Соли, их классификация и свойства
материал по химии (8 класс) по теме
Урок в 8 классе по теме "Соли, их классификация и свойства" с использованием технологии критического мышления через чтения и письмо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока и презентация | 598.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Соли, их классификация и свойства.
Цели урока.
- Образовательные: рассмотреть классификацию солей, их химические свойства.
- Развивающие: развивать мышление обучающихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы.
- Воспитательные: продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных фор обучения и создания ситуации успеха.
Медиаобразовательные ЗУН:
- уметь находить требуемую информацию в различных источниках;
- уметь аргументировать собственные высказывания;
- уметь понимать задания в различных формулировках и контекстах;
- уметь вербальную информацию переводить в визуальную знаковую систему и наоборот;
- уметь извлекать из предложенной информации, данные и представлять ее в табличной форме или другой форме;
- уметь систематизировать предложенную информацию по заданным признакам;
- уметь находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению;
Оборудование и реактивы: ПСХЭ Д.И.Менделеева, таблица растворимости, ЭХРН металлов, различные соли (хлориды марганца, меди, натрия; сульфаты меди, никеля, марганца, натрия).
Технология: технология критического мышления через чтение и письмо.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока: Этап подготовительной подготовки для работы на уроке
- Сообщение темы урока, цели.
1 этап: Стадия вызова. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме,
- устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности,
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Фронтальный опрос:
- Какой класс веществ называется солями? (Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков). Слайд – определение и разные соли
- Как называются соли соляной кислоты? Серной? Фосфорной? Азотной? (см. табл. 5 стр. 109. Номенклатура солей) Слайд номенклатура солей
- Какие из них встречаются в природе и каково их применение? (по § 21. Хлорид натрия или поваренная соль. Без этой соли невозможна жизнь растений, животных и человека, так как она обеспечивает важнейшие физиологические процессы в организмах. Используют в химической промышленности для получения натрия, соляной кислоты, в медицине, для приготовления пищи, для консервирования продуктов питания (соление и квашение овощей) и т.д.. Карбонат кальция или мел, мрамор, известняк. Известняк используют в строительстве. Мрамор идет на изготовление статуй, им отделаны станции метро. Из карбоната кальция наземные животные «строят» свои скелеты – внутреннюю опору для мягких тканей, которые в десятки раз превышают вес самой опоры. Фосфат кальция входит в состав минералов фосфоритов и апатитов. Из них производят фосфорные удобрения, без которых невозможно получение высоких урожаев в сельском хозяйстве. Фосфат кальция также входит в состав костей животных.). Слайд § 21 рис 62, 63, 64, 65
- Каковы физические свойства солей? (Ответ с использованием таблицы растворимости. Соли имеют твердое агрегатное состояние, бывают хорошо растворимые, малорастворимые и практически нерастворимые в воде, различного цвета).
Учитель демонстрирует разнообразные соли: хлориды натрия, меди, марганца; сульфаты никеля, меди, марганца, натрия и т.д..
- Учащиеся получают инструктивные карточки для выполнения парной работы по теме «Соли». Слайд самой работы
Инструкция по выполнению работы по теме «Соли».
(парная)
Цель: Усовершенствовать умения в составлении формул солей в соответствии со степенью окисления ионов металла и кислотного остатка, повторить номенклатуру солей.
- Составьте формулы солей, образованных ионами и дайте их названия.
Задание для 1 ученика:
Ионы | К+ | Fе 3+ |
CL- | ||
SO4 2- |
Задание для 2 ученика:
Ионы | Na+ | Mg2+ |
NO3- | ||
РО4 2- |
- Проверьте друг у друга правильность выполнения заданий и оцените их.
2 стадия: Осмысление. Эта стадия позволяет ученику:
- получить новую информацию,
- осмыслить ее,
- соотнести с уже имеющимися знаниями.
Работа с текстом параграфа — чтение “со стопом” или «лекция со стопом». После каждого фрагмента параграфа идёт обсуждение. Особенность ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.
- Классификация солей. (Слайд - таблица)
Соли | ||
Средние | Кислые | Основные |
Средние соли – это продукты полного замещения атомов водорода в кислоте на металл. Na2CO3 - карбонат натрия CuSO4 – сульфат меди (ІІ). Диссоциируют соли на катион металла и анион кислотного остатка: Na2CO3 → 2Na+ + CО32- | Кислые соли – это продукты неполного замещения атомов водорода в кислоте на металл. NaНCO3 – гидрокарбонат натрия КНSO4 – гидросульфат калия. Диссоциируют кислые соли следующим образом: NaНCO3 → Na+ + НCО3- | Основные соли – это продукты неполного замещения гидроксогруппы в основании на кислотный остаток. СаОНСL – гидроксохлорид кальция (CuОН)2СО3 –гидроксокарбонат меди (ІІ). Диссоциируют основные соли следующим образом: СаОНСL → СаОН+ + СL- |
Задание: Из перечня формул Са(НSO4)2, (CaOH)2SO4 , Ca(NO3)2, NaH2PO4, Na3PO4, MgOHNO3 выпишите отдельно: 1 вариант формулы средних солей, 2 вариант – кислых, 3 вариант – основных. Дайте их названия. (Слайд)
Проверьте друг у друга результаты работы.
1 вариант | 2 вариант | 3 вариант |
Ca(NO3)2 – нитрат кальция, Na3PO4 - фосфат натрия | Са(НSO4)2 – гидросульфат кальция, NaH2PO4 - дигидрофосфат натрия | CaOH)2SO4 -гидроксосульфат кальция, MgOHNO3 - гидроксонитрат магния |
- Химические свойства солей. (Слайд с портретом Бекетова и хим. св. солей)
Типичные реакции средних солей
- Соль + кислота → другая соль + другая кислота (реакция обмена).
- Соль + щелочь → другая соль + другое основание (реакция обмена).
- Соль1 + соль2 → соль3 + соль4 (реакция обмена)
- Соль + металл → другая соль + другой металл (реакция замещения).
Учитель: Химические свойства солей сводятся к четырем реакциям. Первые две реакции обмена уже были подробно рассмотрены ранее. Третья реакция также является реакцией обмена. Она протекает между растворами солей и сопровождается образованием осадка. Четвертая реакция солей связана с именем крупнейшего русского химика Н.Н.Бекетова, который в 1865 г. изучал способность металлов вытеснять из растворов солей другие металлы. И при составлении уравнений таких химических реакций мы будем пользоваться ЭХРН металлов. Согласно которому каждым металл вытесняет из растворов солей все другие металлы, расположенные правее его в ряду напряжений, при условии: (слайд)
- обе соли (и реагирующая и образующая в результате реакции) должны быть растворимыми;
- металлы не должны взаимодействовать с водой, поэтому металлы главных подгрупп І и ІІ групп ПСХЭ Д.И.Менделеева – щелочные и щелочноземельные – не вытесняют другие металлы из растворов солей.
Примеры уравнений реакций: (Слайд)
- HgCL2(р-р) + Cu → CuCL2(р-р) + Hg
Hg2+ + 2CL- + Cu0 → Cu2+ + 2CL-+ Hg0
Hg2+ + Cu0 → Cu2+ + Cu0
- FeSO4 + Cu → медь не может вытеснить железо из раствора его соли. Реакция не протекает.
Учитель: Сейчас займемся химическими исследованиями свойств солей.
Учащиеся получают инструктивные карточки для выполнения работы фронтальной лабораторной.
Инструкция по проведению химического исследования. (Слайд)
Порядок действий.
- Проделайте химическую реакцию взаимодействия раствора нитрата серебра AgNO3 с соляной кислотой HCL. Что наблюдаете? Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном видах.
- Проделайте химическую реакцию взаимодействия раствора сульфата меди (ІІ) CuSO4 с раствором гидроксида натрия NaOH. Что наблюдаете? Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном видах.
- Проделайте химическую реакцию взаимодействия раствора сульфата натрия Na2SO4 с раствором хлорид бария BaCL2. Что наблюдаете? Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном видах.
- Проделайте химическую реакцию взаимодействия раствора сульфата меди (ІІ) CuSO4 с железом Fe. Что наблюдаете? Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном видах.
- Проверьте правильность записи уравнений реакций. (Слайд с написанными уравнениями)
- Закрепление изученного материала. Рефлексия.
Учитель: Подведем итоги нашего урока.
Учитель: С какими классами веществ реагируют соли? Ответ изобразите в виде схемы (схема).
Схема № 1
Химические свойства солей
Соли
Кислоты Щелочи Соли Металлы
(растворимые основания)
Домашнее задание: Учебник Габриелян О.С. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2009г.
§ 41 стр. упр. 2, 4. (Слайд)
Оценки за урок выставляются наиболее активно работавшим на уроке учащимся и по итогам проверки работы
И.А.Вавилина,
учитель химии средней школы № 13,
г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)
Технологическая карта урока «Соли, их классификация и свойства» с использованием НИТ
Стадия (фаза) | Функции фазы | Задачи, деятельность учителя | Деятельность учащихся | Возможные приемы и методы |
Стадия вызова | Мотивация (побуждение к работе с новой информацией). Бесконфликтный обмен мнениями | Вызов уже имеющихся знаний по классу неорганических веществ - солям, активизация учащихся | Учащиеся рассказывают, что им уже известно о солях и информацию классифицируют | Фронтальный опрос класса, парная работа учащихся. Этот прием имеет большой потенциал в стадии рефлексии. |
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается. | ||||
Стадия осмысление | Информация кластера систематизируется и приводится по плану | Сохранение интереса к теме. Лекция «со стопами» по теме «Классификация солей», «Химические свойства солей» | Ученик слушает, смотрит, читает текст учебника и делает записи в тетради. | Поиск информации. |
Непосредственный контакт с новой информацией, работа ведется индивидуально, в парах | ||||
Стадия рефлексии | Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации). Информационная. Мотивационная. Оценочная (выработка собственной позиции, оценка процесса). | Вернуть учащихся к первоначальным записями. Внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. | Учащиеся используют знания, полученные на стадии осмысления. Поиск информации и аргументирование выбранного материала. | Использование синквейна. |
Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации, работа ведется индивидуально и в группах. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классификация и свойства солей
Комбинированный урок по программе Габриеляна с указанием практической части....
Методическая разработка урока "Соли, их классификация и свойства"
Данная методическая разработка предназначена для проведения урока химии в 8 классе по теме "Соли, их классификация и свойства" с использованием электронных образовательных ресурсов....
урок в рамках ФГОС по химии, УМК О. С. Габриелян " Соли их классификация и свойства"
Технологическая карта урока по химии 8 класс, УМК О. С. Габриелян " Соли их классификация и свойства"....
Соли, их классификация и свойства
Мультимедийная презентация по теме: Соли (раздел "Основные классы неорганических соединений")...
Открытый урок по химии в 8 классе «Соли: состав, классификация, номенклатура, способы получения солей.»
Цели урока:сформировать представление о солях;формировать умение определять соли, их состав, названия некоторых солей;классифицировать соли по составу кислотного остатка и по растворимости в вод...
Урок по химии: Соли, их классификация и свойства
Разработка составлена в виде технологической карты...
Технологическая карта урока " Соли , их классификация и свойства"
Технологическая карта к уроку химии " Соли , их классификация и свойства" 8 класс....