию. 6 класс. Тема урока "Человек и его деятельность".
https://yadi.sk/i/ETBh2tgI3EK8z5...
Сценарий урока по обществознанию XI класс Тема урока: « Организационно-правовые формы предприятий»
Целевая установка: создание условий для систематизации и обобщения знаний о субъектах предпринимательского права.Основные задачи:обучающие- создать условий для закрепления знаний об организацион...
Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"
Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...
КТП 6-7 классы по истории и обществознании, поурочный план урока по обществознанию 8 класса и презентация на тему Религия как одна из форм культуры
КТП, поурочные планы,презентации...
Методическая разработка урока истории в 8 классе «Петровская эпоха в истории региона (на примере Казанской губернии)»
Данная методическая разработка урока была представлена во втором этапе Всероссийского конкурса (с международным участием) "История в школе: традиции и новации", организо...